Собор всех святых – празднование Православной Церкви в честь всех святых в первую Неделю по Пятидесятнице (в восьмую Неделю после Пасхи ).
Продолжая собой празднование Пятидесятницы , когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, Собор напоминает о всём множестве святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова.
Появление общей церковной памяти всех мучеников, или же всех святых, произошло в Восточной части Римской империи не позднее конца IV – начала V века. Святитель Иоанн Златоуст (IV в.) в «Похвале всем святым, во всем мире пострадавшим» указывает день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина (IV в.) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая. Позже Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую Неделю после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их глубокую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
В годовом богослужебном круге Православной Церкви Неделя всех святых является пограничной. Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха . На утрене Недели начинается чтение «столпа» – последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после Собора начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.
На вечерне Недели читаются три паремии , содержащие ветхозаветные указания на славу святых: 1) Ис. 43 :9-14 – святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения. 2) Прем. 3 :1-9 – святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом. 3) Прем. 5 :15-6:3 – святые восторжествуют в день пришествия Господня.
Читающийся на Литургии отрывок из Послания к Евреям ( Евр. 11 :33-12:2 ) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение ( Мф. 10 :32-33 , Мф. 10 :37-38 , Мф. 19 :27-30 ) говорит о подвиге святых Божиих избранников.
Сбор идет с начала месяца.