Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Церковные таинства. Тема Плюсы и минусы таинства Крещения. Встреча от 7 февраля 2023

Цикл бесед «Церковные таинства».

Тема «Плюсы и минусы таинства Крещения».

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча от 7 февраля 2023 г.

 

– Тема сегодняшней встречи «Плюсы и минусы таинства Крещения». Мы поговорим о базовых основных вещах: почему человек крестится, для чего он крестится и что происходит с человеком в этот момент. Мы будем разбирать не те элементарные вещи, которые все знают, а разбирать то, что вам всем интересно узнать о таинстве, что кто-то забыл, и, может быть, не знал.

Крещение – что это что за слово? Откуда оно взялось? Что значит Крещение исторически? Крещение (от греческого baptizo окунаю) переводится как погружение. В нашем языке слово «крещение» перевели от слова крест, так как мы принимаем Иисуса Христа через Его Крестную смерть, а исторически крещение или погружение были и до христианства. Они были и в иудаизме, и в язычестве. И до сих пор они, наверное, сохраняются. О чем идет речь? Язычники перед тем, как стать иудеями, принимали погружение в воду и так входили в общину. Считалось, что через такое ритуальное обрядовое погружение в воду прощаются грехи. Язычники этим широко пользовались. Когда сейчас говорят, что в крещенской купели (ночью 19 января), когда люди погружаются, то все грехи омываются, то мы знаем, что это все идет оттуда. Это все очень древняя старая традиция, даже не христианская. До христианства были ветхозаветные так называемые крещения. Иудеи их тоже практиковали. Христос дает благословение своим ученикам на Крещение. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). То есть это не просто человеческое установление или церковный обычай. Это благословение Господа нашего Иисуса Христа. Чем принципиально отличается новозаветное Крещение от ветхозаветного? Тем, что после таинства Крещения в Новом Завете мы всю свою жизнь посвящаем Господу Богу. Я часто провожу аналогию Крещения с принятием присяги. Если люди стремятся начать какую-то новую жизнь (особенно военную), то они полностью свою жизнь до конца, до последней капли крови готовы посвятить чему-то возвышенному, какому-то важному делу. Также и в Крещении.  Кто осознанно крестился и помнит свое Крещение? Я крестился в детстве и не помню свое Крещение. Но я крещу людей, и все это у меня перед глазами. А большинство людей не помнят или не знают, что происходит во время Крещения. Поэтому вкратце мы сейчас тоже об этом поговорим, вспомним.

Давайте вспомним какие есть у нас цитаты, которые говорят непосредственно о самом Крещении.

Евангелие от Марка: Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16:16). Это слова Христа.

Послание к Галатам апостола Павла: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27).

Евангелие от Иоанна: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). 

Евангелие от Иоанна: Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух (Ин 3:6).

Деяния апостолов: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян 2:38).

То есть Крещение – это непосредственно то, с чем мы знакомимся в Священном Писании. Таинство Крещения – вхождение в Церковь Христову. Кто не крестится Святым Духом, тот не войдет в Царство Небесное.

Почему у крещеных есть возможность войти в Царство Небесное, а у некрещеных нет возможности войти в Царство Небесное? Как вы сами думаете? Может быть, у кого-то есть какие-то мысли? Пишите, говорите, отвечайте на мои вопросы.

Кто считает, что некрещеный, но добрый человек может войти в Царство Небесное? Это очень распространенное мнение. Человек думает, что он хороший, добрый человек. А в чем разница между хорошим и добрым человеком и вхождением в Царство Небесное крещеного человека? Причем крещеный человек не обязательно входит в Царство Небесное. У него только есть такая возможность. Господь дает такой «билет» во время Крещения – это свидетельство о Крещении. Свидетельство о Крещении – это такой документ, как паспорт о том, что мы получили гражданство в Царство Небесное. Об этом говорят святые отцы: христианин должен быть достойным гражданином Царства Небесного. А вот дойдем ли мы до Царства Небесного – большой вопрос. Это зависит не от каких-то механических погружений в воду или исполнения каких-то других обрядов, а от того войдет ли душа человека, сам полный воскрешенный человек (имею ввиду после всеобщего Воскресения). Человек полноценно войдет в Царство Небесное, если он научился жить так, как живут в Царстве Небесном. Вот в таинстве Крещения мы как раз и посвящаем свою жизнь Господу Богу. А кто был на таинстве Крещения, может быть, помнит, что в первую очередь священник читает так называемые заклинательные молитвы, которые обращаются к дьяволу. Это единственные молитвы, которые обращаются к дьяволу. Священник спрашивает у крещаемого три раза: «Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?» Крещаемый должен три раза ответить: «Отрекаюсь». Надо сказать, что у людей в этот момент реакция странная. Кто-то начинает смеяться, кто-то еще как-то реагировать. Затем говорит священник: «И дунь и плюнь на него!» И крещаемый, и крестные дуют и плюют на него. Это очень важный момент. Я всегда, когда крещу, говорю, что с максимальной серьезностью надо отнестись к этому. Недопустим смех или какая-то агрессия. Действительно, многие люди одержимы злыми духами, и когда они явно выступают против злых духов, то начинаются явные проблемы. Особенно это проявляется тогда, когда детей водили к разного рода гадателям, экстрасенсам, бабкам. Эти дети особенно неспокойно и плохо себя ведут, капризничают, хотя ведь дети до года не понимают что это такое. И когда их начинаешь помазывать, то они со всей силы из купели выпрыгивают, выскакивают. Вот такое проявление бесовское. С одной стороны, когда мы верующих детей приводим на Причастие, то это очень благоприятно влияет на здоровье души и тела ребенка. И наоборот, когда детей приводят на какие-то спиритические сеансы духовного содержания бесовского, то все это очень негативно влияет на неокрепшую душу ребенка.

Что еще происходит в таинстве Крещения? Мы отрекаемся от сатаны, мы плюем на него. И соединяемся со Христом. Это момент посвящения своей жизни Богу. Мы обещаем жить по закону Божиему – это своего рода присяга Господу Богу. В связи с этим вопрос часто задают люди, уже в комментариях пишут. Спрашивают: нужно ли крестить детей? или лучше, если они вырастут и сами разберутся? Справедливо, когда человек сам определится, когда вырастет? Вроде да, но тогда мы лишаем ребенка жизни в Церкви. Мы на подростковом клубе с детьми разбирали плюсы и минусы Крещения в детском возрасте. Что они говорили? Что если человек не крещен, то он может и не дожить до Крещения во взрослом возрасте. Дети все видят, что происходит, все болезни, коронавирус, спецоперация и т.д. Я им сказал, что если человек в детстве умирает, то это святой, святая душа. Конечно, лучше крестить в детстве. Это то же самое, как с детства дают хорошее воспитание, хорошее образование, хорошую спортивную подготовку. Есть все шансы взрастить эти семена и воплотить их в зрелом возрасте. Я убежден, что получив базовые, элементарные духовные знания в детстве, шансов спастись у таких людей больше.

Перед нами есть пример целого поколения, которое было выращено без христианства, без веры. А сейчас эти люди приходят к вере. Нам преподаватели в духовной академии рассказывали, что к ним приходили  католические священники и делились опытом. И когда они узнавали, что большинство из студентов в академии пришли в зрелом возрасте в церковь, а не были с детства выращены в культуре православной, они очень удивились. У них в Италии все с детства крещеные, воцерковленные, все о Церкви знают. Такого у них нет, чтобы стать священником, христианином в зрелом возрасте. Они даже книгу потом на итальянском языке издали про это. Несколько раз книга переиздавалась в Италии, имела успех. Советская безбожная культура поставила на нас эксперимент, и мы страдаем от этого. Есть, конечно, плюсы у советской эпохи, но минусы безбожные перекрывают все плюсы, мне кажется.

Что еще происходит в таинстве Крещения? Мы помазываемся сначала освященным маслом, которое символизирует защиту от бесов, реально помогает защититься. Помазание освященным маслом, читаются молитвы. Знаете, какая аналогия меня удивила? Когда борцы соревновались друг с другом, они мазались маслом, чтобы их нельзя было зацепить. И мы мажем освященным маслом – это такой символ. И когда идет Соборование, мы тоже мажем маслом. И когда освящаем квартиры, мы рисуем крестики маслом. Раньше по линейке чертили крестики, а сейчас уже клеим крестики специальные, а потом помазываем их маслом, когда читаем молитвы. Это как раз все и является защитой от бесов, от духовных агрессивных сил.

Что еще происходит во время Крещения? Непосредственное погружение человека в воду. Священник с головой окунает взрослого человека в освященную воду. Если нет такой возможности, то можно возливать воду освященную. Читается в этот момент молитва на освящение воды в таинстве Крещения. Человек в эту воду входит и погружается. Крестить может обычный православный священник. Но за редким исключением крестить может и любой христианин. Это делается в экстренных ситуациях. Когда человек при смерти, то он может попросить крещеного человека, и тот его может крестить. Поэтому каждый христианин должен быть к этому готов. Бывают такие случаи, когда человек умирает, а до священника далеко. Я иногда тоже выезжаю, чтобы причастить людей, но не всегда успеваю приезжать, потому что люди ждут до последнего часа. А у священника нет, как у скорой помощи, мигалки. Мы по пробкам только по нашему району можем час ехать. Наверное, это и хорошо, что нет мигалок, потому что люди вызывали бы батюшек, как скорую помощь. А нужно заранее планировать свою вечную жизнь, не за 15 минут до смерти. Так как же в экстренной ситуации крестить человека? Это не должно быть насильственное Крещение. Ни в коем случае. В истории есть пример, когда проповедники католические или протестантские насильно крестили людей без их согласия. Могли подойти с водой и со спины побрызгать, покрестить человека. Они так вот видели миссию христианства в таком бездумном Крещении. Как вы думаете? Такое механическое Крещение признается Православной Церковью или не признается? Конечно, нет. Был такой случай, когда студенты в Санкт-Петербурге в Фонтанке покрестили еврея насильственно. Это давно было.

 

Вопрос: – А говорят, что князь Владимир крестил Русь насильственно. Это правда?

 

– Это, наверное, советский миф. Никаких фактов, подтверждающих насильственное Крещение, нет. Современные язычники говорят о том, что миллионы людей были убиты, что все это было насильственно. На самом деле сопротивление было, но оно было на Севере, Северо-Западе. Княжества Новгорода, Пскова сопротивлялись, потому что там было сильное влияние язычества. Шаманы не хотели терять власть, – все как обычно из-за денег и политики – они специально подговаривали народ, чтобы те жгли храмы. А вот уже тогда, когда они жгли храмы, то их наказывали. А насильственного Крещения на Руси не было. Есть исторические исследования, это подтверждающие. Нельзя убить миллион человек, чтобы этого никто не заметил. Остались бы останки, захоронения. А если бы топили или жгли, то все равно бы все это было замечено. Эти преступления – геноцид – они бы вскрылись. Такого не было. Чего не скажешь про языческие преступления. Тризна – языческие погребальные обряды – предполагала, что когда умирал глава семьи, то хоронили с ним его жену, прислугу, скот и т.д. То есть всех убивали насильственно.  И когда люди узнали про христианство, что можно не погибать, не умирать, что можно просто молиться за умерших и доживать спокойно свою жизнь… Так что на Руси обычаи были очень жестокие. То неоязычество, что сейчас существует, хотя оно тоже агрессивное, но его нельзя поставить в один ряд с древним язычеством.  

 

Вопрос: – Почему у крещеных больше шансов на спасение? Может быть, потому что при Крещении дается благодать святого Духа и ангел-хранитель? И если ты крещеный, то в случае внезапной смерти церковь может молиться о душе?

 

– С детства мы получаем доступ к Церкви, ее таинствам, а это инструменты, которые помогают. Но если человек все исполняет механически, то на душу человека это никак не влияет.

Про Крещение Руси очень много мифов, в том числе поддерживаемых советский властью, чтобы настроить людей против Церкви. Но объективная история и наука все эти вопросы не подтверждает.

Крестим мы с какой формулой? Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь (первый раз наливается вода на человека). И Сына. Аминь (второй раз наливается вода на человека). И Святого Духа. Аминь (третий раз наливается вода на человека). Это может быть любая жидкость, даже изо рта, если вообще нет ничего под рукой. Главное, чтобы было доброе желание того человека, либо родителей несовершеннолетнего человека, которого крестят. Если человек, Слава Богу, выжил и пришел в себя, то таинство Крещения заканчивает уже священник в храме.

Без сознания, конечно, покрестить человека, даже экстренно, уже не получится. Мы говорили про то, что одного еврея крестили насильственно. Он обратился в Священный Синод, спросил, как ему теперь быть. Ему ответили, что это Крещение недействительно. Этот случай, кажется, был еще до революции.

При таинстве Крещения должно быть наличие крестных. Крестные или восприемники, которые принимают ребенка из купели и становятся его помощниками в деле спасения. По традиции на Руси и во всех христианских странах если что-то с родителями случалось, то крестный должен был взять ребенка на воспитание. И поэтому никаких сирот, беспризорников и детских домов никогда на Руси не было. Все дети были пристроены, Слава Богу. Но смертность была большая, особенно у рожениц.

После Крещения человек надевает православный крест, крестильную рубашку и миропомазывается. Миропомазывание – это отдельное таинство. У него есть разный исторический контекст и, наверное, мы его отдельно разберем. Если сказать кратко, то миропомазание дает дары Святого Духа. Вокруг купели проходят с крестными крещаемый ребенок либо взрослый. Таким образом становятся крестными. Кто не участвовал в таком крестном ходе вокруг купели, тот крестным не становится. В наших русских православных традициях крестным становится тот, кто с крещаемым одного пола. В других церквях может быть и по десять крестных. Почему одного пола? Часто встречается так, что человек стал крестным, а потом эти люди захотели жениться между собой, а теоретически это запрещено. Поэтому в Русской Православной Церкви установлено, что крестным становится человек того же пола, что и крещаемый ребенок. Если вы на крещение для мальчика позовете женщину, то она не будет крестной у этого ребенка. Ребенок будет без крестного. Крестным у одного человека может стать только один человек и только одного пола с крещаемым. До 16 лет человек нуждается в крестном. И, соответственно, крестным может стать крещеный человек после 16 лет. Что еще? Подстригают волосы. Волосы – это тоже символ посвящения человека Господу Богу. Небольшие кусочки волос священник с молитвой постригает в форме креста на лбу, на макушке и по бокам. Священник все это время молится о крестных в ектении, освящает воду… Это все древняя церковная практика.

Какие плюсы? У крещеного человека есть возможность войти в Царство Небесное. Могут ли войти некрещеные люди в Царство Небесное? Это решаем не мы, этот вопрос решает Господь Бог. И слава Богу! Иногда мне пишут люди на богословские темы или спрашивают об этом. Я всегда отвечаю: «Слава Богу, что не вы решаете эти вопросы». На меня иногда обижаются. А вы представляете, как брать на себя такую ответственность: кто спасется, а кто не спасется? И я рад, что не я решаю такие вопросы. У нас есть, так скажем, базовый минимум, как войти в Царство Небесное. А войдем мы туда или нет? Это скажет Господь. Он будет смотреть на душу человека. Очищена ли душа от страстей (хотя бы минимально), есть ли куда приложить благодать Божию, чтобы человек и дальше развивался, или у него ориентир в другую сторону, в безбожную жизнь. Во всем этом Господь Сам разберется. Не нужно думать и считать себя святее или добрее Господа Бога. Некоторые говорят: «А я не согласен со Христом, что только крещеные войдут в Царство Небесное». Я считаю, что Господь Сам разберется. Я верю в милосердие Божие, в то, что у нас, у тех, кто стремятся ко спасению, регулярно исповедываются и причащаются, может быть, не у ста процентов, но у 90 процентов есть шанс. Понятно, что мы не будем с апостолами по левую и по правую сторону сидеть на престоле Господнем, а вот где-нибудь на скамеечке, рядом нас Господь пустит (смеется). Иначе смысл тогда всего?

Чрезмерная самонадеянность на спасение при греховной жизни, а также и чрезмерное уныние от того, что мы не спасемся, когда мы ведем христианский образ жизни, тоже являются грехом. Надо надеяться на лучшее и делать все, что необходимо. А Господь, я уверен, разберется лучше нас. Но акцент надо делать на свое внутреннее духовное состояние. Если наше сердце полно обиды, ненависти, злости, гнева, сребролюбия, блуда и других страстей, то, естественно, такой человек не то, чтобы не войдет, он некомфортно будет себя ощущать в Царстве Небесном, потому что благодать Божия или благодатный огонь, как говорят святые отцы, один у Бога. И для кого-то он является адским огнем, а для кого-то он является благодатным огнем.

Я иногда сталкиваюсь с людьми, которые не могут зайти в храм, кружат, кружат. Жена заходит в храм, а муж не может зайти в храм, его не пускает. Или кто-то себя пересиливает, а у него все начинает болеть, внутри жжет все. О чем это говорит? Это не психосоматика, а это реальная бесовщина, которая овладела душой этого человека. Особенно тяжело тем людям, которые занимались какой-то оккультной практикой. Когда мы посвящаем свою жизнь бесам, они так просто из нашей жизни не уходят, они мстят до конца. И надо сказать, что одно из самых страшных наказаний у первых христиан было отдать что-то бесам. Когда людей по каким-то причинам, по грехам отлучали от Причастия, это называлось «отдать бесам». Люди отлучались от Церкви, а вне Церкви нет и спасения. То есть уже здесь, при жизни люди активно начинали страдать от воздействия бесовских сил. Так и есть. Я тоже периодически с людьми общаюсь. Они говорят: «Мы как-то все причащались, причащались, потом привыкли, все это надоело. И мы начали заниматься оккультной практикой». Сейчас развелось этого много всего: какие-то карты Таро, нумерология, астрология, карты желаний, схемы, визуализация и т.д. Внешне все кажется красиво, а на самом деле – это чистой воды бесовщина.  Люди, занимающиеся этим, понимают потом что они потеряли. Спокойствие души, спокойствие духа – это ценный дар Божий. Почему мы все стремимся к Церкви, к смирению? Потому что это состояние души человека, живущего с миром, смиренно. А когда ты мир в сердце теряешь и пытаешься чем-то его заполнить (вещами, машинами, квартирами и прочее), то и остановиться, и успокоиться не можешь. Бесы воруют время. Сколько усилий надо, чтобы все это добыть, потом все это содержать? И мы теряем этот мирный дух, спокойствие, и человек страдает. А когда он понимает и начинает возвращаться, то бесы начинают мстить. Причем эта месть очень реальная. Я опытный христианин. Может быть, неопытный священник, но христианин опытный, в церкви уже около 30 лет. И даже я, когда эти вещи слышу, у меня «мурашки идут» от реальной чистой воды бесовщины. И вот как раз в таинстве Крещения мы выдвигаемся против дьяволов. И если мы потом вышли из-под Господа Бога, то бесы начинают мстить реально. Это каждый священник может вам подтвердить. Из своего опыта скажу. Когда я начинаю людей «вытаскивать» из какой-то бесовщины, то они и священникам начинают мстить. В моей практике – это постоянно поломки автомобиля. Может быть, потому что мы, как на скорой помощи, приезжаем на машинах к людям? Когда в квартирах творится бесовщина, а ты освящаешь квартиру, то тут же попадаешь в какую-то «заваруху». Я это прослеживаю периодически. Один раз так же помог людям. Возвращаясь, еду по улице Амундсена. Дорога чистая. Я ехал на автомобиле «Волга» в Кольцово, где служил. Никого на дороге нет. И тут мне прилетает камень спереди. Прилетает сначала в капот, потом провернулся и оставил след (есть у меня фотография) как будто 3–4  когтями процарапал, а потом прилетел в лобовое стекло прямо напротив меня. Разбилось лобовое стекло вдребезги. Слава Богу, стекло не выбило. Я был в шоке. Ни одной машины. Метрах в 300-х кто-то ехал. Может ли быть такое? Периодически такое случается. И недавно моя машина пострадала, не подлежит восстановлению. Слава Богу, меня не было в ней. И никто не пострадал. Я благодарю Бога, что «отделываюсь» машинами. Хуже, когда с семьей что-то происходит. Знаю одного священника, который писал книгу про бесов. Он, в процессе написания, поломал себе все, что можно – руки, ноги, потом компьютер, на котором набирал текст. То есть, они реально не хотят, чтобы мы открывали людям истину, рассказывали правду про них. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Святые старцы реально все болели, на них «живого места не было», потому что они вытаскивали людей из этой бесовщины.

Минусы таинства Крещения. Кто может сказать какие есть минусы у таинства Крещения? (Присутствующие начинают рассуждать).

Надо сказать, что ничто так не гонит в храм человека, как бесы. Те, кто реально столкнулись, кто столкнулся с этим реальным миром (причем это не какая-то там шизофрения), бегут в храм как ошпаренные. Это психически здоровые люди, но они боятся даже об этом рассказать, чтобы о них не подумали чего-нибудь. Они хорошие люди. Но есть люди, которые умышленно туда идут. Я и с такими общался. Это отдельная тема.

Крещение совершается один раз в жизни. И в этом таинстве прощаются все грехи автоматически. Как только ты уверовал в Христа, как только ты Его принял и крестишься, то все грехи прощаются. Мы знаем, что все грехи – родовые, первородные – переходят по наследству. Спрашивают: «Зачем крестить ребенка?» А первородный грех-то никто не отменял, родовые грехи тоже переходят по наследству. Это как болезни: многие болезни переходят по наследству. И если человек не крестится, не прерывает эту связь греховную, он страдает. Да. Крещение проходит один раз в жизни. Но грехи прощаются еще и в таинстве покаяния – Исповеди и Причастия. Тут прощение грехов зависит не от того, что мы признаем Христа, а зависит от степени раскаяния человека, от его осознания, от его подготовки, осознанности. Более требовательно здесь Господь прощает грехи, не как в первый раз. С детства помню картинку, на которой было изображено, что когда человек покрестился, то у него душа как белая одежда, а потом, когда он согрешил, то душа вся черная, а когда покаялся, то она стала серого цвета. И чем мы искренне каемся перед Господом Богом (достойно причащаться, наверное, нельзя, если человек считает, что он достоин, то он считает, что он равен Господу Богу), тем максимально Он очищает нашу душу. Почему рубашка крестильная белая? Потому что она символизирует чистоту души, которую мы должны постараться пронести всю жизнь.

Какие еще минусы таинства Крещения? Один из минусов – это то, что тебе нужно полностью переосмыслить жизнь. Для многих это неприемлемо. Человек привык жить в своем мире, в своем болоте, из которого вылезать неохота. Всегда очень тяжело выходить из зоны комфорта. В воскресенье пришла на Крещение женщина и говорит: «А что? В воду залазить надо? А еще рубашку за тысячу рублей купить?» Я отвечаю: «Если вас это останавливает, то о чем мы говорим? Зачем вам это надо? Вы понимаете, что вам надо будет поститься, грехи свои на Исповеди называть священнику?» Она отвечает: «Я читала, что не надо поститься». Понятно здесь все.

Крещение – это полное изменение своей жизни. Я часто привожу в пример спортсменов. Аскетами сначала называли всех спортсменов, которые не ради шоу, как сейчас, а ради спорта настоящего были подвижниками. Чтобы достичь каких-то достижений в спорте, надо полностью подстроить свою жизнь под этот вид спорта. Это и питание, и тренировки, и режим дня, и соревнования. Все, чтобы достичь какой-то цели. Для этого надо всю свою жизнь перестроить. А тут мы говорим про вечную жизнь, про Царствие Небесное. Насколько надо всю свою жизнь перестроить? Тут и интимная жизнь тоже входит. У спортсменов тоже интимная жизнь во время соревнований прекращается, кстати. Так и мы с вами тоже какого-то рода спортсмены. Мы нацелены на результат, который не в этой жизни. Но бонусы мы уже в этой жизни получаем. Какие? Становимся лучше, добрее, милосерднее. Это все тоже в земной жизни помогает человеку. Особенно сложно тем, кто в зрелом возрасте приходят к Богу. Им памятники ставить надо, если они смогли это. Конечно, не без помощи Божией все это происходит, но нужно очень много усилий. Другое дело, когда с детства человек крещен. Я считаю, что у него больше шансов. Часто вижу, что если дети с детства получают от бабушек своих какие-то базовые знания о Церкви, то у них в зрелом возрасте нет такого отторжения. И наоборот, если им в детстве говорили, что в церкви плохо, попы такие-сякие, бабушек обманывают, на мерседесах ездят… Люди не могут потом всю жизнь от этих стереотипов избавиться. Конечно, я не говорю, что все батюшки святые. Есть и те, кто злоупотребляет своим положением. Но что далеко ходить, у Христа один из учеников оказался предателем. Я уверен, что Господь специально его призвал, чтобы показать человеческий фактор. Та женщина, что приходила, говорила: «Я знаю, что есть такие священники, которые осуждены за растление несовершеннолетних». Да. И таким страстям тоже подвержены. Важный фактор – благодать таинства Крещения не меняет волю человека, его привычки и характер. Она только помогает меняться. Было бы здорово, если бы ты покрестился и тут же стал святым. И не грехов у тебя, ни страстей… Нет. Грехи-то у тебя прощаются, а привычки и характер остались прежними. Большинство наших священников пришли в храм в зрелом возрасте. Такого нет в других странах, которые жили по традициям, где не было все это искажено безбожной властью. Если у нас половина священников пришли из ниоткуда (кто-то из бизнеса, а кто-то и из бандитов), то откуда у них возьмется какой-то опыт личный? Слава Богу, что хоть такие есть. Конечно, Церковь страдает от этого. Но, значит, такая воля Божия. Это те священники, которых мы заслужили. Таким образом, еще один минус – это то, что свою жизнь нужно полностью подстраивать, что для новоначального очень сложно. Поститься. Для некоторых запреты интимной жизни тяжелы, потому что интернет полностью развращает человека. И если человека с детства не научили грамотно пользоваться этими инструментами интимной жизни, то ему очень сложно. Человек, ведущий нецеломудренный образ жизни, до Причасти, до таинства Церкви не допускается. И когда человек крестится, ему надо будет измениться.

 

Вопрос: – Как Господь определяет кому дать благодать? Кого-то коснется благодать, а кто-то так и проживет с каменным сердцем, и не узнает, не поймет сути христианства.

 

– Очень интересный вопрос. Я тоже периодически думаю на эту тему. Я отвечаю на этот каверзный вопрос для себя (не за Господа Бога), что Господь все знает, Он абсолютно все знает. Он знает, что с человеком будет, если Он ему откроется. Знает, как он отреагирует. Потому что гораздо хуже, если Господь человеку открылся, а он выбрал жизнь не с Ним. Это как бесы. Они прекрасно знают о Боге. Они знают о Нем лучше нас, «шкурой своей» чувствуют Его (хотя у них нет шкуры, это образно я так говорю). Духи, бесы, ангелы все бестелесные, бесформенные. Мы их рисуем, как животных или юношей красивых – это наше восприятие, нам так удобнее. Во времена Сергия Радонежского бесы являлись как литовские воины, в древности святым подвижникам бесы являлись как чернокожие люди, нам сейчас являются как инопланетяне, гуманоиды. Бесы принимают такую форму, какую мы воспримем адекватно. Бесы прекрасно знают о Господе Боге, но они осознанно выбрали жизнь без Него. Поэтому господь касается нашего сердца тогда (я думаю), когда мы готовы воспринять жизнь с Господом Богом. А это не всегда в детстве, не всегда в зрелом возрасте, иногда это уже в преклонном возрасте. А если Господь знает, что ожесточено сердце человека, то, как бы Он ему ни открывался, это будет противление. Наверное, поэтому Господь не открывается. Лучше человек Его будет не знать, чем он уподобится бесам, которые осознанно выбрали. Вопрос сложный. Это промысел Божий, и я воспринимаю промысел Божий как самое лучшее, что может быть с человеком. Господь все это сотворил, Он все это на протяжении многих тысяч лет поддерживает (энергия эта сама по себе ниоткуда не берется, мы все и все вокруг состоит из энергии), дает Божественную энергию, дает нам слово Божественное.

 

Вопрос: – Господь нас создал для жизни вечной. Ему, как любящему родителю, горестно, что какая-то часть людей портится. Он все нам дал, создал нас для жизни вечной, а какая-то часть людей отпадает. Он наблюдает, как многие душевно и духовно разлагаются, гниют. А любящий родитель, бывает, и хитростью, и мудростью спасает неразумное дитя. А получается, что дети сами погибают.  

 

– В этом и заключается самая большая любовь, когда ты даешь свободу выбора человеку. Вот звери живут по закону природы. У них есть какие-то границы, они в этих границах живут. У них нет понятия добра или зла. Господь мог бы и человека сотворить таким или более развитым животным. Так чем мы от животных отличаемся? Тем, что у нас есть свобода выбора: поступить как Господь хочет или как мы хотим. И в этом высочайшее проявление любви Бога по отношению к нам. У нас же искаженное понимание любви, мы считаем, что если мы любим, то все должно быть по-нашему. Это насильственное проявление любви. Как говорят: «Если я люблю, то все должно быть по-моему… Я же лучше знаю… Дети должны жить так…» А вот у Господа Бога совершенная любовь. Он дает все, чтобы человек жил с Ним: время, финансы, Священное Писание, Церковь. И ждет. Этот вопрос сложный, имеющий экзистенциальный, духовный смысл. Ответ знает один Господь. Единственное, что меня утешает, что Он говорит: «Когда ко мне придете, то уже ничего не спросите. Все станет ясно и понятно». Мы все узнаем. У Бога есть божественная логика, которая далеко не всегда объясняется нашей, человеческой логикой. По-нашему, ребенок должен жить долго, вырасти и т.д. А по логике Божественной уже сейчас этому ребенку надо быть в Царстве Небесном, уйти из земной жизни. А у родителей конфликт: мир рушится. А Господь решил так. Кто научился принимать волю Божию, те войдут в Царство Небесное. Скорее всего. Потому что святые отцы так говорили. Например, Амвросий Оптинский говорил, что если ты всем добродетелям научился, а смирения у тебя нет, то в Царство Небесное ты не войдешь. А если у тебя смирение одно только будет, принятие воли Божией, то для тебя это – самое лучшее, что может быть в этой жизни. Но это не значит, что я со всем смирился и живу. Это значит, что жизнь свою надо поменять. Иногда, чтобы научиться этому смирению, надо пройти все «круги ада» этой земной жизни и дойти до Господа Бога.

 

Вопрос: – Можно ли сравнить Крещение ребенка и воспитание в Православной вере с научением труду. Я работаю и приучаю детей трудиться, чтобы они научились жить своим трудом и могли жить самостоятельно.

 

– Конечно. Я обычно сравниваю Крещение и воспитание в Православной вере со школой. Мы здесь на земле живем, чтобы научиться жить как люди Божии живут в Царстве Небесном. Здесь мы этому только учимся. И если у человека что-то не получается в школе, то ему задают заданий больше. Если не получается одно задание решить, то задают два, а не получается два решить, то задают три или четыре… И пока ты задачи не научишься решать, от тебя не отстанут. А если ты не хочешь решать, то тебя могут из школы отчислить. Это говорит о том, что если человек не хочет духовно развиваться, то Господь ставит на таком человеке крест. Зачем дальше жить тебе, чтобы и дальше жить в грехе и приумножать грех? Господь призывает. Вот поэтому мы и учимся всему на протяжении всей нашей жизни. А вот научимся или нет – большой вопрос. Но Господь все дает, весь базовый инструмент, все базовые знания Он нам дает.

 

Вопрос: – Трудно сочетать жизнь в Церкви с семейной жизнью. Например, отдых с семьей, с детьми на природе, особенно тем, кто служит или помогает в храме.

 

– Не знаю. У меня никакой проблемы нет. Наверное, когда люди в семье кто-то верующий, а кто-то неверующий, то, наверное, да. У нас вся семья (если не болеют) в храме в воскресенье. Потом уже все остальное. Один из минусов – это то, что приходят к Богу не всей семьей, а поэтапно. Тот, кто пришел, верит, что у него получится. Он первый пришел, а потом за собой всех подтягивает. За редким исключением, вся семья становится верующей.

 

Вопрос: – Скажите, а крещеные больше в группе риска, чем некрещеные? Они большим нападкам от сатаны будут подвергаться?

 

– Если отойдут от Бога, то да. Если они отойдут от Бога, то бесы будут им мстить. Они и так будут мстить всегда за то, что мы люди, за то, что Господь нас поставил выше бесов, даже выше ангелов, выше духов. Ангелы и бесы – это служебные духи, которые помогают Господу Богу управлять земным миром в том числе. А в этой иерархии человек выше служебных духов. И за это бесы обиделись на Господа Бога, в том числе и за это. Еще и, наверное, по каким-то своим причинам. У них силы больше, возможностей больше. Но для Бога даже самый последний человек важнее, чем ангел. Представляете? Он так нас любит, что даже Сына Своего, Иисуса Христа (с Его же желания) отдал за людей умирать на Кресте. Это не человеческая логика, это Божественная логика. Возвращаясь к таинству Крещения. Почему мы крестимся? Потому что была такая традиция в древности. Пока мы не поймем той, древней логики, мы и сейчас не поймем зачем люди крестились, зачем нужна эта вода. Вода нужна, чтобы очистить. Сейчас она играет больше символическую роль.

 

Вопрос: – В Евангелие от Матфея описывается Крещение Христа Иоанном Крестителем. А в какую веру Иоанн крестил Иисуса Христа, если христианства еще не было?

 

– Вот об этом я и говорю, что разница в том, что мы крестимся Крещением Христова в веру христианскую, посвящаем себя Христу, Господу нашему Иисусу Христу. А в древности это было обрядом омовения от грехов. Когда Иоанн Креститель крестил, он собирал общину, вот эту чистую общину, которая войдет в Церковь Христову. Христос – предводитель этой общины, Он тоже принимает на себя Крещение. А евреи также совершали постоянно эти омовения, погружения. Язычники тоже совершали омовения, но чтобы перейти из язычества в иудаизм, нужно было провести это омовение, очищение. То омовение не являлось само по себе посвящением в иудаизм, было еще много другого. А наше Крещение тем и отличается, что в данный момент мы не просто очищаемся от грехов (как в проруби вода на Крещение Господне), а мы жизнь в этот момент посвящаем Господу Богу.  Ныряем в воду ветхозаветным человеком, а выныриваем новозаветным человеком, очищенным и искупленным Господом нашим Иисусом Христом. Это принципиальная разница. А основание древнее – омовение. Христиане взяли это за основу. Христос сам не стеснялся креститься. Крещение Иоанново было от грехов, а у Христа не было грехов. Богословы говорят, что в данном случае Христос представлял собой весь человеческий род. Показывал, что весь человеческий род нуждается в этом причащении, очищении от грехов. И Сам идет. И крестится. Как сейчас говорят «корпоративная личность».  Для Него это было как проповедь, как начало новой жизни. После Крещения Он удалился в пустыню, а потом является в Капернаум, начинает там проповедовать о Христе.

 

Вопрос: – А что за история с ангелом-хранителем, который дается при Крещении? Меня вчера поздравили с днем моего ангела-хранителя, а я понятия не имею что это такое.

 

– Это еще один из бонусов, который дается при Крещении. При Крещении человеку дается ангел-хранитель. В христианской истории у человека могут быть много ангелов-хранителей. Один ангел – это тот, который дается при Крещении, а другой ангел, как говорят святые отцы, может быть святым, который вас сохраняет и защищает в том случае, если вы ему молитесь. И хотя говорят, что он автоматически помогает, но это не так.

В нашей христианской традиции при Крещении нам дают имя в честь какого-то святого. В сербской церкви существует другая традиция, а в греческой церкви – другая. По нашим традициям, если у человека с его именем нет такого святого (например, есть имена Алена, Оксана, Вячеслав), то даются имена тех святых, которые есть, которых сам человек выбирает. И если ты этому святому молишься, то он тебе помогает. А Небесным покровителем является ангел, который дается при Крещении. Небесными покровителями для нас являются еще и те святые, которым мы молимся. Они и ангел-хранитель – наши хранители от всякого зла. Чем большему количеству святых мы молимся, тем больше у нас Небесных покровителей.

У нас в храме перед Крещением проводятся беседы, на которых мы подробно все проговариваем. Во время Крещения, когда я провожу это таинство, я тоже подробно все проговариваю. Мой совет – не идите туда, где дешевле или меньше народа, где вас не заставят залазить в купель и т.п. Тут должно быть осознанное и максимально подготовленное состояние у человека. А если мы идем по пути наименьшего сопротивления, хотим находиться в комфорте, не хотим проходить лекции, беседы, то, принимая Крещение и, соответственно, признавая Господа Бога своим спасителем теоретически, по факту ничего не знаем, к сожалению. И вот большинство крещеных людей у нас, к сожалению, в таком состоянии и находятся. Но, к сожалению, и те крещаемые, кому все объясняешь, не факт, что остаются в церкви. Где те тысячи людей, которых мы в нашем храме покрестили?  Где они? Только единицы, как вы же сегодня и говорили, доходят, единиц Господь касается сердца. Остальные не готовы, они крестятся по какой-то традиции, потому что мы русские православные люди. Поэтому, слава Богу, что есть священники. Можно обратиться к священнику, и он подскажет вам все, что касается имени, дня Крещения и все-все другое. Это мы разберем уже на следующей беседе.

Пожертвования храму

Сбор идет с начала каждого месяца.

Мы в Telegram