Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Притчи Иисуса Христа. Тема Что будет с немилосердными? Встреча 10 января 2023

Цикл бесед «Притчи Иисуса Христа».

Тема «Что будет с немилосердными?»

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча 10 января 2023 г.

 

– Всем здравствуйте. Всех рад видеть после Нового года и Рождества Христова. Сейчас проверим звук нашей трансляции.

Сегодня тема нашей встречи «Что будет с немилосердными?» Это притча о немилосердном рабе. Притча звучит так: что будет с немилосердными людьми (на примере притчи Христа о немилосердном рабе). Она также называется: о немилосердном взаимодавце или о немилосердном человеке. Давайте прочитаем ее. Это Евангелие от Матфея, 18 глава, 23–35 стихи. И потом поговорим на эту тему. Очень актуальную. Хотя все притчи Христа всегда и для всех актуальны.

Евангелие от Матфея, Глава 18,  стихи с 23 по 35:

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «Государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «Потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»  И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Хочется прочитать предысторию. Почему Христос рассказал эту притчу? К Нему подходит Петр и спрашивает: «Сколько должно прощать своим врагам?» Надо сказать, что иудеи делились на две группы, исходя из Ветхого Завета. Одни говорили, что прощать можно два раза, а на третий раз прощать нельзя. Другие говорили, что прощать надо три раза максимум. А апостол Петр говорит, что он проанализировал учение Иисуса. И, наверное, семь раз нужно прощать. Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но семижды семидесяти раз» (Мф: 18: 22). Семьдесят по семь – это не какая-то конкретная цифра. Не нужно умножать и считать кого сколько раз можно простить, конечно же (смеется). Это была такая символичная фраза. Она означала, что прощать надо бесконечно. Христос для этого и дает притчу о немилосердном рабе.

Давайте сразу разберем: какие здесь есть персонажи. Царь или господин дома, государь еще он здесь называется. Кто это? Конечно же, Господь Бог. Далее. Первый должник и второй должник. Первый должник – это человек, который задолжал 10 тысяч талантов. Мы уже как-то с вами считали. Сколько это примерно? В одном таланте 6 тысяч динарий. То есть задолжал 60 миллионов динарий. Один талант, мы ранее говорили, примерная суточная оплата одного человека. На наши деньги если считать, то примерно полторы тысячи рублей в сутки (суточная оплата). Если умножить, то получается 90 миллиардов рублей. Вот так вот просто задолжал 90 миллиардов рублей. Конечно, это притча. Конечно, это не какая-то реальная история. Христос гиперболизирует в своих притчах, в какой-то степени провоцирует людей. Это делается с главной целью, чтобы донести смысл.

Для чего Господь использует такое количество? Десять тысяч талантов? Показать, что мы Богу, нашему Господину должны такую сумму, которую никогда мы отдать не сможем. Он дал нам жизнь, дал все для нас необходимое – время, средства, таланты. И еще Он постоянно нас прощает. Мы постоянно грешим, а Он постоянно нас прощает. Сколько все это стоит? Во сколько мы можем оценить свое здоровье? Это бесконечная сумма. Мы все бы отдали за нашу жизнь, если бы у человека была такая возможность. Если бы человек стоял на пороге между жизнью и смертью, чтобы как-то еще продлить ее кто ради чего (кто-то чтобы покаяться, кто-то для того, чтобы дальше грешить). И этот человек – главный герой, которого простил Господь – это мы. А второй человек, которого не простили – это наши близкие. Вот такая вот притча.

Какой главный вывод из притчи? Господь все нам прощает. А какой механизм прощения? Это же не автоматически наступает прощение. Прощение наступает, когда Господь искупил всех людей на Кресте. С того момента у человека есть возможность последовать за Христом, признать Его своим Спасителем. Или отнестись ко всему этому как к интересному или не очень факту, и жить своей жизнью. И вот христиане – это те люди, которые посвящают свою жизнь Господу Богу в таинстве Крещения. Тем самым Господь принимает их в Церковь. Это такой видимый акт вступления в Церковь. Это как присяга. Я часто сравниваю Крещение с присягой. У военных есть присяга, они посвящают свою жизнь государству, армии. А христианин посвящает свою жизнь Господу Богу. И, конечно же, после Крещения на человека налагаются обязательства. Что это значит? Жить по Закону Божиему. А если человек не живет по закону? Или военный человек не живет по Уставу? В какой-то момент его хватают, и он расплачивается за свои преступления самовольные. Так же и в Церкви. Получается, что Господь нас ждет, пока мы здесь с вами живем. Но наступает время, когда приходится расплачиваться с Господом Богом. Это уже вечная жизнь. И если человек свою жизнь здесь посвятил Господу Богу и, соответственно, живет по Закону Божиему, то Господь все нам прощает. А если мы не прощаем нашим должникам? Имеются ввиду не финансовые вопросы, хотя и финансовые тоже в какой-то степени. Другое дело, что человек официально попросил какие-то средства и не отдает. Это не значит, что можно все ему простить до копейки. Нет, человек может требовать. Ведь он же ждал. А если человек попал в такую ситуацию, что он не может физически отдать? И, что бы он не сделал, никак не сможет вернуть средства? С христианской точки зрения мы должны максимально долго ждать. А в идеале и забыть про это. Это то, о чем говорит Христос. Это идеал. Понятно, что эта планка для нас не всегда даже понимаемая, а тем более реализуемая. О чем это говорит? О том, что стремиться и работать над собой мы должны всю свою жизнь земную, эту короткую жизнь.

Что происходит с теми людьми, которым Господь все дал, которым прощает (особенно христианам)? С теми, кто немилосердный, не прощает своих обидчиков, не прощает своих врагов? Господь напоминает, что конец их будет очень печальным. Он намекает на то, что «…весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»  И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям. То есть его посадили в долговую яму. Сейчас это такое образное выражение. А тогда это – долговая яма – было на самом деле. То есть человека садили в яму. И пока за него не внесут долг или выкуп родственники с процентами, его не отпускали. А тут государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Но такой долг бесконечный он отдать не как не смог бы. Соответственно, и муки его будут бесконечное время. Намекая на адские страдания, Господь никогда не говорит, что все спасутся. Есть такая ересь даже в современном нашем богословии. Почему-то озвучивается, что все спасутся. Это ересь, апокатастасис. У католиков она в том числе присутствует. Там есть такие так называемые чистилища в аду, где люди очищаются и, в конце концов, становятся святыми. У православных такого учения нет, потому что Христос никогда об этом не говорит. Откуда это появилось? Под воздействием неких еретиков. Что говорит Христос? Христос говорит, что люди спасутся. Те, которые милосердные. Христос никогда не делает акцент на религиозном исполнении каких-то обязанностей, каких-то духовных обязанностей. Почему? Возможно потому, что иудеи итак были на этом помешаны. У них итак это было поставлено во главу угла. И говорить об этом с ними даже и не стоило. Они, наоборот, делали упор на религиозную жизнь, на все эти предписания, а духовно-нравственная сторона, человеческие отношения, у них были далеко не на высоком уровне. Скорее даже на очень низком. Христос периодические такие притчи и говорит. Если бы все были святые, то Он бы об этом не говорил, не напоминал бы. И за 2 000 лет ничто не поменялось. Как мы были злыми, немилосердными, и не прощаем даже своих родных и близких. Часто очень приходится сталкиваться с такими ситуациями. Люди всю свою жизнь эту обиду несут, от этого страдают они сами, страдают их родные и близкие. И горечь, и печаль наступают. Но нет же. Люди до конца… А почему? А потому, что это очень сложно. И если я говорю это с такой легкостью, то это не значит, что у меня нет никакой обиды ни на кого. Не со всеми мне одинаково приятно общаться. Как в моей жизни я пытаюсь это преодолеть, эту обиду? Теми же самыми рассуждениями, надо сказать. Понимаю, что Господь мне все дает. Все, что мне необходимо, у меня все есть. Могу ли я на кого-то бесконечно обижаться, если человек в какой-то ситуации поступает неблагочестиво, не с уважением? Нет. Потому, что люди все разные. Господь от меня требует милосердия, образца. Он меня привел в Церковь. Так как я еще являюсь служителем церковным, примером и образцом, Господь сделал на меня ставку (как и на всех христиан). Ведь то, что мы с вами здесь находимся, это тоже милость Божия, Божий промысел. Мы не заработали это какими-то своими усилиями. Об этом тоже много слов Христа. Но есть такие моменты, когда ты все это умом понимаешь, но с этой обидой ты сделать ничего не можешь. Тебе тяжело переживать этот внутренний конфликт. С одной стороны, ты христианин, а с другой стороны, тебе нужно проявить какую-то справедливость. И человека изнутри это разрывает. И меня, в том числе. И я пытаюсь справиться молитвой. Просто молитвой, когда ты по живому обращаешься к Господу Богу. И Господь откликается. И твое сердце успокаивается в данный момент. А через 10–15 минут ты это забываешь. Но потом ты опять вспоминаешь эту обиду (смеется). Потому, что память у нас никуда не исчезает. Но со временем мы все это забываем, эмоции наши остывают, становится как-то проще, спокойнее. Все с этим сталкиваются. Нет какого-то универсального решения, когда что-то сделал, прочитал какие-то заклинательные молитвы, тут же отлегло от сердца, и все враги мои стали поверженными, тут же стали мне все подчиняться. Даже есть такие молитвы. Может быть, слышали? Заклинательные молитвы, оградительные заклинания. Некоторые даже нашу молитву по соглашению, которую мы с вами читаем, тоже используют как оберег, а не личное желание помолиться друг за друга.

Чтобы всем было плохо, а мне хорошо – это не христианское представление о религиозной жизни. А все, что Господь нам дает в Церкви, включая все обряды церковные, все таинства церковные, они лишь с одной целью даны нам Господом Богом – для того, чтобы нам бороться с нашими страстями. С гневом, с гордостью, со всеми вытекающими последствиями из этих грехов. Их так много, что если я начну их все перечислять, то не хватит нам даже оставшегося времени беседы. Само по себе участие в жизни христианской церкви не приближает автоматически нас ко Христу, не делает достойными нас Царствия Небесного. Так это не работает. Вот. Но именно так это представляли иудеи. Их вера на тот момент действительно была самая правильная. И Христос это подтверждает. Но говорит, что придет время, и каждый будет молиться не только в иерусалимском храме, но в любом месте. Он намекает на то, что христиане разойдутся по всему миру. И в данный момент, я считаю, что спасение придет тоже от православных христиан. Не надо меня обвинять в экуменизме. Я считаю, что спасение тоже от христианской веры. Но само по себе участие в христианской вере не приводит нас ко Христу. И тем более к Царствию Небесному. А иногда даже приведет нас к тому состоянию, о котором говорил Христос. Он нам все простил, когда мы пришли в Церковь и приняли таинство Крещения. Он нас очистил. Мы в какой-то момент стали безгрешными. Потом, в результате своей неправильной, искаженной жизни, иногда из-за каких-то неправильных представлений, иногда даже навязанных в Церкви (тоже можно услышать такие настроения, что мы самые правильные, никто нам нипочем, мы можем делать все, что хотим), мы утратили это состояние, данное нам Христом.

Христос же так себя не вел. Он же до конца всех прощал. И это говорит как раз о личном прощении. Это не говорит о том, что если наших родных, наших близких, нашу Церковь уничтожают, с нами враждуют постоянно, то мы займем нейтральную позицию: мы христиане, мы «лапки подняли» и ничего с этим не будем делать. Нет. Вот когда речь идет о любви к близким, то мы должны защищать. Как говорит Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). А под душою древние люди (по крайне мере во времена Иисуса Христа) всегда понимали жизнь. То есть жизнь и душа – это были одинаковые слова. Души как таковой не было. Это уже более античное учение о душе, которое Церковь приняла. И святые отцы до конца не знали. То есть было два понимания о составности человека: двухсоставности и трехсоставности.  Где душа и тело. Или дух, душа и тело. В принципе и неважно из чего состоит человек. Человек состоит из тела точно, из чего-то невидимого тоже точно. Как это называть? Дух? Душа? Не принципиально. Принципиально то, что если мы милосердием свою жизнь не наполним, то не научимся жить по-христиански. Это самое тяжелое, самое основное с точки зрения Христа, именно Господа Бога, а не каких-то отдельных священников или какого-то религиозного учения. С точки зрения Христа, сына Божиего милосердие – это самый основной критерий для спасения души человека. Вот если мы этому не научимся, то не важно к какой церкви мы будем принадлежать, учениками каких священников или старцев мы будем. Важно то, что Господь скажет: «А что вы сюда пришли? Что вы сделали для того, чтобы войти в Царствие Небесное? Вы свою жизнь наполнили милосердием?» Скорее всего. Я убежден, что так и будет. А если нам сейчас нечего сказать?  А я надеюсь, что у нас есть что сказать. Мы занимаемся милосердием, мы развиваем это направление. У нас в храме есть служба милосердия, где каждый может в своей жизни хоть чем-то поучаствовать.

Можно вкратце об этом проговорить.  Некоторые люди говорят: «У меня вся жизнь проходит на работе. Я ничего не могу. Не могу прийти, чем-то помочь». И действительно, я знаю таких людей. Современная жизнь далеко отличается от жизни во времена Иисуса Христа, где люди (как мы сегодня выяснили) сидели реально в ямах земляных. И можно было прийти, накормить этого человека. Сейчас мы можем так прийти в тюрьму к заключенному? Прийти к заключенному в тюрьму? Я посещал. Это целая головная боль, чтобы попасть туда. Недавно я был у одного такого товарища. Там все осмотрят, все надо выложить. Не важно кто ты – священник или обычный человек. Хотя ко мне хорошо относились. Слава Богу. Я долго очень ждал. Это целый день нужно потратить, чтобы приехать. Сейчас у нас, слава Богу, есть различные online-сервисы. Я могу заказать на сайте что-то заключенному, ему завтра же принесут все продукты. Конечно, не везде это работает идеально. И продуктов там ограниченное количество. Или можно перечислить деньги на телефон. У заключенных есть специальная карточка Zonatelekom. Можно позвонить по видеосвязи, можно положить на эту карточку деньги. И человек может позвонить своим родным и близким. Чем еще можно помочь? У нас масса социальных учреждений. Есть епархиальная служба милосердия, которая помогает людям. Они собирают большие средства, у них все подотчетно и епархии, и государству. Все траты подотчетны. В храмах, в основном, есть какие-то свои службы милосердия. Например, в нашем храме есть такая служба. Например, человек говорит: «Я не могу лично прийти». Но оказывается, что есть столько сегодня online-средств, чтобы помочь. На нашем сайте, например, объявлены и объявляются постоянно сборы средств. Да просто помолиться даже можно. Помолиться о людях, которые попали сегодня в какое-то жизненное, душевное состояние, не могут с этим лично справиться. Я периодически говорю, что это не мое какое-то видение – молитва по соглашению. Иоанн Златоуст говорит, что если мы будем молиться друг за друга, то Господь нам дает особую милость. Ничего особенного, если мы делаем для себя какие-то добрые дела: ходим в магазин, покупаем какие-то продукты, одежду, молимся за себя. Ничего особенного в этом нет, оказывается. Это естественно. Некоторые говорят: «Вот я молюсь утром и вечером». А что в этом особенного? Да, мы утром и вечером каждый день умываемся, чистим зубы, периодически принимаем душ. Было бы странно, если бы мы этого не делали. Душа наша тоже нуждается в подпитке, в общении с Господом Богом. Душа наша не питается чаем с булочками. Это тело наше требует этого. И то после грехопадения. До грехопадения тело питалось душою, а душа питалась святым духом. Понимаете смысл? После грехопадения пирамида эта перевернулась. И душа начала паразитировать, высасывать все соки (смеется) из тела. А тело пытается высосать все соки из земли, из продуктов питания и т.д. А мы призваны держать пост. Вот только закончился пост, а уже через месяц-полтора снова Великий пост. Это о чем говорит? О том, что нет времени у человека расслабляться. И в нашей духовной религиозной жизни мы тоже должны вернуть состояние того, что мы не только одним хлебом питаемся. Мы и духовно должны питаться. А пост все-таки наполнен и молитвой, и добрыми делами, и милосердием. Сейчас идет время святок. Это особое время для милосердия. Всегда так было исторически. Мы, слава Богу, в нашем храме собрали достаточно средств. Вчера я привез много подарков в военный госпиталь, перечислил средства денежные военнослужащим, которые проходят сейчас военную службу в зоне специальной военной операции. Заключенным периодически стараюсь помогать. Это не моя заслуга. Это наши с вами средства. Поэтому всех сердечно благодарю за ваши труды и заботу. Особенно благодарю всех сотрудников службы милосердия, которые и здесь у нас сегодня присутствуют, и которые всю жизнь свою в это вкладывают.

Какие есть у вас вопросы? Что-то непонятно? Может быть, кто-то не согласен со мною или со Христом в данной ситуации? Давайте пообщаемся немного. Можно задавать online-вопросы. Есть вопросы? Может быть, кто-то хочет поделиться своим опытом. Кто-то хочет поделиться тем, как мы прощаем близких?

Эта притча о прощении.  Прощение – это милосердие. Если наше сердце жесткое, черствое, то мы не можем идти на милосердие. Милосердие в переводе – это смягченное сердце, умиленное сердце благодатью Святого Духа. Две противоположные стороны. Я периодически вижу людей очень черствых, к сожалению. Я их оправдываю для себя (чтобы мне было проще) очень тяжелой обстановкой сегодня и политической, и экономической, и психологической. Мне хочется верить, что все они очень хорошие и добрые люди, но под воздействием всего этого информационного шума люди ожесточаются. Я пытаюсь по-хорошему, по-доброму с невоцерковленными людьми на улице общаться, но вижу, что это не работает. Раньше это работало. Раньше я по-хорошему пытался с людьми договориться. И это работало. А сейчас это намного сложнее. Может быть, я стал жестче. Тоже под воздействием разных обстоятельств. И мне тоже стало сложнее, наверное, отвечать на невзаимность с какой-то любовью христианской, с милосердием. В вашей жизни как это проявляется? Вы заметили это на себе, на родных и близких? Или нет?

Вопрос: «Можно быть милосердным, когда все хорошо. Но стоит только нас задеть… И куда-то милосердие сразу девается?»

– Как в поговорке. Хороший, пока спишь зубами к стенке (смеется). Согласен. Когда нас не трогают, когда вокруг все идеальны. Но христианин этим как раз и отличается, что он должен первым делать шаг навстречу милосердию. Не ждать, когда вокруг нас все станут хорошими. Мне часто говорили, по крайней мере, до всех этих событий, операций военных: «В Европе все хорошие, добрые, а у нас все злые и плохие. Поэтому я уезжаю туда. И мне там хорошо». А здесь-то кто нам мешает быть хорошими и добрыми? Кто мешает? Ну кто-то списывает на климат, суровый северный климат. Отчасти это так. Конечно, все нордические народности имеют характер суровый, жесткий. Это психологический фактор. Но все равно. Мы же каждый год выезжаем отдыхать, все курорты забиты, во время каникул и отпусков билеты не купить. Все едут отдыхать, сбрасывают с себя стресс. Как еще можно? Интересен ваш опыт личный. Может быть, я для себя узнаю что-то полезное и слушатели наши, и зрители наши тоже. Мне интересен ваш опыт. Как научиться этому? Может быть, у кого-то есть легкий способ?

Вопрос: «Скажите, батюшка, как поступать? Вчера у меня человек занимает деньги. Клянется, что вечером принесет, вернет. И понимаешь, что даешь, а тебе не вернут. И на следующий день этот же самый человек приходит. И снова занимает, не отдав вчерашнее. Понимаю, что святки идут. Это относится к тому, о чем мы говорили, что прощать надо до семижды семидесяти раз?»

– Да. С долгами такая вот интересная ситуация. Все-таки когда нас просят взаймы, чтобы не злиться потом, не унывать и обижаться, надо сразу понимать, что есть большая вероятность того, что нам деньги эти не вернут. Если мы не готовы эти деньги простить, то, наверное, лучше их не давать, чтобы потом избежать этой ситуации. Если вы готовы эти средства забыть, то… У кого-то это миллион долларов. Я косвенно знаю человека, которого «развели» на 240 миллионов долларов в Америке. Русский человек, наш соотечественник. Здесь «поднялся», туда уехал. 240 миллионов долларов – это 17 миллиардов рублей. Это сумма космическая, как эти 10 тысяч талантов. Этот человек держится, понимает, что уже эти деньги себе не вернуть. Не надо думать, что где-то есть хорошее место, где святые люди, которые будут прощать вам все ошибки. Нет. А для кого-то и тысяча рублей такая сумма, что человек не знает: простит ли он?

Вопрос: «Говорят, что если с человеком хочешь поссориться, то дай ему взаймы. Правильно?»

– Да. Если ты ждешь, что он тебе эти деньги отдаст. А если ты сразу простил его, распрощался с этими деньгами, то не поссоришься. А если он отдаст долг, то хорошо. А если не отдаст? Второй раз ты будешь готов этому человеку занимать? Это уже другой вопрос.

Меня люди спрашивают: как быть? Занимать деньги в долг или не занимать? Как в Евангелие написано «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк: 6:34–34). Речь о чем? Помогать тем, кто и тебе полезен в чем-то? Например, я сделал добро и понимаю, что и он мне тоже может в чем-то помочь? А христианство не про это. По большому счету, ты должен распрощаться с тем, что отдал. Тебе взамен скажут: «Спасибо». Хотя иногда и благодарности не дождешься. Как будто, так и надо. Поэтому ты изначально должен понимать, что ты это делаешь как «в одни ворота». С христианской точки зрения. А вот во второй раз уже тебе надо решать: иметь с этим человеком какие-то дела или нет.

         Спрашивает Роман: «На Исповеди нужно быть откровеннее с обидой или с неприязнью. И не держать ее на душе. Хоть со временем, но отпустит. Не проходит, значит опять на Исповедь. Сидит “заноза“ на месте. Со временем, но пройдет».

         – Вот у человека опыт покаяния. Да. Действительно, согласен с Романом, что таинства Исповеди и Причастия уврачевывают нашу душу. И если таинство Исповеди прощает нам грехи наши, то Причастие лечит израненную нашими страстями душу.

         Часто меня спрашивают: «Сколько раз надо исповедываться в грехе аборта, в другом тяжком грехе?» Почему спрашивают? Потому, что душа не на месте, не спокойна у человека. Он думает, что если ему плохо, то Господь его не простил. Но это не так. Это значит, что рана от этого греха не залечена. Да, Господь вынул нож, который мы сами себе воткнули. Он его вынул, потому что сами себе мы грехи простить не можем. А рана осталась. И вот как раз Причастие, Соборование, другие таинства как раз призваны лечить нашу душу. Поэтому на Исповеди один раз мы называем грех. Роман тут говорит, что несколько раз. Но в данном случае речь идет о том, что мы держим эту обиду, злимся. То есть это значит, что каждый раз повторяется новый грех. Как? Мы вспомнили, вошли в диалог с этим помыслом, всех осудили, чуть ли не прокляли (смеется). Сердце свое растормошили. Это грех. Опять надо каяться. А если мы вспомнили, что кто-то еще должен нам и решили, что на все воля Божия: захочет – отдаст долг, не захочет – не отдаст? Здесь греха нет.

Не доводите свое состояние до греха. Очень важно не вступать в помыслы, в диалоги с обидами, с этим грехом. Потому что бесы тут как тут. Я уже говорил, что память наша после таинств не исчезает. Господь хочет, чтобы мы с вами научились справляться, становиться лучше. Мне говорят: «А как жить, чтобы бесы не искушали?» Вчера мне такой вопрос задавали. Как? А никак. Эти бесы нужны. Господь мог бы их от нас изолировать. Он специально допускает это. Для того, чтобы мы взрослели. Мы искушаемся. Искушение – это экзамен. Когда мы ходим в школу не для того, чтобы не учиться, а чтобы учиться. Так вот земная жизнь – время, когда мы учимся. А бесы в какой-то степени – наши учителя, тренеры. Господь специально допускает их существование. В Царствии Небесном их уже не будет. Но если мы здесь, на земле, не научились в экстремальных ситуациях отражать все эти нападки бесовские, то ничего не изменится, то получается, что в нас будет сидеть этот грех. И в какой-то момент он просто вылезет. А под воздействием этих раздражителей бесовских они проявляются раньше, чем мы попали в Царствие Небесное. Поэтому здесь мы этому и учимся.

Есть ли еще какие-то вопросы? Кто-то хочет с нами поделиться? Нет? Тогда будем заканчивать. Спасибо всем за внимание.

Встречи наши будут продолжаться.

Пожертвования храму

Сбор идет с начала каждого месяца.

Мы в Telegram