Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Притчи Иисуса Христа из цикла Беседы с батюшкой. Тема Как победить в себе фарисея. Встреча 13 декабря 2022

Цикл бесед «Притчи Иисуса Христа» из цикла «Беседы с батюшкой» .

Тема «Как победить в себе фарисея?»

Беседу провел настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

          13 декабря 2022 г.

 

– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы продолжаем встречи «Беседы с батюшкой» из цикла «Притчи Иисуса Христа».

Если у кого-то появляются вопросы, то можно их задавать. Можно писать комментарии тем, кто смотрит нас online. У нас живое общение, живой диалог.

Сначала мы прочитаем Евангелие, которое разбирается на сегодняшней встрече.  Тема основная сегодня – «Как победить в себе фарисея?» Мы разберем есть ли в нас этот фарисей несчастный, которого Христос постоянно критиковал и с этим боролся.

Притча будет о мытаре и фарисее. Это Евангелие от Луки, глава 18, стихи 10–14:  

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Вот такая короткая притча, всего пять стихов. Вспомним кто такие мытари, кто такие фарисеи. Фарисеи, надо сказать, лучшие люди. Они считали себя лучшими людьми из Израиля. Это действительно были верующие, очень религиозные люди. Они, можно сказать, всю свою жизнь посвятили исполнению Закона Божиего, потому что считали, что если человек исполняет Закон Божий, то он автоматически спасается, то есть он хороший, уважаемый. И естественно, что Господь его в первую очередь примет в Царство Небесное. Мытарь же – это полная противоположность. Здесь берутся два человека, которые противопоставляются по всем, можно сказать, параметрам. Мытари – это люди, которые собирали дань со своего же народа в пользу римских оккупантов, захватчиков, они отличались особой нечестностью и далеко не самыми честными и лучшими человеческими качествами. Они обирали свой народ. Мытари – сборщики налогов – были богатыми. Но богатый богатому рознь. А эти люди отличались особенной бессовестностью. Во-первых, они брали налоги со своего народа в пользу оккупантов. Во-вторых, они безжалостно грабили. Как можно было попасть в мытари? На каждую область, на каждый город римской властью был назначен налог. Надо сказать, что налогов было три или четыре у иудеев. Первый – это налог на землю, который платили раз в год. Второй – налог на храм, который тоже все с радостью платили, он был небольшой. Третий – это подушный налог, платили за то, что ты живешь на этом свете. И четвертый налог, самый грабительский – это налог в пользу римской власти. Еще был налог на прибыль. И мытари собирали эти налоги. И на какую-то область, например, назначался налог в 100 динарий (на наши деньги 200 000 рублей примерно). И человек, называющий себя мытарем, говорил: «Я соберу 250». Он из своего кармана доставал эти 250 динариев, сразу платил в казну, а потом в течение всего года собирал с народа эти 250 динариев, а, может быть, собирал еще и больше. И за счет этого, конечно, обогащался. И их, конечно, не любили, считали настоящими грабителями. Они на всем пытались сделать деньги. Они бегали по всему Израилю и собирали эти средства. Поймал рыбу, проехал по платной дороге, заехал в город – плати. За все практически собирали деньги. Самое противное – это то, что они сами назначали цену. У людей денег не было, было натуральное хозяйство. Поймал рыбу (она ничего не стоит), забирали половину ее. Произвел горшки глиняные (они дорогие), отдавай большую сумму. Мытарей очень не любили. И по талмуду мытари ставились в один ряд с убийцами, насильниками и блудниками.

Господь предлагает нам такую зарисовку: в храм зашел одновременно фарисей и мытарь. Причем мытарь проявляет глубокую искреннюю раскаянность, а фарисей перечисляет все свои заслуги. Давайте вспомним, о чем он говорит: пощусь два раза в неделю. Молодец, потому что постились тогда один раз в неделю по вторникам (если я не ошибаюсь) в память о разрушении иерусалимского храма. И второй раз постились некоторые иудеи. Мы сейчас тоже постимся два раза в неделю – среду и пятницу, потому что в среду Христа задумал Иуда предать, а в пятницу Христа распяли, убили на Кресте. В честь этого мы скорбим и постимся. А сейчас есть еще такие благочестивые, которые постятся в понедельник. Знаете такое? Постятся в понедельник, среду и пятницу такие благочестивые, как фарисеи. Я не говорю, что плохо поститься в понедельник. Нет. Дело не в этом. Дело в понимании вопроса. Этот фарисей действительно был благочестивым. Во-первых, он постился два раза в неделю. Второй раз в неделю постились в память о былом величии Израиля, за то время, когда Израиль «задавал планку» в мировой геополитической борьбе. И молились о возвращении этой славы Израилю. И постились, в том числе, из-за этого. Что еще он говорил? …даю десятую часть из всего, что приобретаю. Этого делать было не нужно. Нужно было платить десятую часть (десятину) в храм с того, что ты продавал, с дохода. Получил зарплату 50 000 динариев (условно), будь добр отдать десятую часть – 5 000 динариев. А этот человек платил даже с того, что приобретал. Он что-то купил на базаре (а с этого уже десятая часть заплачена тем, кто продавал), а он и с этого платит десятую часть. Он действительно благочестивый человек. А мытарь не смел даже поднять глаз.

Надо сказать, что для иудеев возвеличивание себя было нормальным. То есть в этом ничего плохого нет. Были еврейские молитвы, которые до нас дошли, в которых перечисляется, что он и такой-то, и такой-то: хороший, делаю много чего хорошего, обрати, Господь, на меня внимание. Будто Господь ничего не знает про тебя. Но вот такое было представление о молитве. В чем здесь загвоздка? Почему Господь говорит: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот? Надо сказать, что наши переводчики перевели неправильно. Эта такая сложная, древняя конструкция говорит: этот пошел оправданным (мытарь), а тот пошел неоправданным. Это именно дословный правильный перевод. В чем мытарь был оправданным, а в чем фарисей стал неоправданным? Именно в том, что он себя возвеличивает над мытарем и пытается исполнить Закон Божий, но без любви. Такой вывод делают святые отцы.

Исполнение Закона Божиего без любви бессмысленно и бесполезно. И фарисейство, о котором мы с вами сейчас говорим, как раз-таки в этом и заключается, что люди, которые пытаются исполнять религиозный обряд без внутреннего изменения, попадают в капкан фарисейства. Христос постоянно называет их еще лицемерами, потому что внешне они пытаются представить себя людям хорошими, добрыми, замечательными и красивыми, но внутренне-то…  Христос говорит: «Вы разоряете дома вдовиц и обделяете сирот». То есть кажется внешне, что вы исполняете все эти заповеди Ветхого Завета, которые половину сами для себя придумали, но Христос говорит, что исполнение этого всего без любви не приносит никакой пользы. И это красной линией через все Евангелие проходит: смысл всего, что мы должны делать – чтобы человек научился любить, чтобы он стал лучше, добрее, милосерднее, потому что действительно проще, гораздо проще исполнять что-то внешнее (что-то съел, что-то не съел, что-то выпил, что-то не выпил), от чего-то воздерживаться, но внутри оставаться без любви к ближнему, без любви настоящей к Господу Богу. И Христос «красной линией» постоянно критикует фарисеев и причем не выбирает слова. Он их очень жестко критикует, сравнивая с гробами лакированными: уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты (Мф 23:27). Конечно, это их очень раздражало, но они понимали, но общее религиозное представление сложилось, что так правильно. Христос говорит, что «вы предание Божие подменили преданиями человеческими». Это большая проблема. Ведь когда мы сегодня сталкиваемся с нашей религиозной жизнью, мы видим тоже самое.

По двум причинам бывает так, что человек впадает в фарисейство. Во-первых, по незнанию. Когда человек приходит в храм, то в первую очередь он видит внешний религиозный обряд, внешний религиозный закон, который в первую очередь бросается в глаза. И люди думают, что если я буду делать также, то значит, что все хорошо, значит, Господь Бог обратит на меня внимание. И я буду праведником. Если я уже крестился, если я уже хожу в храм, если я называю себя православным человеком, то я автоматически попаду в Царство Небесное. И многие, я думаю, что так и рассуждают от непонимания сути Евангелия. А вторая причина – это когда человек понимает, но его желание – это показаться лучше, чем он есть на самом деле. Но страсти, банальные страсти человеческие – гордость, тщеславие, лицемерие – со всеми вытекающими последствиями не дают человеку по-настоящему посмотреть на себя открыто и назвать свои слабости своими именами. Проще углубиться в какой-то религиозный закон, оправдать себя чем-то, ведь в Священном Писании много разных цитат, которыми люди себя оправдывают. А на самом деле те важные моменты евангельские, которые Господь говорит в первую очередь, – критерии любви, критерии духовной жизни – люди не замечают. Только какими-то обтекающими цитатами себя оправдывают. И фарисеи, надо сказать, делали также. Это лицемерие к нам по наследству перешло. Мы, православные люди, считаем себя, как и евреи, иудеи того времени, считаем веру нашу правильной. И это так и есть. Да, на тот момент иудаизм был истинной правильной верой, как говорит сам Христос, что истина от иудеев. И сейчас, я считаю, что Православная вера – истина в самом лучшем проявлении. Но я не считаю, что православные люди лучше всех остальных. И мы, посмотрев на себя без каких-то розовых очков, видим все свои грехи, видим все свои недостатки. Мы просто должны честно в этом признаться, чтобы победить в себе этого фарисея, чтобы не подменять наши недостатки религиозной какой-то бурной деятельностью. Мы просто должны посмотреть на себя и честно сказать себе в какую сторону мы движемся, кем мы хотим быть. Такими лицемерами и фарисеями, которые в итоге распяли Христа? Это те самые лучшие люди, которые взяли и отодвинули Христа за скобки своей жизни, а когда подвернулся удобный момент, то они Его убили. Или мы хотим быть на стороне Христа, который показывает, что смысл не в религиозном обряде?

Религиозный обряд важен, от него никуда не убежишь. У нас есть примеры протестантской церкви, протестантских общин, которые в какой-то момент в средние века, чуть позже, взяли и выкинули весь полутора тысячелетний опыт Церкви Христовой, католической церкви, Православной Церкви и начали все с начала. И к чему они пришли? Что мы видим? Они тоже создали себе тот же самый обряд. Человек так устроен. Нам нужно внешнее красивое эстетическое наслаждение, какой-то внешний эстетический момент. От него никуда не убежишь. Сложно как буддист уйти в какую-то свою нирвану. Это ненормально. У нас культура другая. В чем наше отличие от буддизма? Те ребята пытаются своими силами достичь совершенства, развития силы духа и так далее, а мы понимаем, что без помощи Божией это невозможно. К тому же все наши мероприятия завязаны на общественную деятельность. Далеко ходить не будем, возьмем в пример Советский Союз. Убрали религию, а что получилось? Создали своего рода такие же обряды: партия, идеологи, гражданские панихиды, регистрации браков… Это все тоже самое. Поэтому я и говорю, что от обряда мы никуда не убежим. Но зацикливаться на религиозном обряде, не понимая того, что мы делаем, – это большая трагедия.

Когда у человека нет осознанного понимания, взрослого религиозного опыта, а есть детское представление (прочитал, попостился, все исполнил и считаешь себя праведником), то в какой-то момент у человека должен произойти кризис веры. Плохо, если родители с детства этому не научили, не воспитали. Почему? А потому, что сами пришли к вере без воспитания, без понимания. Когда большинство людей пришло к вере? В 90-е годы, когда у духовенства не было практически времени заниматься с народом, был большой поток людей. Я знаю батюшек, которые с утра до вечера крестили сотнями, тысячами, они просто не справлялись. Поэтому брали в духовенство неграмотных, к сожалению, религиозно необразованных людей. И до сих пор мы пожинаем плоды всего этого. Сейчас ситуация другая, без духовного образования мы не становимся священнослужителями. Те батюшки, которые без религиозного образования (я ничего не говорю о них плохого), но от их часто магического отношения к религии страдают, в том числе, и люди. Поэтому главный совет, как победить в себе фарисея, а по себе скажу, что у нас у всех есть эти задатки, и я себя часто на мыслях ловлю в каких-то вещах, сделал ли то, сделал ли другое, подменяя свое внутреннее состояние внешними обрядами или еще чем-то, пытаясь заменить свое внутреннее, сердечную любовь к кому-то религиозным формализмом. Прослеживается такое у всех, я думаю. Кто-то видит это в себе и работает, и готов это честно в себе признать, а кто-то говорит: «Нет-нет. Надо вычитать все, надо подготовиться, попоститься неделю, а лучше две недели, не вступать ни в какие интимные отношения ни в коем случае неделю или месяц». То есть не говорят, что примирился ли ты со всеми, простил ли ты всех, когда подходишь к чаше. Что в твоем сердце? Злость ли, обида? Иногда ненависть, люди открыто враждуют друг с другом, оправдывая это какими-то своими религиозными принципами. Это большая проблема.

Господь не спросит (я убежден в этом, хотя я не знаю, что спросит Господь), судя по Евангелию, сколько и чего мы ели, чему научились или какие молитвы мы знали наизусть, а спросит о нашем милосердии. А милосердие начинается с самых близких, ближайших людей, с наших родных людей. Это большая проблема, потому что на практике все бывает совсем наоборот.

         Какие-то есть вопросы?

         В это воскресенье мы читали Евангелие о том, как Иисус Христос отменяет эти ветхозаветные законы. Пришел в Синагогу, учил людей. Казалось бы, есть заповедь о сохранении субботы, это Господь в Ветхом Завете утвердил. И люди ее исполняли чисто формально, чисто практически. Когда Христос исцелял, то есть совершал какое-то медицинское или еще какое-то исцеление, так скажем духовно-медицинское исцеление, то они Его начали осуждать. А Христос говорит: «Вы же лицемеры, вы сами идете в воскресный день и даете вашим домашним животным поесть, попить, то есть даете им обычную животную радость». И надо сказать, что это серьезный посыл, как мина замедленного действия, так как Христос дает нам пример нарушения Закона Божиего ради любви к ближним, показывая тем самым, что религиозные, очень важные Законы… А ведь это не просто какая-то рядовая заповедь, а это заповедь Моисея, так называемый декалог, когда Господь на скрижалях, на горе Синай с еврейским народом заключил Завет, дает им десять заповедей, это уровень очень серьезный. А Господь с легкостью говорит: «Да, Господь дает вам закон, но если вы его исполняете автоматически, машинально, без размышлений, то вы нарушаете непреложный ненарушаемый закон любви».

Можно ли работать в воскресный день? Можно ли человеку прийти и помочь кому-то прибраться в доме в воскресный день? И да, и нет. Например, если человек ради уборки в доме не идет на воскресное богослужение, не молится, не хочет принести жертву Богу, а ведь наша молитва в храме – это жертва Богу, наше единение с Господом Богом, то это одно. И мы знаем примеры, когда люди приходили на праздники и у них совершаются какие-то трагедии. В житиях святых это сплошь и рядом прослеживается. И в житии Святителя Николая. Если мы решили прийти и кому-то помочь, например, убраться у кого-то, сделать доброе дело милосердия (в нашем храме есть служба милосердия, где добровольцы помогают кому-то), то понятно, что среди недели выбраться и помочь кому-то тяжело, потому что работа с утра до вечера, надо домой прийти, отдохнуть немножко. А в воскресенье у многих людей есть какое-то время.

В дни Рождественского поста как раз время добрых дел. Когда мы ограничиваем себя, даже не ограничиваем, а меняем кухню с какой-то традиционной на какую-нибудь японскую, морскую, экзотическую, которая в разы дороже (смеется). А, например, Иоанн Златоуст говорил, что сэкономленные деньги на посте, которые ты приобрел, если принесешь и пожертвуешь кому-то, сделаешь на них какое-то доброе дело, то вот тогда будет настоящий пост у тебя. А не то, что ты сэкономил для себя. А тут получается наоборот. Сейчас в современном мире мы покупаем дорогостоящие продукты, гастрономия «заточена» на фастфуд, мясные продукты массово производятся, массово потребляются и от этого они дешевле. А что-то экологичное, например, рыба, креветки, мидии стоят заоблачных денег. А кто-то будет есть черную икру и думать, что он постится. Конечно, пост не об этом, это не гастрономические изменения. Это самоконтроль, усиление своей воли, когда сила воли формируется в человеке. Это о фарисействе в дни поста, когда мы начинаем читать составы продуктов, когда мы смотрим яичные порошки какие-то в составе булочек, когда мы приходим в гости в дни праздников, а нас хотят накормить и напоить… Обидится ли на нас Господь Бог, если мы в гостях съедим какую-то котлету или салат? Я искренне убежден, что Ему без разницы. Грех не в том, что мы съели что-то непостное, а грех в том, что мы не можем себя контролировать. А вот если нас просят с любовью наши родные и близкие, и мы нарушаем, то тут наоборот жертва что ли такая Господу Богу. Вопросов, конечно, много, но каждый для себя решает эту проблему. Но мы должны прислушиваться к словам Христа о том, что главное – это дела милосердия и любовь к ближнему, а весь этот религиозный обряд, который Православная Церковь свято хранит, слава Богу, он просто помогает человеку адаптироваться, войти в эту сферу жизни во всех смыслах этого слова (гастрономически, в интимном отношении, в сфере коммуникации…).

Господь нам через нашу Церковь помогает. Это немаловажно, потому что если человек хочет добиться каких-то вершин, высот, например, в спорте, в сфере других занятий, в науке, то он всю свою жизнь подстраивает под это (питание, график жизни, дисциплина). Но он понимает, что цель не в том, чтобы что-то есть или не есть. А в том, чтобы добиться какого-то результата, чтобы показать результат: быть сильнее, выносливее. Также и в духовной жизни. Когда мы постимся, причащаемся, то мы должны понимать какой должен быть результат. Может быть, человек ставит себе результат похудеть, стать лучше, красивее? Но мы понимаем, что с христианской, православной точки зрения, человек должен стать лучше – добрее, милосерднее. Именно по этим законам люди входят в Царство Небесное, жить будут по этим законам в Царствии Небесном.

         Что думаете? Сложно ли побороться с фарисейством в себе? Есть ли у вас какие-то советы, как побороть фарисейство в себе?  У меня есть совет. Нужно в первую очередь понимать для чего мы все это делаем. То есть осознанность понимания, взрослое отношение к происходящему. Не потому что батюшка сказал, что надо читать так или делать то-то и то-то, или что-то где-то прочитал, написано так. Надо понимать для чего это, что мне в конкретном случае это даст. Если я, например, перестану в семейной жизни в чем-то воздерживаться, то поможет ли это мне наладить отношения в семье, если у меня половина семьи верующая, а вторая половина неверующая? Это я не про себя говорю, а пример привожу. Поможет ли интимный пост стать моей семье крепче? Как правило, нет. Супруги неверующие начинают злиться, начинают ругаться, начинают изменять. Кому такой пост нужен? Но человек из чувства долга, чувства совести это делает и говорит, что батюшка ему сказал, что так надо. Или, например, больной желудком или еще какими-то серьезными заболеваниями начинает строго поститься. Я знаю такие случаи, что когда такие люди начинают поститься, то они падают в обморок. Их родственники в шоке, приходят ко мне, спрашивают, интересуются: почему так? зачем все это нужно? Я пытаюсь объяснить, что пост должен помогать человеку, должен его оздоравливать, оздоравливать его организм. А ведь это так и работает. Если человеку грамотно и правильно поститься, то организм человека оздоравливается, физически оздоравливается. Конечно, это как бонус. Мы не ставим себе цель стать во время поста здоровее, но ведь это хорошо. Но если человек постится фанатично, по-фарисейски лицемерно, или по-детски – как сказали, так и делает, то многие проблемы начинаются со здоровьем. Так и случается. Поэтому подумайте ради чего мы постимся, чего мы хотим достичь, потому что мы с вами сейчас находимся посередине Рождественского поста. Осталось четыре недели. У нас с вами есть время, чтобы проанализировать свой пост, понять, как мы встретим величайший праздник Рождества Христова. Станем мы лучше? Простим ли мы кого-то, какие-то обиды? Сделаем ли мы что-то хорошее и доброе? Научимся что-то от себя отрывать?

Это немаловажная жертва Господу Богу, когда мы что-то делаем ради Христа, когда мы делаем что-то в церкви, когда мы помогаем. Это ведь и есть тот самый опыт. Господь компенсирует все наши труды с лихвой. Я это вижу постоянно. Но если человек считает свои копеечки (смогу – не смогу)… Приходят люди и говорят, что они в своей сфере профессионалы, но это будет для нас дорого стоить. И это говорит православный верующий человек, который исповедуется и причащается. И иногда удивляешься, что люди даже какую-то часть своего времени не готовы пожертвовать. Если пересчитать время священника, который всю свою жизнь посвящает Господу Богу практически, то окупается ли это финансово? Конечно же, нет. Если бы я занимался каким-то бизнесом, например, и тоже самое время посвящал бы другой работе, то у меня был бы совсем другой финансовый уровень и достаток. Но я понимаю, что я это делаю ради Христа. И каждый священник это делает в основном, в большинстве случаев, ради Христа. Да, есть исключения, есть люди, которые случайно попадают в церковь. Я не осуждаю их, просто так бывает. И в ряды Иисуса Христа попал один человек, который это делал ради своей финансовой прибыли. Я думаю, что Господь специально его взял, чтобы показать, что есть и были такие люди. Не нужно удивляться и думать, что мы в храме все святые. Я знаю все это изнутри. И знаю, что батюшки – это обычные люди, у них обычная человеческая жизнь. Единицы святой жизни. Единицы. В основном, мы все обычные люди с обычными человеческими страстями. Иногда мне даже стыдно становится, когда на Исповеди я слушаю бабушек, дедушек, женщин. Они каются в таких вещах, на которые я уже даже не обращаю внимание. Что-то съел, не съел, искренне так сочувствуют, искренне так переживают. Я уже на это иногда даже не обращаю внимание. Хотя я тоже не ем мясо, молочные продукты в дни поста. Стараюсь. Но большинство наших прихожан даже лучше, чем наши батюшки, чем я. И это радует.

Проблема в том, что очень мало прихожан, мало людей искренне верующих. Кто-то честно говорит, что им это просто не надо. Они просто хотят жить обычной жизнью. Кто смотрел лекцию Осипова? Когда его спросили: а что церковь может предложить? что церковь дает человеку? Церковь дает нам вечную жизнь. Мы это делаем для вечной жизни. Несмотря на все недостатки, на все достижения человеческие, умственные способности, физические, но сегодня ты был, а завтра тебя нет уже. И критерий того, войдешь ли ты в Царство Небесное – это твои искренние отношения с Богом, с ближними. Если ты здесь не смог несколько дней находиться в одной квартире с близкими людьми, чтобы не поссориться, то как ты с этими людьми собираешься вечно жить в Царствии Небесном? Как? Задумайтесь тоже об этом.  Если мы здесь не можем терпеть, нас все раздражает, нас все раздражает, нас все выводит из себя, мы всех готовы осуждать, то как мы с этими людьми собираемся войти в Царствие Небесное? Не будет чуда, что мы вдруг станем святыми. Так не работает.

Был очень хороший вопрос, задавали мне его. Когда мы просим любви, смирения, то Господь может сделать нас такими, что мы сразу станем добрыми и смиренными, сможем всех прощать? Господь ставит нас в те ситуации, где мы с вами тренируемся это делать. Если мы сами этому не научимся, то получается, что это насилие над свободной волей: Господь нас насильно сделал добрыми, Господь нас насильно сделал любящими. А Господь хочет нашего осознанного выбора, осознанного труда и свободы. И нам Он помогает, безусловно помогает нам. Я убежден, что если бы Господь нам не помогал, то мы давно бы уничтожили друг друга, человечество давно бы уже перестало существовать. Некоторые говорят: где ваш Господь Бог, когда бомбят, когда умирают люди, умирают дети? Он вместе с ними. Он их сохраняет и защищает. Он их вводит в Царство Небесное как мучеников. Мы не знаем, что было бы с ними, если бы они дожили бы до своей старости. Если бы Господь не контролировал процесс человеческой истории, то давно бы не было всей этой человеческой истории. В начале первого века все бы друг друга перебили за кусок хлеба, как это и сейчас бывает. Поэтому есть, о чем подумать, над чем задуматься. Есть совсем другие ракурсы, на которые мы должны обратить внимание, посмотреть. Понятно, что мы по пути наименьшего сопротивления говорим о человеке. Мы смотрим со стороны какой-то комфортной человеческой жизни. А кто решил, что это самое главное? Кто решил, что главное – дожить до глубокой старости безбедно и ни в чем себе не отказывая?  Кто так решил? Обычные люди, которые решили, что они произошли от обезьяны? Это их право, их выбор. Мы-то понимаем.

Я периодически общаюсь с людьми, которые имеют опыт загробной жизни. Они говорят, что там настолько здорово, приятно и радостно, настолько там замечательно и все прекрасно, что обратно и не хочется возвращаться. Они рассказывают, а я им верю, потому что они все рассказывают, как один. А это все хорошие люди. Именно им Господь дает опыт загробной жизни в Царствии Небесном, я надеюсь. Рассказывают, что трава шелковистая, солнце притягивает к себе, светлое. Но вспоминают люди, что там дети остались и надо возвращаться. И если бы она не захотела вернуться, то там бы и осталась. Но она сказала, что ей надо обратно. И она возвращается, чувствует, что врачи ее приводят в чувства после наркоза во время очень тяжелой операции. Но она сказала, что если бы она не захотела вернуться, то там бы и осталась. То есть это тоже осознанный выбор человека там оставаться. Но во многих случаях люди возвращаются, понимая, что их здесь что-то держит.

 

– После того, как человек увидел загробную жизнь, то это меняет в корне его собственную жизнь?

 

– Иногда меняет, а иногда и не меняет. Иногда меняет через какое-то долгое время. Понятно, что все это промыслительно. Господь Сам решает кому этот путь загробного опыта пройти. Это что-то сверхъестественное, сверхчеловеческое, сверхординарное, потому что далеко не всем Господь дает такой опыт. Но мы видим в Евангелие, что Он далеко не всех воскрешает. Это единицы, когда Он вынужден показать, что Он это умеет, потому что были пророчества о Христе, что мессия будет воскрешать. А если бы Он не воскрешал, то Ему бы сказали, что Он не умеет воскрешать. Поэтому Он выбирает действительно такие «больные» случаи, когда умирают единственные дети в семьях, когда умирает друг Его Лазарь, которого Он не спешит воскрешать, а только через четыре дня. Но это произвело такой фурор, что люди со всех городов и окрестностей стекались, чтобы посмотреть на это. Это реалии жизни. И мы знаем, что спустя десятилетия после Христа эти люди в общинах воскрешенные и исцеленные жили, их все знали. Ну нельзя подменить историю. Это все исторические факты. Поэтому каждый сам выбирает во что ему верить, как ему верить: как фарисей или это должна быть искренняя живая вера, когда человек действительно понимает ради чего он это делает, для чего и – самое главное – что за это ему будет. Не формально, а ради Христа.

Все, что мы делаем – ради Христа. Что это значит? Быть со Христом, проявлять делами свою любовь ко Христу. Он ради нас, ради нашей любви умер на кресте. Мучительная смерть, мы уже часто об этом говорили. Это ради нас Он это сделал. А что мы делаем ради Христа, чтобы быть с Ним, чтобы показать, когда нас Христос спросит? Люди, имеющие загробный опыт, тоже говорят об этом. Их спрашивали: «А что ты сделал, чтобы быть в Царствии Небесном? Что ты сделал ради Христа? Тебе просто нравилось это?» Мы часто подменяем понятие любви симпатией, современное общество давно подменило понятие любовь симпатией. Если нам что-то нравится, то мы говорим, что мы это любим. Но если разобраться, то мы понимаем, что любовь – это желание быть вместе с этим объектом нашей любви, несмотря ни на что. Несмотря на какие-то жертвы, какие-то траты, мы готовы быть с этим объектом нашей любви. А если человеку просто нравится что-то… Что нравится? Люди нравятся, вещи нравятся, но он не готов всю свою жизнь посвящать этому. Людям нравятся храмы, эстетически нравятся, им нравится Господь Бог, что Он такой хороший, добрый, что Он это все сотворил. Нравятся батюшки, что иногда они такие умные, иногда что-то интересное говорят. Но люди не хотят с этим ничего общего иметь. А когда мы это делаем ради Христа, то проявляем свою любовь, понимаем, что мы хотим быть вместе, и подтверждаем свою любовь делами. Именно христианская любовь (я постоянно об этом говорю и об этом надо постоянно говорить) подтверждается делами нашими, а не просто словами. Сегодня модно говорить: я всех люблю. Но в душе люди понимают, что их ничего не связывает. По любому поводу – экономическому, политическому, социальному, религиозному, этническому, национальному – готовы глотки друг другу перегрызть. А люди думают, что они всех любят. Есть, о чем подумать, над чем задуматься.

 

– Все мы хотим быть лучше, но не получается. Есть намерения хорошие, но не выходит ничего. Что делать?

 

– В каждом конкретном случае надо разбираться. Почему не получается? Почему не могу? Нам Господь всем дает свой определенный крест. Крест – это те сложности, которые помогают нам спасаться. Как я уже говорил, мы просим Господа Бога (а мы все просим Его) научиться любить. Мы молитвы же утренние и вечерние читаем. И даже если мы не понимаем, но произносим в молитвах это, то Господь все это понимает. Конечно, лучше, когда мы все это делаем осознанно. Мы все просим этого. И нам Господь каждому дает посильный крест, неся который, мы спасаемся. У кого-то это богатство. Господь дал богатство и хочет, чтобы мы делились. У кого-то это умственные способности. Это все те самые таланты, которые в христианском понимании должны нас делать лучше, добрее, милосерднее. А иногда мы эти таланты просто монетизируем. Это неплохо, но какое-то место мы должны оставлять Христу. Мы чем-то должны делиться. У кого-то это действительно проблемы семейные. Проблемы с детьми – это самое тяжелое. Когда пьют муж, супруга, еще что-то. Когда болеют дети – это страшнейший крест. Но мы должны понимать, что Господь все полностью просчитал, до конца. Для чего-то Он нам это дал. Если мы это понимаем и с этой точки зрения несем этот крест для спасения, то Господь нам обязательно для этого дает силы. А если мы хотим поскорее сбросить этот крест, то мы должны признать, что мы не хотим спасаться. Нам Господь таким образом помогает, а мы просто не хотим. По какой причине? По разным причинам. Нарушает это наш комфорт. Конечно, забота о родителях нарушает наш комфорт. Но если нам психологически сложно, то мы можем нанять сиделку, если мы работаем. Не обязательно посвящать всю свою жизнь, заботится о родителях с утра и до вечера. У нас есть своя личная жизнь, у нас есть своя работа. Но мы можем свои средства как-то видоизменить и пустить на помощь нашим родным и близким. Как вариант. Тут надо тоже творчески подходить к решению проблемы.

 

– А если все уже закончилось? Сейчас ничего уже нельзя изменить?

 

– Ну как ничего нельзя изменить? Вы же живая. У нас есть таинства Церкви, есть Покаяние, есть Причастие, есть другие люди вокруг нас. Ту любовь, которую мы не оказали нашим родным и близким, мы можем оказать другим людям. Оказать посильную помощь. И молитва обязательно.

 

– Если Господь знает все наперед и все просчитал, то он знает к какой конечной точке придет человек? Так получается?

 

– Да. Так получается. Но это не значит, что все предопределено. Господь знает все, но человек сам выбирает что с ним будет. Мы сами выбираем свое будущее. Но Господь знает наперед, что мы выберем. Такая вот особенность. Поэтому винить Бога в своих проблемах мы не должны, потому что Господь нам дает все необходимое для этого, для решения наших проблем. Но и проблемы нам необходимы для взросления, преодоления, их решения. Если все будет прекрасно, то мы так и останемся в каком-то детском состоянии, не умея решать свои проблемы, по-христиански решать свои проблемы. Не просто заработать деньги и что-то купить, а именно по-христиански поступить. Мы никак не научимся личному общению, личному взаимоотношению с людьми. А именно в этом и проявляется наша любовь. Ведь очень важный момент, когда Христос говорит: «Царствие Небесное внутри вас». Это неправильный перевод. В оригинале Христос говорит: «Царствие Небесное посреди вас». Имеется ввиду, что внутри вашей общины. Не внутри человека, где-то в глубине души, а это проявляется в нашем общении. Если мы научились жить по-христиански, то Царство Небесное посреди нас уже есть.

 

– Неточности перевода суть слов Христа меняют?

 

– В основном, не меняют. Основной смысл такой же. Но в мелочах есть проблемы, неточности. Поэтому, здесь надо понимать, что от нашего взаимоотношения зависит и наше пребывание в Царстве Небесном. Если мы здесь этому не научимся, то не попадем в Царствие Небесное. Но это наш осознанный выбор. Поэтому задумайтесь.

Наша земная жизнь – это своего рода для нас школа, уже второй этап нашей жизни.  Первый – перинатальный, второй – социальный, а третий период нашей жизни будет у кого какой.  Кто-то выбрал жизнь свою с Богом в Царствии Небесном, а кто не выбрал – очень жаль. Но это их осознанный выбор. Третий период у людей временный. Ад ведь тоже временный, до Страшного Суда будет ад, а потом у человека может быть оправдание, если человек изменился. Как в тюрьму люди попадают, то некоторые меняются в лучшую сторону, а некоторым там нравится, они опять возвращаются туда. Христос после Своего Воскресения людей вывел, Он вывел всех желающих. А были и нежелающие.  Были те, кто там остались. Он проповедовал там. Кто захотел, те вышли, а кто не захотел, они там и остались. Поэтому даже у грешников будет время в аду. Да, это будет мучительное время. Да, мы знаем, что оно страшное. Поэтому, я считаю, что лучше не испытывать эту боль. Лучше здесь себя напрячь как-то. Да, иногда не получается, а иногда получается. Но, все равно, Господь помогает.

Вопросов нет больше? Мы с вами на следующих встречах еще будем рассматривать притчи. Предлагайте также свои темы для бесед. Я знаю, что очень интересны темы семейные, взаимоотношения полов. Может быть, мы будем приглашать психологов, более грамотных батюшек, которые у нас есть в городе.

Всем спасибо за внимание. Всех зрителей тоже сердечно благодарю за обратную связь.

Всем до свидания.

 

 

Пожертвования храму

Сбор идет с начала апреля.

Мы в Telegram