Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Притчи Иисуса Христа. Тема Что делать, если Бог не дал талантов? Встреча 29 ноября 2022

Цикл бесед «Притчи Иисуса Христа» из цикла встреч «Беседы с батюшкой».

Тема «Что делать, если Бог не дал талантов?»

Беседу провел настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

          29 ноября 2022 г.

 

– Здравствуйте, наши зрители и гости. Тема нашей сегодняшней встречи «Что делать, если Господь Бог не дал нам талантов?» Как обычно мы делаем? Мы разбираем эту тему на основе притчи Христа. И все, наверное, поняли о какой притче идет речь. Речь идет о притче о талантах. Это 25 глава Евангелия от Матфея, стихи 14–30. Давайте вспомним, о чем идет речь. В прошлый раз мы разбирали притчу о неразумных девах. Эти две притчи – о неразумных девах и о талантах – идут вместе, они связаны. Мы потом еще об этом поговорим. Заканчивается притча о неразумных девах так: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13).

И начинается притча о талантах (Мф. 25:14–30).

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Вот такая вот интересная притча. Не сразу понятно, мне кажется, о чем идет речь. Давайте подумаем. В нашу прошлую встречу мы говорили о том, что Христос, как жених, может задержаться и не вовремя прийти. Первые христиане ждали пришествия Иисуса Христа еще при своей жизни. Апостол Павел пишет: «Я дождусь Христа.» Он не советовал людям вступать в брак, удивлялся почему люди умирают. Говорил, что люди причащаются недостойно и из-за этого они умирают. И действительно тайна Пришествия Господа Бога кроме Него никому не известна. И когда сейчас говорят, что там-то сказали, что тогда-то придет Христос или антихрист, или еще кто-то придет, то верить никому нельзя, кроме Господа Бога. А Господь говорит, что никто не знает. На мой взгляд, пока люди спасаются, а мы стремимся к спасению, мы исповедуемся, причащаемся, храмы открыты, то поэтому у людей, надеюсь, есть время, чтобы подготовить себя к Пришествию Христа. А вот когда храмы будут закрыты, людей верующих не будет…

Христос так и говорит: когда приду во второй раз, то найду ли Я веру? Представляете? Настолько оскудеет христианская Православная вера, что Господь сомневается найдет Он на земле веру или нет. И вот это и будет конец, конец второго Пришествия Христа, всеобщий конец света. Поэтому ждать антихриста, как мы говорили с вами в прошлый раз, а большинство людей больше ждет антихриста, чем Христа, – это совсем не христианская точка зрения. А какая христианская точка зрения? Постоянно готовиться. В притче о десяти девах как раз и говорилось, что нужно постоянно быть в ожидании встречи с Господом Богом.

Вторая притча о том, как господин, начальник своего дома оставил в виде нескольких талантов своим слугам. Это распространенная такая была практика, когда богатые люди или, например, царь какой-то уходил в путешествия, военный поход. Не было самолетов две тысячи лет тому назад, в лучшем случае были лошади, а чаще всего по пустыне передвигались на верблюдах, а это очень не скоростной транспорт. Поэтому уходили годы на путешествия, годы на разные военные походы, завоевания. И вместо себя царь иногда оставлял памятник. Почему практика памятников появилась? Чтобы люди помнили кто их царь, кто их господин, их начальник. И была такая практика, что ближайшим слугам, чтобы они ерундой не занимались, давали деньги, чтобы они их вкладывали, развивали.

И вот мы видим, что одному своему слуге господин дает пять талантов, другому – два таланта, а третьему – один талант. Талант – это мера серебра. Один талант человек мог заработать за какое время? Что думаете? За сколько лет или месяцев один человек, ремесленник мог заработать один талант серебра? Талант – это 12 килограмм серебра. Один талант состоял из шести тысяч динариев. Один динарий – это среднесуточная зарплата обычного ремесленника. У нас сейчас сколько зарабатывает в день человек? От одной до двух тысяч рублей в день в среднем. Понятно, что есть суперспециалисты, которые получают баснословные деньги, но мы сейчас не говорим о них. Мы говорим о среднестатистическом человеке. Так вот в таланте шесть тысяч динариев. То есть шесть тысяч дней нужно было работать, чтобы получить один талант. Это 10–15 лет в среднем. Один талант – это баснословные деньги. Давайте умножим. Если шесть тысяч умножить в среднем на полторы тысячи рублей, то получается девять миллиардов. Это один талант. А первому он дал пять талантов. То есть это 45 миллиардов рублей. Это баснословная сумма. Понятно, что Христос часто преувеличивает, Он любил эпатировать слушателей с определенной целью. Чтобы ввести людей в такое настроение. И Он показывает, что господин реально богатый, не просто какой-то проворовавшийся чиновник, который разбогател. А это уровень царя. И вот он дает одному человеку пять талантов, другому – два, а третьему – один. Удаляется. После возвращения призывает, чтобы посчитаться со своими слугами. И что говорят слуги? Давайте зачитаем. 

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. То есть очень удачно вложился, 100 процентов. То есть у него было 45 миллиардов рублей, а стало почти 90 миллиардов рублей. Кстати, господин долгое время задерживался. И вот когда вернулся, то стал требовать отчет как они распорядились этими деньгами. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Что значит в радость господина твоего?  Приходи на тот пир, который я устроил. А пиром традиционно иудеи считали Царство Небесное, вечную жизнь. Была такая аналогия. И тут мы ее тоже прослеживаем.

 Подошел точно так же и получивший два таланта, который приобрел другие два. Тоже самое говорит ему господин его. И вот тут подошел третий человек, получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим… Надо сказать, что максимальная процентная ставка во времена Иисуса Христа была процентов 12, то есть можно было отдать серебро и, спустя какое-то время, получить 12 процентов годовых. То есть если бы он даже не хотел работать, а вложил бы эти деньги, то получил бы 12 процентов прибыли.

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. То есть 9 миллиардов у него забрали и отдали тому, у которого уже было 90 условных (если на наши деньги перевести) миллиардов рублей.  Понятно, что это притча, образ.

…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Итак, этот человек поступил как настоящий еврей. Евреи так и учили, что не нужно рисковать своими деньгами. То есть, если тебе дали деньги на хранение, то лучше закопай их в землю. И когда к тебе придут те, кто оставил тебе эти деньги, то ты откопай их и отдай в целости и невредимости.

 Когда в притче подошел к господину третий человек, то «навис апогей», люди думали, что вот этот-то как раз и поступил праведно и Христос его похвалит. Нет. Наоборот. Он его поругал, как ни странно.

О чем же эта притча? Что Христос хотел сказать этой притчей? Понятно, что под господином понимается Господь Бог, наш Творец. А под этими людьми понимаемся все мы. Понятно, что в первую очередь под этими людьми понимались те люди, которым Он говорил, которые Его слушали. Там были и богатые, и бедные, и чиновники, и священнослужители, какие-то начальники и прочие люди. За Ним ходила разношерстная толпа. Кто-то ходил, чтобы получить исцеление, кто-то ходил, чтобы посмотреть на чудеса, а кто-то ходил, чтобы «поймать Его на слове», а потом предать или оклеветать.

Под всеми этими людьми понимаются люди, которые от Бога получили разные таланты. А что понимает Церковь под талантами? В современном представлении талант – это что такое? Это одаренность. Например, игра на музыкальном инструменте, быть гениальным ученым или врачом, в футбол играть, быть спортсменом и т.д. А с точки зрения Евангелия и Церкви таланты – это те духовные дарования, которые дал нам Господь при нашем рождении, потому что все, что в нас заложено, это дар Божий нам.

Мы часто об этом не задумываемся. Но что мы сделали для того, чтобы родиться? Что мы сделали для того, чтобы у нас была голова, руки, ноги… Нам Господь все это дает авансом. Если разобраться, то сколько все это стоит? Сколько стоит наша голова? Какие деньги мы за это можем дать? Все деньги. Жизнь не купить ни за что. Часто мы видим, что собирают деньги на какие-то уколы дорогостоящие сотни миллионов рублей. По 200-300 миллионов рублей, чтобы вылечить ребенка. Иногда получается, слава Богу. Иногда не получается. А тут Господь дал нам это все авансом. И неслучайно Господь в пример берет такие баснословные суммы, которые вообще никогда не видели те люди, которые были вокруг Него. Они понимали, что они даже и не считать-то не считали таких сумм. Они понимали, что это что-то за гранью, что-то космическое. А это столько стоит наша жизнь человеческая. Причем каждая жизнь имеет какую-то большую ценность, потому что Господь в каждого человека закладывает какой-то определенный ресурс. Кто-то просто имеет какие-то среднестатистические функции человеческие, а кто-то реально спасает людей, открывает какие-то научные данные, законы, которые потом спасают людей от каких-то других обстоятельств жизненных тяжелых и так далее.

Действительно, Господь нас творит разными. И делает это так, как сам хочет, а не как мы сами решим. Мы просто можем развивать эти способности. Но у каждого есть потолок, в который он может упереться. Невозможно человеку, рожденному с какими-то тяжелыми заболеваниями, стать каким-то великим спортсменом. Просто физически невозможно. Как бы он ни хотел. Но при этом ценность-то жизни человека заключается не в его физическом развитии или даже умственном, а в его духовных дарованиях, которые Господь в него заложил. У человека, может быть, нет семи пядей во лбу, но у него есть человеческое сердце, есть возможность общаться с людьми и проявлять христианскую любовь к людям, а это очень дорогого стоит, особенно в сегодняшнее время. Да и всегда это так было. И во времена Христа. Я уже говорил, что евреи считали, что исполнять заповеди нужно только по отношению к евреям, к иудеям, а к остальных они считали за гоев. Знаете, кто такие гои? Это животные в человеческом обличии. То есть даже за людей их не считали. И до сих пор так считают, надо сказать.

И Господь постоянно боролся с этим стереотипом. Он говорил: «Вы предания Божии подменили преданиями человеческими. Такого не было изначально. Откуда вы это взяли? Не понятно». Откуда? По человеческим страстям, по человеческой гордости они превознеслись. Господь избрал их из ничего, этот еврейский народ, поднял до высоты, особенно при жизни царя Давида, царя Соломона, когда они практически всем цивилизованным миром управляли. И по мере их духовного и нравственного падения Господь у них все забирал.

Господь в этой притче показан здесь каким? Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его (он не отрицает) сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л… Как к этому относиться? Как вы думаете? Что это значит? Что Господь жестокий? Что Господь берет то, что Ему не принадлежит? Как их этой дилеммы выйти? А что пишут наши online-зрители?

 

– Значит, талант есть у каждого?

 

– Да. Совершенно верно. Смотря что брать за талант. Талант – это есть дар Божий. Самый дорогой дар в нашей жизни – это человеческая жизнь.

 

– Талант в евангельском смысле – это способности или что-то другое?

 

– Талант в евангельском смысле – это все, что нам Господь дает. Все дает авансом. Вот как тем рабам дал по 45 миллиардов (в максимальной версии), так вот каждому человеку Он дает все безвозмездно. Но на Страшном Суде Он нас спросит, а как мы распорядились Его талантами, Его дарованиями. Можно, конечно, все пересчитать на деньги, всю нашу жизнь. Может быть, кто-то рискнет и посчитает сколько стоит наша человеческая жизнь, сколько стоят наши умственные способности. Действительно, Господь заложил в каждого человека разные способности. И мы уже об этом говорили. И люди, какие-то специалисты, благодаря своим дарованиям Божиим, иногда зарабатывают очень большие деньги. Но если бы Господь не заложил в этого человека, то смог бы он развиться? Скорее всего, что нет.

Так вот вопрос в том, почему в этой притче Господа называют жестоким: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л? Ведь господин не опроверг эти слова. Он говорит: «Да». Действительно в Ветхом Завете у людей отношение к Богу было именно такое. Это сейчас, благодаря христианству, мы относимся к Богу как к какому-то добренькому дедушке, который всех гладит по головке. Но это не так. Господь, действительно, любит всех нас. Однозначно. Но в Боге есть такие свойства как независимость от нашего мнения. Тут Он говорит и показывает, что все принадлежит Ему. И если Господь что-то забирает или кому-то что-то дает, то Он не учитывает какие-то наши предпочтения. Иногда какие-то люди не согласны. Они говорят: «Мне Господь это не дал, а другому дал это богатство». Мы ведь тоже иногда так говорим. Мы можем поймать себя на мысли о том, почему, например, олигархам Господь столько дал денег, а мне не дал. Или еще что-то. Одному дал красоту, здоровье, ум, а другому не дал. А потому что Господь так решил, Он нас не спрашивает. Он дает каждому по силам. Эта автономность, даже авторитарность, независимость у Бога от людей, она в любом случае есть. И вот иногда нам кажется, что Господь действительно жестокий. Да. И что Он делает так, как нам бы не хотелось. Но опять же мы возвращаемся к тому, что есть человеческая логика, а есть логика Божественная. И она чаще всего не пересекается. Нам непонятно почему так произошло, а у Бога все есть ответы на этот вопрос.

Понятней немножко стало почему так? Не потому что Господь сам по себе жестокий, а потому что люди Его видят так субъективно со своей человеческой точки зрения. И говорят: «Где был ваш Бог, когда бомбили.» Или еще что-то. А Господь говорит: «Я был с ними, я их брал на руки».

 

– Можно провести аналогию со строгим родителем? Иногда Он поступает, как родитель. И нам кажется, что поступает очень жестоко. Но это идет нам на пользу.

 

– Естественно. И я об этом часто говорю. Вот представьте, если дети будут жить так, как они хотят. Ели бы с утра до вечера ели конфеты, смотрели мультики, одевались в то, что хотят, ходили бы как беспризорники. Кто бы вырос из них? Какие-то безграмотные, необразованные, немытые, больные, беззубые полностью (из-за конфет) и деградирующие личности. Но мы-то понимаем, что если мы их любим, то мы должны вложить максимум усилий для того, чтобы человек вырос и стал самостоятельным, научился решать проблемы.

 

– Родители ведь тоже совершают ошибки.

 

– Конечно совершают, но это не повод никак не воспитывать детей. Да. Мы не совершенны. Период исторический у нас очень тяжелый. Был советский, потом вообще анархия в 90-е годы, сейчас тоже все непонятно. Если западная культура раньше прошла все эти эпохи и у них психологическое воспитание, психологическое образование, эта культура была раньше нас, то они нас опередили. Хотя они нас опередили, а сейчас уже скатились ниже нас. А мы дорастаем до всего этого в психологическом смысле. Опять же это все промысел Божий. Я не говорю хорошо это или плохо, я не даю каких-то оценок.  Поэтому действительно выросло поколение родителей, которые жили для того, чтобы просто выжить, чтобы дать что-то детям. Поэтому нет претензий к нашим бабушкам и дедушкам в том, что они не были психологически грамотны и образованы, не воспитали наших родителей, а мы сейчас вот недополучаем. Это большая проблема. Действительно нас воспитывали методом проб и ошибок. Мы сейчас чуть-чуть, немножко выросли, в психологии разбираемся, уже даем какие-то рекомендации. Надеюсь, что наши дети уже вырастут более грамотными в этом плане. И они будут этот опыт давать своим детям. Конечно, все это через поколения проходит. Но вопрос: если человечество или нация, или государство поставит какую-то цель в жизни, то оно ее добьется? Мы это видим. Хотели добиться суверенитета, мы его потихоньку добиваемся. Хочет наш народ быть экономически обеспеченным, он потихоньку добьется этого. А есть ли какие-то духовные ценности в человечестве, в нашем обществе? Пока это незаметно, к сожалению. Опять же с современными со всеми ситуациями мировыми и нашими политическими и экономическими Господь нас встряхивает. Задумается ли наше общество или не задумается? Не знаю. Дай Бог, чтобы задумалось.

Смысл Евангелия в том, что Господь дал нам все эти дарования, все наши таланты авансом. И в какой-то момент Он с нас спросит. Если мы думаем, что мы сами всего этого добились, то Господь в любой момент может у нас это забрать. Мы это видим. Был человек здоровый, полноценный, успешный, а случились какие-то ситуации – ковиды, кризисы, спецоперации, войны (не дай Бог) какие-то глобальные мировые начнутся, еще что-то. И все. В мгновение ока все разрушится. Я уже говорил, что настольно человеческое тело уязвимо… Немного изменить уровень температуры нашего тела или уровень кислорода в крови, перекрыть нам кислород на пару минут или еще что-то. И все. Знаете, сколько человек может времени максимум выдержать без кислорода? Мировой рекорд – 30 минут. Дайверы выдерживают. Это натренированные люди. Поэтому все в руках Божиих. И настолько мы по лезвию ходим…

А ведь некоторые люди думают: «Я всего этого сам добился, все таланты – это все мое. Все, что у меня есть, все богатства, все дарования. Я сам строю свою жизнь, я сам хозяин своей жизни». Конечно, мы должны быть хозяевами своей жизни, не должны нами какие-то маркетологи управлять. Я об этом в прошлый раз говорил. Человек сам должен контролировать свою жизнь. Но в любом случае все зависит от Господа Бога. Если мы свою жизнь проживаем под присмотром Божиим, как дети проживают свою жизнь под присмотром родителей, то тогда есть все шансы у нас выжить. Выжить и войти в Царство Небесное. А если мы решили оторваться от Бога, сами управлять налево-направо своими талантами, то получается, что человек еще не успел повзрослеть, а у него уже нет ни здоровья, ни семьи, ни ценностей, нет никаких ориентиров в жизни, он не знает для чего он живет. Это то состояние, когда человек живет и взрослеет без Бога. И в конце концов он умирает. Не просто здесь умирает, он умирает для вечности, для вечной жизни. Это трагедия. Господь дал все это человеку, а человек все это спустил, а иногда закопал все эти таланты, которые Господь дал. То есть не развил, не преумножил, не стал лучше, не стал добрее. А ведь у нас у всех эти основы.

Мы все можем стать святыми. Думали ли вы об этом? Мы все можем стать святыми. Это всегда было тяжело, а сегодня еще сложнее, но потенциал у нас у всех заложен. Просто мы его не раскрываем на 100 процентов, как те рабы из притчи. Мы его и на 12 процентов не раскрываем. Конечно, дело здесь не в деньгах. И Христос никогда не давал каких-то экономических советов людям, кроме того, что надо платить кесарю кесарево, а Богу Божие, то есть исполнять какие-то законы человеческие мы должны, но Законы Божии мы тоже должны исполнять. И они в идеале не должны никак пересекаться. И таланты, которые Господь нам дал, мы все-таки должны преумножать.

 

– У меня ребенок боится развивать свои таланты. Что делать?

 

– Нужно разбираться почему он боится, что не так, где не так. И что вы сейчас подразумеваете под талантами?  Господь в Евангелие всегда постоянно говорит своим ученикам: «Дерзайте, не бойтесь, мужайтесь, крепитесь. Я всегда с вами». Кто может против нас противостоять? Все наши маловерие и недоверие к Богу тормозят нас в нашем духовном развитии. Господь говорит: «Дерзайте». То есть действуйте, решайтесь. Апостол Петр шел по воде, но когда только он начал сомневаться, то тут же начал тонуть. В воде поймал его Христос и сказал: «Что ж ты, маловерный, усомнился». И это наша проблема. Мы постоянно в течение жизни сомневаемся: а есть ли Бог? а если нет Его? а если это совпадение? а может быть, это еще что-то? Хочется сказать: «Что еще вам нужно? Ангела поставить?»

Сегодня записали видео. Человек в нашей армии воевал и, надеюсь, воюет до сих пор. Он был язычником, поклонялся (как они называют) русским богам, славянским богам. Поехал на войну, на спецоперацию. Начал воевать. И молился своим перунам и прочим… Мы понимаем, что это бесы. Они тоже «помогают», но берут очень дорогую плату, жизнь берут, нашу душу. Но так сложилось, что перестали помогать. Он говорит, что начали у него умирать люди, а он командиром был. То один умрет, то другой погибает. И тут он обратился в Небо и говорит: «Бог, который есть, помоги мне. И я буду в Тебя верить». И он рассказывает, что он заходит в какое-то украинское селение, в какой-то дом. На пороге лежит икона, на которой изображен мужчина с ангелами и с копьем. Он подумал, что это воин какой-то, раз он с копьем. Ну решил ему молиться. Положил икону в рюкзак.  И перестали умирать люди. И все лучше и лучше. И начал ему молиться. Мы-то понимаем, что это была икона архистратига Михаила. Они пошли на операцию, рюкзаки все свои они оставили, икону он оставил. И вдруг их группа попадает под обстрел. И ему отрывает ногу. Он начал молиться этому воину и увидел, как он закрывает его крыльями. И потерял сознание. И все осколки прошли мимо. А не было никаких шансов выжить. Он выжил, очнулся в больнице. После всего он пришел в храм и увидел эту икону. Узнал, что это архистратиг Михаил. Так неужели нам нужны такие ситуации? Таким образом все это открывать? Потому что чем дальше мы не верим, то тем события будут с нами происходить страшнее и страшнее.

Но для Бога ценнее, когда мы не в чудеса какие-то верим, а когда мы удостоверились какими-то меньшими обстоятельствами. Самое распространенное свидетельство о Боге – это то, что все духовные законы, о которых говорил Христос, они работают. Стоит проверить. Стоит начать жить по-христиански, начать исповедоваться и причащаться, вникать в смысл. И ты увидишь, как все это реально работает, как Господь начинает касаться твоего сердца. Это называется религиозный опыт. Если у тебя религиозного опыта нет, то просто начитавшись каких-то книжек, книжек каких-то о святых, Евангелие можно выучить наизусть, но веры личной и живой ниоткуда не появится, пока ты не откроешь свое сердце, пока Господь не начнет с тобой взаимодействовать на каком-то духовном, для нас пока не понятном невидимом уровне. Мы-то понимаем, что это духовный уровень. А людям непонятно. Они пытаются что-то объяснить какими-то своими научными взглядами, психологиями, чем-то еще. Но все это, конечно, безуспешно.

А то, что духовный закон работает безотказно, каждый может убедиться сам. И необязательно верить кому-то на слово. Не обязательно хорошим или святым людям верить на слово, если у вас нет своего личного религиозного опыта.  Вера ниоткуда так просто не появится. Конечно, все индивидуально, все работает у каждого по-своему. Но принцип общий.

 

– И все-таки как узнать? Может быть, Бог тебе не дал таланты?

 

– Я думаю, что такое может быть только в том случае, если вам не дали родиться. Просто не дали родиться. Родители ваши – мама и папа – еще до вашего рождения вашу жизнь прекратили. Тогда у вас не было никаких шансов, вы никак не могли реализовать свои таланты. Вам Господь дал жизнь, а родители еще в стадии беременности вас уничтожили. Это говорит о том, что душа есть, а таланты вы просто не могли никак раскрыть. Физически так не могло быть. С душами людей Господь Сам будет разбираться. Я надеюсь, что они, как ангелы безгрешные, будут Богом там, где-то воспитываться в Царстве Небесном. А в том случае, когда мы уже родились, то это уже талант. Если у нас есть опыт общения речевого, если у нас есть руки, ноги, то это уже таланты, которые мы можем развивать и делать что-то хорошее и доброе. Вот о чем идет речь.

Духовный базовый уровень этих вот талантов, он есть в каждом человеке. Ну мы же не камни бездушные. Мы же можем общаться и помогать кому-то. Даже если у нас нет средств. Даже если мы с утра до вечера работаем, но мы просто можем хотя бы молиться за кого-то. Это и есть преумножение. То есть, когда мы делимся с окружающими своими дарованиями Божиими, то это и есть преумножение талантов.

В голове у меня только единственный случай, когда человек не может реализовать свои таланты, – это когда он не родился. Или в детстве его Господь призвал в Царство Небесное и он просто не реализовал таланты. Если мы дожили до какого-то зрелого возраста, то нам жаловаться уже нельзя.

 

– Как людям развивать свои таланты?

 

– Развитие талантов – это развитие своих духовных качеств. Под духовными качествами мы понимаем то, когда человек становится лучше, добрее, милосерднее. Но он не просто внутри себя становится добрее и милосерднее, а это же видно, этим человек делится. Да? То есть в душу каждого человека Господь заложил семя какое-то талантов. Оно бесконечно дорого. Невозможно возродить умершую жизнь человека. Как бы современная наука не хотела, не пыталась, но невозможно из неживой клетки сделать живую. Или из обезьяны сделать человека. Ну невозможно. Сколько тысячелетий прошло, но ни одна обезьяна еще не стала человеком. Вся эта теория эволюции не работает, хотя отдельно в чем-то она, быть может, и справедлива. Так вот речь идет о том, что Господь в душу нашу заложил величайший талант жизни, потенциал неимоверный. Насколько мы его раскроем, насколько мы его преумножим? И покажем на Страшном Суде. Принесем душу свою Богу, скажем: «Вот, Господи, ты мне дал зародыш, а я из него вырастил прекрасную, цветущую, красивую душу как драгоценный камень». Принесем Богу и покажем, что в течение нашей жизни мы сделали столько хороших дел. Или нет. Или скажем: «А я в Тебя не верил. Тебя нет. Докажи мне, что Ты есть». Или скажем: «Я все Твои таланты закопал и ничего не сделал. Никак их не развил».

 

– А почему у людей разное число талантов?

 

– Я тоже об этом думал. Разное число талантов как раз-таки говорит о том, что мы все по-разному устроены. Господь кому-то дает возможность стать святым, дает больше талантов, чтобы человек их раскрыл в течение жизни. Дает веру. Нашу веру Он кому-то дает, а кому-то и не дает. Мы, получив дар веры, насколько можем его раскрыть? Мы получили талант веры, талант воцерковления, таланты Святого Духа через Крещение, покаяние, Причастие. В нас это все вливалось. Мы соединялись с Самим Живым Христом. Насколько это должно умножить, ускорить рост этих талантов, насколько это благоприятная среда для души человека? А не окажется ли так, что мы, получив весть этот неимоверный колоссальный опыт духовной жизни, мы никаких заслуг, роста духовного, никаких показателей Богу не предоставим? А окажется, что люди, которые были вне Церкви, которые просто были хорошими людьми, и делали что-то хорошее и доброе… Опять же я об этом не знаю. Судить будет Господь Бог, не я. Я не говорю о том, что не нужно ходить в храм, не нужно причащаться, а будь просто хорошим человеком. Хорошим человеком нужно быть по определению. Но Господь будет судить по своим каким-то критериям. Он, кстати, говорит об этих критериях.

Что касается инвалидов. Это особый крест человека. Когда человек несет этот крест, если он вырабатывает в себе смирение, безропотность в отношении к своим страданиям и по отношению к Господу Богу, то тогда, я думаю, что Господь ему тоже вменит какой-то особый талант. Ведь терпение – это тоже талант. Смирение – это талант. Не у каждого из нас это есть. Опять же можно говорить: «Почему Ты не дал мне крепкого здоровья, руки, ноги, крепкую голову?» Господь так решил. С точки зрения человека, наверное, это жестоко. Наверное, это можно назвать неуместным. Но Господь говорит: «Да. Я Сам решаю. Не вы решаете. Либо вы играете по моим правилам, либо вы идете во тьму кромешную». Вот и все. И мы сами решаем. Да. У нас есть выбор. Бесы решили жить без Бога. Они решили жить по-своему, решили пойти. Но конец их мы знаем. Если людям нравится жить так, то это их право. Никто их насильно заставить не может. И Господь нам постоянно предлагает: «Либо со Мной. Либо без Меня. Но если вы без Меня, то вы против Меня».

 

– Человек, когда рождается, то ему даются таланты. Он их совершенствует всю жизнь. Он развивается, значит, у него становится больше талантов. А когда старость наступает, возможности угасают, то талантов меньше становится?

 

– Нет. Человек не просто механически зарабатывает эти таланты. Это происходит путем развития души человека. Человек становится лучше, добрее, милосерднее, становится потихоньку святым. А вот если он в старости стал опять грешником, то он потерял все эти таланты. Но практика показывает, что если Господь дает жизнь человеку дальше и дальше, то святые ведь не становятся какими-то грешниками. Правильно? Да, они не могут делать какую-то физическую работу, но они могут исповедовать, давать какие-то духовные советы. Это совсем уже другой уровень открывается.

 

– Святые отцы говорят, что ветхий человек – это тот человек, который живет греховной жизнью. А новый человек – это как Образ Божий. А Образ Божий – это образ, пророщенный из талантов?

 

– Если рассматривать это в свете талантов, то ветхий человек – это тот человек, который живет без Христа, который свои таланты тратит впустую, не для Царства Небесного. Он не становится лучше, добрее и милосерднее. Весть тот базовый потенциал, который Бог в него заложил, он тратит в свое удовольствие. Просто растранжирил все. И все. А новый человек, преображенный, освященный благодатью Святого Духа – это тот человек, который увидел правильное направление и пошел в эту сторону. Раскроет ли он все свои таланты? Надеюсь. Это зависит только от него.

Господь насильно ничего не делает, Он только помогает человеку раскрывать таланты, которые Он в нас заложил. А если человек сам ничего не хочет делать, то Господь конечно, будет какие-то обстоятельства создавать. Он все равно нас любит, Он будет нас наказывать. Наказывать – это не вредить, а давать наказы как учение. Он будет нас учить. Человек учится в каких обстоятельствах? Когда ему просто по-хорошему скажешь? Кто-то – да. А некоторые, пока их не приспичишь. Поэтому у каждого есть какой-то свой уровень связи с Богом. Кто-то хочет, чтобы ему Господь прямо дал в лоб. А кто-то по-хорошему понимает. Все зависит от нашего взаимоотношения с Богом, от нашей мудрости.

 

– Можно ли выпросить веру и любовь?

 

– Хороший вопрос. Святые отцы говорят, что есть такие случаи, когда люди выпрашивают себе какие-то способности. Но пойдут ли эти способности на пользу? Это большой вопрос. С другой стороны, если даст Господь веру и любовь. Ну вот даст Господь человеку веру. Он уверует, что есть Господь Бог. Но сможет ли он после этого измениться? Потому, что если человек верит в Господа Бога, но живет не по Закону Божиему, то он уподобляется демону, который прекрасно знает, что есть Господь Бог, но ему Бог не нужен.

А любовь мы, конечно, все должны просить. Мы должны просить и веру, и любовь. Но если человек не готов к этому, если он просто не вывезет физически и духовно эти таланты? Например, вот дай мне талант прозорливости. Хотел бы я? Ну теоретически, наверное, хотел бы. Но ведь Господь святым этот талант дает не ради какого-то развлечения, чтобы как бабка-гадалка деньги собирать. А ведь это колоссальный крест. Мне придется постоянно с людьми работать. Как это у старцев? С утра заходит толпа людей в монастырь и до вечера он с ними. Хотел бы я так? Я бы просто этого не вынес. У меня есть семья, есть храм и так далее. Я боюсь этого, потому что я представляю зону ответственности всего этого. Хотел бы? Теоретически хотел бы. Но смог бы я это осилить? В данный момент я не смогу это осилить. Если я не буду этот талант использовать для людей, помогать людям талантом прозорливости, то я буду его просто закапывать. И Господь с меня спросит.  Или даст дар исцеления. Представьте, если я помолюсь, а люди будут исцеляться. Сразу придет половина России, как к Иоанну Кронштадтскому. У него своей жизни не было. Он с матушкой жил как брат с сестрой. У них никогда не было интимных отношений, потому что он понимал, что если у него появятся дети, если появятся родственники, дети детей, то это будет уже не духовная жизнь. А он именно ее хотел, видел в этом призвание. Это такое исключение – Иоанн Кронштадтский. И Господь ему дал и дар прозорливости, и дар исцеления и так далее. Но у него в день на Литургии было по 5–7 тысяч человек. Представляете? Все исповедовались и все причащались. Каждый день. Исповедовал он один. Была такая общая Исповедь.  Конечно, он выезжал. У него был свой теплоход. Можно сказать, была своя яхта. Так бы сейчас сказали. Но он пользовался ею не ради развлечения. Он на север возил гуманитарную помощь. Ему просто подарили теплоход. На наши деньги это миллионов 30, наверное. У него был сначала один теплоход, потом второй теплоход и так далее. Ему могли дать пачку денег. Или могли шубу на него надеть, а он мог переодеть ее на другого человека. Это уже святой человек. Нужно сначала быть верным в малом. Когда он получал зарплату и шел домой, то зарплаты уже не было пока он доходил до дома.  Поэтому матушке отдавали его зарплату, потому что она жаловалась. Или придет домой без сапог. Мог отдать сапоги какому-то нищему бродяге. Вот каким нужно быть в идеале. А мы, к сожалению, все маловерные. Мы все свои таланты закапываем. Хотя Иоанн Кронштадтский изначально был далеко не святым человеком. Он сам о себе писал. Это можно почитать. Он писал: «Мне жалко поделиться тарелкой супа». Представляете? Так он писал вначале своей духовной жизни, когда стал священником. Он просто вырос в очень бедной семье. У него была психически больная мать. Отец был пьяницей диаконом. Он вырос в какой-то глубинке Архангельской, переехал в Санкт-Петербург, выучился. И он долгое время просто не мог видеть свою мать, говорил о том, что мать опять приснилась ему в страшном сне. Представляете? Но все это он переборол. Он свою жадность переборол. У него была зависимость, он курил. В молодости он курил. Он играл в карты, уже будучи священником. Но тогда и другое было время, курить было модно. Не знали всех последствий курения, многие священники курили. Сейчас греческие священники курят. Такая просто традиция. Иоанн Кронштадтский усилием, серьезным усилием победил все это в себе. Понятно, что с помощью Божией. Казалось бы, Господь дал ему мельчайшие какие-то таланты. У нас, у современных людей сейчас гораздо больше изначально есть стартовая позиция, которая изначально выше, чем у Иоанна Кронштадтского была. Но он настолько опередил, настолько обогнал нас, обычных людей, полноценных, у которых есть хорошие семьи, которым не сложно делиться, которым не жалко 100 рублей, 200 рублей просто так пожертвовать. Или тысячу рублей пожертвовать, а некоторые иногда могут и по тридцать тысяч рублей пожертвовать. А Иоанн Кронштадтский говорил, что не может поделиться куском хлеба или тарелкой супа: «Жалко мне.» Он переборол все это. Изначально он не был святым. У нас у всех есть такой потенциал. Как мы его называем? Как мы преумножаем эти таланты?  А вот Иоанн Кронштадтский преумножил не в 100, а, может быть, в несколько сотен раз.

А мы, каждый из нас сам даст ответ, но перед Богом. Не перед кем-то мы дадим ответ, а перед Богом. Иногда в нас кидают камни, говорят: «Вот вы такие попы». Хочется сказать: «А судьи-то кто? Вы сами-то святые?» Нет. Это просто психологическая защита. Человек сам не хочет развиваться. И он всех поливает грязью. Это обычная защита человеческого мозга. Так судьи кто? Наш судья – это Господь Бог. Перед Богом Церковь будет отвечать какая она, и кто она, и где она, и что мы делали. Понятно, что хочется, чтобы у нас были святые батюшки, святые прихожане, святые люди. Дорастем мы до этого? Не знаю. Но время у нас есть, шансы у нас есть. И будем развиваться в этом направлении.

 

– А если Бог знает, что я смогу и дает мне какой-то талант. А я сомневаюсь, что вывезу. И отказываюсь. Как узнать, оценить и сопоставить?

 

– Если Господь вам дал, значит, что Он в вас верит. Мы уже говорили о гранях веры-доверия. Если мы верим в Бога, то это не значит, что мы верим в Его существование. А это значит, что Бог знает лучше нас. Так вот если мы верим в Бога, и Бог дал нам этот талант, то Он в нас тоже верит. Значит, у нас есть возможность развить этот талант. И это значит, что его надо развивать, а не закапывать. А если вы из-за маловерия его закопаете, то будете как тот лукавый раб. На страшном Суде у вас и это отнимут (не дай Бог). Все у нас отнимут, если мы по маловерию своему не разовьем тот потенциал. Опять же, в глубине все эти таланты сводятся именно к любви. Любовь – самый главный талант, который мы должны преумножать. И все вытекающее из любви как раз и есть то преумножение, когда мы делимся этой любовью. А как мы ею делимся? Не просто говорим: «Мы любим всех». И все на этом. Нет. Когда мы делаем добрые дела. Христос дает критерий. Возвращаясь к словам Христа, Он говорит: «Если вы пришли ко Мне в темницу, в больницу, накормили, напоили, приютили Меня и меньших Моих братьев, то это сделали вы Мне, вы пришли ко Мне». Вот критерий. А если мы боимся, считаем каждую копеечку, то Господь большего нам не даст.

 

Спасибо всем за внимание. Нашим зрителям и гостям всем спасибо. Приходите к нам по вторникам на лекции или присоединяйтесь online. До свидания.

 

Пожертвования храму

Сбор идет с начала апреля.

Мы в Telegram