Цикл встреч «Беседы с батюшкой о притчах Иисуса Христа».
Беседу по теме: «Что делать с предателями?» провел настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.
08 ноября 2022 г.
– Всем здравствуйте. Очередная встреча наша посвящена интересной теме: «Что делать с предателями?» Что делать с предателями, или с врагами, или с теми, кто нам не нравится, или с теми, кто думает по-другому, то есть со всеми теми, кто нас раздражают. Вот что делать с христианской точки зрения?
Я сейчас не говорю с теми и не учу тех, которые не хотят жить по-христиански, которые не собираются в Царствие Небесное. Это их жизнь и каждый сам решает, что с ней делать, кого любить, кого не любить. А вот для того, чтобы христианину войти в Царство Небесное, есть правила какие-то, есть так называемые условия, которые связаны практически со всеми сферами нашей жизни. В первую очередь – это отношения с окружающими людьми, это какие-то гастрономические нормы. Если христианин собирается в Царство Небесное, то он соблюдает посты. Это связано еще и с его интимными отношениями: христианин не может жить, как животные, как попало и с кем попало. И, конечно же, наши отношения с людьми должны строиться по Закону Божиему и особенно тогда, когда какие-то негативные отношения, когда у нас есть какое-то нелицеприятие. Сейчас эта тема очень актуальна на фоне всех происходящих мировых событий, на фоне спецоперации и так далее.
Люди делятся на разные взгляды. Всегда так было, всегда так будет. Не надо витать в облаках, думать, что у нас сейчас все быстренько изменится, что сейчас все будут поддерживать спецоперацию или не поддерживать ее, любить свою страну или не любить свою страну. Конечно, это дело каждого человека.
На основании чего мы затронули эту тему? Напомню, что мы начали цикл бесед с разбора притчей Иисуса Христа. Напомню, что притчи Иисуса Христа – это конкретные слова Господа Бога. Представляете, насколько это серьезно? До нас сохранились оригинальные тексты слов Самого Господа Бога, который жил на Земле две тысячи лет тому назад. Это исторический факт, в котором ученые не сомневаются. Я говорю о мировых ученых, а не о тех, которые в инопланетян верят.
На основе притчи о пшенице и плевелах поговорим. Это Евангелие от Матфея, 13 глава, 25–30 стихи. Кому интересно, потом перечитайте. Так вот, Господь говорит: Царствие Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел…
Напомню, что плевела – это сорняки, трава.
…когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Вот, казалось бы, на такую незамысловатую притчу поговорим об отношениях с инакомыслящими людьми. Тема, действительно, актуальная. Я вижу, что сегодня люди, разделяясь на всех событиях сегодняшних политических и военных, очень часто начинают ссориться и ругаться. Как христианин должен реагировать на происходящее и относиться ко всем? Мы ведем цикл бесед по притчам и, конечно, эти темы переплетаются. Прошлая наша притча называлась «О сеятеле», когда Христос говорит о том, что происходит, когда начинается какая-то глобальная посевная. И сегодняшняя притча «О пшенице и плевелах» тоже с предыдущей притчей перекликается. В чем? В том, что оказывается Господь сравнивает людей в данной ситуации с пшеницей и сорняками. То есть, грубо говоря, есть хорошие люди, а есть и плохие. Некорректно говорить, что одни люди хорошие, а другие плохие. Кто мы такие, чтобы так говорить? Но Христос показывает, что среди людей есть люди, которые приносят добрый плод – любовь, смирение и другие христианские добродетели. А есть люди, которые не совсем сами приносят добрый плод, а еще и другим мешают. И такие люди скрываются здесь под образом плевел или сорняков. Надо сказать, что Христос верит в этих людей. Вот мы часто не верим, мы даем какие-то оценки. А господь говорит: «Не судите людей и не судимы будете». Что такое оценки или что такое осуждение? Это когда мы берем на себя свойство Божие судить людей. Как это на практике случается? Есть человек. Допустим, он выпивает или наркоманит. И вот если мы говорим, что этот человек пьет, то это факт, а не осуждение. А если мы говорим, что это пьяница, такой-сякой законченный человек? Или про наркомана, что он такой пропащий, законченный человек, нет ему никакого спасения? Вот в этом случае мы берем на себя роль судьи и выносим человеку приговор. Можно ли говорить правду, что человек поступает неправильно? Конечно же можно. И иногда мы это делаем. Есть важный момент, когда мы это делаем с превозношением над человеком. Может быть, и не выносим суд какой-то человеку, но с каким-то надмением произносим это, тем самым показывая, что мы лучше. И Господь нам говорит, что не судите, да не судимы будете, потому что если мы выносим приговор или осуждение какому-то человеку, то Господь чаще всего может сделать так, что мы сами попадем в такую же ситуацию. И про нас начинают говорить то же самое. Это духовные законы, о которых говорит Христос.
Господь нам дает и притчи, и заповеди, и Священное Писание для того, чтобы облегчить нашу жизнь. Можно сказать, что это инструкция для счастливой жизни. Он нас предупреждает и учит как любящий отец учит своих детей, иногда их наказывая не для того, чтобы они страдали, а для того, чтобы они избежали многих ошибок. Священное Писание и есть та самая инструкция по счастливой жизни, а не по ограничению людей в их какой-то жизнедеятельности. И, соответственно, у людей всегда встает вопрос: а как поступать с теми, которые не живут по Закону Божиему, не хотят любить, вредят? И хотят их ограничить, иногда даже ограничить в жизни, жизнедеятельности максимально, экстраординарные какие-то решения принимают. Христос этой притчей как раз намекает нам, что Он верит в людей до конца, Он верит в то, что люди могут исправиться. И чтобы мы насильно своими силами не ограничивали их жизнь. Конечно, Христос в своих притчах, в проповедях идеализирует многие вещи, а на практике мы, конечно, видим, что хоть Христос и верит, но большинство человечества не верит в Бога.
Что такое вера? Когда мы говорим, что мы верим в Бога, то что мы подразумеваем? А когда мы говорим, что мы верим в человека? Что касается доверия, то это немножечко другое. Этимология слова доверие – до верие. А вера – это после доверия. Мы говорим: «Доверяй, но проверяй», а когда мы верим, то уже не проверяем. Вера в Бога – это вера не в Его существование. Дьявол прекрасно знает о существовании Бога, но это никак не отображается на его поступках, он живет в разрез с Богом. Когда мне говорят, что самое главное – верить в Бога, то это очень важно, потому что далеко не все верят в существование Бога. Но когда ты поверил в Его существование, то встает вопрос: вверять ли Богу всю свою жизнь? Вера – это такое состояние, когда мы знаем или убеждены в том, что Бог или человек, или врач, или священник, или еще кто-то, что этот объект нашей веры разбирается в этом вопросе лучше, чем мы. Когда мы верим Богу, тогда мы знаем, что Господь знает лучше, чем мы, и полностью вверяем, доверяем Ему свою жизнь. В отличие от дьявола. Он не верит в Бога, не верит Богу, он верит в свои силы. Это отличительная черта гордого человека. Гордый человек верит только в себя, и нет места Богу и окружающим в его жизни. И это большая проблема. И, соответственно, гордый человек Царствия Небесного не наследует, потому что он не хотел иметь ничего общего с Богом, а находился в этом тщеславном горделивом состоянии, как дьявол. Поэтому Господь и говорит, что геенна огненная приготовлена дьяволу и людям, которые уподобились дьяволу.
Почему я говорю о вере? Потому, что Господь верит в нас иногда больше, чем мы верим в Него. То есть Он знает весь наш потенциал, Он постоянно в Евангелие ободряет своих сомневающихся учеников. Да, у нас есть такое свойство, исторически так сложилось, что мы постоянно в чем-то сомневаемся. Это так называемое маловерие. Вроде мы хотим, но в нас нет решимости, мы хотим разобраться в себе, заставить себя. Вот Господь и призывает постоянно учеников не бояться. Он постоянно говорит: «Я с вами. Дерзайте. Решайте». Что такое дерзайте? Действуйте. Начинайте. Не бойтесь. Когда апостол Петр видит Христа, как Он идет по воде, то он тут же захотел также пойти по воде со Христом. И Христос ему говорит: «Дерзай». И тот вышел, пошел, но начал сомневаться. И тут же начал тонуть. И Христос поймал его за руку и сказал: «Что ж ты, маловерный, усомнился?» Эта особенность у нас у всех. Мы начинаем какое-то дело, начинаем сомневаться, и дьявол своими сорняками в нашу душу сеет эти плевелы. И слово Божие теряется. Когда теряется слово Божие, то мы становимся неуверенными, мы не знаем в какую сторону двигаться. Человек становится дезориентированный, он не знает, как дальше жить, что дальше делать: война, эпидемия, кризис, все рушится, непонятно куда двигаться. А у нас есть ориентир, который независимо от времени, от места нахождения человека дает нам самое главное – стрелку на компасе, которая куда показывает? В Царство Небесное к Господу Богу. Все остальное может меняться. Вокруг нас могут свистеть пули, разрываться снаряды, а человек понимает, что главная его цель – это оставаться с Господом Богом. И Господь никогда человека не оставит без поддержки, без внимания. Но, к сожалению, большинство людей живут по своей воле, они не хотят адаптироваться под Закон Божий. И у нас, у христиан, конечно же, часто бывает раздражение на таких людей гордых, своевольных, часто не поддерживающих какую-то нами взятую за основу цель жизни, иногда политическую какую-то цель, иногда социальную, или финансовую, или материальную. На этом фоне начинаются какие-то разногласия.
В истории были такие примеры, связанные с психологией. Когда людей помещали в какие-то разные ситуации, они автоматически начинали адаптироваться. Может быть, вы слышали про такой эксперимент? Я не помню, как он называется. В Америке один ученый-психолог решил набрать в своем университете студентов, разделил их на группы. Даже есть фильм, снятый по этим мотивам. Одни были заключенными, другие были надзирателями. Эксперимент должен был длиться две недели, а прекратился он на шестой день. Почему? Потому, что студенты – это свободные люди, они могли это прекратить (и те, которые играли роль надзирателей, и те, которые играли роль заключенных). Все условия были приближены максимально: за студентами приехали домой, забрали, привезли в участок, посадили в тюрьму. И, как ни странно, люди начали жить в тюрьме, испытывать чувство вины, страха. А эти надзиратели начали испытывать к ним ненависть, презрение, физически унижали их, били. И когда все это увидели, то ужаснулись как реально работает эта ситуация. Нас только стоит поместить в какую-то ситуацию, мы тут же принимаем правила игры, начинаем жить по тем условиям. Хотя эти студенты и могли выйти, несмотря на то, что им платили какие-то деньги, выйти из игры, но они оставались, строили планы побега, пытались связаться нелегальными способами с родственниками, чтобы те вытащили их оттуда какими-то методами. О чем идет речь? Почему я вспомнил эту ситуацию? Да потому, что когда мы начинаем относиться к людям, как к врагам, то они начинают принимать условия этой игры, они хотят того или не хотят, но начинают негативно относиться к нам. Мы воспринимаем их врагами, начинаем с ними разговаривать, спорить как с оппонентами, и они вынуждены принять условия этой игры. Так человеческая психика устроена. Хотим мы этого или не хотим. И они начинают искать против нас какие-то аргументы и доводы. Об этом эксперименте нужно всегда помнить, потому что если мы хотим, чтобы вокруг нас были враги, предатели, то нам надо только начать так считать и говорить им о этом. Говорить, что мы с ними не согласны, мы ничего общего не имеем с вами…
Какое поведение у христианина должно в этой ситуации проявляться? Как человек должен относиться именно с христианской точки зрения к инакомыслящему человеку, к неверующему, не православному? Позиция христианина в этом случае какая правильная? У христианина не должно быть никакой агрессии по отношению к этому человеку, потому что мы должны помнить, что Господь верит и в него, в том числе. В этого человека, может быть, заблудшего, который заблудился в течении своей жизни, может быть, воспитанного совсем в другой культуре атеистический, антирелигиозной, мусульманской или сектантской среде. Надо помнить, что у каждого человека есть свобода выбора. Кто нам дал право ограничивать человека или навязывать ему свою какую-то точку зрения?
Я общаюсь в силу своей деятельности часто в верующими людьми. И у нас есть такая общая тенденция, что мы должны всех переубедить, мы должны всем навязать свою точку зрения, потому что мы считаем ее единственно правильной. Да, я считаю, что православное христианство – это самая правильная религия и путь ко Христу, но я не считаю себя вправе (я сейчас говорю про себя) насильно навязывать всем людям свою точку зрения, потому что Господь всем нам дает полную свободу. И если Господь терпит этого человека, то кто мы такие, чтобы лишать его свободы? Мы говорили уже о том, что мы можем делать. Мы можем говорить свою точку зрения, можем ее обосновывать, можем приводить какие-то примеры из своей жизни, но ни в коем образе не провоцировать человека на конфликт, потому что как только мы начинаем конфликтовать на эту тему, как человек уже не только нас, но он все наше мировоззрение, в том числе, христианское православное начинает считать за какое-то враждебное, оппозиционное. И вот таким способом часто иногда даже разваливаются семьи. Я вижу, когда люди в семье начинают навязывать свою точку зрения, начинают насильно тащить уже взрослых совершеннолетних людей. Понятно, что своих несовершеннолетних детей. И то лет до 14–15 мы можем воспитывать, навязывать им свое мировоззрение опять же не для того, чтобы они страдали и мучились, а для того, чтобы они были счастливы, потому что мы понимаем, что христианство и Православие – это самое лучшее, что может быть в мировоззрении человеческом. Если человек этого не получил, то он теряет очень много. Да. Он, конечно, может потом прийти, но на этом пути он может сделать много ошибок. Поэтому, когда мне говорят, и вы, наверное, слышали такое мнение, что когда дети вырастут, то сами выберут свою веру, религию, то эта точка зрения в корне неправильная. Действительно, человек вырастет, он поймет, он выберет себе какую-то религию, веру и так далее, но, если мы не привьем с детства самое ценное, самое важное, самое лучшее, а дадим какой-то суррогат, ущербное какое-то мировоззрение, а человек в детстве в любом случае получит его, потому что он же не в вакууме растет. Хорошо, тогда не учите ребенка. Он вырастет и сам решит на каком языке ему говорить, какую культуру учить, в какую одежду одеваться, какую еду ему есть. Вообще оставьте его на произвол судьбы, закройте его где-нибудь. И пусть он, как Маугли, живет. Что тогда эти люди скажут? Они скажут: «Мы сумасшедшие что ли?» Вот тоже самое мы должны сказать этим людям, но, конечно, не так грубо, что они сумасшедшие, а сказать, что это в корне неправильно ребенка с детства лишать тех идеалов христианства, того самого лучшего, что есть. Мы должны показать ему пример с детства, привить ему это. А вот когда он вырастет, то он тогда действительно сам будет принимать решение хочет ли он остаться в Православной вере или ему ближе какие-то другие течения или он вообще не религиозный человек. Лишая детей Православной веры, христианской веры с детства, мы лишаем ребенка очень многого. Я понимаю, что верующие люди так никогда не говорят. Это говорят люди, которые еще сами до конца не пришли к Господу Богу, те, которые не хотят показывать пример своим детям, не хотят развиваться, ленятся в этом направлении, поэтому они так себя сами оправдывают, говоря, что ребенок вырастет, разберется. Но мы должны понимать к чему все это приведет. И должны грамотно, адекватно, ненавязчиво, аргументированно отвечать почему это неправильно.
Очень важно в этой ситуации критическое мышление, понимать почему все это происходит, не нужно верить всем на слово, надо на опыте своем смотреть как все это работает, потому что ошибаться мы все можем. И я могу ошибаться. И если я, не дай Бог, начну нести какую-то ересь, а каждый человек может сойти с ума, увлечься какими-то нехристианскими течениями, впасть в какую-то ересь, но мы должны вовремя предупредить нашего брата, собрата, а для этого как раз нужно критическое мышление, нужно понимать смысл христианства. Когда мы понимаем смысл христианства, цель христианства, тогда на этом основании мы можем двигаться в ту или иную сторону. А когда мы основу христианства не понимаем: ради чего Христос пришел, для чего, то вот тогда и происходит подмена понятий, такая же подмена, которая произошла у древних иудеев. И до сих пор она сохраняется. Христос говорит об этом: «Вы предание Божие подменили преданиями человеческими». То есть вместо Закона Божия вы придумали свои какие-то тысячи заповедей. Доходило до курьезных случаев. Например, заповедь о субботе. Вы слышали: шесть дней работай, а седьмой день посвящай Господу Богу. Шаббат так называемый иудейский. В субботу евреям нельзя ничего делать. И действительно доходило до такой казуистики, что рассуждали о том, что если к тебе придет твой товарищ и попросит у тебя хлеба или другой какой-то еды (а нельзя было готовить в субботу), то как ты должен поступить? Дать ему этот хлеб или не дать? Запустить его домой или выйти из дома, чтобы дать ему этот хлеб? Или протянуть руку через порог? Представляете, они серьезно говорили об этих вещах. Точно также, как сегодня наши православные христиане берут хлеб и читают его состав. И смотрят есть ли там яичный порошок, нет ли там яичного порошка. Какая разница Богу какой там состав? Какая разница Богу что ты ешь? Апостол Павел говорит: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1Кор. 8:8). Когда человек не понимает, что он делает, когда у него нет основания самого главного понимания христианской жизни, вот тогда у него и появляются вот такие религиозные представления о жизни. Не то, о чем Господь нам говорит, а то что мы сами себе начинаем придумывать. И начинается трагедия, мы отдаляемся от Бога, начинаем между собою обсуждать кто как оделся, можно ли женщине в храм заходить в юбке или в брюках, можно ли краситься, или можно ли бороду мужчине носить или не носить, или с длинными волосами… И начинается подмена понятий. Вместо религиозных понятий начинается какая-то казуистика никому не нужная. И в этом проблема. И на этой почве мы тоже часто начинаем разделяться в христианском мире уже внутри церкви. Яркий пример – это прививки в ковидное время. Ну сколько было сломано копьев об эти прививки, сколько людей поссорились, сколько людей ушли из церкви. Батюшки говорят, что можно делать прививки, а здесь говорят, что нельзя делать прививки, а там говорят, что нужно делать. Ну как прививки относятся к христианской Православной вере? У нас батюшки стали что ли эпидемиологами вдруг? Или врачами? Идите к врачам и спрашивайте у них какие прививки делать или какие лекарства пить. Почему внутри Церкви начались такие нестроения? Я вам скажу почему. Потому что люди не понимают основы христианства, пытаются подменить понятия. Начинается тоже самое фарисейство.
Я рассказывал про эксперимент, который провели над студентами. Это реальный случай. Также и над нами с вами периодически проводят такие же психологические эксперименты. У меня такое чувство убежденное, что все эти случаи – это искусственно навязываемые нам психозы. Если каждый день нам говорить, что от такой-то болезни умерло столько-то человек, то люди просто сойдут с ума. И они действительно сходят с ума. Мы сходим с ума. Когда человек с неокрепшей психикой, расшатанной на фоне всех современных экономических и политических кризисов и нестроений, когда мы видим, что каждый день умирают люди, а до этого мы думали, что вообще никогда не умирают, потому что мы сталкивались со смертью людей ну раз в год, раз в десять лет, когда наши родственники, родные умирают, к сожалению. А тут оказывается, что умирают каждый день и не по одной тысячи человек. Кто это допустил такую информационную войну против всех, они прекрасно все это понимали. Это все известно. Почему нам сейчас не говорят про жертвы наших войск на Украине? Потому что если нам каждый день будут говорить, что столько-то умерло, а столько-то погибло, столько-то от ран скончалось, то представляете, что начнется сейчас? Это страшные вещи. Тоже самое было в 90-е годы, когда была война в Чечне. Каждый день говорили сколько погибло людей в Чечне. У людей был массовый психоз, шок, нужно было менять военное командование. Это все было целенаправленно. Прекрасно люди во власти, люди в политике это понимали, потому что давно уже психология людей изучена. Управление массами людей легко сейчас делается, все политтехнологии работают. Мы должны быть над этим. Мы должны понимать, что нами хотят управлять с помощью интернета, средств массовой информации. Если мы соглашаемся на правила этой игры, то мы страдаем от этого, мы сами начинаем друг в друге видеть врагов по разным политическим, экономическим, социальным, медицинским показаниям и прочим. Христианин, как говорит апостол Павел, – это уже новый человек, в нем не должно быть ни эллина (то есть грека), ни язычника, ни иудея, ни свободного, ни раба, ни мужчины, ни женщины, даже ни мужских и ни женских привилегий (не то, что пола не должно быть, речь не идет как о космополите, который не знает ни своей Родины, ни своей страны, ни культуры, речь не об этом). Не должно быть никаких разногласий и привилегий, что мужчина лучше. А в Ветхом Завете так и было, что мужчина – это первый человек, а женщина потом, дальше. Нет. Христос ставит наравне мужчину и женщину, как изначально это задумывалось и планировалось. Это потом, в результате грехопадения, в результате всех потрясений человеческих произошли изменения. А почему? А потому, что кто сильнее, тот и прав, это законы природы. Мужчина всегда был развит. Это сейчас непонятно что такое действительно произошло, когда стираются гендерные отличия, что как раз неправильно. Господь сотворил мужчину мужчиной, а женщину женщиной. У каждого есть свои роли, права, обязанности. Когда мы начинаем играть другие роли, то происходят изменения в психике человека, начинаются серьезные глобальные расстройства в жизни человека и общества. Поэтому речь идет о том, что не должно быть этих разногласий на фоне того мужчина это или женщина, русский или не русский, христианин или не христианин. Должны все стремиться к идеалу, а в идеале – ко Христу. Поэтому на фоне всех этих событий христианин должен понимать, что за всем этим стоит один враг, который у нас есть – это дьявол, который хочет разделить нас по каким-то политическим, религиозным, национальным и этническим, самым разным причинам всех разделить. И тогда управлять нами станет проще. Это сейчас и происходит. В частности, на Украине сейчас мы видим, как один народ сталкивает свои внешние политические силы лбами и успешно они этого достигают. И мы не можем этому сопротивляться. Да, мы хотим прекратить все это, но мы физически этого не можем сделать. Что делать в этой ситуации? Конечно, через покаяние, через обращение к Богу. И не считать всех украинцев и всех инакомыслящих своими врагами. Да, они нас сейчас считают своими врагами. У меня есть знакомые, друзья на Украине, которые сейчас там живут. Кто-то понимает, кто-то не понимает, кто-то считает, что все русские – это враги. Но мы не должны включаться, мы не должны играть по этим правилам. Мы не должны давать врагу шанс втягивать нас в эту войну информационную, политическую, экономическую и так далее. Конечно, никуда от этого не убежишь. Но мы можем хотя бы навязывать свои правила, что мы все христиане, что мы, по крайней мере, люди, созданные одним Господом Богом. Мы живем на одной земле и если мы не договоримся между собой, то мы просто друг друга перебьем и уничтожим. Надо хотя бы самим это понимать и не жить в этой агрессии.
Когда мы даем добро на эту агрессивную жизнь себе, то мы сами начинаем разрушаться, сами себя уничтожать. Зло, гнев полностью разрушают человеческую природу, разрушают человека. И начинаются глобальные проблемы. Чтобы нам оставаться в счастливом состоянии, как сложно бы это не было, нам Господь дает все инструменты для этого, всю необходимую информацию. Дает Церковь, где есть у нас единомышленники, где мы понимаем, что мы не одни, что много людей придерживаются такой же точки зрения. Но иногда и в Церковь проходят эти разногласия, но мы должны понимать, что дьявол везде сеет свои семена. Как мы, христиане, сеем слово Божие везде, также и дьявол сеет свои семена везде, чтобы они прорастали. И в наших людских сердцах они тоже прорастают. Информация какая-то антирелигиозная, антицерковная, какие-то сплетни… Вы замечали, как какие-то распространяются сплетни о том, как батюшка что-то там сделал? Где-то что-то произошло, сразу Патриарх такой-сякой. Как это быстро расходится даже внутри христианской среды, даже внутри нас. Почему? Когда какой-то хороший случай произошел в храме, то активно ли мы про него говорим, рассказываем нашим близким и родным или нашим знакомым? Когда активнее мы будем говорить, когда плохое или хорошее? Психика так у нас с вами устроена, что какие-то негативные моменты мозг воспринимает гораздо приятнее, потому что на фоне чужих неудач наши какие-то недостатки кажутся нам не такими уж и плохими. Когда мы говорим, что мы такие, как все, то мы просто не хотим быть хуже всех, потому что некомфортно человеку казаться плохим. Поэтому человек хватается за любые какие-то негативные вещи, ситуации и факты, чтобы на фоне их быть лучше. Поэтому мы видим в людях их недостатки гораздо лучше, чем положительные моменты. Если мы видим, что человек хороший, добрый, то нам на фоне его не комфортно. Либо мы перестаем с им общаться, либо начинаем всячески его топить в глазах чужих людей и в глазах своих людей, в своих глазах. Это чистая психология. Ничего здесь нового нет. Нужно понимать, что мы не должны казаться хорошими на фоне плохих людей. Но нельзя говорить, что люди плохие, поэтому «на фоне условно плохих людей». Мы все хорошие, просто кто-то недотягивает до идеала. А мы должны как раз стремиться к этому идеалу и равняться не на каких-то грешников, а на святых, на праведников, а в идеале – на Христа. Понятно, что мы никогда не дорастем до этой вершины, до этой планки. Господь нам задает невероятную планку. Но это и понятно, потому что Он – Господь Бог. Мало того, что Он человек, Он еще и Господь Бог. Все в Его руках. Он показал нам, что можно быть человеком, можно быть идеалом, святым, но только вместе с ним.
Святые отцы приводят такой пример: если взять центр круга и людей расставить, то если мы будем двигаться друг к другу по периметру круга, по окружности, то мы будем отдаляться от других людей. А если мы будем стремиться к центру, то в итоге мы приближаемся и ко всем остальным. То есть двигаясь ко Господу Богу, мы становимся ближе и ко всем остальным людям, к тем людям, которые двигаются тоже соответственно к людям. Поэтому наша задача – стремиться к идеалу. И тогда вокруг нас будут образовываться подобные люди по интересам, по идеалам. И мы увидим, что не так все плохо в этом мире.
Когда Господь говорит, что когда вы пойдете за Мной, то против вас будут родственники, у вас могут забрать ваше имущество, но не бойтесь, потому что вы приобретете еще больше имущества, еще больше и друзей, и матерей, и отцов, и детей. И мы это видим. Ко мне приходят люди часто и говорят: «Я начал воцерковляться и приобрел совсем другое качество общения. У меня появились новые друзья, которые готовы мне финансово помогать. Родственники не готовы помогать финансово, а единомышленники по вере готовы и помогать, и как мать или отец вникать в мои проблемы». Об этом говорил Христос. Он говорил, что духовное родство чаще даже сильнее, чем какое-то кровное родство, потому что мы с вами все родственники по большому счету, мы все недалеко друг от друга ушли. У всех нас есть какие-то родственные связи с людьми. Объединяет ли это нас со всеми? Нет. А когда у людей какие-то общие идеи, когда мы понимаем для чего мы живем, тогда люди объединяются. И получается, что такие связи гораздо сильнее и крепче, чем просто какие-то родственные и кровные.
Я вам хочу рассказать еще про один эксперимент. Он проходил в школе в Америке. Одна учительница рассказала, что она решила провести эксперимент над детьми. Детям, которые были с голубыми глазами, она сказала, что они гораздо лучше, умнее и способнее детей с карими глазами, что у них лучше генетика. И дети в это поверили и стали лучше учиться. Это было зафиксировано. Они начали лучше учиться и стали презирать детей с карими глазами. Через некоторое время учительница сказала, что она ошиблась, что лучше генетика у детей с карими глазами. И ситуация в корне поменялась. Дети с карими глазами начали чувствовать себя лучше, начали лучше учиться, начали презирать и унижать детей с голубыми глазами. Когда об этом узнали, начались серьезные разбирательства. Учительницу отстранили, потому что нельзя проводить эксперименты над детьми, тем более такие, которые вредят психике детей. Этот известный факт к чему я говорю? К тому, что мы очень внушаемы. Нам кто-то внушит, что мы самая чистая раса, нация, что мы лучше всех остальных, и люди в это верят. И на Украине сейчас произошло то же самое. Тридцать лет людям говорили, что они не русские, что ничего общего у них с нами нет. Как к этому относиться? Как к людям с искаженной психикой, а не как к врагам или каким-то сумасшедшим, а как к обманутым людям, с состраданием, с пониманием к происходящему. Конечно, все это очень грустно и печально. То, что происходит – это настоящая трагедия. Те, кто это спровоцировали, они ничем от дьявола не отличаются. Я не хочу это осуждать и говорить, что они будут гореть в аду, хотя все это очень крутится на языке. Господь сам с ними разберется. Но это чисто бесовское. Мы видим, что есть люди, уподобляющиеся дьяволу, которые служат ему всеми силами, которые получают наслаждение от того, что сталкивают всех людей лбами, убивают.
Еще реальный факт. В фашистских концлагерях были обычные женщины, студентки, которые хорошо учились. Они выполняли роль – топили детей тысячами. Девушка, медсестра утопила пять тысяч детей заключенных. Что делать с детьми? Их надо кормить. Они их просто топили. Они, когда приходили в себя, видели, что наделали. Они раскаивались и понимали, что только человека стоит поместить в эту ситуацию, он сразу принимает правила игры и начинает работать по этим правилам и воспринимать их как норму. Поэтому внимательно следите, что вам внушают, что вам говорят, как себя вести, как относиться, какие ставить прививки, какие не ставить, какие маски надевать, какие не надевать. Это все, конечно, очень сильно влияет на психику человека. Это не значит, что надо полностью сопротивляться, но есть такие ситуации, когда ты не можешь не делать, тебя в тюрьму посадят. Иногда надо придерживаться каких-то правил игры, но нужно понимать, что это игра, что нас в нее втягивают. Зачем? Почему? С целью какого-то контроля? С целью какого-то послушания? Поэтому должно быть критическое мышление у человека. Мы должны понимать, что нас приближает к Богу и как это работает, а что наоборот хочет нас разъединить, разобщить, сделать хуже, злее, вызвать какую-то ненависть, негативное отношение к окружающим. Все это сейчас, к сожалению, активно через средства нейролингвистического программирования и прочее зомбирование людей часто распространяется. Поэтому нужно понимать для чего мы живем, зачем мы живем, какая наша главная цель в жизни и уже, исходя из этого, строить свою жизнь.
Как сейчас модно говорить: жизнь должна быть осознанной. Нужно понимать, что в любой момент мы предстанем перед Богом. И что мы Ему скажем? Святые отцы говорят, что Он нас, скорее всего, спросит. И люди, которые пережили клинический опыт, тоже так говорят. Он спросит: «А что ты сделал, чтобы войти в Царство Небесное? Как ты жил? Для чего ты жил?» И если мы сейчас не можем себе ответить на этот вопрос и никогда его себе не задаем, то откуда появится этот ответ и решение этого вопроса в Царствии Небесном? Тогда уже – в Царстве Небесном – все, время закончилось, все дела наши сделаны, мы сформировались уже окончательно, глобально что-то изменить уже не получится. Поэтому задумаемся как мы строим жизнь, зачем мы строим жизнь.
На прошлой встрече мы говорили, что необходимо сделать, чтобы войти в Царство Небесное: быть милосердным, научиться делать добрые дела. Господь говорит: «Если вы пришли ко мне в больницу, в темницу, накормили и напитали меня или сироту, или дали приют, то вы сделали это мне. А если вы прошли мимо таких людей, то вы прошли мимо меня». И это – первоисточник, это слова Христа. Все остальное, все эти надстройки религиозные, которые мы делаем в нашей жизни, которые делает церковь – это инструменты для помощи стать человеку милосердным. Я сейчас говорю и про покаяние, и про Причастие, и про таинства, и про пост, и про молитву. Это все те инструменты, которые должны нам помогать становиться лучше, добрее, милосерднее. А если мы постимся и становимся злыми, потому что мы голодные, если каемся в своих грехах и тут же идем дальше и грешим, если мы причащаемся и не понимаем, что происходит в этот момент, то очень жаль, очень жаль. Поэтому нужно понимать, нужно осознанно жить, нужно читать Священное Писание как тот идеал.
Священное Писание – это образец нашей жизни. Христос показывает, как нужно жить. Практически все ситуации разобраны. Ничего нового, кроме научно-технического прогресса, в жизни не произошло за эти две тысячи лет. Люди как были жадными, злыми, гордыми, воевали, убивали, хотели нажиться друг на друге, стремились за господство, за ресурсы. Вот тоже самое вы видим сейчас. Из-за чего все эти войны происходят? Из-за ресурсов. Просто на территории нашей страны сконцентрированы огромные, безграничные ресурсы. И, конечно, кому-то это не нравится. Какая-то несчастная Англия, в которой вообще ничего нет, а люди там живут прекрасно. А за счет чего? За счет колоний – Индия, Австралия и так далее… Вытаскивали ресурсы все из людей. А нас сейчас, русских, которые построили у себя и в Азии, и в ближнем зарубежье за свой счет города, обучили людей, хотят нас сейчас сделать кровожадными, которые бедных украинцев… Если бы они не воевали, то у них там сейчас все было бы прекрасно. Я убежден в этом. Но, к сожалению, люди зомбированы пропагандой. И у нас, конечно, есть пропаганда. И от нее никуда не убежишь. Есть три вида пропаганды: белая, серая и черная. Белая пропаганда – это пропаганда добра, это христианская пропаганда. Я сейчас занимаюсь тоже своего рода белой пропагандой, доброй пропагандой, чтобы мы стали лучше, милосерднее, добрее. Есть серая пропаганда в политических интересах, а есть черная, которую мы сейчас, к сожалению, видим, которая против России используется. Понятно, что Господь всегда с нами и Он выше наших сил нам не даст. С Богом ли мы? На чьей мы стороне? На стороне добра или зла?
– А если сил нет? Что делать? Попросить у Христа?
– Если у нас нет сил на какие-то добрые дела, то действительно обращаемся к Господу Богу. Я уже говорил об этом. Как научиться любить? Ведь это серьезный дар, дар Божий. Святые отцы говорят: хотя бы делать дела любви. Это как психологические упражнения. Если у тебя нет радости, то начинай просто улыбаться. И организм запустит процесс выработки каких-то положительных эмоций, гормонов и феромонов. Также и в духовной жизни, в обычной нашей жизни. Если мы хотим стать лучше и добрее, то мы должны хотя бы пересиливать себя, чтобы делать что-то доброе, научиться делать что-то доброе. А Господь увидит, что мы решительно настроены, а не просто языком мелем, а уже что-то начали делать, то тогда Он покажет. И это действительно работает.
Вот я уже одиннадцать лет служу в этом храме. У нас при храме есть служба милосердия, где люди занимаются добрыми делами. И поначалу, одиннадцать лет назад, мне было еще 26 лет, совсем я молодым был. Я думал: как объединить людей? Это была отчасти какая-то меркантильная цель. И на базе нашего храма я решил создать службу милосердия, чтобы бабушки между собой общались, развлекались. И сам начал этим заниматься. А потом я увидел какая колоссальная польза от этого и мне, и окружающим людям. Несколько лет я посещаю два дома престарелых. Там люди просто лежат, годами лежат. За ними там ходят, конечно, медсестры. Ты видишь их и сравниваешь свою жизнь с этой, когда ты жалуешься, что машина сломалась, что денег нет на дорогие вещи или на поездки, или на еще что-то. А там люди радуются просто тому, что к ним пришел батюшка или родственники пришли. Ведь не ко всем еще и родственники приходят. Представляете? Некоторые дети приходят в дом престарелых, чтобы занести памперсы и даже не поднимаются к своим родителям. Я сейчас не осуждаю. Это их жизнь, это их выбор. Скорее всего, они потом столкнутся с тем, что к ним дети будут точно также относиться, потому что духовные законы работают безотказно. Сталкиваясь с горем людей, ты совсем по-другому оцениваешь свою жизнь. И ты понимаешь, что эта помощь нужна не им, а нужна тебе в первую очередь. Когда ты делаешь эту помощь, ты меняешься. Ты становишься лучше, ты становишься добрее. Когда ты делишься чем-то, то ты сам наполняешься радостью, благодатью, которую взамен тебе дает Господь Бог. Все это реально работает. Все это есть. Мне не обязательно верить на слово. Начинайте так делать, начинайте участвовать. И вы увидите, как все это начинает реально работать. Если бы слова Христа не работали, то ни меня бы сейчас здесь не было, не строили бы тысячелетия люди церкви, не занимались бы всей этой «ерундой». Я прекрасно вижу, как это все со стороны выглядит: какие-то «ряженые» батюшки, мужики какие-то ходят, занимаются какой-то ерундой, разводят каких-то бабушек на деньги. Так это выгляди со стороны. Но на практике-то все совсем по-другому. И я тоже ловлю себя на мысли, что если бы я был вне культуры церковной, если бы я с детства не был бы воспитан во всем этом, если бы я не видел, как это все изнутри работает, то я тоже на все это скептически, наверное, смотрел. И я не знаю, дошел бы я до этого или не дошел. Но так как я все это вижу и понимаю изнутри, и пытаюсь донести это до людей, то понимаю, что мой опыт нельзя просто так взять и вложить в голову какому-то другому человеку. Но вот так, хотя бы теоретически, поделиться можно.
– Христиане ко всем относятся с добром. Но иногда бывают такие ситуации, когда молчать нельзя. Допустим ли праведный гнев? В Евангелие Христос заповедовал нам обличать. И в Своем Втором пришествии Он будет праведно гневаться.
– Что касается того, что Господь гневается, то, когда мы приписываем Богу какие-то свои человеческие, антропоморфные свойства, а эта традиция очень древняя, то она не совсем корректная. Господь есть любовь в самом совершенном проявлении этого смысла и этого слова. У Него нет какого-то гнева нашего человеческого или ненависти какой-то человеческой. Поэтому не совсем здесь это корректно. Но что касается вопроса, то, когда мы говорим, что рука Божия, то это не означает, что у Бога Отца есть какая-то человеческая рука или глаз, или еще что-то. Это просто такие образы. Тоже самое и с гневом, и с какими-то чувствами. По учению Церкви в Боге нет никакого гнева именно человеческого. Нет никакой ненависти или зла, или какой-то ярости. Да, Он нас наказывает, но наказание это не в плане наказания, а как наказ, учение. Он учит нас, как маленьких детей мы учим, чтобы они выросли счастливыми, здоровыми и добрыми. Так и Господь нас тоже наказывает для того, чтобы мы учились чему-то. Что же касается вопроса праведного гнева, то надо разбирать каждый конкретный случай. Но если вы хотите услышать от меня ответ в общем, то, конечно, если вы увидите какое-то реальное беззаконие и если мы можем на это повлиять, то это ключевой момент. Если мы на это повлиять не можем, то на фоне этого постоянно гневаться и со всеми ругаться? В идеале христианин должен прекращать зло и в других людях. Именно поэтому у нас есть правоохранительные органы, в которых тоже есть христиане. В воинах тоже есть христиане. И мы даже знаем святых воинов и военачальников, которые тоже своим мечом защищали страну, смиряли тех, кто был не согласен с чем-то, пытался завоевать или уничтожить нашу страну или нашу культуру, наши ценности. Поэтому еще раз говорю, что смирение – это не какое-то самоуничижение или раболепство перед чужим мнением. Смирение – это адекватная реакция на происходящее, но с чувством мира в сердце, не с яростью, не с гневом, не с чувством превосходства над всеми остальными, а с миром. Мы несем мир людям в такой ситуации.
Если мы хотим изменить мир в лучшую сторону, то мы понимаем, что мы яростью и гневом никогда не изменим ничего. Поэтому в идеале, если мы делам кому-то замечания, то это должно быть с любовью. Мы же тоже ошибаемся, делаем какие-то проступки. А как мы хотим, чтобы нас вразумили? Строго? Или по-доброму и с любовью? Очень много зависит от того, как откликнутся наши слова в сердцах этих людей. Есть такие люди, которые постоянно всех учат, у них проблемы с общением, потому что люди не любят, когда их учат. А вот если мы действительно хотим помочь человеку исправиться, то тут мы должны проявить максимальную любовь к этому человеку. И тогда, только с любовью, мы сможем изменить сердце человека. А агрессией никогда не получится изменить человека. Можно человека ограничить, но станет ли он лучше? Вот, например, наши тюрьмы. Они ограничивают свободу. Делают ли они лучше людей? Нет, к сожалению. В большинстве случаев люди становятся еще агрессивнее, еще злее. Потому что в тех нечеловеческих условиях, в которые они помещаются, они пытаются выживать, как в дикой природе. А добрым там не выживешь, к сожалению. А во всех остальных случаях надо смотреть конкретно.
– Как относиться к тому, что сейчас происходит диверсия относительно семейных ценностей под флагом ЛГБТ? И в нашем городе Екатеринбурге это происходит, и в других городах. Может ли христианин занять позицию этакого добра с кулаками, чтобы защитить традиционные устои? У нас на работе есть специалист, который сначала был женщиной, а сейчас по паспорту это мужчина. Может быть, не допускать до каких-то специальностей таких людей, которые выставляют это напоказ и борются за человеческие права?
– Конечно, мы должны действовать в рамках правового поля. Слава Богу, что сейчас наметились тенденции положительные на запрет вообще всякой пропаганды на нетрадиционные ценности. Сейчас мы живем в такое время, когда сильно все меняется. И меняется часто в положительную сторону. Последние 30 лет мы жили в либеральных схемах. Это было во всем. И в экономике мы видим до чего довела либеральная вся эта ситуация, и в воспитании детей. В обороне мы видим до чего это довело. Люди начали массово увольняться из военных всех подразделений, когда только началась спецоперация. И 700 000 человек убежали из страны за время частичной мобилизации. Все это видят и понимают, что такой подход приводит к деградации страны, к отсутствию ее обороны и так далее. И если люди во власти хотят что-то изменить, должны понимать, что что-то должно меняться. Поэтому принимаются законы. Я надеюсь, что это и дальше все будет развиваться. Конечно, я против насилия и к даже нетрадиционным. Но это их собственный выбор. Я против принудительного лечения таких людей. Хотят они быть такими? Это их полное право. Пусть они будут такими. Я против пропаганды, против того, чтобы они делали это открыто, чтобы они воспитывали детей, чтобы они брали детей в такие семьи, чтобы они на показ демонстрировали свои отношения. В рамках правового поля у нас сейчас есть все инструменты, чтобы действовать. А вот оказывать какое-то личное давление на них, я думаю, что это не по-христиански.
– Ну это же мерзость перед Богом?
– Они будут сами за это отвечать. Не мы будем отвечать. Не мы же их такими сделали.
– А как детей защитить от этого? Чтобы у детей даже в мыслях не было, что тетенька может стать дяденькой. И наоборот.
– Мы не сможем детей воспитать в какой-то вакуумной среде. Они в какой-то ситуации в любом случае узнают про это. Есть интернет. Он общедоступен. Ну вы не можете детей до 18–20 лет оберегать от всего этого. Даже если вы сможете их оберегать, но они вырастут и поймут, что они жили в каком-то иллюзорном мире. Вот они выросли и оказалось, что все по-другому. Они вам скажут: «А почему?» Поэтому самый верный способ, я считаю, объяснять людям с детства, что вы можете быть кем угодно. Вы можете быть наркоманами, пьяницами, геями, проститутками, но тогда ваша жизнь превращается в ад. Это реальный факт, а не потому, что я так хочу. Я общался и исповедовал людей с нетрадиционной ориентацией. Это реальный ад. Никакого счастья от этого нет. А ведь пропаганда говорит, что все это прикольно, что это все свобода. Нет. Люди просто с ума сходят. У них постоянные мысли о суициде. Это счастье что ли такое? Нет. И вот детям надо как раз это объяснять. Если мы просто будем запрещать детям все: нельзя пить, нельзя курить, нельзя ничего читать про ЛГБТ. Человеческая психика так устроена, что если нам сказать, что нельзя смотреть, например, на часы, то у нас сразу желание возникает смотреть на часы. А когда мы будем говорить, что тебе нельзя этого делать, потому что тебе будет максимально плохо… Не так говорить, что не ходите в какой-то там подвал. Тогда всем захочется идти в подвал. А если говорить так: «Если ты пойдешь в этот подвал, то тебя там маньяк поймает и прибьет». Хочется тогда туда пойти? Уже нет. Совсем по-другому. И вот когда мы говорим, что там плохо и почему там плохо и объясняем ситуацию детям, то тогда у них складывается целостная картина мира, появляется критическое мышление. И они понимают, и они сами становятся ответственными за свои поступки. Надо сказать, что в какой-то момент ты станешь взрослым. И меня уже не будет. Я не буду за тобой ходить и проверять кому ты пишешь, с кем ты общаешься, в какие игры ты играешь. Ты станешь взрослым. Ты сам будешь ответственным за все твои поступки. Почему самые лучшие родители – это цыгане? Потому что их дети лет с пяти выживут в любой ситуации. Задача родителя – чем раньше сделать самостоятельным ребенка, тем лучше. В любой момент нас может не стать. И чем раньше мы привьем эти важные христианские ценности, тем у него будет более широкая и правильная картина мира, самая объективная. Это очень важно – максимально объективно смотреть на все вещи, не предвзято, не под каким-то углом, не через призму каких-то своих ценностей, кем-то там навязанных, а максимально объективно. А максимальная объективность говорит, что источник жизни у нас один – Господь Бог. Хотим мы жить без него? Это полное право. Но жизнь без Бога уже здесь на земле превращается в ад. Жизнь без Бога – это и ЛГБТ, и наркомания, и проституция, и игромания, и все другое, что нас отдаляет от Бога. И если ребенок это понимает с детства, и он этого хочет, то вы никакими другими способами его от этого не оградите. Есть люди, которые учатся на чужих ошибках, а кто-то учится на своих ошибках. Есть такие люди, которые пока своей башкой об стену не ударятся, они не поймут, что там стена. Ну по-другому никак. Можно его держать, держать… Но сколько вы будете его держать? Поэтому нужно детям иногда разрешать делать ошибки. И нужно им в детстве показать, что чем этих ошибок будет меньше, тем менее критично это будет. Но если мы за них думали и решали все до 18 лет или до 30 лет, а иногда бывает, что и до 40 лет, то потом эти ошибки могут быть фатальными. Поэтому я против любого насилия над человеком. Хочет человек грешить, то пожалуйста. Это его право. Мы живем не в идеальных условиях. Надо понимать, что наша реальность не плохая, она нейтральная. Как мы будем к ней относиться? Это уже наше дело. Как мы будем воспитывать детей? Это тоже наше дело. Никто не может нам навязывать как нам воспитывать наших детей. А за всех остальных детей мы не отвечаем. Господь спросит с нас за тех детей, которых мы родили, которых мы пытались воспитать. Вот такая ситуация. А в рамках государства менять что-то – это утопия. Выражать свою точку зрения можно. Но зачем? Если мы на что-то можем повлиять, то мы можем выражать свою точку зрения. А так вот со всеми ругаться из-за этого, или кого-то там переубеждать? Кто мы такие? Если мы видим реальное конкретное зло и можем его в данный момент остановить, то если мы христиане, то должны и можем это сделать. Кто-то кого-то бьет? Если мы можем повлиять на это, то надо это сделать. А вот если мы проходим мимо, то вот тут-то и начинаются как раз проблемы у христианина.
– Если зло пользуется добром, то может ли добро пользоваться тем, что создало зло?
– Это очень абстрактный вопрос. Каким образом зло пользуется добром? И каким образом добро пользуется тем, что создало зло? Мы можем сказать конкретно, что такое зло? Гораздо проще выразить, что такое зло. Мы это интуитивно понимаем. А вот что такое добро? Это большой вопрос. Сделать добро человеку – это что значит? Что понимать под добром? Надо разбираться с конкретными примерами. В общем можно много чего говорить. Надо разбираться на месте.
У нас сегодня 730 просмотров online. Всем спасибо за беседу.
– Вот говорят: дерзай. А как дерзать?
– Нужно действовать. Нужно быть решительнее. Нужно проверять, что у нас получается. Нужно себя проверять на какие-то способности. Не надо ждать, что кто-то к нам придет и позовет куда-то. Нужно жить полной жизнью. Не нужно замыкаться. Есть такое ложное представление, что христиане – это какие-то забитые, никчемные, потерянные, не могущие ответить за свои слова или еще что-то. Нет. Это какое-то псевдохристианство и атеистическое представление, советское пропагандистское мнение. Нет. Христианин – это свободный в полном смысле этого слова от всех зависимостей (в идеале) человек. Нам нужно жить полной жизнью. Жизнь христианина – это полноценная жизнь. Но надо стараться жить без греха. Нам Господь дает много радостей жизни, но эти радости жизни не должны переплетаться с грехом. А грех, чаще всего, – это невоздержанность, неумеренность. Например, нам Господь разрешает пить вино, но в меру. Апостол Павел говорит, что все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Речь идет о зависимости, когда мы радости жизни делаем зависимостью. И это большая проблема повсеместно. Поэтому мы должны жить полной жизнью, но стараться не зависеть ни от чего, кроме Господа Бога. От Бога невозможно не зависеть, Он источник нашей жизни. Поэтому надо жить полной жизнью, радоваться, проверять эту жизнь на прочность, проверять себя, свои таланты.
Спасибо всем за внимание!
Сбор идет с начала месяца.