Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Притчи Иисуса Христа. Тема Ешь, пей, веселись! Встреча 25 октября 2022

Цикл встреч «Беседы с батюшкой о притчах Иисуса Христа».

Беседу по теме: «Ешь, пей, веселись!» провел настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

 

25 октября 2022 г.

 

– Сегодня наша тема называется «Ешь, пей, веселись!» Ешь, пей, веселись – это известная латинская поговорка. О чем она говорит? О том, что материальные ценности важнее для человека всего остального. На эту тему есть очень интересная притча Иисуса Христа, которая называется «О безумном богаче». Все, наверное, вы ее знаете. Я зачитаю ее.

Евангелие от Луки, глава 12, стихи 16–21:

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

         Вот такая короткая, но, на мой взгляд, глубокая и емкая притча. Притчи говорил Иисус Христос две тысячи лет назад. Прошло почти две тысячи лет с момента Рождества Христова. Чисто для эрудиции: были ошибки в подсчете, а на самом деле сейчас не 2022 год, к сожалению, от Рождества Христова. А какой год? Было примерно утеряно пять лет, поэтому можно смело прибавить от трех до семи лет. Есть такие колебания. Есть еще такие исчисления, как наша эра. Поэтому не совсем корректно говорить, что 2022 года от Рождества Христова. Но вообще это не принципиально. Плюс пять лет или минус пять лет. Важно, что Христос действительно жил в ту эпоху. И это объективный исторический факт. С этим ученые не спорят. Я не говорю о тех, которые говорят о том, что занесли жизнь на землю инопланетяне и все совсем по-другому. Я говорю про объективную историю.

Так вот как две тысячи лет назад люди ели, пили, веселились, так и сейчас. По каким законам люди живут? По тем же самым. Живут, чтобы приумножить и преувеличить все свои материальные богатства, все свои материальные блага. Это фундамент земной жизни большинства людей. А Христос говорит, что, оказывается, в любой момент нашу жизнь могут забрать у нас с вами. Забрать ангелы, если Господь так решит. Забрать разбойники, забрать экстремальные обстоятельства и так далее. И если человек жил только ради всех этих материальных благ, то сокровища на Небе человек так и не накопил.

О каких сокровищах идет речь? Что мы с вами должны сделать для того, чтобы набрать сокровища в вечной жизни или в Царствии Небесном? Если помните, то в другом отрывке Евангелия Христос однозначно говорит и дает нам правило того, кто войдет в Царствие Небесное. Помните эти критерии? Он говорит о том, что когда настанет Страшный Суд, то Господь разделит людей по левую и по правую сторону. И приводит пример: как пастух разделяет овец и козлов. Для чего это делалось? Почему такой образ у Христа появляется? Потому что Христос в детстве, скорее всего, был пастухом. В Его лексиконе прослеживаются такие речевые обороты, как у пастуха, как у строителя. Мы знаем, что у Христа был отец строителем. В русском переводе это звучит как плотник. Почему? Потому что на Руси строители были, в основном, плотники. У нас не было камня. Всего пару веков, наверное, строят каменные дома на Руси, да и то не везде. Посмотрите по деревням сколько срубов стоит. Это естественно, потому что леса много. Можно строить из леса. Поэтому наши переводчики перевели профессию Иосифа обручника как плотник. В оригинале стоит слово еврейское τέκτων, которое переводится как строитель. А строитель в менталитете иудея – это каменщик. Строили как раз из камня. Был доступен мягкий камень известняковой породы, из которого и строили практически все дома. Дерево было на вес золота. Конечно, было что-то деревянное, но оно особо не было распространено. Поэтому Христос в Своей лексике часто использует такие образы, как, например, строительные. В данном случае Он говорит, что настанет время, когда Господь разделит людей, как пастух разделяет овец и козлов.

Для чего овец и козлов разделял пастух на ночь? Ночью прохладно и на Востоке. Овцы имеют более толстую шкуру, они могут ночью находиться на улице. А козлов надо было заводить в хлевы такие, пещеры, вырытые из камня. В одной из таких пещер и родился Христос. До сих пор есть на Востоке город маленький Вифлеем. Так вот, показывает такой образ Христос и всегда говорит, что будут люди, которые войдут в Царство Небесное. И будут люди, которые не войдут в Царство Небесное.

Он никогда не говорил о каком-то всеобщем спасении, что все спасутся. Это с православной точки зрения ересь. Она называется ересь о всеобщем спасении или апоката́стасис (греч. ἀποκατάστασις). На чем строилась эта ересь? Непонятно. Наверное, на каком-то гуманистическом отношении, пацифистском отношении, человеческом отношении. Но Христос никогда об этом не говорил. Он всегда говорил, что будут праведники, которые войдут в Царство Небесное, будут грешники, которые будут мучиться вместе с бесами в аду, который приготовлен для бесов. Но так как некоторые люди выбирают бесовский образ жизни, им больше по душе бесовские законы, чем христианские законы, то для того, чтобы не продолжать в Царстве Небесном тот же хаос, который у нас здесь на земле, где мы все в перемешанном, подготовительном состоянии находимся, каждый выбирает свой путь в Царствие Небесное или не в Царствие Небесное.

Эта жизнь у нас временная для того, чтобы мы повзрослели и поняли что-то в этой жизни, провели какие-то аналогии, прочитали Евангелие, узнали что-то о Боге и сами решили нужно нам Царствие Небесное или не нужно. Если не нужно нам Царствие Небесное, то это полное наше право жить, как нам нравится, как мы хотим, по всем каким угодно законам, принципам и понятиям. Но Церковь предупреждает, что в таком случае жизнь без Бога уже здесь на земле превращается в ад. Почему? Потому что Закон Божий нам говорит о любви к Богу и ближнему, а когда мы нарушаем любовь к Богу и ближнему, то мы превращаемся в то самое состояние души, когда все друг друга ненавидят, оскорбляют, унижают, воруют со всеми вытекающими последствиями. Вот это вот – страсть. И вот эти страсти, когда во главе стою я сам, наше эго, эгоизм, гордость наша, они подразумевают всю вот эту комфортную, удобную для человека жизнь. Поэтому такие люди, которые решили жить без Бога, у них мысли только о материальных благах, только об этих целях.

Это не значит, что у верующего человека, христианина не должно быть никаких мыслей о земных благах. Мы уже говорили, что заповедь Господня о любви к Богу и ближнему подразумевает любовь к ближнему как к самому себе. Мы говорили, что любовь христианская подразумевает добрые дела, заботу физическую и духовную, а не просто какие-то психоэмоциональные чувства, близость, симпатию. Об этом две тысячи лет даже не говорили, ничего подобного не было. Были конкретные поступки. Если делаешь ты добрые поступки, то это значит, что ты любишь человека. Не делаешь ты добрые поступки, значит, что ты не любишь человека. Делаешь ты злые поступки, плохие, то ты плохой человек. Так и судили человека. И на практике мы видим до сих пор, что те люди, которые стремятся в Царствие Небесное, это не те люди. Есть такой стереотип, что если ты верующий, а особенно, если ты священник или монах, то все земное, все человеческое для тебя должно быть запретным, недоступным. На самом деле нет. Любовь к себе подразумевает то, что мы себя будем кормить, мы себя будем одевать, мы себя будем защищать. Это естественно. Будем от внешних угроз защищать свою страну, Церковь, семьи и так далее.

Тут некоторые ребята, начитавшись отрывков из Священного Писания, говорят, что ведь написано, что, если тебя бьют по правой щеке, то подставь левую. О чем речь? Бегут на тебя разбойники, а ты говоришь: «Ребята, ребята, пожалуйста, все забирайте, бейте меня. Я христианин»? Об этом идет речь? Тут надо разграничивать. О чем это выражение Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)? Ударение по правой щеке – это унизительный, оскорбительный жест. Даже были такие вызовы на дуэль. Не по левой щеке били кулаком, а по правой били, тыльной стороной ладони. Это жест оскорбления. Это не то, когда тебя бьют, а то, когда тебя пытаются вывести из себя, спровоцировать, оскорбить, пошатнуть твое спокойствие духа. И если человек ведется на такие провокации, то, как правило, у нас такие провокации в близких отношениях. Это в семье, на работе, в каких-то не смертельных случаях. Это когда между обычными простыми людьми появляются какие-то конфликты. И вот тут, если мы этот конфликт заходим решить, задушить в зародыше, то человек, не сопротивляясь этому оскорблению, не отвечая злом за зло, оставаясь пусть не в добром, но спокойном состоянии духа, не провоцирует повторную агрессию. Замечали вы, когда вам говорят, что вы такой-сякой, а ты не реагируешь, ты просто проваливаешься. Тебя бьют морально, а зацепиться-то не за что, потому что ты не даешь повода зацепиться. Человек если пришел с каким-то злом и пытается на тебя проецировать это зло, то если ты все это воспринимаешь на себя, то он добился своей цели. А если ты не воспринимаешь это как угрозу, а воспринимаешь это как то, что у человека просто плохое настроение, а у меня хорошее (условно), то человек видит, что он цели не добивается, он не получил этих отрицательных эмоций, которые обычно испытывает, то у таких людей просто опускаются руки. Он, во-первых, в шоке от такой ситуации, а во-вторых, он понимает, что человек не угрожает тебе. Как часто бывает? Одного человека настропалили, подзадорили, что кто-то такой-сякой. Ты приходишь к такому человеку, а на тебя начинают говорить то, что про тебя рассказали. А ты не поддерживаешь эти слухи. А если ты начал агрессивно отвечать, то тот делает вывод, что все правильно, все так и есть. А когда ты не поддерживаешь то, что у этого человека в голове, все эти домыслы, то тогда человека понимает, что он прокололся, что-то он прогадал. Вот тут работает выражение «подставь и левую щеку», не сопротивляйся физически даже, когда тебя пытаются оскорбить или унизить, когда речь не идет о каком-то физическом контакте.

А когда претендуют на наше здоровье, наносят физический вред, предъявляют материальные претензии, то тут нужно реагировать адекватно ситуации, но, по возможности, со смирением. Напомню, что смирение – это состояние души, когда человек с миром в сердце и адекватно реагирует на окружающую ситуацию. Ну получилось так, что кто-то на нас что-то имеет. Не испытывая зла и негатива, мы решаем. Решаем, не спуская все на тормозах, пытаемся по-христиански рассудительно и уважительно (насколько это возможно) решить эту ситуацию. Это я говорю о христианском мировоззрении.

Чаще всего у людей есть какие-то стереотипы. Они думают, что если это христианин, то он унылый, печальный, забитый, он только в храме, только в Церкви, только в платочках, в юбочках до пола, еще какой-то. Нет. Это ложные представления. Откуда они сложились? В результате советской пропаганды, советского мышления. Я не говорю, что все советское плохо. В советском союзе было самое плохое – это антирелигиозная атеистическая пропаганда, которая, к сожалению, и развалила всю страну. И в итоге закончилось все очень печально. Были, конечно, и положительные моменты, но антирелигиозная и антихристианская политика изначально подразумевала то, что все это будет временное и разрушительное, потому что без Бога ничего мы не можем делать. Об этом говорит Священное Писание. И любые наши начинания без Бога тоже заканчиваются в какой-то момент, если мы все делаем без благословения Божия, без молитвы даже в каких-то элементарных и мелких вещах. А когда мы строим государство атеистическое безбожное, то… Но мы ушли, конечно, в сторону. Давайте вернемся к тому, о чем мы говорили.

Мировоззрение человека о том, что «ешь, пей, веселись» для христианина отчасти тоже имеет какой-то смысл. Мы тоже можем и есть, и пить, и даже веселиться. В чем разница между христианином и человеком безбожным, атеистом или язычником? В том, что у человека есть еще и какие-то духовные цели, связанные со Христом и Царствием Небесным. У язычников тоже есть духовные цели. И у атеистов тоже есть духовные цели. Но их духовные цели или их «боги» не приводят человека в Царство Небесное. Ни один такой «бог» или какая-то философская концепция, или умозаключение человеку не гарантируют Царство Небесное.

 

– Получается тогда, что люди, которые родились в другом государстве, в другой концепции, они вообще не имеют шансов войти в Царство Небесное? Общекультурный фон же очень глубоко въедается в человека.

 

– Хороший вопрос. Часто его задают. Как апостол Павел отвечает на этот вопрос? По крайней мере, как этот вопрос решался до христианства? В каждом человеке, как говорит апостол Павел, есть естественный нравственный закон или так называемая совесть, которая дает человеку какие-то ориентиры. Есть и были исследования, которые говорили, что всегда, в любых культурах, в любых эпохах, в любых национальностях у людей, независимо от их происхождения, всегда есть совесть, которая всегда говорит о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Понятно, что в течение жизни мы можем глушить в себе этот голос совести, есть болезни совести так называемые, искажения совести (их, по-моему, девять или больше). Дело в том, что если человек жил до Христа, если он исполнял хотя бы этот внутренний голос совести, то у него были шансы войти в Царство Небесное. Это говорит апостол Павел.

Сейчас, когда Евангелие проповедано всем народам, всему миру, вопрос становится сложнее. Но в любом случае решают вопрос о том войти ли в Царство Небесное, не войти ли в него, слава Богу, ни я, ни мы с вами, и даже не Церковь. Вопрос этот решает Господь Бог на сороковой день после смерти, как мы говорим по учению Церкви. Господь человеку выносит временный приговор, который будет длиться до Страшного Суда. Если человек в течение этой земной жизни так и не успел сделать правильный выбор какой-то или успел сделать выбор, но не тот, то человек попадает в ад. И этот ад, по учению Церкви, он не вечный, не бесконечный, он будет длиться до Страшного Суда. Страшный Суд – это тот момент, когда придет Христос судить второй раз на землю. Это уже будет не такое тайное пришествие, как когда Он первый раз пришел в виде самого бедного человека, которому даже главу было негде приклонить. Это будет во всей Своей славе, с ангелами. Уже никто не подумает, что ему просто показалось или это не тот.

Когда будет Страшный Суд? Христос говорит, что знает только один Господь, Бог Отец и Святая Троица, так как нет у них секретов между собой.  Чем отличаются Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух?  Это три лица или три личности в едином Боге. Если в человеке (здоровом) одна личность, то в Боге три личности – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. И этот Бог один. Христос – это вторая личность Святой Троицы, Богочеловек. Поэтому знает только Святая Троица. Даже ангелы не знают, когда будет конец света. Когда вам говорят: «Завтра будет конец света, нужно собрать все котомки и пожитки и отдать мне», то, скорее всего, что это шарлатаны.

Возвращаюсь к теме о спасении тех людей, которые не приняли Христа. У них будет время (по крайней мере, я на это надеюсь) одуматься в процессе адского пребывания. Ад – это своего рода тюрьма, которая подразумевает, что у человека будет время. Как, например, человек попадает в тюрьму, и он может раскаяться и стать лучше, а может привыкнуть к этой тюремной жизни. Ему может понравиться этот образ жизни. Это его полная свобода выбора. Да, обстоятельства, по крайней мере, в наших тюрьмах советских и российских, подразумевают, что человек может адаптироваться и стать частью этой субкультуры. В других? Не знаю. Говорят, что по-другому. Тем не менее, многие остаются приверженными, им нравится, они выходят и снова совершают преступления, и снова возвращаются туда, потому что им не нравится жить в этом обществе, где свобода ограничена в какой-то степени. Им нравится жить в той области. Есть люди и есть души людей, которым нравится это адское состояние. Это служители бесовские, которые реально свою жизнь посвящают служению бесам. И, соответственно, есть люди, которым не нравится такой образ жизни, и они сделают все, чтобы избавиться от этого состояния. И, выходя из тюрьмы, они ведут относительно благочестивый образ жизни. Я таких знаю. Также и в аду. На Страшном Суде у человека будет второй шанс, покаяние. То есть если человек в этом относительно комфортном мире так и не принял правильных решений, то будут другие альтернативные обстоятельства, при которых человек будет понимать, что уже гораздо все серьезнее и реальнее, чем мы здесь могли себе это представить. Если здесь человек не сделал этот выбор в пользу Христа, то у него будет время очень долгое, потому что в аду, как говорят святые отцы, время работает совсем по-другому. Эти адские страдания могут лечить душу человека. Святые отцы говорят о том, что Господь не творил какого-то специального адского огня для грешников. Есть один Благодатный огонь, который на праведников воздействует благоприятно, а на грешников он воздействует негативно. Я уже приводил пример, что когда люди заходят в храм, то некоторые чувствуют себя радостно как дома, чувствуют благодать, а некоторых начинает колбасить прямо на глазах, они и пяти минут не могут провести в храме. Это реальные случаи. Я периодически общаюсь с такими людьми или с родственниками таких людей. Жена приходит в храм, а муж «нарезает круги» вокруг храма и говорит, что что-то его не пускает. И что это такое, интересно?.. Мы понимаем, что у человека совсем уже другие ориентиры в жизни. Он сформировался уже душой как антихристианин, служитель, наверное, в будущем, дьявола. Я не хочу никого осуждать и омрачать, но вещи надо называть своими именами как бы они страшно не звучали. Поэтому на Страшном Суде у человека есть шанс получить оправдательный приговор. Поэтому у всех, у кого есть покаяние и желание, есть возможность войти в Царство Небесное. А у кого этого желания нет, того Господь насильно за Собой в Царство Небесное тянуть не будет.

Что будет с этими грешниками и дьяволом после Страшного Суда? Господь это выражает как геенна огненная. Что такое геенна огненная? Около Иерусалима было такое ущелье, куда люди скидывали мусор и поджигали его там. И вот эти страшные зловония. И если кто-то падал туда, то это было страшно. И вот это считали прообразом ада. И Христос, пользуясь таким образом, говорил, что подобие этого состояния – это геенна огненная. Вечная ли она? Бесконечная ли она? Ограниченная ли? Мы не знаем. Решает все это, слава Богу, Господь Бог. Мы можем только предполагать. Я думаю, что те люди, которые решили жить без Бога, они в какой-то момент просто прекратят свое существование. Почему? Мы об этом уже много раз говорили: источником жизни является только Господь Бог. Нет другого объективного, реального источника жизни. Господь Бог все Своим словом сотворил.

Если разобраться из чего состоит вся материя, то в основе всего что остается? Знаете? Все состоит из атомов. Да? Из электронов, протонов, нитронов и так далее. Они все одинаковые. Все эти протоны, нейтроны, электроны одинаковые. Никак не отличаются. В свою очередь они делятся, делятся, делятся… И в конце концов остается какая-то энергия. Представляете? Все, что вокруг нас, самые твердые какие-то металлы, или минералы, или алмазы, или еще что-то, углероды, они состоят просто из какой-то энергии. Как они скрепляются там? Это до конца еще науке не понятно. Сейчас только начали развиваться в сторону квантовой физики. Что это? Люди до сих пор еще до конца не могут понять. Все эти квантовые компьютеры как работают? Люди все это понимают примерно.

Я смотрел недавно передачу очень интересную, но ничего не понятно (смеется).  Никто не может каким-то адекватным языком объяснить все это, как все это устроено. А вы говорите (есть такой анекдот), что все это случайно произошло. Как случайно? Откуда случайно? Каким образом? Возвращаясь к тому, что все это состоит из энергии, а источником энергии в данном случае является только один Господь Бог. Мы видим, что другого какого-то альтернативного источника энергии нет у нас. Объективно нет. Есть какой-то короткий источник энергии – это бесовская энергия, бесовская сила. Но опять же она в свою очередь получает энергию не от Бога, а от кого? От грехов людей. Люди получают энергию от продуктов, в том числе, питания, перерабатывают ее, получают благодать Божию, живут благодатью Божией. Душа – это Божественная энергия. Душа в еврейском понимании – это жизнь. Это не просто облачко или привидение какое-то. Это просто жизнь. Жизненная энергия откуда появилась? От Бога. Господь ее вложил в нашу душу, в наше состояние. Если человек теряет эту энергию от грехов, то бесы как раз-таки питаются этой энергией. Поэтому они нас и провоцируют на грех, на страсти, чтобы как пиявки, как паразиты к нам присосаться и тянуть из нас эту энергию. И когда мы начинаем грешить, то мы начинаем болеть, начинаем страдать, унывать, терять смысл жизни, терять счастье и так далее. Потому, что энергия из человека потихоньку исходит.

И если мы хотим прекратить это состояние, то мы начинаем каяться в своих грехах. Покаяние это называется. Покаяние обрубает этих пиявок, которые присосались к нам. И нам становится легче. Объективно становится легче. Когда мы причащаемся, то мы соединяемся с Самим живым Господом Богом, Источником жизни. Он обновляет всю душу, всю природу человеческую. Многие болезни и скорби начинают лечиться. И это факт. Уходят болезни духовные и физические. И если некоторые скажут, что это просто психотерапия, это просто самовнушение. Да. Отчасти есть какой-то психотерапевтический эффект, но он ведь рассчитан на эффект взрослых людей, которые понимают это, осознают. А как на младенцах это работает?  Они вообще ничего не понимают, они не понимают куда их принесли и вообще, что произошло. Почему в их жизни начинаются изменения? Почему мне говорят их мамы, что дети после Причастия становятся спокойнее, что болезни проходят?

Так как я, слава Богу, с детства в храме, то я все это вижу на примере своих детей, своих братьев, сестер и так далее. Это все объективный факт, который для кого-то является каким-то подтверждением, а кто-то скажет: «Ах, все это ваше такое…» Это все дело выбора. Хочет человек верить – пожалуйста. Он может убедиться. Я уже говорил, что не обязательно верить мне на слово. Проверяйте. Все это работает безотказно. Но если человек выбрал только материальные блага – ешь, пей, веселись, потому что завтра мы умрем (так продолжается эта поговорка), то, к сожалению, человек обрубает все духовные связи с Богом. И в итоге, когда у человека случаются какие-то потрясения, а они обязательно будут случаться, потому что Господь нас любит и Он не оставляет нас без присмотра. Он нам дает до поры, до времени, свободу выбора. Она есть. Но если Господь видит, что человек своей свободой выбора распоряжается некорректно, не на пользу, а Он как никто другой понимает как человек будет страдать в той загробной жизни, если он сделает выбор в пользу материальных благ против духовных. И Господь начинает объективно корректировать жизнь человека. В нашей жизни случаются какие-то жизненные обстоятельства.

Мне говорят, что живут люди совсем без Бога, совсем им этого ничего не нужно, и у них все прекрасно. Да, если человек решил выбрать жизнь материальную и осознанно говорит, что ему ничего христианского и божественного в жизни не надо, то происходит своего рода контракт с дьяволом. Вы слышали, что есть такое понятие как «продать душу дьяволу»? Это не значит, что подписывается какой-то договор, документ. Просто для себя нужно решить, что мне ничего от Бога не надо, я не хочу жизни вечной с Господом Богом, я просто хочу жить, как мне нравится. И действительно у человека вдруг появляются все материальные блага. Это должен быть осознанный выбор человека. Я вам рассказал не инструкцию по применению. Но это, к сожалению, часто распространенный эффект. И если люди готовы это сделать, чтобы у них были материальные блага все – убить, пройтись по головам, заниматься самыми негативными профессиями, продавать все запрещенные вещества и средства, наживаются на войнах, на конфликтах, сталкивают всех лбами, то эти люди получают все материальные блага. Но это же бесовская функция. Вследствие человек теряет. Во-первых, человек теряет спокойствие. Что немаловажно, потому что, если у тебя в душе нет мира и спокойствия (да, у тебя есть несметные богатства), радости и счастья, то в душе начинаются боль и страдание. Я общался с такими людьми. И они мне про все это говорили. Ты должен постоянно идти наперекор своей совести. Кто-то говорит, что это просто чувство вины. Но это не просто чувство вины. Ты уже пошел против Бога, а душа этому противится. И у тебя начинают очень серьезные процессы в жизни происходить, такие экзистенциальные проблемы. Кто готов на эти внутренние страдания, когда мы говорим, что ад уже в душе начинается, то тогда какими-то другими магическими обрядами некоторые снимают этот ад, это страдание своей души. Но ничем хорошим это, в конце концов, не заканчивается.

Так возвращаясь к тому, что «ешь, пей, веселись». Когда начинаются потрясения в нашей жизни, войны, конфликты, революции, эпидемии, голод и прочие вещи, тогда, если человек всю свою жизнь строил на материальных благах… Я буду брать тех, которые еще не определились. Которые определились жить с дьяволом, у них все понятно. Им не позавидуешь. Хотя многие им как раз завидуют. Вся эта красивая жизнь современная, популярность объективно и честно не делается. Невозможно достичь честно какой-то красивой и беззаботной жизни, как нам показывают в социальных сетях или фильмах. Честно не получится, придется нарушать закон. И, в первую очередь, нарушать духовный закон, закон совести. И люди будут страдать уже здесь. Мы еще говорим: бессовестные люди, которые пошли на совесть. А тот человек бессовестный или с прожженной совестью, он счастлив-то уже никогда не будет.

Не знаю, задумывались ли вы об этом когда-нибудь или нет. Если ты нечестно что-то получил в своей жизни, то ты как будто и не рад тому, что ты получил. Вроде у тебя это есть, ты украл или обманул кого-то, но радости это не приносит. А когда ты честно добился чего-то, честно заработал, что-то приобрел или заслужил, то от этого больше радости. Почему человек уже с прожженной совестью? Да потому, что он уже не понимает, что хорошо, а что плохо. У него уже нет никаких нравственных ориентиров. Что воля, что неволя. Все одно. Как в одной известной сказке.  К чему я все это говорю? К тому, что есть духовный закон, который говорит нам об одном. Еще блаженный Августин его сформулировал в IV веке: если Господь в жизни человека на первом месте, то все остальное становится на свои места. И семья, и здоровье, и материальные блага. И опять же все это можно подтвердить опытом, если человеку это надо. А если ему этого не надо, то это его полное право. Но в какой-то момент Господь будет нас привлекать к этой духовной жизни. И если мы по-хорошему не понимаем, то всю историю мы воюем, болеем, умираем, страдаем и так далее. Вот поэтому так и живем.

Я заметил, что если человек умеет благодарить Бога и приходить к Богу, когда у него все хорошо, то вот тогда у него все хорошо и дальше. А если Господь видит, что человек задумывается о духовной жизни, когда у него все плохо, только когда у него болеют дети, только когда у него умирают родные и близкие, когда пули свистят над головой, тогда, значит, так и будет у него постоянно. Поэтому некоторые люди живут постоянно в каком-то таком режиме безденежья, болезней каких-то, семейных проблем. И только у них начинает налаживаться, только у них появляется какая-то копейка, они начинают кутить, вертеть, гулять и так далее. Поэтому такие люди, которые не умеют с пользой для своей души распоряжаться своими материальными благами, или временем, или жизнью, или средствами финансовыми, то Господь будет финансово ограничивать их в этом для того, чтобы они не нагрешили еще больше. Я всегда себя ловлю на мысли, что когда мне кажется, что мне не хватает денег или еще чего-то, то думаю: а если бы у меня сейчас были бы неограниченные средства? Вот я бы ни в чем бы не нуждался, что бы хотел, все бы купил, поехал бы куда-то или еще что-то. Был бы ли сейчас я в храме, в церкви? Занимался бы я? Большой вопрос. Я не могу себе однозначно сказать, что да, я сейчас бы с вами вел какую-то беседу. Хотя я это делаю не ради денег, не за какие-то материальные блага. Это моя обязанность – учить, служить и управлять. У каждого священника есть такая обязанность. Поэтому большой вопрос: если бы нам Господь дал бы, или кто-то нам бы дал бы… А чаще всего такие неограниченные средства дают как раз бесы. А Господь нам дает достаточность, когда все на своих местах именно. Не когда нам чего-то хочется, а когда нам это необходимо. И столько, чтобы распорядиться этим во благо или хотя бы не во вред. А вот бесы дают нам более того, что нам надо, на все наши прихоти-хотелки. Но потом они начинают брать большой процент. Это как «деньги мигом». Берешь одну тысячу рублей, а отдаешь потом десять тысяч рублей спустя полгода. Также и у бесов. Они тоже дают тебе какие-то блага, преференции, но потом ты платишь уже не деньгами. Деньги им не нужны. А что им надо? Мы уже сказали. Им нужна наша энергия. Жизненная энергия. Они за счет этого живут. Если они перестанут питаться нашей энергией жизненной, то они просто уйдут в какое-то небытие, в несуществование. Наверняка. Это тоже такое богословское мнение, теологумен так называемый, когда это не догматировано. Догматы мы принимаем как есть. Например, что Господь – это Троица, Иисус Христос – это Сын Божий. Это догматы церковные, которые мы воспринимаем как есть. То есть когда человек не воспринимает догматы, он не является христианином православным. А есть такие богословские мнения на темы, вопросы, которые догматы не рассматривают. Тело–душа–дух, как появляется душа человеческая: рождается ли, творится ли Богом, либо в момент слияния клеток две души – отца и матери – образуют новую душу, то есть нет догматических учений, поэтому есть разные мнения. Тоже самое и по поводу бесконечности страданий. Я уже сказал о том, что все спасутся – это ересь, которая противоречит догматам. Поэтому мы не можем говорить, что все спасутся. Но те, которые будут страдать, то сколько они будут страдать? Вечно, бесконечно? Или как это будет? Поэтому, как говорится, есть о чем подумать. Так что есть, пить и веселиться нам не запрещено, но помимо этого мы еще должны стремиться к Богу, закладывать тот фундамент духовной жизни, который нас ждет, потому что если человек здесь на земле этого не успел, то придется это делать уже в каких-то экстремальных ситуациях. В аду переосмысливать свою жизнь. А там уже серьезные меры воздействия на душу.

Мы знаем, что душа человека просто так не меняется, а только под воздействием внешних, чаще всего негативных обстоятельств и факторов. Когда человек попадает в какие-то негативные ситуации, когда он страдает, болеет, вот тогда он потихоньку начинает задумываться, меняться. Так вот ад – это такая, наверное, система. Но мы не знаем до конца как это все устроено. Мы знаем, что там страдания уже даже не физические, потому что физического тела-то уже не будет. Там страдания больше духовные. А от чего люди страдают? Наверное, от того, что понимают, что у них здесь было все для того, чтобы они максимально использовали это время. Но они пролежали, прогуляли, пропили, проели, а самого главного здесь не сделали. Получается, что страдают люди от того, что потеряли здесь самое главное в жизни. Мы же страдаем, когда что-то теряем. Нет лекарства от духовных страданий. Физические страдания, на самом деле, гораздо проще, чем духовные. Мы же когда-то с вами страдали физически. Кто-то болел тяжело. Мы сейчас помним об этом? Нет. А вот когда мы вспоминаем какую-то духовную боль, душевную боль, она опять всегда пронизывает человека. Когда мы потеряли каких-то родных и близких, когда мы вспоминаем об этом, то опять переживаем об этом. А болезнь? Вчера болела голова. А сегодня не болит. И я прекрасно себя чувствую. Я сейчас вспомнил, что вчера она болела. Ну и что? Ну, наверное, неприятно, особенно если тяжело болит. А вот когда мы переживаем боль духовную, то это гораздо больнее. И поэтому в аду люди страдают уже не физически. Они страдают духовно. Душа умирает. Это болезненное состояние. Она отрывается от Бога и начинает разлагаться, расщипляться. Это происходит на каком-то физическом уровне. И это очень болезненный процесс. Поэтому, чтобы не страдать, я считаю, что лучше здесь сделать выбор какой-то.

Был такой ученый Блез Паскаль, который говорил, что если человек верит в Бога, а Его нет, то умирая, он ничего не теряет. А если Бог есть, а мы в него не верим, то, умирая, мы теряем все. Я искренне убежден, что Бог есть и что, умирая, если мы в него не верим, то мы теряем все. Получается, что мы жизнь прожили зря. Господь дал, а человек не захотел. Но это его осознанный выбор. Господь уважает этот выбор. Господь мог бы нас всех сотворить какими-то людьми, которые живут по какому-то закону, который не могут нарушать. Но тогда бы мы ничем не отличались от животных. Животные живут по законам инстинктов природы, животным инстинктам. И они практически не могут их нарушать. А у человека есть инстинкты, но есть еще и разум, который может нарушаться в разных обстоятельствах. Это само я. Современные исследования говорят о том, что животные тоже разумные. Слоны одни из самых разумных, дельфины тоже. То есть они тоже думают, они разумные, но при этом они живут только по своим инстинктам. Так Господь это заложил. Если бы у нас не было выбора нравственного, то, наверное, мы бы все попадали в Царствие Небесное. Но мы бы от этого никакой радости бы не испытывали. Это была бы такая закономерность, которая бы от нас не зависела.    

 

– Работаю в реанимации. За четыре года насмотрелась и на молодых, и в возрасте. В 30–40 лет много уходит от алкоголизма, наркомании. Если человек остается жив, то я пытаюсь говорить с ними, медсестры говорят с ними. Человек кивает головой, но ничего в его жизни не меняется. Что делать?

 

– В этом заключается свобода выбора человека. Если ты выбрал жить так, то будешь жить так. Если ты выбрал жить по-другому, то будешь жить по-другому. Даем варианты выбора. Ты хочешь так жить? Пожалуйста. Ешь, пей, веселись. Хочешь что-то изменить? Пожалуйста. Но ты сам для этого должен сделать усилия. Господь дает нам полную свободу в этом плане. И Он никогда ниоткуда человека насильно не вытаскивает. Нам хотя бы первый шаг надо сделать, хотя бы осознать, признать и протянуть руку к Господу Богу. А то, что Вы насильно хотите кого-то спасти, то это очень похвально и уважительно. Но так это не работает. Нельзя человеку что-то сказать, чтобы он ответил: «Все. Я больше не буду». Тут или манипуляция какая-то, либо насилие над его собственной волей. Нужно ли Вам это? Или не нужно, если Господь его терпит таким, какой он есть? Это большой вопрос. Да. Господь говорит, что мы должны сеять слово Божие всем. А прорастет оно или не прорастет, это уже не наше дело. Говорить надо о том, что из этой ситуации человека спасти может только Господь Бог. Понимает он это? И большинство это понимают. У нас этим Вячеслав Владимирович Боровских занимается. Наверное, этот вопрос больше к нему. Не хочу хвастаться, но у меня не было опыта наркомании или табакокурения. Даже элементарного. Мне сложно что-то сказать из своего опыта. У меня другой какой-то опыт есть. Наверное, об этом нужно разговаривать с тем, то это пережил. Опять же, это не моя заслуга. Так Господь Бог распорядился, и я просто понимал, что это правильно. И сейчас я понимаю, что это правильно. Я понимаю, как страдают эти люди, о которых Вы сейчас говорите. Они не хотят. Чаще всего они не хотят уже вести такой образ жизни. Но они привыкли, они уже в этой системе. И вся их жизнь уже «заточена» под этот грех. Поэтому об этой проблеме нужно говорить с профессионалами. У нас в четверг приходит Вячеслав Владимирович на беседы в кофейню «Трапеза». Если хотите, то можете задать ему этот вопрос, если хотите получить профессиональный ответ, а не общий духовный.

А как вы поступаете, когда вы хотите помочь человеку, а он ничего не делает? Кто-то, может быть, хочет поделиться своим опытом?

 

– У меня был опыт. Была зависимость. Мне было хорошо до поры, до времени. А потом пришлось через какие-то муки выходить. Но это не очень комфортно было.

 

– Вот я об этом и говорю с духовной точки зрения, как это выглядит. Господь нам дает запас свободы определенной. А потом? Как устроено наше тело? И кем? Богом. Если мы систематично нарушаем Закон Божий, то мы сами от этого страдаем. Для чего нам Господь Бог дает Закон? Не для того, чтобы ограничить нам какие-то радости жизни, а для того, чтобы мы сами не вредили себе. Ведь все Законы Божии рассчитаны на то, чтобы человек не страдал, чтобы его жизнь была свободной от греха, свободной от зависимости, от болезней, от ненависти, зла, убийства со всеми вытекающими последствиями. То есть Господь нам дает Закон, исполняя который мы становимся счастливыми, полноценными, свободными людьми. Если мы сами нарушаем этот Закон, то мы сами себя ограничиваем. Да, у нас тело имеет какой-то запас прочности. Мы можем какое-то время курить, можем какое-то время пить, мы можем какое-то время вредить себе какими-то психотропными средствами, но это не бесконечно.

В какой-то момент к человеку приходит осознание. Он может и какими-то другими вещами заниматься. Но в какой-то момент у человека появляются проблемы. Физические проблемы с телом. Духовные проблемы с контактом с бесовским миром. Это на самом деле очень страшно. Никто не занимался такими вещами? Или занимался? На самом деле это все очень серьезно и страшно. Я общался с такими людьми, которые всю свою жизнь этому посвящали. И я не знаю, как после этого оставаться неверующим? Проблемы с психикой, с разумом. Все эти умопомрачения, когда ты начинаешь граничить. Все эти психотропные средства приводят тебя на границу с этим духовным потусторонним миром. А Господь нам тоже предлагает духовный мир, но Он его предлагает нетравматично, поэтапно, постепенно, как бы через парадный вход. А кто-то пытается войти через черный ход, через все эти бесовские ходы. Но у человека неподготовленного реально «едет крыша». Едет реально. И более того, все это передается по наследству. Знали вы это или нет? И поэтому все детские заболевания, все страдания, все психические отклонения – это все последствия бурной жизнедеятельности их родителей. И физические болезни передаются, и духовные болезни передаются, и психические, и психологические болезни. Все это передается. Поэтому имейте это в виду.

Хотите, чтобы дети ваши были здоровы?  Как раз Причастие лечит наши духовные и физические болезни. Это величайшее лекарство. Но мы его по какой-то причине игнорируем. Безвозмездно нам его Господь дает. А мы всячески пытаемся себя оправдать, находим различные какие-то умозаключения, чтобы этого не делать. Ну, это свободный выбор человека. Только потом не нужно удивляться, что мы, кроме Бога, уже никому не нужны. И загонять себя до такой степени, что уже все?

Я говорил, что меня иногда вызывают на дом исповедовать, причащать, покрестить. А я иногда просто физически не успеваю этого сделать. На дороге пробка. И я не успеваю. А человек умер. У меня нет мигалки какой-то, чтобы проехать по встречке или еще где-то. Хотя было бы неплохо (смеется) иногда, когда ты едешь, торопишься. Был такой реальный случай. Я в дом престарелых ехал. Вызвали меня в дом престарелых. Мы окормляем два пансионата «Достойная старость» на Широкой Речке. Мне позвонили, сказали, что умирает бабушка. А там люди все такие уже престарелые. У кого-то инсульт, у кого-то инфаркт и так далее. В любой момент могут умереть. И я еду, а там пробка. Решил объехать. А как раз приняли такой закон, что по пешеходному переходу нельзя объезжать. Пешеходу можно, а водителю нельзя объезжать. Я знак не увидел, поехал. А сзади полиция. Меня остановили. Я пытаюсь объяснить, куда еду. Мне осталось буквально метров двести до пансионата. А им вообще без разницы. Они сели и, не спеша, начали там что-то писать. Слава Богу, я доехал и успел. Потом мне уже позвонили, сказали, что эта бабушка умерла. После Причастия. А иногда я не успеваю приехать, чтобы совершить Причастие. А иногда у меня просто нет физической возможности. А люди ждут до последнего. Чего-то ждут, ждут. Оттягивают, оттягивают. Ждут какого-то озарения? Или пинок ждут? Я не знаю. У кого что. Иногда реально так и говорят: «Мне нужен пинок». Есть такие, которые говорят: «Мне нужен волшебный пендель». Ну ждите. Но не факт, что вы его дождетесь. В любой момент кто-то может нажать какую-то кнопочку. И нас всех сдует ядерной войной. Не дай Бог! Этого не надо бояться. Господь этого не допустит. Потому что Господь не для того творил весь мир, взращивал, чтобы какой-то сумасшедший человек нажал кнопку ядерную, чтобы всех сдуло. А если сейчас нажать кнопку ядерную, то произойдет ядерный эффект и весь мир взорвется. Ничего не останется. Даже уже никакой ядерной зимы никакой не будет. Просто мир разлетится в труху. Но не сейчас. Поэтому я убежден, что ядерной войны не будет. И не надо этого бояться. Но наш личный конец не за горами. Не надо ждать конца света, Пришествия и так далее. Все это не за горами.

Есть вопросы какие-то? Пожелания или жалобы? Нет? Тогда спасибо всем за внимание.

Есть ли какие-то предложения по следующей теме? Если есть, то пишите, звоните, предлагайте. Будем обсуждать и дальше. Интересно? Полезно? Да? Это хорошо. Значит, не зря.

Спасибо всем.

До свидания.

 

Пожертвования храму

Сбор идет с начала апреля.

Мы в Telegram