Цикл встреч «Беседы с батюшкой о притчах Иисуса Христа».
Беседу по теме: «Как спасти весь мир?» провел настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.
01 ноября 2022 г.
– Сегодня наша тема называется «Как спасти весь мир?». Это широкая необъятная тема, на которую мы с вами поговорим в рамках притчи Иисуса Христа о сеятеле. Кто был в воскресенье на службе, тот слышал эту притчу. Но не все были на службе, да и в рамках проповеди – 10–15 минут – сложно раскрыть смысл и ответить на вопросы. Но сегодня, в рамках часовой встречи, я думаю, что мы сможем это сделать. Сначала прочитаем притчу.
Притча от Матфея, но есть и от других евангелистов тоже. Сегодня мы прочитаем притчу от Матфея (Евангелие от Матфея, глава 13, стихи с 3 по 9):
Вот вышел сеятель сеять и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Что такое «терние»? Это сорняки. «Во сто крат» – это сто процентов. Феномен – это то, что одно зерно может до ста процентов принести. Представляете? Посадил одно зерно, а получил сто зерен. Это сельскохозяйственный феномен. Все это, конечно, благодаря доброй и полезной земле, полезным питательным веществам.
Казалось бы, как связана эта притча с тем, чтобы спасти весь мир? Почему именно на эту тему мы говорим? Потому что в прошлый раз у меня спрашивали, как спасти тех людей, которые наркоманят, которые занимаются какой-то разной ерундой, как на них повлиять. Отчасти мы уже в прошлый раз начали об этом говорить, а сейчас поговорим об этом глобально.
Конечно, нужно объяснить непосредственно смысл этой притчи Иисуса Христа, который говорит о какой-то глобальной посевной. Почему здесь именно глобальная посевная, что-то очень масштабное? Да потому, что израилитяне, а речь шла об евреях, иудеях достаточно экономные ребята, они просто так бы направо-налево по дорогам или в терние семена не раскидывали бы. Еврей вскопал огород, по линеечке все разметил, посадил, сделал бороздку, траншейку, вручную зернышко бы там посадил… И это правильно. Но тут речь идет о какой-то глобальной посевной, масштабной, где уже не смотрели на то, куда бросают эти зерна. А как засевали в то время большие поля? Брали мешки с зерном или другими какими-то семенами, клали их на ослов, волов или других домашних животных, делали ножом дырки в мешках. И вот идет животное, как минитрактор, его погоняют. И понятно, что те, кто был в Иудее, тот знает, что там нет полей широких и больших, как у нас в России. Там земля в каком-то смысле очень скудна, черноземов нет, поэтому приходилось идти с одного участка на другой. И пока идет это животное с одного поля на другое, все это зерно может упасть и на дороги, когда ослик переходит дорогу с мешком зерна. Конечно, эти зерна и в тернии, и в сорняки попадали. Все это на глазах Христа развивалось, и люди тоже все это прекрасно видели.
Мы в прошлый раз говорили о том, что Христос на примере своих каких-то профессиональных детских занятиях (например, он был пастухом, каменщиком, строителем) показывает что-то, притчи свои говорит. Также и здесь. Он все это прекрасно видел. И народ это все видел. Но ученики не понимают, о чем говорит Христос, о чем идет речь. Казалось бы, почему? Вот мы сегодня прочитали отрывок из Евангелия. У Матфея этого нет, а у Луки – есть.
Евангелие от Луки, глава 8, стихи с 9 по 15:
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Выражение «кто имеет уши слышать, да слышит» обозначает у Иисуса что-то очень важное. И нужно еще понять смысл всего этого. Смысл не на поверхности лежал, потому что толковал эту притчу Христос именно ученикам. Народу Он просто сказал, а они не поняли, хотя посевная со словом Божиим – это такой известный ветхозаветный оборот, но они не поняли. А почему они не поняли? Кто знает? А потому, что ученики удивились: как так? как может слово Божие похитить дьявол? как оно может попасть в какую-то неплодородную землю и не прорасти? Думали, что если слово Божие обращено к людям, то оно не может заглушиться, не может не дать своего плода. Так вот. Господь всем нам дает полную свободу выбора. Он нам дает жизнь, дает Закон Божий, дает время и все необходимые ресурсы для того, чтобы мы с вами повзрослели и семена слова Божия в нас произросли. И только тогда, когда мы этого хотим, когда у нас сердце духовно подготовлено. Сердце духовное – это центр нашей души, это духовно-нравственная составляющая. По духовному сердцу мы определяем хороший это человек или нехороший, злой или добрый.
Ученики удивились, что, может быть, настанет время проповеди Божией, а оно настало. Христос сравнивает Себя с этим сеятелем. А мы видим, что были злые люди, которые называли себя «чистыми фарисеями», они считали себя чистыми, именно духовно чистыми, а не просто физически. Считали себя лучшими представителями народа израильского, а на самом деле убили Христа, убили Господа Бога.
Поэтому Господь показывает, что от нас – от христиан и от священников – зависит. Мы можем миссионерствовать каждый на своем месте. Но практика показывает, что Господь насильно в нашу жизнь, в наше сердце не вторгается. И когда мы хотим изменить весь мир, то такие святые как, например, Серафим Саровский говорит, что «спаси сначала сам себя и тогда узнаешь, как тяжело спасать других». И понятно, что добрый человек и милосердный хочет свой нравственный опыт всеми своими силами передать тем, кто находится на пороге какого-то греха, на пороге жизни и смерти, погибают, умирают. И хочется передать им весь свой опыт духовно-нравственный. Но так это не работает. Нельзя этого сделать, потому что Господь сравнивает душу человека с закрытым сосудом, то есть с каким-то кувшином, в который извне не попасть пока ты его изнутри не откроешь. И поэтому если люди свою душу не открывают даже для Бога, то для нас «чужая душа – потемки», как говорят в поговорке. Мы в своей-то душе до конца разобраться не можем.
И что? Все пропало? Нет. Вот те семена, которые мы сеем, то слово Божие, они рано или поздно, как показывает практика, прорастают. И я это вижу на примере прихожан, на примере детей, которые занимаются в наших воскресных школах, в подростковом и в молодежном клубах. Общаясь ними видно, как потихоньку, шаг за шагом прорастают эти семена. И даже на примере детей я вижу, как дети в совсем еще маленьком возрасте, в начальной школе, приходят в воскресную школу, получают эти знания в 7, 8, 9, 10 лет, а потом у них начинается переходный период, кризисы эти всякие, сложный период. И они уходят из Церкви. Очень часто уходят, если родители очень строго не воспитывают духовно и физически этих детей. Уходят в неизвестном направлении. Но потом, когда они понимаю, когда взрослеют, то у них чаще срабатывают, наверное, автоматически те слова и образы духовные, которые были заложены. И они потихоньку возвращаются. И я сталкиваюсь уже со взрослыми людьми, иногда даже престарелыми, которые говорят: «Вот мне бабушка в детстве что-то говорила о Боге». И эти люди слова бабушек и дедушек пронесли через всю жизнь. И они – эти слова – уже в конце жизни выросли, выросли как уже окрепшее дерево.
Есть такое понятие как неофит. Слышали? Кто знает, как расшифровывается, переводится это слово? Если дословно, то переводится как «молодое дерево», «молодое растение». Это растение с корнями, но неокрепшее. Его можно легко взять и вырвать. Другое дело, когда дерево, которое растет уже лет пятьдесят. Попробуй возьми и вырви его. Вот в чем разница между христианином, который всю жизнь свою провел в храме и того, который только что пришел. И Христос на примере этой притчи очень хорошо показывает, что от почвы и от других обстоятельств очень сильно зависит восприятие человеком духовной информации. И чем является эта самая благоприятная почва, где прорастают семена слова Божия? Как вы думаете? Чем является эта почва и где мы ее можем найти в нашей жизни? Это то место, где произливается благодать Святаго Духа, потому что благодать Святого Духа – это и есть те самые питательные средства, та вода со всеми удобрениями, которые помогают этим словам взращиваться и расти, ведь у нас, у людей, тоже есть какой-то потенциал. И мы можем его раскрывать исходя из разных средств, где мы находимся. Если человек попадает в одну школу хорошую, то он может больший потенциал раскрыть. А, попадая в хороший институт, раскрыть еще больше. Попадая на хорошую работу, тоже его потенциал раскрывается. А места, где человек подстраивается под среду, которая просто деградирует откровенно? А, не дай Бог, попадает в места заключения, то там пропадает. То есть мы очень сильно зависим от внешней окружающей среды. И вот эта притча показывает, что от того, куда мы помещаем нашу душу, духовное тело с душой, будет зависеть как будут произрастать те самые семена слова Божия, от которых ни много, ни мало, но зависит вся наша вечность.
Я часто говорю, что дети, которые приходят к нам в воскресную школу, получают еще и знания в школах, училищах и институтах, важные знания, от которых зависит их жизнь, но только их земная жизнь. Цель образования – это разнообразие, достаток, счастливая жизнь человека. А от духовных знаний и духовного роста, которые мы получаем на базе духовных знаний, уже зависит не просто земная жизнь, а вечность, вечная жизнь. Так насколько нужно важнее относиться к духовным знаниям и развивать тот потенциал, который нам Господь заложил? Но это если, конечно, у человека есть такое желание. А если у человека желания нет? Господь говорит нам, что у человека есть право выбора. Даже те ученики, которые приходили к Нему и поначалу шли за Ним, Он насильно никого никогда не держал. А когда Он начал говорить про Причастие Тела и Крови Христовой, то люди на него смотрели как на сумасшедшего. Реально. Потому что Он говорил, что настанет время, когда вы будете есть Тело Мое и пить Кровь Мою. И люди не понимали, и многие начали соблазняться и уходить. И Христос, как ни странно, не останавливал их, чтобы завоевать какую-то славу или уважение. Он говорил, как есть. Если же люди уже на этом этапе не готовы принять эту информацию, то что дальше будет с ними, когда они узнают, что Ему нужно умереть на Кресте позорнейшей смертью? И если узнают о том, что этих учеников Он отправит потом в самые дичайшие страны мира, где каннибализм, страшные пытки и так далее? Если уже на базе Причастия Тела и Крови Христовых их начинало смущать, то Он и остальных спрашивал: «А вы не хотите уйти?”
Да, человеку надо пройти этот сложный земной путь взросления, в первую очередь путь взросления духовного. И если мы к духовным знаниям будем подходить с какой-то земной человеческий логикой, то мы будем периодически спотыкаться, как это делают другие люди. Они спрашивают: «А почему войны?», «А почему дети умирают?», «А почему все так плохо?», «Где ваш Господь Бог?» и так далее. И действительно, если человеческой логикой начинать размышлять, то, казалось бы, вера пропадает. Но пропадает не вера, а пропадают какие-то наши представления о Боге, которые мы сами себе формируем. Чаще всего люди, которые говорят: «Бог у меня в душе, я верю сам по-своему», они просто придумывают себе какого-то удобного для них «бога», в него верят, живут по правилам, которые они сами себе вместе со своим этим «богом» себе придумали. Но вопрос: а гарантирует ли тебе этот доморощенный «бог» спасение в Царствии Небесном? Нет. Не гарантирует. И никакие философские заключения или представления об этом мире не гарантируют нам ничего. А гарантирует Христос, Который умер и воскрес, Которого видели после смерти, официальной смерти, сотни людей видели. И это было документально запечатлено. Официально была эта смерть и Он был положен в гроб. Стражники запечатали Его гроб, потому что думали, что Его ученики обманут и похитят Его. И после этого стража разбегается в страхе. Его видят одновременно сотни людей. Так вот этот Христос, Который умер и воскрес, Он гарантирует нам и вечную жизнь, и спасение от вечной смерти, то есть ада. И каждый сам для себя решает нужно ли ему это, или не нужно.
Мы хотим насильно спасти всех окружающих нас людей и особенно наших ближайших окружающих родственников. Когда мы начинаем активно их воцерковлять с силой, то тут, к сожалению, начинают распадаться семьи, начинают происходить тяжелые конфликты, ссоры на религиозной почве. Ни в коем случае этого не нужно делать. Поставьте себя на место этих людей. Например, кто-то бы принял в вашей семье ислам или попал в секту и пытался бы вас в эту секту заманить. Как бы вы реагировали? Как бы вы общались с этим родственником, который, возможно, был бы самым близким вам человеком? Это очень неприятно. И никто бы не хотел в такую ситуацию попадать. Также происходит, когда человек пришел в храм. На него смотрят как на сектанта. И ко мне приходят родственники этих людей и говорят: «Что вы сделали с моей супругой (супругом)? Оставьте ее (его) в покое». Как будто мы сюда людей насильно тащим. Это такая психология неофита, неокрепшего человека, который сам еще еле-еле стоит на ногах. А знаете сколько считается человек в среднем неофитом? Десять лет. Конечно, этот срок может уменьшиться, если человек проходит этот путь очень грамотно и под руководством каких-то очень грамотных священников-духовников. Так и в спорте есть тренеры, в разных дисциплинах есть педагоги, учителя. Также есть и духовники, которых условно можно назвать тренерами, которые не как гуру формируют вокруг себя большое количество людей, которые смотрят им в рот и боятся сказать что-то против, а наоборот, которые приводят человека или людей к Богу. Вот задача духовника – привести к Богу, а не сформировать вокруг себя какую-то секту. Часто, к сожалению, такое бывает. В истории мы видим, когда люди подменяют принципы и понятия духовной жизни и приводят людей не к Богу, а к себе. Поэтому наша задача – идти к Господу Богу, к источнику жизни.
А если человек вокруг себя людей формирует, то это называется секта. И первый признак секты – это когда никто не может возразить своему духовному учителю. Всегда должна быть трезвая обстановка, всегда должно быть обсуждение. поэтому я всегда приветствую какие-то критические замечания. С чем-то я согласен, с чем-то не согласен. Все это обсуждается в живом диалоге. Это показатель нормальной христианской общины. Если вы начинаете духовную нравственную жизнь, то имейте ввиду, что ваши родные и близкие люди чаще всего еще к этому не готовы. Слава Богу, Господь вас привел в Церковь, привел к Себе, ко Христу. Но это не значит, что все остальные тут же все по мановению стали верующими. А вот когда они станут верующими? Когда они в нас разглядят настоящее христианство, когда они увидят, что мы стали лучше, добрее, милосерднее, научились делать что-то доброе, прощать, не реагировать агрессивно. А как это сложно… Проще прийти в храм, поставить свечку, помолиться, а потом прийти домой и продолжать со всеми ругаться, чем внутренне меняться. Весь смысл христианской жизни как раз сводится к внутреннему духовному изменению. Все остальное – покаяние, Причастие, пост, молитва – это только инструменты, а не самоцель.
Некоторые люди на полном серьезе говорят: «Я выучил молитвы. Все. У меня уже билет в Царствие Небесное со всеми местами». Нет. В прошлый раз мы начинали эту тему, но «съехали» с нее, не закончили. Принципы вхождения, которые Господь дает нам за правила для вхождения в Царствие Небесное помните? Мы начали говорить, что Христос сравнивает Царствие Небесное с разделением людей по левую или по правую сторону, как пастух разделяет овец и козлов. Мы про это все рассказали, а дальше-то выводы не сделали. Так какие Господь критерии нам дает прохождения в Царство Небесное? Некоторые начали говорить, что это – пост, молитва, покаяние. А на самом деле? Не помните? Он говорит: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25: 35–40). Это любовь именно с христианской точки зрения, а не с той, которая сегодня подразумевается под любовью – симпатия, какая-то влюбленность, какие-то эндорфины, чувства и так далее. Потому что сейчас, когда мы говорим слово любовь, то отвечают: «Так я всех люблю, только себя я не люблю, а всех остальных я люблю». А когда мы начинаем разбирать что такое с христианской точки зрения любовь, то есть то, о чем говорил Христос, то, о чем Он говорил тогда, то сейчас это совсем другими красками играет, не теми, о которых говорил Христос. Так вот о чем Он говорил? Христос говорил о делах конкретных, когда мы пришли в больницу, когда накормили, посетили человека, когда пришли в темницу и посетили человека и так далее. И Он говорит, что вы это сделали Мне, потому что вы это сделали меньшим моим братьям, тем, кто нуждаются, страдают, обездолены, вдовы, сироты, вдовицы – это меньшие наши братья с точки зрения Христа. И если вы этого не сделали, то со всеми этими вашими духовно-нравственными знаниями вы остались на теоретическом уровне. Так в вас и не проросли те зерна, которые делают из эмбриона, зародыша духовно-нравственного человека, настоящего гражданина Царствия Небесного.
Я часто говорю, что не будет уже никаких надзирательных органов в Царствии Небесном, не будет никаких полицейских или, не дай Бог, бесов, ангелы нас не будут там «прищучивать». Это будет свободное, открытое (я надеюсь) общество людей, воскресших людей, которые все уже поняли, которым во второй раз уже не хочется проходить этот ад, который на земле мы испытывали. Самый главный критерий – это наши дела. Если у человека нет желания эти дела делать – питать, кормить – это его полное право. Но Церковь об этом постоянно напоминает. И именно поэтому на Церковь чаще всего обрушиваются с критикой, что такие-сякие.
Сейчас, на фоне всего, что происходит, такой ненависти к Церкви нет. Но был период, когда были гонения (помните?) на Патриарха. Было специальное нагнетание ненависти к Церкви. А спросишь у тех людей, которые активно выступали против Церкви: «Что конкретно тебе плохого сделала Церковь? За что ты так ненавидишь?» А у многих людей и никакого контакта церковного не было, только вот какие-то стереотипы, которые массово отчасти фейками и другими вещами какими-то нагнетались из жизни Церкви. Но еще раз говорю, что Церковь – это не общество идеальных святых людей, это, как говорят святые отцы, общество кающихся грешников. То есть это место, куда мы приходим лечить свою душу. Также можно прийти в больницу и сказать: «Чем вы тут все занимаетесь? Здесь у вас все больные. Медицина не работает». Нет. Наоборот. Каждый приходит, чтобы лечиться. Также и в Церкви. Вчера это был какой-то бандит, а сегодня он пытается чистить снег или еще что-то. Понятно, что эти бандитские вещи у людей из жизни мгновенно не меняются, характер человека мгновенно не меняется. И если мы приходим в храм и сталкиваемся с такими людьми, то надо понимать, что это не святой человек. Он также пытается каяться, также пытается меняться. И это доходит даже до духовенства.
Мы, слава Богу, сейчас живем в свободный духовно-нравственный период, а тридцать лет назад было совсем по-другому. Когда Церковь стала легальной, когда ее перестали гнать на территории России, то встал остро вопрос о духовенстве, так как просто не было грамотных и образованных, воспитанных священников. И поэтому, грубо говоря, брали по объявлению духовенство. И сейчас мы сталкиваемся с последствиями деятельности таких людей. Просто люди духовно деградировали, и многие со своими привычками, с очень отрицательными привычками – пьянством, неудерженностью и даже наркоманией – становились священниками. И это был такой хороший показатель для атеистических или антицерковно настроенных людей: «Вот посмотрите, что происходит». А в советское время наоборот грамотного и образованного человека всеми силами не пропускали, чтобы он стал грамотным и образованным священником, а пропускали только самых худших. Это официальная информация, официальная статистика. Во-первых, половина была завербованными кадрами, которые уже потом со временем становились священниками добрыми. Опять же я говорю, что, если поместить не очень хорошего человека в очень хорошую среду церковную, где благодать Божия, то это все работает. И независимо от того, верит этот священник во все это или не верит, благодать Божия работает. И люди менялись. И это исторический факт. Много исторических свидетельств об этом. Сейчас еще многое, конечно, засекречено. Вся эта работа КГБшная, которая велась по отношению к Церкви, всякие эти уполномоченные и так далее, но все это тоже имело место быть. Поэтому сейчас, в последнее время, когда с одной стороны Церковь освободили от какого-то контроля и гнета со стороны этих спецслужб, но с другой стороны вся эта либеральная и доступная среда у людей вызывает… Раньше говорили: «Бога нет. Зачем тебе? Не дай Бог, ты в Него поверишь. Будешь страдать, тебя уволят с работы». И так далее. А сейчас бесы через людей говорят: «Да. Он, может быть, есть. Но зачем тебе это, когда есть гораздо больше интересных вещей, много соблазнов, грехов, которые гораздо больше интереснее, чем эта Церковь?» Казалось бы, время поменялось, а люди все равно не меняются. Люди, как жили в общей массе без Бога, так, к сожалению, и живут. Поэтому, возвращаясь к той теме, которая была у нас заявлена, мы спрашиваем: сможем ли мы изменить весть мир своими силами? Конечно же, нет. И даже стараться и расстраиваться в этом плане не нужно. Нужно ли что-то делать для этого? Да. Нужно воспитывать своих детей, нужно воспитывать ваших окружающих не насильно, не принудительно.
Есть такая статистика, что если на работе есть верующий человек, то коллектив неверующий как-то подтягивается до уровня этого человека. То есть он как бы оздоравливает этот коллектив, если этот человек открыто говорит о том, что он христианин, а не проповедует налево и направо. Я знаю такие ситуации, когда женщина на работе во время обедов рассказывала, как она съездила в паломнические поездки. И оказалось, что это было так интересно всем остальным ее сотрудницам, что они потихоньку-потихоньку подтягивались. Это один из примеров, как человека можно заинтересовать культурной христианской жизнью. Но чаще всего, я вижу это, большинство людей боятся сказать, что они верующие, боятся сказать, что они постятся, что они соблюдают Великий пост. Люди, здоровые мужчины, боятся на работе признаться. Но это работает. И невоцерковленные люди говорят: «А вот же сейчас Великий пост. И я буду поститься». И так это облегчает тех людей, которые в Церкви, но стесняются заявить. Откуда растут все эти наши страхи? Понятно, что это все из нашего советского прошлого, когда стыдно было, когда все это высмеивалось и объявлялось каким-то мракобесием и так далее.
Но новое поколение уже детей наших, оно меня радует, оно удивляет. Вот только сейчас у нас было собрание, где я рассказывал о том, что у нас есть подростковый клуб. Ребята туда приходят от 7 до 18 лет. И они стали звать с собой своих неверующих друзей. Приходят ребята даже некрещеные. Попробуй лет двадцать назад позвать в Церковь своих некрещенных нецерковных друзей. Тебя не просто осмеют, тебя могли лишить всех премий, зарплаты и работы. А тут наоборот. Процесс естественный, он развивается, идет, потому что Церковь начала активно проповедовать, свободнее. Выросло много новых проповедников очень талантливых. Их можно посмотреть в интернете, по телевизору. Все это открыто, публично. И это дает свои плоды. Да, это не мгновенно, к сожалению, происходит. Должно еще пройти несколько десятилетий. И сейчас, слова Богу, в том числе и на государственном уровне, люди начали задумываться о том, что тридцать лет воспитывали людей без цели. А как только началась спецоперация и мобилизация, как тут же семьсот тысяч людей покинули нашу страну, потому что они не готовы защищать ее. И они вообще не понимают для чего они живут, если не будет интернета, если не будет электричества или макдональдса, кока-колы и так далее. То есть то поколение, которое за тридцать лет выросло, оно тут же показало, что оно за это государство не собирается ни умирать, ни защищать его. Ничего удивительного, с моей точки зрения, не происходит. Когда этих людей предлагают судить, привлекать к ответственности, то спрашивается: а за что? Вы, что ли, их тридцать лет воспитывали любить Родину? Или вы их воспитывали любить Церковь? Или защищать? Нет? Так какие претензии сейчас?
Я думаю, что в головах тех людей, которые сейчас принимают какие-то решения, что-то повернулось. Наверное, нужна какая-то идеология. Я не о какой-то насильственной и принудительной идеологии говорю. Но хотя бы цель какая-то у нашего современного государства должна быть. А другой альтернативы, кроме христианской, у нас и быть-то не может. Это вообще вершина, эталон. В мировой истории никогда не было ничего подобного и не будет. Зачем создавать какой-то симулятор идеологий, если у нас уже все это есть? Да, есть на территории другие религии. Никто никого не заставляет принимать какую-то другую религию. Живите по своей религии, исполняйте свои какие-то законы. Но те религии, которые противоречат государству христианскому, а, в первую очередь, это языческие какие-то объединения, какие-то сатанинские, бесовские. Еще раз говорю, что мусульманство и иудаизм как мировые религии монотеистические, они не противоречат христианству в том плане, что у нас Господь-то один. Просто мы по-разному в Него верим, каждый на каком-то своем этапе своего духовно-нравственного развития. То есть если христианство максимально признает во Христе Сына Божия, то мусульмане в Нем признают только пророка. Иудеи, к сожалению, не признают, но тем не менее у нас корни одинаковые, Ветхий Завет у нас один. Другие христианские течения тоже признают Иисуса Христа свои Богом и Спасителем. На этой базе мы можем построить максимально приближенное к идеалу земное государство, хотя, конечно, это, может быть, и утопия. Но, тем не менее, стремиться-то мы должны. И на базе христианства мы можем воспитать и вырастить то поколение, которое будет и защищать государство и Церковь, и делать что-то полезное и доброе, и другие народы приводить.
Я учился в семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, где были ребята из Китая, из Таиланда, из других каких-то экзотических стран. И вы не представляете, как они жадно эти знания получали, потому что у них всего этого нет. Это нам кажется, что все естественно и понятно, и давно уже все понятно. А точно также, как Христос говорил, и ученики пошли проповедовать христианство, то язычники с такой жадностью (те, которые искали истину) обретали для себя Христа Спасителя. Также и сейчас. Китай, Индия – это такой непочатый край проповеди христианской, которая начиналась в начале XX века, но, к сожалению, из-за этих всех революций и мировых войн все это прекратилось. То есть мы сейчас уже могли бы иметь христианский Китай, потому что у них объективно нет всего того, что есть у нас в духовно-нравственном смысле. Я не принижаю их какие-то таланты научно-технические, экономические и так далее. И вообще я крайне против, и христианство крайне против любого национализма, потому что он в корне противоречит христианству и разрушает все человеческое, когда одни себя превозносят над другими, когда одни национальности, расы и так далее превозносят себя. Это крайне противоречит христианству и вообще этого всего не должно быть в идеале.
Надо сказать, что и в Европе, и в Америке Православие наше классическое тоже привлекательно, потому что объективно Европа потеряла христианство. Нельзя уже сказать, что Европа – это христианская страна. Во-первых, там большинство, наверное, уже мусульман, которые заполонили уже все площади и перекрестки, и молятся, и еще показывают кто здесь хозяин. А во-вторых, Европа превратилась в какую-то антихристианскую экономическую секту, которая ради каких-то своих материальных благ готова посчитаться со всеми человеческими нормами. О каких христианских целях сейчас идет речь, когда только за какую-то национальность, например, русскую, полностью дискредитируют там всех? Ну это какой-то фашизм настоящий. Как еще это по-другому назвать? Я не знаю. Когда американские сенаторы говорят о том, что Россия – православная страна с традиционными ценностями и только из-за этого она должна быть уничтожена. Слышали об этом? Об этом официально на днях было заявлено по телевидению в новостях. О чем еще идет речь? Действительно, только сейчас христианство на территории нашей страны процветает и готово показать какую-то альтернативу всем тем извращениям, той «свободе», которые готовы предложить нам все эти европейские «товарищи». А по факту никакой свободы-то и нет. Настоящая свобода – это свобода от греха. А грех, наоборот, там как-то культивируется в современном так называемом цивилизационном обществе.
Вот вкратце то, о чем я хотел вам рассказать.
Я напоминаю о том, что мы разбираем сейчас притчи. Это уже пятая притча. И с каждой притчей можно разбирать какую-то актуальную тему.
Мы заканчиваем. Спасибо всем за внимание.
Сбор идет с начала месяца.