Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Притчи Иисуса Христа. Тема Как стать избранным? Встреча 20 декабря 2022

Цикл бесед «Притчи Иисуса Христа».

Тема «Как стать избранным?»

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча 20 декабря 2022 г.

 

Здравствуйте. Сегодня тема нашей беседы «Как стать избранным?» Напоминаю, что мы говорим на эту тему в рамках притчи Христа. Притчи – это такие короткие изречения Иисуса Христа, которые хорошо запоминались и передавались людям. Люди были малограмотными, малообразованными. Читать, а тем более писать умели единицы. И чтобы людям было проще, Христос пользовался таким вот древним приемом – притчей, где один-два основных героя и особо нечего вычеркнуть.

Сегодня мы будем разбирать две притчи, которые соединились в одну. Одна притча о званых на большой ужин. И другая – о брачной одежде. В разных Евангелиях эти притчи либо соединяются, либо разъединяются. И так как они друг друга дополняют, то мы не будем их разделять. Сегодня о них поговорим потому, что Христос делает один вывод по поводу избраных. Кто такие избранные? И как нам добиться этой избранности?

Притча, которую мы сейчас будем читать – это Евангелие от Матфея 22 глава, стихи со 2 по 14:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».

И Христос делает такой вывод: ибо много званых, а мало избранных. Вот на этом наша сегодняшняя притча заканчивается.

Итак, передается такая древняя зарисовка: по-видимому, царь какого-то населенного пункта, какой-то страны понимает, что уже у него возраст преклонный. У него вырастает сын. И он решил устроить брачный пир. Что такое брачный пир для сына царя в древности? Это, можно сказать, вхождение в престолонаследство. Вырастал юный принц, у него появлялась семья, он практически мог уже стать и царем. Царь приглашает своих подданных, вельмож – лучших людей своего царства. Но они вдруг начинают отказываться. О чем это говорит? О каком-то саботаже. Видимо, они не хотели признавать сына. И царя не особо уважали (исходя из повествования Иисуса Христа). Видимо, они представляли царствование не очень положительным. И начали отказываться.

Надо сказать, что на Востоке отказ – это норма приличия. Когда людей звали на какое-то мероприятие, то в первый раз они должны были отказаться. И тогда слуги возвращались, приходили во второй раз, шутливо тащили хозяев за рукава. Это, можно сказать, была такая игра восточная, мера приличия. Но в первый раз они отказали, а когда пришли во второй раз, то прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Это, конечно же, неуважение к царю. И он разгневался, и посылает свое войско, чтобы их убить, а у некоторых даже уничтожить города. На этом первая притча заканчивается.

Вторая притча говорит о том, что царь этот, понимает, что брачный пир готов, трапеза готова, все готово. И он говорит своим слугам: «Идите на распутье и зовите всех. Зовите всех, кого найдете – слепых, хромых, глухих». И они пошли. И всех собрали. И царь, как обычно это и было, обходит свою гостиную, свои палаты, где был собран народ, со всеми здоровается, чекается бокалом (как и сейчас тоже это бывает на приемах) и видит, что некоторые люди совсем в неподобающем виде. Казалось бы, чего он ожидал? Оказывается, что на таких вот званых, торжественных, царских, брачных пирах на входе людям давали брачную одежду, специальную, красивую.

Я уже говорил, что одежда в те времена была очень дорогой. Она была вся ручной работы, вся вышита, передавалась по наследству и служила 200–300 лет. Представляете? А тут человек без брачной одежды оказался. Значит, он пробрался каким-то хитрым способом. То есть непонятно зачем он пришел. Неофициально его позвали, не через парадный вход. Наверное, перелез через забор? Наверняка. Судя по тому, что он одет не в брачную одежду. Царь говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Он ничего не мог ответить. Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». И Христос уже делает вывод: много званых, а мало избранных. Вот эти две притчи, объединенные между собою. И, подведя черту, евангелист вносит слова Иисуса Христа (во времена Иисуса Христа это была поговорка) много званых, а мало избранных.

Так о чем эти две притчи? Первая притча? Христос что говорит иудеям? Причем чаще всего Его окружали фарисеи. Это были грамотные, образованные люди, которые прекрасно понимали суть всех этих притч. Это мы сейчас до конца не понимаем. А Он говорит на их языке, открытым текстом. Они прекрасно все понимали, но «подкопаться» не могли, потому что это притча. Кто догадался, тот догадался. Но они практически все догадывались. И это их очень сильно раздражало. Почему их это раздражало? А потому, что Христос говорит: «Я тот самый Сын, ради которого Господь приготовил брачный пир». А брачный пир для иудеев – это вечное царствие, Царство Небесное. Они так представляли себе Вечную жизнь: останутся одни иудеи здесь, на земле, закатят «пир на весь мир», будут пиршествовать, царствовать, а все остальные народы, которые сохранятся, будут их обслуживать. Это было такое общераспространенное, так скажем, заблуждение. И Христос опять же на их языке говорит, Он их не переубеждает. Он говорит: «Господь Бог, мой Отец, приготовил меня для того, чтобы вы пришли ко мне и признали меня Его приемником. А вы начали отказываться, “вертеть носом”. И отказываться от тех, кого Он посылал вам».

Кого Господь посылал? Господь посылал пророков своих за 700 лет, как минимум, до Рождества Христова. С периодичностью в 50–100 лет приходили пророки, которые говорили: «Покайтесь! Приближается Царствие Небесное. Нужно закончить беззаконие, которым вы занимаетесь». Но, как правило, все они закончили свою жизнь печально, мученически. И это говорит о том, что как слуг, так и Сына Божиего, когда удобная ситуация представилась, они убили. И считали, что они все правильно сделали, потому что Христос угрожал их учению и господству на земле, господству того мировоззрения, которое они проповедовали. А кроме того мировоззрения они ничего не имели под собой, никакой основы. И Христос выбивал из-под них самое главное – то, на чем строилось их учение, на заблуждениях.

Все, кто присутствуют здесь, и те, кто нас смотрит, могут задавать вопросы, если они актуальные. Поднимайте руку, задавайте вопросы, я буду вам отвечать. Сейчас все понятно?

Лучшие люди, те самые книжники, начальники, иудеи, фарисеи, они не признали Иисуса Христа, не признали Сына Божиего. И мы знаем чем закончилась история Израиля. После Воскресения Христова Господь еще дал этим людям, иудеям опомниться и прийти в себя. Лет 30 с небольшим еще было у них времени одуматься, покаяться, признать Иисуса Христа Спасителем своим, Мессией, Сыном Божиим. Но в общей массе, к сожалению, иудеи не признали Иисуса Христа своим спасителем. И в очередное восстание иудейское началась иудейская война с римлянами, где три четверти иудеев были уничтожены. Об этом и говорит Христос, намекая на то, чем закончится их неповиновение Господу Богу. Господь уничтожит. Не признали Христа, Сына Божиего? Убили Его? Получайте. Тогда смысла от вас никакого нет. Весь смысл был в том, что они должны были принять Иисуса Христа как своего Мессию, распространить это учение по всему народу. Но, к сожалению, они свою задачу не выполнили, большинство народа израильского со своей задачей не справилось. А сколько за Христом пошло? По разным подсчетам, от 3 до 10 процентов иудеев признали Иисуса Христа. Они разошлись по всему миру. И, благодаря этим людям, Христианство и стало мировой религией, основной религией цивилизации, той древней цивилизации, Римской империи, в основном.

И вторая притча. Она говорит о том, что избранные люди не вошли в Царство Небесное. Те, кого Господь приглашал, призывал к себе. И Господь обращается ко всем народам, самым разным народам. Практически все народы за исключением иудеев, были язычники. Все отпали от Господа Бога. В чем было преимущество израильского народа? Это был единственный народ, который поклонялся истинному Богу, они сохранили память и веру в истинного Бога. Все остальные народы, к сожалению, отпали, стали языческими. А с нашей, христианской точки зрения язычество – это поклонение дьяволу, поклонение бесу в том или ином проявлении. Как его не называй – русское язычество, российское, европейское, азиатское, индуистское, американское и так далее – это все поклонение бесам. И когда мне говорят: «Наша вера древняя, языческая, люди веровали. И все это действительно работает». Я говорю: «Да. Это все действительно работает. Но нужно определиться: кому мы поклоняемся? Богу? Либо Его творениям, в частности, бесам?» В чем разница? Господь нам обещает Царство Небесное, а языческие все, так называемые боги никакого Царства Небесного не обещают. Они иногда помогают человеку решить какие-то его земные материальные проблемы. Случаев масса. Все колдуны, гадатели, маги, шаманы, экстрасенсы не обеспечивают нравственную, духовную жизнь человека. Да и люди не обращаются к ним за духовной, нравственной жизнью. Они решают какие-то свои товарные, денежные, экономические проблемы, либо что-то бытовое.

А Господь решает нашу главную задачу – Вечной жизни. И, в том числе, помогает нам и здесь, на земле, решать наши человеческие проблемы. И вот Господь обращается ко всем народам с проповедью о Христе, с проповедью о вечной жизни. О том, что Христос является истинным Господом Богом, что Он обеспечивает нам возможность войти в Царство Небесное, основывает свою Церковь на земле. И мы видим, что наполняют эту Церковь далеко не идеальные люди. Кто возглавлял церковь на протяжении всех этих 2 000 лет? Абсолютно святые, безгрешные люди? Нет. Это были люди со всеми своими проблемами,  человеческим фактором, напором страстей.

Люди входят в Церковь Христову, истинную. Но оказывается, что они не всегда достойны. Это к слову о том, что при входе в Церковь нет фейс-контроля. Да, чтобы быть священником или монахом, ты еще проходишь какое-то испытание. Чтобы стать священником, нужно получить образование. Пять лет ты живешь в замкнутой сфере, тебя наблюдают, ты себя проявляешь. Когда я учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии, то половина обучающихся не прошли до конца обучение, отсеялись по разным причинам. Кто-то честно сказал, что это им не надо. Кто-то из-за разных страстей и пороков: пьянство, табакокурение, и других обстоятельств ушли. И люди отсеивались. Я не осуждаю людей, но многие люди не дотягивают до идеала, к которому нас призывает Господь. Как и я не дотягиваю. Объективно: я не Иоанн Кронштадтский, не Николай Чудотворец. Но Господь всех нас терпит. Терпит до поры, до времени. И в какой-то момент он говорит: «А как ты сюда попал? Как ты попал в Церковь?» И складываются такие обстоятельства жизненные, которые для кого-то кажутся случайными, внезапными. И церковнослужители, какие-то руководители вынуждены оставить свою службу в церкви и идти заниматься каким-то другим делом, если они объективно не соответствуют той должности, которую занимают. Также можно сказать про обычных рядовых людей, прихожан, которые тоже иногда не дотягивают до того нравственного идеала, который Господь нам задает. Понятно, что до той высокой планки, которую Господь нам ставит, мы никогда и не дотянемся за исключением отдельных личностей, которых мы знаем как святых. Но, тем не менее, стремиться к этому мы все-таки должны. И эта вторая притча как раз говорит о том, что если ты попал в храм, если ты занял какую-то должность – настоятеля, руководителя, то это тебе совсем не гарантирует вхождение в Царствие Небесное. Наоборот, у тебя появляется ответственность перед тем, что ты занимаешь. И Господь с тебя еще больше спросит, как с тех начальников и вельмож, которых Он в конце концов истребил.

Есть притчи добрые, где Господь проявляет свое милосердие. А эта притча суровая, которая показывает конечную цель нашего предназначения, нашей религиозной жизни, к чему она приведет. И Господь, надо сказать, никогда в Евангелии не говорит, что все спасутся, что Он всех помилует и простит. Нет. Он говорит, что наказание может быть очень жестоким. И мы видим, как Господь расправился со своим иудейским народом: большинство было уничтожено. Есть историки, которые передают нам события этой иудейской войны. Было очень страшно, очень кровопролитно. То, что мы сейчас видим, не дотягивает до тех страшных мучений, которые люди претерпевали 2 000 лет назад. В итоге Христос подводит черту таким выражением ибо много званых, а мало избранных. И мы тут опять сталкиваемся с неправильным переводом. Исходя из этого изречения, можно сделать вывод, что у Христа есть какие-то избранные люди. Он всех зовет, но доходят только избранные. Это заведомо приготовленные люди? Так ли это на самом деле? Как вы думаете?

 

Присутствующие отвечают: – Господь сказал, что никто не знает отца, кроме сына. На протяжении какого-то времени я задавалась этим вопросом, но когда прочитала Евангелие, то поняла, что Господь сам определяет кого Ему выбрать.

Отец Сергий: – На самом деле, если мы почитаем оригинал этого текста, то мы увидим, что переводчики допустили ошибку. Там есть такая игра слов (я сейчас по-гречески не вспомню контекст, к сожалению). В чем заключается эта игра слов? Где происходит эта игра слов? Переводчики, к сожалению, ошибаются. Но сегодня, благодаря всем современным технологиям, языковым в том числе, можно перевести так: много званых, но мало кто откликнулся на призыв Христа. То есть Господь всех призывает, но избранным становится тот, кто откликается, а не тот, кто заранее приготовлен. То есть у всех нас есть возможность войти в Царство Небесное.

Господь всем заложил набор свойств духовных, благодаря которым мы можем войти в Царство Небесное. Как в притче о талантах? Кто-то не развивает свои духовные таланты, закапывает их, а, может быть, еще и деградирует. То есть теряет то, что получает. А из логики этой притчи, следует, что Господь всех нас зовет, но кто-то оказывается недостойным войти в Царство Небесное. Кто в этом виноват? Сам человек. Он сам не хотел. Ведь брачная одежда символизирует чистоту нашей души. Во время Крещения крещаемый надевает белые рубашечки крестильные, чистые наборы. Что они символизируют? Они символизируют чистоту души. В Крещении душа человека очищается полностью, потому что человек признает Иисуса Христа своим Спасителем. Спаситель искупил нас своей честной кровью на Кресте и омывает нашу душу в таинстве Крещения водой и благодатью Святаго Духа. Кто этого не признает, кто этого не хочет делать, или признает и крестится, но потом теряет эту «чистую непорочную одежду» в течение своей земной жизни, тот в итоге становится недостойным того, чтобы войти в Царство Небесное. И вот получается, что мы сами решаем: будем ли мы избранными или не будем. Только от нашего отношения с Господом Богом.

 

Вопрос: Во время Крещения на каждого дается благодать Святого Духа?

Ответ: Конечно.

Вопрос: Также, как и Причастие? Кому-то Господь полезность через Причастие дает, а другому Причастие бывает в осуждение? И один начинает процветать, а другой гибнуть и увядать? В Крещении также?

Ответ: Давайте порассуждаем. Я не могу сказать на кого благодать сошла, а на кого не сошла. Есть святые отцы, которые действительно видели, как человек причащается: достойно или недостойно. Единственное, что мы знаем точно: благодать Божия или Божественная Энергия, как она в богословском языке называется, это разумная энергия. Она человека никогда не заставляет быть лучше или хуже. Поэтому степень воздействия благодати Святого Духа на человека зависит от его расположения духовного: насколько он готов принять эту благодать Святого Духа. Если человека механически покрестить? Ему это не надо, он этого не хочет.  У протестантов есть такая традиция. Они подходят с водой и со спины человека крестят. Человек даже не понимает, что происходит. В этом случае можно сказать, что человек крещеный и на него сошла благодать Святого Духа? Хотя они с точки зрения канонов сделали все правильно. Произнесли правильно формулу Крещения.

Напоминаю формулу Крещения (вдруг кому-то пригодится). Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца. Аминь. И сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь. При этом троекратно возливая воду на человека, на его голову или брызгая на него водой. Это может делаться любым христианином в экстренных ситуациях, когда имеется угроза жизни человеку. Только с его желания. То есть если человек сам желает. Или родители могут крестить так своих детей. Если родители некрещеные, то они могут попросить крещеного, который может это провести.

Я знаю некоторые случаи, когда, например, верующие акушерки крестят детей, которые находятся при смерти. Или врачи мне рассказывают, что крестят человека по его желанию. Если человек, Слава Богу, выживает, то такое Крещение дополняется другими  таинствами – Миропомазанием, Елеопомазанием. Уже священником в храме читаются все остальные молитвы. А если таинство совершается против воли человека, то мы знаем, что такие таинства не признаются Церковью. И вот тут надо понять ради чего человек пошел креститься. Потому что большинство людей идут в храм креститься? Только ради какой-то традиции? Только ради каких-то своих меркантильных целей, решения каких-то своих проблем, а не для того, чтобы посвятить свою жизнь Господу Богу? Чтобы Господь очистил какие-то грехи? Мы сейчас пытаемся проводить беседы перед Крещением. Они являются необходимыми, но, к сожалению, мы видим, что люди пришли на беседы, прослушали, а в итоге жизнь людей не меняется.

Мы ведем статистику (я ее в голове не держу) сколько людей покрестилось за 11 лет в нашем храме. Это тысячи людей. Несколько тысяч. А где эти люди? Где они? Если собрать всех верующих людей города Екатеринбурга, которые исповедываются и причащаются, то их и будет три тысячи, я думаю. По всем храмам они сосредоточены. Но ведь каждый храм крестит постольку. Есть храмы, которые крестят по тысячи людей в год. В Екатеринбурге в самых больших храмах крестятся по 500–600 человек в год. Где все эти люди? Не знаю. Я надеюсь, что когда-то их Господь приведет. И у них есть возможность покаяться и спастись. Но это их свободный выбор. Да. Господь участвует через разные обстоятельства в нашей духовной жизни. Но большинство людей просто отмахиваются от Господа Бога. Им это не надо. Они не хотят. И вот уже пока «гром не грянет», наш «мужик не перекрестится». И мы как раз переживаем то состояние, когда Господь призывает нас, призывает вот такими тяжелыми испытаниями, тяжелыми обстоятельствами. Большинство людей не хотят. Только ждут, пока что-то произойдет. Некоторые даже открыто говорят: «Да. Мне нужен пинок. Волшебный пендель, как принято говорить». Есть люди, которые признают это. Но так получается, что люди идут в храм, когда все плохо, когда у них периодически возникают проблемы. А если люди будут идти в храм, не только когда у них все плохо, но и когда у них все хорошо, всегда, вот тогда, я вижу, что Господь сохраняет и защищает людей от многих проблем. На своем опыте это все знаю.

 

Вопрос: Мы детей крестим, а они согласия своего не давали. Как у на них исходит Благодать Божия? И ребенок не выбирает сам веру.

Ответ: Иногда люди говорят: «Человек вырастет, сам определится с какой верой ему связывать свою жизнь. И нужна ему вера или нет».  Надо сказать, что по всем человеческим и духовным законам родитель до совершеннолетия отвечает за своих детей. И если что-то ребенок натворит, то родители полностью за него отвечают. Тут работают те же самые законы. Да. До совершеннолетия родители сами решают: на каком языке будет говорить его ребенок, какие знания он будет получать, что он будет есть, во что он будет одеваться, какими дополнительными занятиями он будет заниматься, какой веры он будет, будет ли он прославлять Господа Бога, будет ли вообще Его прославлять или не будет. Ведь мы хотим, чтобы дети с детства приобщились к чему-то хорошему? Мы хотим, чтобы они были известными, талантливыми людьми: футболистами, спортсменами, учеными, богословами, философами, врачами?.. Все это воспитывается с детства, с молодости, с юности, с отрочества. Невозможно стать чемпионом мира, если ты в зрелом возрасте (в 30 лет) начал заниматься, когда у многих спортсменов уже в этом возрасте заканчивается физическая карьера. Также и в духовной жизни. Перед нами примеры святых. Они с детства были воспитаны в христианской Православной вере и достигали всего этого постепенно, поэтапно. Да. Есть исключения. Как всегда и везде есть исключения. Как и в спорте, наверное, есть исключения. Так и в духовной жизни.

 Мы видим с какими проблемами человек сталкивается, когда он приходит в храм, в Церковь в зрелом возрасте. Ему нужно переломить все свои устоявшиеся стереотипы. А это очень тяжелый подвиг. Люди меньше всего хотят меняться. Изменения в сознании человека – это очень болезненный процесс. Он происходит под воздействием каких-то очень тяжелых жизненных обстоятельств. Мы идем по пути наименьшего сопротивления. И работа над собой – это самая сложная работа. И Господь это тоже прекрасно понимает. И Он поначалу нас по-тихонечку подталкивает, с любовью. Но если он видит, что мы совсем теряемся, то Он применяет к нам какие-то экстраординарные случаи, для того, чтобы мы не погибли. Эти наказания нам не для того, чтобы мы страдали, а для того, чтобы мы не страдали вечно. Вот для чего. Наказ – это не наказание. Господь нас любит. Наказ – это учение. Господь нас учит. Разными жизненными наказаниями учит. Потому что без Бога мы потеряемся. Мы не будем иметь никакой вечной жизни без Господа Бога, если Он нам ее не даст.  

Вот вкратце, что я хотел сегодня вам сказать.

Подведем итог. Как нам стать избранными? Кто такие избранные? Избранные – это те люди, которые войдут в Царствие Небесное. Чтобы стать избранным в Царствие Небесное, нам нужно признать Христа своим Спасителем, Господом Богом – Богом и Господом. Но мало признать, надо посвятить свою жизнь Господу Богу, принять таинство Крещения.

Люди явно проявляют желание жить с Господом Богом. Это своего рода присяга на верность Господу Богу. Если человек посвящает свою жизнь Господу Богу в присяге, также как и военный человек посвящает свою жизнь государству, значит он должен жить по тем законам, которым себя посвятил. Если он нарушает эти законы, то рано или поздно происходит какое-то возмездие. Нельзя принять присягу и пойти домой. Это называется дезертирство. За это людей привлекают и наказывают. Можно принять Крещение и пойти заниматься своими делами? Если ты объявил войну в таинстве Крещения против бесов, а потом вышел из-под влияния Святого Духа, то естественно, что эти бесы будут тебе систематически вредить. И мы видим, как жизнь человека постепенно начинает схлапываться, рушиться. Человек посвятил свою жизнь Господу Богу, а потом становится все хуже и хуже. Почему? Потому, что он не живет по Закону Божиему, потому что он бесу навредил своим Крещением, а дальше с Богом не остался. Получается, что он один вышел против дьявола. А если мы под благодатью Божией, то никто нам повредить не может. Господь бесконечно сильнее всех. Бесконечно сильнее этих бесов несчастных, которые пошли против него по своей глупости и неразумности. На что они надеялись? Непонятно. А также непонятно, на что надеются те люди, которые идут против Бога. Но это их свободный выбор. Мы их не осуждаем. Человек, который посвятил себя Господу Богу, хочет или не хочет, должен жить по Закону Божиему. Не просто исполнять какие-то религиозные обряды. Постоянно я об этом напоминаю. Люди думают, что исполнение Закона Божиего сводится только лишь к исполнению религиозного обряда: только лишь быть в воскресенье в храме, только лишь исповедоваться, причащаться. При этом мы нравственно, качественно никак не меняемся, к сожалению. Это большая проблема. Большая духовная проблема.

А на самом деле Господь от нас хочет, чтобы мы стали милосердными, делали дела милосердия, потому что в этом заключается наша любовь к Господу Богу и ближним нашим. Ближние, по слову Христа, – это близкие, те, кто с нами рядом находятся. Дома – это наши родные, на работе – это наши сотрудники, в храме – это прихожане, в доме – это наши соседи, в магазине – это все покупатели, на улице – прохожие. Если мы называем себя христианами, то мы должны оказать посильную помощь этим людям, если они в ней нуждаются. Если мы зовемся христианами. А если мы себя называем христианами, но по факту ими не являемся, то мы можем оправдать себя, как те священники, которые шли мимо своего собрата иудея, на которого напали разбойники, умирающего. И пройти мимо. Можно себя оправдать чем-то, как мы это и делаем. У нас нет времени, у нас нет желания, у нас нет настроения, у нас нет денег, еще чего-то, мне и самому плохо… Вот чем мы себя оправдываем. А Христос с нас спросит. Он об этом и говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф: 25:40–40). Под меньшими братьями Он понимает вдовиц, сирот, заключенных, больных и т.д. Это те самые слои незащищенные, которые сами о себе не могут позаботиться. Другое дело, когда взрослый человек не хочет о себе позаботиться. И, помогая ему, мы провоцируем его тунеядство, грехи. Это тоже очень большая проблема. Мы не обязаны всем вокруг помогать. Тем, которые просто бездельники. Нет. Христос именно перечисляет тех, кто не может о себе позаботиться. Сироты, вдовицы… Вдовицы во времена Христа – это были очень незащищенные слои. Деньги зарабатывали мужчины. Женщины рожали детей, занимались бытом. Как им прокормить семью, если у тебя нет мужа, кормильца? Вдов замуж не брали, они никому были не нужны. В современном обществе мы совершенно по-другому к этому относимся. Современная женщина может один, второй, третий раз замуж выйти. Современное общество ее не осудит. Современная женщина может прокормить себя вполне без мужа. Даже и детей она может спокойно рожать и воспитывать без мужа, мужчины. Современные средства позволяют.

 

Вопрос: А что говорит Церковь по поводу второго и третьего брака?

Ответ: У нас есть официальная позиция Церкви, что второй и третий брак благословляются, если человек не виноват в разводе. Если он просто сказал, что ему жена надоела, он хочет молодую, то в такой ситуации Церковь не благословляет. А если жена умерла, то благословляется. Если жена ушла к другому, то благословляется. Второй и третий брак.

Духовенству благословляется только один брак. У нас, так скажем, более повышенная планка. А вот мирянам Церковь идет навстречу. Это позиция Русской Православной Церкви.

 

Вопрос: Кем это решается?

Ответ: Это решает епархиальный суд.

Ко мне приходят люди и говорят: «Развенчайте нас». Такого понятия нет. Есть прекращение церковного брака. Чем занимается церковный суд? Он признает, что брак утратил свою силу каноническую. То есть он просто автоматически распался. А не то, что это какое-то таинство, которое прекращает действие Божие. Нет. Люди сами разрушили свой брак по каким-то причинам. И констатируя этот факт, церковный суд,  поразбиравшись (священник пишет рапорт, подает в церковный суд  рапорт и соответствующее  прошение людей) как правило, дает благословление на новый церковный брак.

 

Вопрос: Я хочу спросить насчет наследственности. Вот в одной семье двое детей. Один ребенок с добрым сердцем, а другой со злым сердцем. Одинаково воспитываются, но разные. Почему?

Ответ: Ответ на это есть в притче о талантах. Господь всем дает какой-то свой личный набор. Господь одному дал пять, другому два, третьему – один талант. Это говорит о том, что мы все разные. Но у всех у нас есть этот потенциал. Да. С тех, кому Господь меньше дает быть хорошим, добрым, Он с того и меньше спросит. А кому он больше дает сердечной любви, теплоты и радости, Он спросит больше. Это тоже такой духовный закон. Тоже Господь так решает. Поэтому нельзя сказать, что каким-то избранным Он дает больше. Конечно, есть особая категория людей, которых на протяжении истории Господь особо привлекает. Это Пресвятая Богородица. Это пророки. Это разные другие персонажи. Господь о них имеет какой-то промысел. Но эти люди что-то сделали, потрудились. Взять Пресвятую Богородицу. Она с рождения была посвящена Богу. Она была вымолена родителями в преклонном возрасте (лет 50 им было). Хотя не важно сколько им было лет. Важно, что этот ребенок был вымоленный. Они всю жизнь не могли родить.  А когда родили, то посвятили Ее Богу. Она с детства была в чистоте, при храме, с ангелами общалась. Была идеальной святой Матерью Своего святого Пречистого Господа нашего Иисуса Христа. Не просто Господь взял и Ее такой сотворил. Нет. Она сама.

У всех теоретически есть такая возможность. Просто мы не прикладываем усилий к этому. Если разобраться объективно, то мы можем быть лучше, мы можем не грешить. Нас же никто не заставляет это делать. Понятно, что есть какие-то мелкие грехи, которые мы будем автоматически совершать. Но в большинстве случаев мы идем сами и грешим. Никто это делать нас не заставляет. Это наша свобода выбора. Это наша воля. Мы сами решаем какое место мы занимаем. Я уже приводил в пример Иоанна Кронштадтского. У него в детстве был очень низкий жизненный бэкграунд, старт. У него объективно все было плохо. Он вырос в бедной, нищей семье. Он говорил: «Мне жалко тарелки супа, чтобы ею поделиться с близкими, окружающими  людьми». Но он преодолел все это, с помощью Божией преодолел. И мы видим, что он достиг такой святости, что он деньги пачками раздавал. Но раздавал не налево и направо. Ему Господь открывал. Люди приходили и говорили: «Попал в беду. Мне нужно десять тысяч рублей». Это очень большие деньги. Тридцать тысяч стоил пароход. А десять тысяч рублей – большие деньги, состояние целое. Он достает пачку денег, не пересчитывая. Там ровно десять тысяч рублей. И отдает тому, кто просит. Или мог прийти домой без сапог. Зарплату получил и раздал. До дома дошел, а зарплаты уже нет. И видя его такое чистое сердце, Господь его избрал. И сделал его всероссийским батюшкой, как его называли. К нему сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч людей шли, ежедневно обращались и лично, и через письма. У него в Кронштадте было свое почтовое отделение. Знаете? Туда приходила вся это корреспонденция. Там работали люди, потому что он сам физически не успевал. Он просто благословлял всю эту кипу бумаг. И проблемы решались у людей. Казалось бы, а как это?  Господь его избрал. Поэтому мы сами решаем: быть нам избранными или не быть.

 

Вопрос: То есть ответственность на нас?

Ответ: Незнание закона не освобождает нас от ответственности. Но смягчает вину человека. Если ты умышленно пошел на преступление – это одно. Если неумышленно совершил, то наказание меньше. Но все равно будет. Поэтому вся эта наследственность, все эти обстоятельства в жизни, как мы говорим «случайные», не зачат, что человек ни в чем не виноват. Нет. У нас всегда есть выбор. Да, иногда он решается ценой своей жизни. Оставаться со Христом или не оставаться? Иногда нам приходится решать. И Господь нам помогает решать эти вопросы. Потому что человек, как практика показывает, не способен решать сам такие вопросы. Апостол Петр тоже бил себя в грудь и говорил: «Даже если мне придется умереть вместе с Тобой, я никогда не отрекусь» (Мф. 26:35). Христос ему ответил: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:34).

Мы все слабые. Если мы в важный момент полагаемся только на свои силы (вот я сейчас всего сам добьюсь, по гордости), то Господь показывает, что все это заканчивается печально. Люди впадают в прелесть, соблазняют народ… Примеров масса. У нас тоже есть такие примеры, когда «откалываются» целые монастыри, люди уходят в раскол, перестают поминать Патриарха, Церковь. Какая бы Церковь ни была, она Церковь Христова. Господь ее сохраняет. Сколько пытались люди разрушить Церковь Христову на протяжении двадцати веков? Первые три века – постоянно. Далеко не будем ходить. В прошлом веке хотели провести последнего попа по Красной площади. Так заявлял известный политический деятель Хрущев. И где сейчас советская власть? И где Церковь? Кто-то из нас боролся с советской властью? Нет. Церковь не боролась с советской властью. И, в итоге, чем все закончилось? Есть коммунистическая партия. И непонятно чем она занимается. А есть Православная Церковь, которая по всему миру имеет свои приходы, своих прихожан, своих последователей. Господь нас терпит и любит. Он ждет от нас плода. Ждет, что мы одумаемся и изменимся. Но если мы не изменимся и не одумаемся, то мы будем извержены из Царствия Небесного как тот несчастный человек в брачной одежде. Есть еще вопросы?

 

Вопрос: О том, что не поминают Патриарха. Мы имеем таких начальников, которых заслуживаем?..

Ответ: Да. Начальников, которые необходимы нам в данный момент. Все обстоятельства, которые с нами происходят, они необходимы нам в данный момент.

Господь помещает нас в конкретный исторический момент истории в лучшие обстоятельства, которые нужны нам в данный момент с точки зрения нашего спасения. У нас сейчас самые лучшие обстоятельства, чтобы спастись.  Как мы будем их использовать, эти обстоятельства? Будем гневаться на Бога? Будем Его осуждать? Да. Мы сидим здесь сейчас, а другие люди развлекаются. Или наоборот. Будем говорить: «Слава тебе, Господи! Люди сидят без электричества, без света, без отопления. А мы тут в тепле, общаемся на высокие духовные темы». То есть мы к обстоятельствам можем относиться по-разному. Совсем по-разному. Или со смирением к Богу, и тогда они будут нам идти на пользу. Или будем постоянно недовольными, будем постоянно роптать, постоянно всех осуждать, постоянно стремиться к высоким материальным благам человечества. И в итоге потеряем все. Я вижу, как люди, стремящиеся к материальным благам, теряют все: семью, человеческий облик, нравственность, Господа Бога, время, жизнь. Вот так вот, к сожалению. А можно просто воспринимать все посылаемое как необходимое для нас.

Даже когда человек завел себя в тупик, в какие-то экстремальные обстоятельства (иногда это войны, иногда тюрьмы, иногда страшные пытки), все это необходимо для человека с точки зрения его спасения в рамках его короткой человеческой жизни. Если мы свою короткую личную жизнь берем как свою цель, тогда «ешь, пей, веселись»? Как говорил известный русский писатель Федор Михайлович Достоевский: «Если Бога нет, то все дозволено».

Есть какие-то еще вопросы? Нет? Тогда всем спасибо. До очередной встречи во вторник в 20.00 часов.

Пожертвования храму

Сбор идет с начала каждого месяца.

Мы в Telegram