Цикл бесед Притчи Иисуса Христа. Тема Когда последние станут первыми? Встреча 27 декабря 2022

Цикл бесед «Притчи Иисуса Христа».

Тема «Когда последние станут первыми?»

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча 27 декабря 2022 г.

 

Все здравствуйте!

Тема нашей встречи сегодня «Когда последние станут первыми?»

Напоминаю, что во время встречи присутствующим можно сразу поднимать руку и задавать вопросы, если какие-то актуальные вопросы есть по теме. И online-зрители тоже могут задавать вопросы. И после встречи, кто будет смотреть в записи, тоже можно написать и задать вопрос offline. И я читаю ваши вопросы. И отвечаю. Особенно мне нравятся ваши каверзные вопросы, которые пытаются «подковырнуть» Церковь православную, Евангелие или еще что-нибудь.

Сегодня мы разбираем притчу Иисуса Христа. Называется она «О делателях в винограднике». Это Евангелие от Матфея с 1 по 16 стихи. Напоминаю, что притчи – это такие маленькие рассказы, которые дошли до нас. Это прямая речь Иисуса Христа. То есть непосредственно Христос обращался ими к народу.

Евангелие от Матфея, Глава 20 с 1 по 16 стих:

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?»  Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полỳчите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома  и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной».  Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?  возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»  Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Такой же фразой, как и прошлое Евангелие, заканчивается сегодняшняя притча. Тема та же, но немного отличается.

Давайте рассмотрим исторический контекст. Было ли такое в реальности? Могли ли люди праздно стоять на улице и ждать когда их наймут? Надо сказать, что рабочий день во времена Иисуса Христа длился 12 часов. Сегодня сколько длится рабочий день? 6–7 часов? У кого-то чуть больше, у кого-то чуть меньше. А в древности 12 часов длился обычный рабочий день. И получали, как мы уже говорили, один динарий за работу. Это была неплохая оплата, среднестатистическая. Надо сказать, что человек во времена Иисуса Христа в день мог прожить на половину динария, чтобы ему хватило на  жилье и пропитание. А получая динарий, он мог уже что-то накопить, купить себе одежду, вложить свои деньги в рост. Во времена Иисуса Христа рост по вкладам был 12 процентов. Это было все законно. А отчего мы видим такую безработицу? Надо сказать, что во времена Иисуса Христа закончилось строительство Иерусалимского храма. Освободилось 18000 работников. На тот момент это было большое количество людей, безработных. И они действительно могли так стоять и ждать, пока их наймут. И была поденная оплата. Сказать, что жизнь этих бедных, несчастных, наемных работников была хуже рабской? К рабу относились, конечно, не как к члену семьи. Но относились к рабам хорошо. Понимали, что нельзя сильно перегружать раба, потому что он может «выйти из строя», заболеть, и никто тогда уже не будет тебе помогать по дому. У евреев были рабы во времена Христа. А к наемным рабочим относились очень плохо. Их никто не жалел. Причем наемные рабочие давали свое согласие на полный отказ от своих человеческих прав. Их могли побить, если они сделали что-то плохо в своей работе. Не позавидуешь этим людям.

И вот добрый человек вышел нанять работников. Одну группу людей нанял с самого утра, потом вышел в три часа, в шесть часов, в десять часов, даже в одиннадцать часов, когда оставалось работать один час. И в конце всем заплатил по одному динарию. Действительно те, которые работали 12 часов, вознегодовали, потому что работа была очень сложная. Дневной зной и жар переносили далеко не все. Представляете? Работать в поле или строить что-то по 12 часов? Многие падают в обморок. Сохранились истории древние об этом. И, конечно, эти люди негодовали. Но господин этого дома, хозяин говорит: «Не за динарий ли ты договорился со мною? Я сам в своем доме могу платить кому что захочу». И он прав остается. В конце уже Христос подытоживает такими словами: « Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». Напомню, что перевод не совсем точный. Точный перевод такой: много званных, но мало кто откликнулся.

Мало кто откликнулся на призыв Господа Бога. Во-первых, кто-то откликнулся, но не остался. Во-вторых, кто остался, тот недостоин этого призвания. Это из прошлой притчи. Об этом сегодня мы говорить не будем. А будем говорить о том, как нам стать первыми, если мы в своей жизни остаемся последними? Главный герой, хозяин дома кто? Это Господь Бог, который призывает тех или иных людей к себе. Кого-то Он призывает с детства. Была долгая история человечества, когда все были воцерковлены с детства, у всех была одинаковая «стартовая площадка». Православная семья давала образование, воспитывала по слову Божиему. Последние 100 лет все это не так.  И Христос об этом уже напоминал, предугадывал, предсказывал, что такое будет. Эту притчу Он говорит своим ученикам. В первую очередь Он говорит это своим ученикам.

Разные притчи Иисуса Христа были обращены к разным слоям. Кому-то Он грозные притчи говорил. Так мы разбирали питчу про брачную одежду, про брачный пир. Та притча была обращена к знатным иудеям. Какую-то притчу Он говорил просто обычным людям. Эту же притчу Он говорит своим ученикам. Причем говорит, что разные люди в разных ситуациях обращающиеся к Господу Богу, получают одинаковую награду. То есть Он действительно говорит: «Неважно сколько вы потрудитесь». Даже среди учеников Иисуса Христа были разные люди с разными дарованиями и талантами. Одни были, как апостолы Петр, Павел, Иоанн, Иаков призваны в первую очередь. И они действительно потрудились больше: написали свои послания, основали церкви в разных концах Римской империи. А про некоторых учеников мы и не слышим ничего. Но как одни, так и другие получили Царствие Небесное. Не важно в каком месте человек оказался в Царствии Небесном. Важно, что он туда вошел. И это самая главная награда, награда Господа Бога за то, что человек пошел, откликнулся.

На протяжении нашей жизни мы тоже видим, что люди в разные эпохи, в разных местах, в разных точках земного шара приходят к Господу Богу в разное время. Кто-то с детства приходит, кто-то в 20–30 лет, основав семью. Я заметил, что у многих, когда появляются свои дети, происходит переоценка жизни. Они начинают крестить детей, приходят на беседы, начинают следовать церковным уставам. Кто-то приходит в зрелом возрасте, в 40–50–60 лет. И даже в 80. И в 90 лет. Представляете? Человек всю жизнь прожил без Бога. Как правило, это люди не плохие. В зрелом и преклонном возрасте они крестятся. Я заметил, что они хорошие. Господь дает им шанс. Это люди не какие-то отчаянные разбойники или бандиты. Это хорошие люди. Господь их приводит уже в конце, на закате их жизни. И некоторые люди, которые с детства или в молодости посвятили себя, свою жизнь Господу Богу, начинают роптать: «Я всю жизнь живу с Богом, а тут какие-то  люди приходят, которые всю жизнь наверняка грешили, наверняка жили для себя. И им Господь тоже дает возможность войти в Царствие Небесное, радость Крещения, принять присягу в честь Господа Бога и тем самым отмыть все свои грехи». Как к этому относиться? Это все говорится из зависти. Мы понимаем, что наша человеческая природа достаточно завистливая. И люди это говорят не потому, что желают этому человеку спасения или радости. Нет.  Оказывается, что они жалеют, что они всю свою жизнь были с Господом Богом. Правильное ли это отношение? Нет. Мы должны радоваться, что нам Господь открылся с детства или в молодости. Нас Господь любит. И это радость для нас. Я бы не хотел всю свою жизнь жить без Бога и только в конце жизни принять Христа. Ведь надо не только принять Христа. Надо научиться жить со Христом. И это совсем другой уровень. Это гораздо сложнее, чем просто поверить в Христа. За тобой еще багаж тянется разных страстей и грехов, который, к сожалению, во время Крещения и Причастия никуда не пропадает. Как у тебя сформировался твой психотип в зрелом возрасте, так он, к сожалению, никуда мгновенно не уйдет.  Да, под воздействием скорбей и испытаний Господь нам помогает преодолевать какие-то духовные зависимости и страсти, но все это мучительно больно. Я бы все-таки выбрал тот путь, чтобы раньше прийти к Господу Богу и не набирать тот багаж, который будет нас тянуть далеко не к Царствию Небесному. Поэтому такое рассуждение о том, что вот завидуем тем, которые пришли в зрелом возрасте. Я лично не завидую, а переживаю. Очень сложно удержаться неокрепшему человеку в той среде, где ему нужно полностью отказаться от своей гордости, своего эгоизма. Нас с детства воспитывали, что ты – главный в этом мире, что вокруг тебя и для тебя вся эта жизнь. А тут ты приходишь, и тебе говорят о смирении, о прощении, о любви к врагам. Когда говоришь людям о любви к врагам, их оторопь берет. И я понимаю. У них свое представление о любви. Свое не мирское мышление. Люди своих родных-то по-настоящему не умеют любить.

Эта поговорка, что будут последние первыми, и первые последними, широко известна. Она «красной линией» идет и отчасти обращена к иудеям, которые первыми были призваны Иисусом Христом. Христос приходит, чтобы в первую очередь иудеев привести в Царствие Небесное. Но они, как в причте о брачном пире, начинают все отказываться. И в итоге они не попадают на брачный пир. Брачный пир у евреев всегда ассоциировался с Царствием Небесным. Они так себе его представляли. И кто пришел? Какие-то непонятные люди. Хромые, слепые, недостойные, бродяги, бомжи. Всех их Господь призывает. Так и получилось. Всех язычников, которые сейчас наполняют Церковь Христову, Господь призывает авансом. Хотя некогда все эти народы, в том числе наши, славянские народы, были полностью вовлечены в язычество. Напомню, что язычество – это поклонение бесам в той или иной степени. Да. Они себя сами так не называют. Они хотят быть богами. Но как передают нам апостолы, Господь намекает, что все это дьяволы.

 Как все-таки и когда последние станут первыми? Тогда, когда мы смиримся перед Господом Богом и до конца пойдем за Христом. Вот главный и самый простой рецепт. Не те, которые строят свою жизнь и хотят быть на передовой всегда, хотят, чтобы их замечали, их прославляли, чтобы их возвеличивали. Такой путь не для христианина. Итогом такой жизни является гордость и несмирение. В итоге такой человек, который строит всю свою жизнь вокруг своей славы, тщеславный и гордый, как из этой притчи, так и из других, в Царствие Небесное не попадает.

Так в чем Христос обвиняет этих людей? В зависти? В зависти о том, что одни работают долго, не покладая рук, а другие приходят в конце? Так же и иудеи завидовали язычникам в том, что их Господь ставит наравне с иудеями, не делая какого-то различия. Для иудеев это был большой соблазн. Они себя считали избранными. Они себя считали лучшими, чистыми. Те самые фарисеи, которых Христос постоянно критиковал. А Христос говорит: «Нет, дорогие. Вы ошибаетесь. Для меня все народы равны. И ко всем я обращаюсь через апостолов. И все, кто посвятил свою жизнь Господу Богу, входят в Царствие Небесное. Те же, которые ставят себя выше остальных, оказываются последними. И войдут ли они в Царствие Небесное – большой вопрос». Вот, если кратко, о чем говорит сегодняшняя притча.

Есть ли у нас какие-то вопросы?  Может быть, что-то непонятно?

Вопрос: То есть получается, как в другой притче? Старший сын завидовал своему младшему брату? Он всю жизнь свою работал, а младший гулял, а потом пришел.

Ответ: Да. Эта аналогия прослеживается красной линией. Напомню еще слова Иисуса Христа по этой теме. Когда ученики Иисуса Христа начали делить власть? Когда они начали думать, что Христос пришел тайно. Действительно, некоторые принцы, которые хотели воцариться на престол, когда их ждал черед, ходили по городам, общались с простыми людьми, прикидывались простолюдинами, купцами. Конечно, они были со скрытой охраной. Они ходили и смотрели, как живет народ, что происходит. И ученики Иисуса Христа тоже думали, что Он сейчас внедрится в простой народ, а потом объявит Себя Мессией, Спасителем. Иудеи того времени, как и сейчас, считают, что Мессия – это царь. Царь земной, царь человеческий. Что Он Господь Бог, что Он Сын Божий в том плане, в каком был Иисус Христос, они не понимали. И до сих пор не понимают. Так вот Христос говорил своим ученикам, которые начали делить власть: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26). Это не просто кто-то говорит, а говорит Иисус Христос. Он был Сыном Божиим. Он был Богом. При этом Он моет ноги своим ученикам, ест, пьет с какими-то отребьями этого мира, не гнушается ничего. Служит им, не берет никакой платы за это. Он с утра до вечера ходил, проповедовал и говорил, что Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8:20). А вы тут рассуждаете кто будет первый или больший. Поэтому «красной линией» идет через все Евангелие: Христос для нас пример, образец. Не просто какой-то теоретический Учитель, который рассказал все и ушел. Так многие делают ораторы, политики… А Христос все показывает на своем личном опыте. Он говорил, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Он это сделал. Говорил, что вы должны быть слугами или рабами. Он как слуга или раб омывал ноги своим ученикам. То есть реально действовал именно так. Да, Он где-то утрировал, поднимал планку такую, которую нам в нашей реальной жизни не понести. Объективно не понести потому, что это граничит с каким-то юродством, безумием. Конечно, мы должны оставаться в рамках современной культуры. На нас итак смотрят как на сумасшедших. Поэтому действовать надо в рамках разумного. Не надо ходить с тазиками и мыть людям ноги. А в древности действительно были рабы, которые омывали ноги. Ты ходил весь день в сандалиях по пыли. Никакого асфальта, никакой травы на Востоке, как и сейчас, там нет. Ходил весь день по пыли, приходил домой, где были специально обученные люди, которые этим занимались. И Христос берет на себя эту работу. То есть Он мог сказать: «Давай кого-то наймем». Или попросить младшего ученика, например, будущего Иоанна Богослова. Пусть помоет. Нет. Он берет и сам показывает пример. Не гнушается всем этим, потому что понимает весь смысл. И хочет передать этот смысл своим ученикам. Но ученики, как и мы сами все с вами, они обладают всеми человеческими свойствами. И завистью, и жадностью, и всем остальным. И мы видим это проявление. Как раз наша земная жизнь – это и есть та самая борьба с грехом или страстями, которые мы иногда называем человеческим фактором, от которого никуда не убежишь. Но с этим приходится сталкиваться.

Есть еще вопросы по этой теме? Online-вопросов тоже нет?

Вопрос: Получается, что надо радоваться, что человек пусть не с самого детства, не с юности пришел к Богу? Что пришел в любой момент? Не завидовать, а радоваться?

Ответ: Конечно, это радость. В другой притче, которую мы еще не разбирали, Господь говорит: «Сказываю вам, что так на Небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:6—7). Или, как сегодня напоминали про блудного сына. Мы радуемся, что у нас есть хорошие дети. Но есть дети не всегда хорошие, заблудшие. И как родители всегда радуются, когда они встают на путь благочестивый, правильный. Бывает так? Бывает. Но, к сожалению, редко. Поэтому Господь делает действительно все необходимое для спасения человечества. Но человечество выбирает себе какой-то свой путь, который отличается от христианского пути. В итоге люди, к сожалению, погибают.

Взять святых отцов или людей, которые имеют опыт загробной жизни. Все говорят, что большинство, к сожалению, погибают. Погибают для вечности. Находятся в аду. Я очень верю, что после такого адского состояния человек, придя на Страшный Суд, раскается. И Господь его с радостью примет. Но зачем такие колоссальные жертвы, если у нас здесь, на земле, есть все возможности, чтобы вести христианский образ жизни? Господь дает нам все – время, силы, здоровье поначалу. Конечно, мы свое здоровье в результате своих страстей теряем. Но это наш осознанный выбор. Поэтому, возвращаясь к сегодняшней теме. Когда же последние станут первыми? Когда придут ко Христу и останутся с Ним. И неважно какой это момент. Господь ждет до конца, до самого конца, пока у нас здесь есть хотя бы один день… За один день можно раскаяться, раздать свое имение (например, у человека есть какая-то смертельная болезнь, не дай Бог). Некоторые в агонии бьются и пытаются продлить свою жизнь хотя бы на час, на два. А некоторые, смирившись, меняют свою жизнь кардинальным способом. Как тот человек из притчи, которого призвали в последний час. Он может исправиться и подтвердить это своей жизнью. Часто мы видим таких людей? К сожалению, нет. Большинство людей все-таки пытаются продлить свою жизнь. А как я уже говорил, те люди, которые испытали радость присутствия в Вечной жизни в Царствии Небесном, говорят: «Настолько радостно. Настолько замечательно, что никакие радости земной жизни не сравнятся с этим райским состоянием». И никому этот опыт не передать. Даже когда я говорю про это нашим верующим прихожанам, они на меня смотрят скептически, как будто я что-то сочиняю, выдумываю. Как будто я нашел такую интересную уловку, чтобы манипулировать людьми. Но нет. Можно пообщаться с этими людьми. Конечно, и им можно не доверять. Поэтому многие не афишируют свой такой опыт, потому что на тебя начинают смотреть как на сумасшедшего. Но это гораздо реальнее, чем мы можем себе это представить. Это та объективная реальность, которая нас ждет в том царстве, которое мы называем Небесное. Она для всех нас не за горами. И чем раньше мы откликнемся на призыв Христа, тем у нас, я считаю, больше шансов. Почему мы желаем друг другу многая и благая лета, здравия душевного и телесного? Для того, чтобы максимально научиться хорошему и доброму в этой жизни, следовать примеру Иисуса Христа, чтобы не гарантировано, но с большей вероятностью войти в то царство, которое для нас Господь приготовил и про которое Сам говорит: «Вы даже не представляете, что Господь приготовил вам. Никогда ваши глаза этого не видели. И уши ваши не слышали». Это реальность. Кто-то с этой реальностью уже сталкивается по факту, когда уже все… А кто-то здесь прикладывает все усилия. И почему святые отцы, старцы, монахи всю свою жизнь посвящают Господу Богу? Для них это и есть та самая радость общения молитвенная. Нам кажется, что это что-то унылое, грустное, печальное. Мы ищем радость в чем? В еде, в вещах, в предметах, в одежде, в каком-то эйфорическом состоянии, которое достигается какими-то психотропными средствами. Но все ведь это мимолетное, чаще всего вредящее нашему здоровью, организму и даже психике. А радость богообщения в молитве, в добрых делах только оживляет, оздоравливает человеческое состояние, здоровье. И каждый на своей жизни может в этом убедиться, если он, конечно сам этого хочет. Насильно человека никто не тянет. Все это бесполезно.

Вопросов больше нет?

Я всех поздравляю с наступающим новым годом, наступающим Рождеством Христовым.

Наши встречи будут и дальше продолжаться, но уже в новом, 2023 году. Я надеюсь, что Господь даст нам дожить, прожить и сохранить все то, что Он для нас приготовил и нам дал.

Всем спасибо за внимание. Всех рад видеть. Всем нашим online и  offline-зрителям Божиего благословения.

 

  • Пожертвования храму

    Сбор идет с начала месяца.

  • Мы в телеграме