Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Притчи Иисуса Христа. Тема О блудном сыне. Встреча 4 октября 2022

Цикл бесед «Притчи Иисуса Христа».

Тема «О блудном сыне».

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча 4 октября 2022 г.

 

– У нас сегодня третья встреча из цикла «Беседы с батюшкой». Приходящие могут вкратце о себе рассказать и задать вопросы на интересующие вас актуальные темы. Может быть, кто-то хочет обсудить что-то конкретное, актуальное для него.

 

Отец Сергий знакомится с присутствующими.

Предлагает тем, кто смотрит встречу online, написать также о себе или задать вопросы в комментариях.

 

– Притчи – это краткие, но очень емкие по смыслу назидательные истории, рассказанные Иисусом Христом. Действующих лиц в притче 2–3 человека. Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более двадцати. Почему притчами говорит Иисус Христос? Потому, что люди были неграмотные, малообразованные, читать и писать не умели. А притча очень хорошо передает глубокий смысл истории. В притче все очевидно.

         Сейчас я прочитаю притчу. И мы ее разберем.

Евангелие от Луки. Эта притча находится только в Евангелии от Луки (глава 15, стихи с 11 по 32):

«У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил сыновьям имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришедши же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Вот такая емкая притча. Младший сын, обезумев, просит у отца свою часть имения. По древним законам, в том числе иудейским, еврейским, отец в конце своей жизни делил между сыновьями все свое богатство. Сын младший, намекая, что ему уже надоело ждать пока отец умрет, говорит: «Отдавай мне мою часть имения. Я буду заниматься своими делами». Как бы поступил обычный отец того времени? Ну взял бы палку и «привел в чувства» своего сына, чтобы он ерундой не занимался. Надо сказать, что этот отец поступает очень неадекватно, так как взаимоотношения семейные никогда не выносились на всеобщее обозрение. А здесь все узнали, что сын ушел, а отец себя так мягко вел. А отец в данной ситуации проявляет по отношению к сыну какую-то невероятную любовь. Сын же пропивает и расточает свою часть имения с пьяницами и блудницами. И становится работником для язычника. Если и было какое-то дно у иудеев, то это вот само оно. И даже говорится, что не всегда он ел нормально. Ел то, что оставалось от свиней. А свиньи питались рожками. Кто знает, что такое рожки? Растут такие сладковатые плоды продолговатые. Из них варенье еще делают. Этими плодами кормили свиней, и он питался этими рожками. И в какой-то момент он пришел в себя. Это ключевой момент. Этот момент от Бога. Мы тоже в какой-то ключевой момент приходим в себя. Он приходит в себя и понимает, что дальше жить так нельзя. И я вижу в своей практике священнической, что люди часто доходят «до дна». Вот пока человек не ударится о дно, пока не поймет, что так жить больше нельзя, не исправляется.

И, конечно же, отец в данном случае является для нас примером Отца Небесного, который с человеческой точки зрения поступает неразумно и нелогично. Он дает нам все, наперед дает все. И ходит, и смотрит как мы всем этим пользуемся. И, к сожалению, большинство людей просто все свои авансом или в наследство данные богатства расточают с блудницами, с блудниками, опускаются до какого-то дна. И тогда сын решил: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих. Даже наемником согласен стать у отца своего. И когда приходит к отцу, то отец, увидев его, выбегает ему навстречу. Это тоже важная аллегория: когда человек приходит в себя, делает какие-то первые шаги навстречу Богу, тогда Господь тоже идет навстречу этому человеку. И то, что нужно человеку для спасения, Он делает это за человека: вытаскивает его из каких-то приключений, в которые человек по глупости своей зашел. Сын, когда возвращался, отец выбежал ему навстречу. Это любовь нечеловеческая. У нас, может быть, единицы только так любят своих детей, что полностью им прощают все. И, наверное, даже это не совсем правильно настолько потакать, любить.

Господь все заложил в нашу человеческую природу. Человек – это его творение, а жизнь – это дар Божий. И если мы это все себе присваиваем – тут уже другая притча, притча о талантах. Мы в прошлый раз ее разбирали с ребятами на подростковом клубе, читали в прошлое воскресенье. Господь дает нам какие-то таланты. И если мы их в себе закапываем, то есть только для себя используем, то, придя на страшный суд, услышим, что Господь нам говорит: «Все, что у вас было, все Мое. Как ты приумножил те таланты, которые Я тебе дал?» Также и здесь в притче получается. Сын сказал: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его. То есть Господь тех, которые Его – а все мы Его дети, сыновья – не отодвигает нас. Если мы каемся, если мы приходим к Господу Богу, Он возвращает нас в число Своих сыновей. Он не говорит, что все, вы чужие, неправильные и нехорошие мои дети. Нет. Вот эта родительская любовь в этом евангельском отрывке явно проявляется.

Почему Христос приводит нам эту притчу? Возможно потому, что древние евреи, иудеи, да и сегодняшние люди часто относятся к Богу как к очень строгому, очень злому тирану. По крайней мере, в Ветхом Завете это было на 100 процентов так. Вот опять же на примере притчи о талантах: там отношение к Христу выражается словами, которые иудеи относили к Господу Богу как правителю.

И вот подключается третий герой – старший сын. Он начал завидовать. Начал завидовать своему младшему брату. И это естественно. Тот возвращается, а отец дает ему лучшую одежду, закалывает ягненка. Это как в наше время отец сказал бы: «Вот тебе банковская карта, вот тебе пин-код от карты. Делай, что хочешь». Вот тоже самое делает отец в притче. Он дает перстень на руку его и обувь на ноги. А старший сын предъявляет своему отцу, что тот ему даже козленка не дал. Это тоже очень оскорбительно, потому что козлят закалывали на поминки. Тут идет речь о том, что отец уже засиделся на своем богатстве, пора бы уже старшему сыну передавать все имение. Очень неуважительно относится старший сын, но и тут его никак не наказывает отец. Отец говорит старшему сыну: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё». То есть все, что Господь нам приготовил, Он всем все дает, всем дает одинаково. И как Он сам говорит в Евангелии? Но как написано: «Не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку то, что Бог приготовил любящим Его» (1 Кор. 2:9). То есть мы даже представить себе не можем, что Господь приготовляет тем, которые научились любить Господа Бога и любить ближних. А любовь к Господу Богу практически всегда проявляется в любви к ближнему. То есть нельзя сказать: «Я люблю Бога, но ближних вокруг себя ненавижу». Это, конечно, самообман.

И заканчивается эта притча как бы открыто: отец обращается к старшему брату. А что с этим братом старшим дальше происходит? Неизвестно.

Христос постоянно общался с фарисеями. Они к Нему постоянно приходили, Он с ними ел и пил. Фарисеи считали себя чистыми. Они никогда бы не сели за стол ни с блудницами, ни с мытарем, ни с какими-то маргиналами, люмпенами и так далее. А почему фарисеи не общались ни с блудницами, ни с мытарями? Как вы думаете? 

 

– Они считали себя выше по статусу, по рангу.

 

– Но даже из одной посуды они бы не ели… Надо сказать, что они не знали, как передаются какие-то болезни. И они видели, что когда пообщаются люди с болеющими, то болезнь может перейти от одного человека к другому. И они думали, что если они пообщаются с грешником, то этот грех перейдет на них. И они старались не общаться, чтобы не заразиться. Ничего нечистого. Они не знали, как распространяется грех. Как в притче говорится: «Светильник телу твоему есть око твое: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет» (Мф. 6:22). Если светильник сломался, то он ничего не освящает. Это было такое древнее представление. И Христос не нарушает представления древних людей. Хотя Он был Богом, прекрасно знал, как это все устроено. Он с легкостью мог многое сделать. Например, были воскрешены люди. Были свидетели всего этого. Но Христос пришел не для того, чтобы рассказать о научно-технических знаниях, а для того, чтобы спасти людей. Что гораздо важнее. Иудеи раздражались на Иисуса Христа, что Он общался с грешниками. А Христос понимал, что нельзя, стоя рядом с грешником, заразиться. Хотя есть такая поговорка: скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты (смеется). Но это уже идет примером. Когда ты живешь вместе с этим грешником в обществе, то на тебя переходят грехи. Но не от того, что ты рядом стоял. А от того, что ты начинаешь вести такой же, подобный образ жизни. Таким образом, эта притча рассказывает нам о безграничной, колоссальной любви Господа Бога, но и показывает, что Господь не будет вторгаться насильно в область нашей жизни. Он ждет, пока мы повзрослеем, пока мы проанализируем свою жизнь. Ждет, пока мы придем в себя (как очень правильно сегодня евангелист Лука передает слова Христа), когда поймем, что так дальше жить уже нельзя, что такой образ жизни приводит к деградации, к уничтожению человечества, народа. Мы сейчас переживаем этот период, когда Господь ставит такие условия, что нам нужно прийти в себя. Да. Иногда господь ставит человека в такие условия, чтобы прийти в себя. Помогает, так скажем. Кто-то приходит, кто-то нет. Вот пока я не вижу, чтобы большинство людей пришли в себя. Только начинают задумываться. Часто это сейчас связано с мобилизацией. Люди приходят в церковь, начинают вспоминать, что они крещеные. Приходит человек, говорит: «Да. Меня когда-то крестили. Не исповедовался, не причащался. Расскажите, что это такое». Я вкратце рассказал о духовной жизни. Еще я общаюсь с людьми, которые уже раненые, которые уже прошли это все, которые воевали на территории Украины и уже потеряли своих друзей. Они интересуются: спасутся ли их сослуживцы? Я не знаю кто спасется, кто не спасется. Господь это определяет. Он имеет много любви к нам. Но если человек здесь не любит Бога и ближних, здесь у него, как у того парня, слова о Боге, слова о Церкви вызывают непонимание и неприятие, то откуда у него возьмется желание вечно жить с Богом? Ниоткуда. Нам Господь дает эту временную жизнь, чтобы мы выросли, подросли и сделали выбор: хотим мы жить с Богом или хотим жить без Бога. И Господь уважает полностью нашу свободу. Но предупреждает, что жизнь без Бога превращается в ад уже здесь на земле. Что такое ад на земле? Это когда все друг друга ненавидят, оскорбляют, унижают, воруют, изменяют, завидуют, убивают, насилуют… Вот это и есть ад. Наш земной ад. Есть люди, которым нравится такой образ жизни. Для них Господь специально приготовил вечный ад. Если людям не нравится, то что-то нужно менять. Изменение своей жизни начинается с покаяния, когда мы приходим и перед Богом раскаиваемся в своих грехах. Ну я начинаю уже какие-то элементарные вещи рассказывать.

Что по поводу притчи? Какие у вас есть мысли? Кому-то, может быть, по-другому эта притча открыла для себя что-то новое? Может быть, кто-то хочет поделиться с нами? Люблю людей, которые задают провокационные вопросы. Есть какие-то мысли? Кто не согласен с Евангелием? Или с моими какими-то высказываниями, толкованиями? Поднимите руку.

Вы себе как Бога представляли? Любящим? Или представляли Его как ветхозаветные люди? Немного жестким, суровым?

 

– Я лично представляла Бога суровым. Люди говорят, что читать надо сначала Новый Завет. Я так и начала. Сначала прочитала Новый Завет. Но Ветхий Завет произвел на меня особое впечатление. Все увиделось по-другому. И жизнь моя стала поворачиваться по-другому.

 

– Действительно, в Ветхом Завете человечество было искажено грехом. А Господь нам открывает что-то по мере нашего взросления, нашего развития. И в Ветхом Завете, до Рождества Христова, Господь нам открыл гораздо больше, чем мы могли увидеть. О чем речь? Не всю голову оторвать, а хотя бы один глаз. Или зуб. Тебе зуб выбили, ты тоже должен один зуб выбить, а не всю челюсть свернуть, человека инвалидом сделать. Не всю челюсть свернуть, а тоже один зуб. То есть Ветхий Завет нацелен был не на развитие, а хотя бы на сдерживание зла. И ключевой мыслью Ветхого Завета, как говорят богословы, было сдерживание зла. 

А Новый завет рассказывает о любви, даже о любви к врагам. Мы не всегда понимаем, что такое любовь к врагам. Это не должны быть нежные розовые чувства как к своим детям или друзьям. Конечно, это невозможно по крайней мере нам, грешным людям. Но хотя бы не делать зла. Тебе враги делают зло, а ты себя пересиливаешь и не отвечаешь им злом за зло. Вот это уже называется с христианской точки зрения любовь к врагам. Чего хочешь, чтобы тебе делали? Любви хочешь, добра? Делай добро. То есть распространение должно быть этой любви. И действительно, Новый Завет уже на другом уровне. Все религии остались в язычестве, а христиане, принявшие Христа, перешли совсем на другой уровень (хотя бы даже теоретически). На практике мы видим, что всем нам еще далеко, конечно, до тех идеалов, которые Христос нам показывает, но тем не менее у нас уже есть стремление к развитию. Поэтому были такие представления об Иисусе Христе, как о каком-то революционере, как о человеке, который пытался захватить власть, установить свои новые законы. Но из Евангелия мы не видим ничего такого или чего-то подобного. На что такие люди ссылаются? На то, что Он однажды сам взял плетку (помните?) и выгнал торговцев из храма, тех людей, которые делали свой мини-бизнес, обогащались за счет храма (торговали яблоками или еще чем-то). Здесь речь идет не о торговле как пожертвовании, когда в храмах продают свечи. Христос выгоняет тех людей, которые продают для себя, наживаются. В храме была своя валюта. Можно было прийти, принести жертву. Или купить что-то здесь же в храме, чтобы принести это в жертву. И уже в Новом Завете Господь, принеся себя в жертву, обнуляет все кровные жертвы. Так вот. Господь всех менял и торговцев выгоняет плетью из храма. Насилие ли это? Святые отцы говорят, что это такое пророческое действие, показывающее, что Ветхий Завет уже отходит на второе место, что все эти жертвы уже не приносят никакой цели и пользы, потому что Христос приготовил в жертву самого Себя, искупительную жертву. После этого все жертвоприношения становятся бессмысленными.

 

         – Ведущие христианский образ жизни люди спасутся? Достойны ли они Царства Небесного?

 

         – Есть такие пророческие слова: не мир пришел Я принести, но меч (Мф.: 10:34–36). А в оригинале сказано: бросил меч. Речь идет не о войне как таковой, конечно, а о войне с грехом. Христос выставляет ультиматум греху, ультиматум дьяволу. Он пошел против него. У нас это может быть борьба с самим собой в первую очередь. Нам сейчас говорят, что Евангелие было две тысячи лет назад написано. Может быть, это учение уже потеряло смысл? Но ведь были ученики. Их было 12, они непосредственно общались с Иисусом Христом. Ученики Христа проповедовали, что учение Христа было крайне миролюбивое. Но опять же не мир пришел Я принести, но меч. И многие первые христиане становились мучениками.

Многих возмущало поведение Христа. Он общался с грешниками, с блудницами, не стеснялся с ними разделить трапезу. Пришла блудница и обмазала Его драгоценным миром. Это было из ряда вон выходящее. Во-первых, блудница прикасается. Во-вторых, как были одеты древние мужчины? Они были одеты в платья. Были платья в пол. Штанов не было. Поэтому мужчины не бегали, чтобы не оголять свои ноги. А почему Христос это попускает? Почему блудницу допускает к себе? Потому, что Он знает сердце этой женщины. Ему не важно, что Его обвинят. Ему важно внутреннее ее состояние, расположение. Ему важно и наше внутреннее состояние. И поэтому, когда Он говорит о молитве, то говорит, что молитва должна быть немногословная, не напоказ. Не должно быть какого-то забалтывания (как это было у язычников) Богов. Язычники, молясь, перечисляли достоинства: вот ты такой Юпитер (или Зевс), такой замечательный, великий и т.д. То есть Христос говорил, что не должно быть подхалимства Богу. Это должна быть наша внутренняя сердечная молитва. Конечно, речь не идет о какой-то общей церковной молитве. Христос говорит, что должна быть внутренняя молитва, внутренняя сердечная молитва. Господь смотрит не на то, что мы внешне пытаемся показать себя хорошими. Хотя, конечно, сейчас это уже устарело. Это в древности фарисеи на перекрестках, на центральных площадях стояли и молились. Сейчас, конечно, люди боятся перекреститься в общественном месте. Люди приходят и рассказывают, что боятся перекреститься, боятся назвать себя христианином. Я уже рассказывал, что приходила ко мне врач-акушер и рассказывала, что делает аборты. Я спросил у нее: «А как другие врачи? Тоже делают?» Она рассказала, что была у них врач мусульманка. Она закатила скандал и сказала, что по мусульманским законам ей нельзя делать аборты. У меня эта женщина спрашивает: «Мне что? Тоже скандал закатить?» Что ей ответить? Конечно, не надо? Идите и дальше убивайте детей?  Это, конечно же, какой-то абсурд. То есть люди боятся признать свое христианское мировоззрение, боятся признать свою христианскую позицию. Мусульманские врачи, главы регионов, педагоги не боятся заявлять свои мусульманские позиции и учить людей. Наши врачи и педагоги, и главы регионов, и главы городов, администраций городских очень боятся. Стыдно смотреть. У нас был Владыка митрополит Кирилл. Он сейчас митрополит Казанский и Татарстанский. Он с большой радостью говорит о том, что когда приезжает в какую-то деревню, то его встречает глава района, накрывает стол, дарит какие-то подарки. Это мусульмане. А у нас? Главу нашего района я зову-зову на службу, зову на престольный праздник. И нет. И это повсеместно, к сожалению. Это говорит о том, что надо задуматься. Люди-то они, наверное, хорошие сами по себе. Но проблема эта не решается.  И эти проблемы копятся, копятся, нависают над нашей страной всякие проблемы мировые, геополитические. Чиновники боятся вести хотя бы минимальную духовную жизнь. Боятся, что о них подумают, что скажут. Что еще должно произойти? Не знаю. Какие перспективы? Как вы думаете, что-то поменяется? Или вы не согласны с этой мыслью?

 

         – Мысли есть по этому поводу. Думаю, что власть думает о другом, о деньгах в первую очередь. В данное время нас так мало, кто понимает, что происходит и пытается что-то сделать. Это очень тяжело.

 

         – Поэтому и думаешь: неужели надо врагу снова до Москвы дойти, чтобы люди поняли, что так нельзя. В какой момент люди придут в себя и поймут, что кроме Господа Бога их никто не сохранит и не защитит? Сколько раз враг доходил до Москвы? Ведь сегодня на фронте никаких побед особых нету. Да, поначалу что-то было. Но и в начале сколько было смертей, трагедий. А где вся эта хваленая мощь?.. Надо победить врага. А кто наш враг? Наш враг – дьявол. Если мы ему войну не объявим, войну национализму и другим подобным проявлениям, то мы его не победим. А победа, на мой взгляд, – это соединение России, Белоруссии и всех дружественных стран. Когда это произойдет? Процесс уже запущен. Поэтому обращаюсь ко всем, ко всему населению нашему: надо что-то делать. Надо меняться, надо каяться, надо молиться Господу Богу, просить Его о помощи! 

Пожертвования храму

Сбор идет с начала каждого месяца.

Мы в Telegram