Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Притчи Иисуса Христа. Тема Приобретайте себе друзей богатством неправедным. Встреча от 31 января 2023

Цикл бесед «Притчи Иисуса Христа».

Тема «Приобретайте себе друзей богатством неправедным».

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча от 31 января 2023 г.

 

– Здравствуйте. Всех вас рад видеть. Сегодня очередная встреча со священником в нашей замечательной трапезной.

Сегодня интересная тема «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Слышали такое выражение? Что думаете об этом? Какие есть у вас мысли?

 

Слушатель: – Я думала, что в названии какая-то ошибка.

 

– Это прямая цитата из Евангелия. Притча, где помещена эта цитата, называется «О домоправителе». Это Евангелие от Луки, глава 16, стихи с 1 по 9:  

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Удивительная притча. Большинство притч имеют смысл свой на поверхности. А здесь – это о чем? Что вы думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях. Кто смотрит и слушает нас online, напишите: поняли ли вы притчу? Я не сразу понял эту притчу.

Я с детства эту притчу знаю, знаю это выражение приобретайте себе друзей богатством неправедным. Я знаю ответ. А вы ведь тоже не первый год в храме.

 

Слушатель: – Надо делать доброе дело. А когда что-то нам грозит, как этому правителю, то если ты еще что-то можешь сделать, то сделай доброе дело для людей (люди высказывают свои различные мнения).

 

– Эти люди были должны хозяину дома. А правитель был, как говорится, неэффективный менеджер. Люди были должны: один – сто мер масла, другой – сто мер пшеницы. И этот менеджер сам прощает им их долг. Он поступил нечестно. Он имущество разбазаривает своего господина. Если бы он упросил своего господина, чтобы тот простил часть их долга, то это одно. Ведь господин все равно узнал об этом.

Я понял, что вам ничего непонятно. Давайте разберем эту притчу. Притча непонятная. Непонятная в том числе и потому, что неправильный перевод. Мы отдалены от этой истории на 2 000 лет. У нас другое мировоззрение, менталитет. И не совсем язык тот понятен нам.

Итак, некоторый человек был богат. Кто это такой – богатый человек в притчах? Это Господь Бог. Имел управителя. Кто такой управитель? Это мы, все мы, которым Господь дает этот мир на время, во временное пользование. Все очень временно, быстренько заканчивается. И наше тело, как мы уже говорили, Он дает нам во временное пользование. И все наши таланты, которые мы имеем, – это тоже дар Божий, который дается нам на какое-то определенное время. Мы не можем присвоить то, что нам дается Богом, на столетия. Даже на столетия. Господину донесено было ему, что расточает имение его. В церковнославянском переводе было написано, что был оклеветан. Но это не значит, что он был идеален. Оклеветан, в данном случае имеется ввиду, что кто-то за глаза про него рассказал. Но рассказал правду, ведь он действительно расточал имение. И мы видим из его поступков, что действительно расточает. И, призвав должников господина своего… Кто такие должники? В нашей жизни кто такие должники? Есть домоуправитель, а все вокруг него – должники. Все остальные люди, которые вокруг нас, они должники. Так, призвав должников господина своего, он начал делать для них какие-то добрые дела. Конечно, не добрые, не честные, но для должников – это добрые дела. То есть этот человек проявил смекалку: если его выгонит хозяин, то управитель в какой-то момент может пойти и устроиться на работу к тем людям, которым он простил долг. Понятен смысл?

 

Слушатель: – А почему они должны? Почему мы, все люди, должны? Не Богу, а домоуправителю.

 

– Нам же тоже кто-то должен. Есть такие люди, которые нам должны? У нас же кто-то что-то берет? Правильно? Сейчас мы до этого дойдем.

Тут нужно понять логику притчи. А логика заключается в выводе, который делает Христос. Какой здесь вывод? …похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. Что это значит? Сыны века – это грешные люди. Сыны света – это люди, стремящиеся к праведной жизни. Так для того, чтобы здесь жить лучше, грешники делают более усилий, чем праведники для того, чтобы жить в вечной жизни. Понятна логика? Господь удивляется тому, сколько усилий прилагают люди, чтобы здесь, на земле, жить хорошо. А мы, верующие люди, чтобы потом жить в вечной жизни, чтобы заслужить жить в Царстве Небесном, не прилагаем столько усилий.

 

Слушатель: – Получается, что здесь надо больше согрешить, чтобы из-за этого больше и усилий приложить?

 

– Смотря что вы хотите. Если хотите жить здесь, без Царства Небесного, то да. А если хотите жить в Царстве Небесном, то вы должны в своей не грешной жизни столько же усилий прилагать, как грешники. То есть грешники прилагают больше усилий в жизни, жизненных усилий, чем праведники прилагают усилий для спасения, чтобы попасть в Царство Небесное. Понятен смысл?

И последний момент, который здесь приводит в тупик. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. О чем идет речь? В данном случае перевод неверный. Слова богатством неправедным намекают нам, что это что-то неправедное, наворованное, приобретенное каким-то способом неблагочестивым. А оригинал правильного перевода (с греческого) – иллюзорное богатство, наше земное иллюзорное богатство. Сегодня оно есть, а завтра нет, а вечное богатство, которое нас ждет, самое настоящее. Этот мир в какой-то степени тоже иллюзорный. Сегодня он есть, а потом его нет для нас. Господь и говорит, что вот этим иллюзорным земным богатством мы должны приобретать себе друзей, заступников в Царствии Небесном. Кто эти люди? Это все окружающие люди, которым мы можем помочь. В чем больше всего нуждаются люди? В каких-то материальных благах нуждаются те, которые обездоленные, нищие, сироты и т.д. Редко, когда кто-то приходит и хочет от нас получить какое-то духовное наставление. Редко, когда такое бывает. В основном люди приходят за какими-то материальными благами. И Господь говорит в этой притче: «Вот, пожалуйста, вы можете себе заступников в Царстве Небесном приобретать вот этим вот иллюзорным, то есть земным богатством. В отличии от основного». Понятен смысл? Когда так разберешь, то становится все ясно. Я знаю батюшек, которые до сих пор не понимают смысл этой притчи, к сожалению. А на самом деле если правильно перевести эту хитроватую притчу, расставить правильно акценты, то становится все понятно. Остались какие-то вопросы по этой притче?

 

Слушатель: – Почему в этой притче говорится именно о расписке?

 

– Я думаю, что это чисто технический вопрос. Здесь смысл связан с его смекалкой: он, чтобы жить хорошо… Что он говорит? …копать не могу (то есть не может физическим тяжелым трудом заниматься), просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом (то есть заработаю таким хитрым способом себе друзей). Так и мы здесь таким образом можем поступать. Мы можем тратить свой честно нажитый капитал.

Речь не идет о каком-то воровстве. Есть такие, кто строит храмы на нечестные деньги. Есть даже такой анекдот, я рассказывал уже его. Олигарх умирает и попадает в вечную жизнь. Ему говорят: «В ад». Он говорит: «Как в ад? Я столько храмов построил, столько денег вам отдал». Господь говорит: «Отдайте ему все его деньги. И в ад». Поэтому здесь речь не идет о неправедном богатстве. Наоборот. Всегда исторически на Руси никакие деньги не принимали.

 

Слушатель: – Когда читаешь эту притчу и не знаешь смысла, то и думаешь, что у хозяина забрал (украл), другому возвращаешь. Как будто бы здесь есть воровство.

 

– Все, что мы имеем, дано нам во временное пользование. То есть мы с вами тоже как управители, а не собственники. Даже жизни своей мы не собственники. Господь нам ее дал авансом. Все таланты, привычки, характер заложено в нас. Это все дар Божий. Если нет талантов особенных, то ты и не станешь ни ученым, ни спортсменом. То есть Господь в тебя закладывает все семена, которыми ты можешь воспользоваться. А вот если ты присваиваешь, а потом начинаешь этим злоупотреблять, то вот тут и получается, что мы воруем у Господа Бога в какой-то степени. Да. А вот если мы это все себе присваиваем и имеем еще и мудрость, и щедрость, и хитрость какую-то, чтобы умудряться делать добрые дела, вот тогда, думаю, нас Господь поощрит. Да, мы не идеальные, мы не святые все. Но мы хотим в Царство Небесное. Вот опять же мы говорим, что неправильно зарабатывать себе Царство Небесное добрыми делами. Все-таки с православной точки зрения мы здесь учимся жить так, как люди Божии в Царстве Небесном. Не просто мы остаемся злыми, грубыми, но мы делаем добрые дела, потому что так надо, потому что нам это все зачтется. Нет, это неправильно. Это тоже самое, как мы уже говорили про олигарха, который попал в ад. Если внутри у тебя нет Царства Небесного, то ты и не попадешь туда. А вот если у тебя внутри есть Царство Небесное, то все эти дела происходят естественно, они являются продолжением твоего внутреннего сердечного настроения. Ты все свои добрые дела делаешь не задумываясь, не думаешь, что если сделаешь пожертвование на 5 рублей, то завтра к тебе 10 рублей вернутся. Но есть и такое, к сожалению.

 

Прихожанка задает вопрос о том, может ли она приписывать в табеле рабочим количество отработанных часов. Рассказывает о том, что специалиста вызывают на аварийные работы ночью, он отрабатывает непосредственно на аварии 1 час, а фактически, с проездом от дома, исправлением аварии и возвращением домой, ему приходится тратить 3 часа.

 

– Это в какой-то степени про то же самое. Если от этого никто не страдает, если человек это получает заслуженно, если человек работает больше, чем зарабатывает, если это делается с целью компенсировать затраты работника… Все равно люди в большинстве случаев работают больше, чем они получают. Я говорю не про бизнесменов, а про обычных людей. Бизнесменом быть выгодно. Если ты продаешь товары и стоимость их выросла, то и зарплата твоя тоже выросла. А у простых людей зарплата не растет, остается прежней. Опять же, я не оправдываю такие поступки. Тут каждый должен сам для себя решать, и понимать степень своей ответственности, и отвечать перед Богом за это. Какие вопросы есть по этой притче? (зачитывает письменные комментарии).

Переводчики, которые переводили тексты 2 000 лет назад, делали ошибки не по злому умыслу. Они не всегда могли перевести контекст. Например, в русском переводе событий Крещения Господа Иоанн Креститель говорит: «Я не достоин развязать у тебя ремень на сапоге». А Христос никогда в сапогах не ходил, он ходил в сандалиях. Почему это происходит? На Руси всегда все ходили в сапогах. И переводчики перевели так, как им было удобно, понятно для людей.  Еще один пример, когда ко Христу поднесли расслабленного и прокопали крышу. Наши переводчики написали: «разобрали крышу».  Почему? Потому что у нас крыша была деревянная и из досок, нельзя крышу из досок прокопать. А на Востоке домики были глиняные, с соломой и ветками. И, соответственно, крышу они раскопали. Это не неточности перевода, а незнание исторического контекста. И культура у людей была разная, и речь разная. Слава Богу, мы сейчас все это знаем. Сейчас это нас приводит к Богу быстрее? Не могу сказать. Архитектура, археология, все подтверждает священное Писание. Мы с вами знаем сейчас гораздо больше о Христе, о Его жизни, чем люди через 300-400 лет после рождества Христова. Мы, благодаря науке современной, все откопали, все узнали. Сейчас даже на 99% ученые могут сказать говорил ли Христос какие-то слова или не говорил. Они люди неверующие, ученые мирового масштаба, которые что-то находят, находят подтверждения. Например, мы с вами заканчиваем разбирать притчи, а есть притчи, которые не вошли в наше Евангелие, их немного, и они очень провокационные. Мне кажется, что евангелисты постеснялись их добавлять. Например, есть Евангелие от Фомы – это один из новозаветных апокрифов. Апокриф – это произведение с библейским сюжетом, содержащее отступление от официального вероучения и потому отвергаемое церковью, не включенное в библейский канон. Евангелие от Фомы принадлежит к первым векам христианства, но оно попало к каким-то то ли сектантам, то ли к раскольникам, которые внесли туда разные изменения свои. И мы после этого не можем принять это Евангелие как оригинал. Но какие-то в нем кусочки – это реальные слова Иисуса Христа. Например, есть притча, где Христос говорит: «Если ты собираешься на войну, то ты должен рассчитывать свои силы, а если у тебя недостаточно сил, то ты и не собирайся». Про что это? Про то, что если ты становишься христианином, воином Христовым, то ты должен рассчитывать свои силы. Сможешь ли ты до конца пойти за Христом? есть ли в тебе силы идти до конца? Если нет у тебя сил, то подумай, стоит ли тебе становиться христианином. Сейчас мы людям, которые приходят на беседы перед Крещением, так и объясняем. Если человек не собирается все выполнять, жить по Закону Божиему, по-христиански, то для чего вступать в ряды христиан? Ты принимаешь присягу, ты ее нарушаешь, но ты обещал. Вот за это можешь «получить по голове» от Господа Бога. И бесы тоже тебе будут вредить, потому что ты пошел против них. Ты против всех пошел. И против Бога, и против бесов. Это не значит, что лучше жить с бесами. Это значит, что ты должен набраться решимости и до конца пойти за Христом. Надо до конца соблюдать Закон Божий, хотя бы минимум, за который Господь нам обещает Царство Небесное. И еще есть у Фомы притча про разбойника. В этой притче говорится, что Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного. Речь идет о войне против дьявола. У тебя хватит силы выступить против него? Или, когда начинаются испытания, ты боишься идти против него? А такое бывает, постоянно бесы «ставят палки в колеса» христианам, которые постоянно двигаются навстречу к Нему. Если христиане не двигаются навстречу к Богу, ничего не делают, то им и кажется, что ничего такого и нет. Это как в поговорке: волков бояться – в лес не ходить. Поэтому заранее надо быть готовым. Хватит ли у тебя этого удара? хотя бы первого удара против дьявола? Потом Господь тебя поддержит и подхватит в твоей решимости. Но если после первого шага, первого стремления люди не могут вынести нагрузки, то тут же все на них ополчается, ополчается весь мир. Только человек начинает идти ко Христу, все это происходит. Я очень часто с такими людьми общаюсь.

И еще одна притча у апостола Фомы, тоже не совсем понятная. Царствие Отца подобно женщине, которая несет сосуд, полный муки, и идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала об этом, она не поняла, как действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю и нашла его пустым.  Что это значит? Подчеркну, что почти все притчи были о Царстве Небесном. Господь объясняет, как научиться нам жить, чтобы войти в Царство Небесное. В данном случае получается, что все таланты, которые ей дал Господь, она расплескала. Вот она дошла, а время закончилось. Или жизнь закончилась. Она могла думать, что ей еще идти и идти, а время ее закончилось. Мука закончилась – это время закончилось. С пустым багажом пришла, все потеряла, изменить ничего нельзя. Ты же обратно не пойдешь эту муку с песком собирать, – это нереально. Так же и вернуться обратно оттуда сюда невозможно, нереально. Это мы с вами так толкуем. А что хотел сказать Христос? Эта притча не вошла в Евангелие. Само Евангелие нам говорит, что невозможно вместить все, о чем говорил Христос, все тексты. И, во-первых, время было другое, писали все на глиняных дощечках, в лучшем случае на папирусе, пергаменте. Во-вторых, постоянные пожары все уничтожали. Но, слава Богу, все это сохранилось. И современные ученые могут четко вычислить: этот текст был отнесен к I веку или ко II веку, потому что нельзя сейчас написать такой текст, который был бы оригинальным. Мы не знаем того менталитета, культуры, оборотов речи, и даже того языка. И даже те, кто знают, не смогут так написать. Это целая наука. И одним из критериев, по которым ученые начинали изучать и подозревать, что это слова Христа, была какая-то провокативность, то есть Христос постоянно провоцирует публику, он говорит иногда такие «цепляющие» моменты.

Какие еще притчи? Еще раз скажу, что есть много притч, которые маленькие. В основном, мы уже все притчи разобрали. Притчи в большинстве случаев о Царстве Небесном, о том, как жить, чтобы войти в Царство Небесное. В Священном Писании встречаются разные варианты: Царство Небесное и Царство Божие. Как вы думаете? отличается чем-то Царство Небесное от Царства Божия? И, если отличаются, то чем? Евреи по закону своему не любили упоминать Царство Божие, поэтому они заменяли Царство Божие на Царство Небесное. И так как Матфей писал для евреев, то он писал везде Царство Небесное. А все остальные апостолы писали для язычников, и они говорили не о каком-то абстрактном Небесном Царстве, а о Царстве Божием.

 

Отец Сергий читает, что пишут в комментариях о встрече. Слушатель Сергей благодарит за доходчивое объяснение притчи «О домоправителе». Присутствующие продолжают обсуждать услышанное.

 

– Есть еще маленькие притчи, которые объединены. Есть притча «Об овце заблудшей и о добром пастыре». Ее текст приводится у трех евангелистов: у Матфея (Мф. 18:10–14), Луки (Лк. 15:4–7) и Иоанна (Ин. 10:1–16).

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

         Опять же наш перевод не передает настроение этой притчи. Эта притча очень веселая. Люди, когда слышали эту притчу, смеялись, потому что это нереальная история: он 99 своих овец оставляет на произвол судьбы, идет за одной овцой, а когда ее найдет, то собирает друзей, чтобы порадоваться. Представляете?

И то же самое в одной из притч Иисуса Христа, содержащейся в Евангелие от Луки (Лк. 15:8–10). Это притча о потерянной драхме.

…какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Это такая пародия, говорящая о том, насколько Господь любит каждого человека, сколько Он усилий прикладывает для того, чтобы хотя бы одного человека вытащить. Вот такие зарисовки иносказательные приводит Христос. В оригинале кто читал слова Христа, говорят, что это шедевры. Далеко не каждый может простым языком объяснять элементарные вещи. Это доказывает Божественное начало, ведь Христос был не просто человеком, а еще и Сыном Божиим, самим Господом Богом. И это прослеживается. Мы говорили о Закхее в воскресном Евангелие, слышали, как Он мог с любовью, уважением и чуткостью к каждому человеку подойти. Вот к такому чуткому подходу к людям и нам надо стремиться. Человеческие взаимоотношения очень важны, любовь и начинаемся с такого доброго расположения друг к другу. Это самое сложное. Проще денег дать человеку, чем сказать ему доброе слово, поддержать, вникнуть в ситуацию. Проще бросить какую-то копейку и пойти дальше. Даже были исследования, которые показали, что когда начинают люди разговаривать с нуждающимся, то он меняется. Такие люди привыкли, что их не замечают, а когда с ними начинают разговаривать, то вся жизнь может поменяться от того, что его просто заметили и поставили наравне с собою. Это ведь очень важно поддержать таких совсем отчаявшихся людей, которые уже на пороге дна духовного, материального и т.д. Вот вкратце о притчах.

         Напоминаю, что следующие встречи будут посвящены уже другим темам. Есть предложение разбирать богослужения и отвечать параллельно на простые вопросы: куда свечку поставить, какой иконе и как помолиться, как креститься, почему платочки… Обсудим все эти обрядовые вещи, о которых складываются легенды, которые ставятся на первое место, отодвигая наше человеческое расположение Духа.

Еще предлагали разбирать важные церковные праздники – главные, великие двунадесятые, переходящие, непереходящие… Еще было предложение поговорить про таинства, про все семь церковных таинств. 

Приходите на встречи, смотрите нас online, задавайте вопросы. Мы собираемся каждый вторник в 20.00 часов.

 

Пожертвования храму

Сбор идет с начала каждого месяца.

Мы в Telegram