Цикл бесед Притчи Иисуса Христа. Тема Злые виноградари среди нас. Встреча от 24 января 2023

Цикл бесед «Притчи Иисуса Христа».

Тема «Злые виноградари среди нас».

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча от 24 января 2023 г.

 

– Добрый день. Рад видеть вас всех в здравии после рождественских и крещенских праздников. У нас сегодня заявлена тема «Злые виноградари среди нас». Вы поняли, конечно, что речь пойдет про известную притчу Христа. Как она звучит? Кто помнит? О злых виноградарях.

Это Евангелие от Матфея, 21 глава, 33–41 стихи. Мы, как обычно, прочитаем Евангелие, а потом об этом поговорим.

…был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Вот такую интересную притчу говорит Христос.

Христос обычно говорит притчи, приближенные к реальности. Как вы думаете, могло ли это все происходить в реальности две тысячи лет назад?

 

– Часто такое было.

 

– На самом деле просто современные юристы, занимающиеся земельными делами, провели исследования. И говорят, что это обычная история. Кто землю возделывал, тот и был ее хозяином по факту. И если у тебя не было возможности и силы забрать твою землю (в данном случае виноградник хотел забрать), то ты и сделать ничего не можешь. А подкупить чиновников и переоформить документы вообще не представлялось возможным. То есть кто землю возделывал, тот и был по факту ее хозяином.

Но в данном случае не просто виноградник небольшой, а большой виноградник. Вообще в Израиле с землей очень плохо. Мало земли. Поэтому делали, конечно, виноградники, но небольшие. А тут очень серьезный виноградник. Что Он говорит о винограднике? …насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню. Башню для чего? Чтобы осматривать все приделы своего виноградника. И отдал его виноградарям. То есть это большое количество людей, которые постоянно возделывали землю. Кого подразумевал Христос под этой притчей? Кто хозяин? Как всегда. У Христа простые притчи, все на поверхности. Он говорил для простых людей либо для фарисеев. За Ним не ходили очень высокие чиновники, греческие философы. Никто за Ним особо не ходил. Ходили либо простые люди, либо фарисеи, которые пытались Его подловить, искусить. Поэтому Он говорит очень просто. Почему притчами говорит? Для того, чтобы максимально удобно передавать смысл текста друг другу. Из такого рассказа сложно что-то выкинуть, а идея всегда передается. Под хозяином, конечно же, понимается Господь Бог, Который устроил землю, нашу землю, и дал ее в распоряжение людям. Есть люди, которые выше чином и управляют уже другими людьми. И вот здесь такая история. Но Господь ждет от виноградаря и виноградника плодов. Каких плодов? Милосердия, любви, – того, для чего Он нашу землю создавал – для того, чтобы люди рождались, взрослели, развивались и становились достойными Царства Небесного. Вот для этого, если максимально упростить смысл земной жизни, Господь Бог и дает нам земную жизнь. Но ко времени Иисуса Христа фарисеи, книжники, чиновники иудейские, мягко скажем, узурпировали власть. Напридумывали своих правил, напридумывали каких-то 613 заповедей для нас уже Ветхого Завета, а для них актуального Завета, так называемого днем субботы. Напридумывали всякие талмуды, толкования на талмуды, всем этим пытались манипулировать очень хитро, тем самым ввергая людей в зависимость от них религиозную, финансовую. Храм выполнял в основном товарно-экономическую функцию. Вот поэтому Христос и говорит, что храм будет разрушен, потому что не оправдывает своей цели, не реализовывает ту цель, которую Господь изначально заложил для храма иерусалимского. Какое значение храма? Спасение людей. А фарисеи, эти все книжники, саддукеи как раз-таки управляли храмом – это была такая особая высокая каста у евреев – они узурпировали власть. И Христос постоянно их критикует. За что, естественно, Его не любили. Но обычный народ уважал, конечно же, любил, а чиновники, книжники и фарисеи Его не любили. В итоге, мы знаем, и убили Христа именно за то, что Он их критиковал.

А кто такие здесь посланники? Посланники для Ветхого Завета – это, конечно же, ветхозаветные пророки, которые с периодичностью в 100, 50 лет приходили для того, чтобы вразумить израильский народ, чтобы народ покаялся, изменился, чтобы хоть чуть-чуть подготовился ко встрече со Христом. Последние 700 лет пророки активно приходили, как мы знаем из истории Ветхого Завета. Но практика показывала, что всех пророков убили за исключением одного пророка Ионы. Хотя у пророка Ионы судьба тоже была не легкая, как и у всех пророков. Ну потому, что за правду, к сожалению, люди страдают. Никто не хочет слышать правду, особенно если ты занимаешь какой-то высокий пост и тебя начинают обвинять. Иоанна пророка за это же убили. Помните? Мы его недавно вспоминали на Крещение Господне. Его казнили через усекновение мечом просто за то, что он обвинял царя Ирода Антипу, что он нарушил закон и взял в любовницы Иродиаду, жену своего родного брата. …сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, фену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней (Мк. 6:17-17). Иродиада – внучка Ирода Великого; ее первым мужем был Филипп, один из сыновей Ирода Великого от Мариамны, а потому единокровный, хотя и не единоутробный брат Ирода Антипы. Они были дети Ирода Великого. Ирод Филипп был первый на троне на тот момент во времена Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, потом его брат – Ирод Антипа. Иродиада, воспользовавшись случаем, попросила у своего любовника через дочь Саломею голову Иоанна Крестителя на блюде. Чудеса… Ничего не меняется. Две тысячи лет мы живем и, как мы сейчас выяснили, ничего не меняется. Захотят власть имущие или силу имеющие, и имущество твое заберут. Христос постоянно за это критиковал и за это постоянно страдал.

Что еще из этой притчи на поверхности? Хозяин посылает к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник. Какая мысль сразу? Если хозяин не приходит сам, то либо он умер, либо заболел. А если пойдем, убьем его и завладеем наследством его. То есть станем полноправными хозяевами виноградника. «Отжали бизнес», как сейчас так говорят. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. И Христос спрашивает у слушающих Его. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. И, глядя на историю двухтысячелетнюю, мы видим, как истинная вера переходит от одних народов к другим. В начале это был израильский народ. И Христос говорит, что Спаситель идет от иудеев. Но иудеи, к сожалению, своей веры не оправдали. Без осуждения, но как факт. Римская власть, византийская власть, российская власть. На данный момент пока эстафета истинной Православной веры перешла и каким-то чудом сохраняется у нас, в России. Заберет ли от нас Господь эту эстафетную палочку? Передаст ли каким-то китайцам? (например) или африканцам? или еще кому-нибудь? Сейчас идет активная проповедь в африканских странах. Знаете? И наш патриарх Московский и всея Руси Кирилл этому особенно способствует. У нас в Санкт-Петербургской семинарии достаточно много училось китайцев, православных китайцев. Они русский язык учили просто на глазах. Я английский язык учил в школе, в семинарии. И до сих пор «плаваю». А они русский язык (хотя это совсем другая культура, совсем другой уровень) быстро осваивали. Очень работоспособные и целеустремленные ребята. Передаст ли Господь им эту эстафету христианской Православной веры? Мы не знаем. Но мы знаем, что, исходя из вывода сегодняшнего, если мы не будем приносить достойные плоды, те плоды, которые ждет от нас Господь Бог, то все это закончится очень печально. И Господь периодически намекает нам об этом. XX век чего стоил? Практически полностью была уничтожена Русская Православная Церковь, но каким-то сверхъестественным чудом опять возродилась. Но последние 30 лет стали ли люди, благодаря проповеди нашей Русской Православной Церкви, добрее или милосерднее? Мне бы хотелось у вас спросить. Как вы думаете?

Иногда даже мы с какой-то ностальгией вспоминаем то время, которое было до всех этих перестроек, до этого капитализма, который наступил. Приносим ли мы плоды? И кто виноват? И что делать? Что делать, чтобы Церковь приносила плоды? А задаю себе вопрос: вот пришел бы сейчас Христос, явился, как Он тогда ходил среди людей и проповедовал. Сейчас бы Он пришел. Он бы одобрил нашу современную жизнь? религиозную жизнь? Я уже не говорю про какие-то политические, экономические вопросы. Чисто про религиозную жизнь что думаете? Одобрил бы? Мне кажется, что 50 на 50. Не сказать, что совсем все плохо. Да, есть действительно положительные моменты: люди воцерковляются, люди спасаются. Но как тогда были проблемы человеческие, человеческий фактор в религиозных вопросах, так и сейчас. К сожалению, люди не изменились принципиально. В чем-то стали хуже, в чем-то стали лучше. Рыночная экономика, которая продвигала капитализм, привела к тому, что человечество ради денег готово на все. Только деньги плати, и люди будут делать все, что хочешь. За очень редким исключением. Очень редким.

У современных детей спросишь: «Кем ты хочешь быть?»  Раньше все, как один хотели стать блогерами, потому что они хорошо зарабатывают. Серьезно. А сейчас дети говорят, что блогерами уже не хотят становиться, потому что отключили монетизацию на YouTube, в Instagram, в Тиктоке, «гайки закручивают». И дети говорят, что уже не выгодно быть блогером. Только одна выгода… Вот у меня спросили бы в детстве: думаю ли я о каком-то заработке. Я не могу сказать, что я об этом думал. А сейчас дети с самого маленького возраста, с 6–7 лет думают об этом. Я недавно смотрел какой-то ролик про компьютерные игры. Там показано, что дети играют не просто ради того, чтобы играть. А для того, чтобы в играх зарабатывать большие деньги. Современные геймеры мирового масштаба на участиях в играх в месяц зарабатывают миллион рублей. Им 18–20–25 лет. Это киберспорт так называемый. Понятно, что так зарабатывают топовые игроки. Те, которые рангом поменьше, зарабатывают 100 тысяч, 50 тысяч рублей. К сожалению, финансы перекрывают все. А почему? А потому, что научно-технический прогресс вперед очень сильно шагнул. И если во времена Христа ну что можно было купить на деньги? Еду, одежду и все, ну еще статус какой-то, медицину.  А сейчас много что. Уровень жизни сейчас, конечно, принципиально другой, если у тебя есть средства. И люди это видят и, конечно, стремятся к комфортной, красивой, беззаботной жизни. Практика подсказывает, что в Царствие Небесное такой подход (не сами деньги или материальные блага, а такой подход) не приводит.

Что еще можно взять из этой притчи? Интересная мысль меня посещает, когда я слышу слова Христа, а это прямой текст слов Христа. Евангелие от Марка было первое написано со слов апостола Петра, ученика, который был постоянно со Христом, который пережил все эти моменты со Христом от Фавора до голгофы. И постоянно звучит тема суда, то, о чем говорит Христос в притче: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. То есть суд и наказание неизбежны. Об этом постоянно говорит Христос. И современные сектанты, которые говорят, что они все спасутся – покрестился, принял Иисуса Христа, уверовал, аллилуйя… и этого достаточно. Нет. Христос прямым текстом постоянно говорит, что люди разделятся на две части по левую и по правую сторону. Мы об этом постоянно с вами читаем. Поэтому тема суда красной линией проходит через все Евангелие: за всю нашу жизнь мы будем давать ответ. Иногда мы уже здесь начинаем давать ответ. Слава Богу, у нас с вами еще есть время, чтобы раскаяться, что-то изменить. Просто ведь покаяния недостаточно. Сколько не кайся, если ты не меняешься, нет смысла в таком покаянии. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21). А воля Отца на протяжении всех притч… Мы, кстати, цикл о притчах уже заканчиваем. Осталось немного малозначимых притч. Они тоже интересные. Их тоже можно разобрать, наверное. Следующая наша встреча будет уже подведением итогов. Мы все притчи маленькие, которые не разобрали, разберем. И далее уже начнем говорить на какую-то другую новую тему.

Что Господь хочет от людей? Милосердия, внутреннего, искреннего, чистого сердца, чистого сердечного состояния, настроения души – того состояния, которое необходимо для жизни в Царствии Небесном. Еще раз говорю, что мы не зарабатываем Царство Небесное какими-то добрыми делами. Это католическое мировоззрение, у них богословие уходит в юриспруденцию. Православное понимание духовной жизни заключается в том, что мы не зарабатываем себе Царство Небесное, а мы здесь учимся жить так, как будем жить в Царстве Небесном. Естественно, что без добрых дел (имеется ввиду без дел милосердия), без внутреннего, доброго, сердечного расположения к людям, то есть без той любви, о которой говорит Христос, но и без участия в жизни Церкви (как проявлении нашей любви к Господу Богу), Царствия Небесного скорее всего (опять же со слов Христа), наверное, не будет. Есть некоторые мысли по поводу того, что некоторые люди могут раскаяться в аду и на Страшном Суде прийти ко Христу, покаяться, и Он их примет, да. Но это уже вариант для самых отчаявшихся совсем. Я думаю, что не нужно испытывать судьбу и решать все в аду. У нас есть много времени здесь, на земле, много всего полезного.

Зрители могут задавать вопросы. Если какие-то есть вопросы, то можете их задавать. Может быть, у наших гостей, находящихся здесь, тоже есть вопросы? Можете задавать.

В принципе, все притчи сводятся к одному тому, о чем мы постоянно говорим: к милосердию, к любви, к добрым делам. И ни одна притча не сводится к каким-то религиозным обрядам. Наоборот, Господь периодически говорит о том, что не нужно зацикливаться на религиозном обряде в том плане, что сам по себе он человека не спасает. Он является очень важным и хорошим инструментом для помощи человеку. Все таинства, все церковные молитвы и прочие вещи, они человеку помогают приближаться к Господу Богу, меняться и, может быть, по-другому посмотреть на свою жизнь (религиозную в том числе). А само по себе участие так называемое механическое в религиозной жизни, в религиозных обрядах? Как опять же показывает практика, иудеи считали, что если они – иудеи, евреи – исполняют какую-то минимальную религиозную составляющую, то они полностью могут рассчитывать на Царство Небесное. Они, конечно, по-своему представляли Царство Небесное – пир на земле, здесь, где все остальные будут их рабами, либо просто умрут. А Христос их периодически критиковал и говорил: «Нет, дорогие. Вы ошибаетесь. Все совсем не так». Любовь к ближним, любовь к Богу – это то необходимое, что делает нас достойными для Царства Небесного и спасения.

Есть ли какие-то вопросы? Может быть, есть советы или рекомендации? Мы говорили о том, что Ветхозаветная Церковь не выполняла задачи, поставленные Господом Богом и была разрушена (храм Иерусалимский). Помните? Когда Христос выгоняет их храма всех торговцев, менял, которые устроили свой личный бизнес у храма?  Как сейчас бы, например, пришли какие-то торгаши, менялы, выстроили бы на паперти какие-то себе торговые ряды, а Христос бы пришел и плеткой всех бы их выгнал. Они просто паразитировали. Каким образом? Нельзя было в храме расплачиваться иностранной валютой. Была специальная храмовая валюта освященная. А она была не у всех, ее нужно было приобрести. А тут за баснословный курс менялы по завышенному курсу могли поменять тебе деньги. И ты мог за эти деньги тут же купить какое-то жертвенное животное, чтобы не тащить его с другого конца Израиля или Рима. Тогда евреи на Пасху со всего мира стекались в храм Иерусалимский. Кто-то еще что-то продавал. Шла торговля. Сейчас обвиняют иногда, что церковные лавки поставили, но речь, конечно же, не об этом. Христос почему их выгнал? Потому что евреи подменили понятие храма на товарно-денежные отношения. И сейчас нас тоже в этом обвиняют. Но практика показывает, что от этого никуда не уйдешь. Но не в оправдание, а как факт говорю, что чтобы были свечи в храме, иконы, мы должны это все купить в епархии, епархия это должна купить у производителей. То есть, к сожалению, никто в храм бесплатно эти свечи не приносит. Электричество, отопление, водопровод – это все на плечах и содержании самого храма. Никто за это, кроме нас с вами, не будет платить. Если мы это все перестанем оплачивать, то просто храм закроется. И мы пойдем искать себе какую-то новую работу. Чтобы этого не было, мы вынуждены ставить на это какие-то минимальные пожертвования для того, чтобы все это хотя бы окупалось. Никаких баснословных прибылей и вообще большой прибыли в храмах нет. И если вы видите каких-то отдельно взятых священников с каким-то достатком, то как правило, это просто личные взаимоотношения с теми или иными богатыми людьми. У меня спрашивают: «Хорошо ли это, что священнику дают какие-то средства?» Я отвечаю всегда, что, наверное, хорошо, потому что если бы этого священника не любили бы, то он, наверное, умер с голоду. А его любят. Вот, например, Иоанн Кронштадтский. Ему пачками могли купцы деньги давать. Шубу могли на него повесить. У него было два парохода. Каждый пароход стоил по 30 миллионов рублей на наши деньги. Он, конечно, не развлекался на них, а отправлял в те места, где не было дорог, отправлял продукты для людей. Да, Иоанна Кронштадтского любили, потому что было видно, чем он занимался.  И, я надеюсь, что те священники, которые имеют очень большой доход от своих прихожан (личный, не через храм) – это хорошие батюшки. Хотя и всегда исключения бывают. Даже у Христа был ученик, который Его предал и который как раз-таки из-за зависти, финансовых средств позарился и променял Его на 30 сребреников. Хотя это была предоплата такая, аванс. И он потом раскаялся и наложил на себя руки. А вот если бы не наложил на себя руки и покаялся? То Христос бы его с радостью принял бы, конечно же. Точно так же, как и апостола Петра, который трижды от Него отрекся, хотя бил себя в грудь и говорил: «Даже если мне придётся умереть вместе с Тобой, я никогда не отрекусь» (Мф. 26:35). Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф. 26:34). А Петр говорил, что такого не может быть. А потом, когда третий раз отрекся, то вспомнил слова Иисуса. И говорят, что когда слышал петуха, то всегда плакал, вспоминая о своем отречении. Если бы Иуда покаялся и пришел ко Христу… Это о чем говорит? О том, что никогда не надо отчаиваться. Надо раскаиваться в своих грехах. Пока мы живы, у нас есть покаяние и есть время для изменения.

 Вопросов в интернете у нас нет. Здесь есть какие-то вопросы?

 

– Нам все некогда. Здесь вокруг столько домов. Вышел из подъезда, а здесь уже храм стоит. Все суетятся: нам некогда в храм идти.

 

– Да. И когда вы говорите, что чем больше дел, тем больше денег, тем больше каких-то задач. Много денег? Нужно подумать, как их преумножить, сохранить. Тебе страшно, что у тебя их могут украсть, тебя могут убить, подставить. Действительно, это большая проблема. Это не значит, что все эти люди плохие. Нет, они все хорошие. Но по себе я понимаю, что мне не полезно много денег. Мне сколько нужно, столько и дает Господь на протяжении всей жизни. И я вижу, что если к чему-то у меня сердце прилипает, то у меня Господь это постоянно забирает. С детства я это вижу. Только как к какой-то мелочи привык, даже элементарной, тут же Господь забирает. И, действительно, жизнь христианина так устроена, что ты постепенно-постепенно все отдаешь. Как мать всю свою жизнь отдает детям: здоровье, знания, время, воспитание… Все отдает и передает детям. И со временем нельзя сказать, что остается ни с чем. Мы уже говорили, что со временем Господь забирает здоровье, высокие должности, которые мы со временем уже не можем занимать. Для чего так Господь устроил? Для того, чтобы человек понимал, что его здесь ничто не должно держать. Мы видим богатых людей. Им делают по нескольку пересадок сердца, они имеют несколько любовниц, тратят колоссальные средства, чтобы продлить свою жизнь. До 90, до 100, до 105 лет пытаются дожить. Но это максимум. И все. И с умом уже начинаются проблемы. Мы же видим, как такие люди здороваются с какими-то воображаемыми сущностями (смеется). И держится. И еще планирует идти на следующий срок. И официально об этом заявляет. Ну понятно о ком идет речь – о президенте США. Остается только позавидовать ему, его оптимизму. Но зависти-то нет к нему. У меня лично нет, не знаю, как у вас.

Еще, может быть, кто-то хочет поделиться своим опытом?

 

– Бывает у людей есть богатство. Но они по-разному к нему относятся. Один жертвует, а второму все денег мало, он все копит. Не важно, что ты имеешь, а важно, как ты к этому относишься. Как Иоанн Кронштадтский? Он легко расставался с деньгами.

 

– Да. Иоанн Кронштадтский стал священником в молодости, в 26 лет, как и я. И учились мы в одной семинарии. Но это никак меня не ровняет, конечно, с Иоанном Кронштадтским, просто есть к чему стремиться. Так вот. Пока у него не было денег… Я, кстати, был у него в квартире в Кронштадте. Был кто-то у него в квартире? Очень интересно. Воссоздан интерьер той эпохи, много фотографий. Там жила очень большая семья, много родственников было у него. Он периодически на родственников негодовал, говорил: «Прихожу к ним на первой седмице в пост, а они мясо доедают» (смеется).

У Иоанна Кронштадтского поначалу же не было много средств. Так он получал зарплату, а до дома уже доходил без зарплаты. Матушка его постоянно жаловалась на него. И даже потом издали приказ, чтобы она получала его зарплату, чтобы кормить и содержать семью. Он мог, например, прийти из храма домой без сапог. Кому-то нуждающемуся мог подарить. Но это, конечно, уровень такой его святости. К этому надо стремиться. Надо с чего-то начинать. Нельзя сразу стать Иоанном Кронштадтским.  Надо с чего-то начинать. А для этого нужна решимость. Еще Серафим Саровский говорил о том, почему сейчас нет столько праведников. Потому что нет решимости. А почему нет решимости? А потому что комфорт встал на первое место. Потому что когда мы стремимся к комфорту, то у нас нет решимости от чего-то отказаться. А это и есть подвиг, это есть подвижническая жизнь: отказаться от какой-то одежды лишней, от других каких-то вещей. На это нужна решимость. Поэтому нам есть, о чем подумать.

 

– В этой притче, которую мы разбирали сегодня, Христос рассказал о Своем распятии?  Если хозяин – это Бог, то Он пророчит о смерти Иисуса Христа?

 

– Да. Эта притча пророческая и об этом, в том числе. А ведь Иисус Христос постоянно предупреждал об этом. Он ученикам прямым текстом говорил, что Ему нужно будет пострадать: «Меня убьют. На Кресте». Ученики Его отговаривали: «Зачем? Давай не пойдем в Иерусалим. Не пойдем». Он идет в Иерусалим, поднимается в Иерусалим, город стоял на горе Сион. И Иисус говорит, что «мы идем, чтобы Я умер, воскрес на третий день». А они Его слушали, но ничего не понимали. И более того, Он им только сказал об этом, как они начали делить власть между собою. Решали, кто сядет по левую, а кто по правую сторону. Они думали, что Он идет в Иерусалим, чтобы воцариться. Как раз были дни Пасхи. Это была последняя Его Пасха. Он на каждую Пасху приходил в Иерусалим. Не часто, надо сказать, Он был в Иерусалиме. Первый раз упоминается Иерусалим, когда Он был с родителями и потерялся. Это упоминается у святителя Луки. Празднование Пасхи продолжалось 8 дней, после чего богомольцы возвращались по домам обыкновенно группами. Иосиф и Мария не заметили, как Иисус остался в Иерусалиме. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его (Лк. 2:42–45). Почему сразу не обнаружилось, что Иисус пропал? Потому что в Иерусалим ходили целыми деревнями, поселками, городами. Объединялись большими группами. Первая группа шла мужчин, вторая – женщин. И только в третьей группе шли дети под предводительством взрослых. Дневной переход был 25 километров. Шли 12 часов. Потом ночлег. На ночлег все семьи объединялись. Вот они прошли дневной переход, соединились, а Иисуса нет. Нет нигде. Вот они и пошли обратно. Шли целый день. И еще один день искали его в Иерусалиме. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его (Лк. 2:42–45).

И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов (Лк. 2:48–50). Они ничего не понимали. Пресвятая Богородица даже ничего не понимала: что это значит? Это потом Она говорит, что слагала в своем сердце все Его слова по крупинкам. И потом только до людей начало доходить. Когда Он уже Воскрес, когда Он начал уже являться сотням людей. Христос являлся одновременно людям в количестве до 500 человек. Это не были какие-то непонятные встречи. Это были массовые явления Иисуса Христа. Он являлся тем, кто этого хотел. Он не являлся фарисеям или Пилату, который Его предал на смерть и т.д. Только тем, кто хотел Его видеть. Он насильно не вторгался в чужую жизнь после смерти. А при жизни, конечно, Он проповедовал всем, кто Его слушал. Поэтому да, Христос не скрывает, что Его ждет. По началу Он завуалированно намекал на то, для чего Он пришел, а под конец Он так и говорил, что Его убьют: «Не удивляйтесь. Этому надлежит быть». И так далее. И еще интересный факт. Когда Господь обращается? Во время Рождения Иисуса Христа обращается к пастухам.  Во время Крещения. И обращается: «Сын Мой возлюбленный».  Вот это обращение: возлюбленный в греческом и еврейском текстах – это всегда человек либо умирающий, либо который должен умереть. То есть это любовь к умирающему человеку. Она очень особенная, непростая любовь. И вот Господь постоянно намекает на то, что Ему действительно нужно умереть. Это не была спонтанная, неожиданная смерть. Он ради этого как раз и воплотился, чтобы на Кресте взять все грехи наши на Себя. А почему на Кресте? Мы уже об этом говорили. Он умирал именно от разрыва сердца, а не от крестных страданий. На кресте люди несколько дней могли мучиться. Это одна из самых мучительных смертей, которая была придумана человечеством. Сейчас не знаю есть ли страшнее смерть или нет. А на тот момент точно. Человек умирал от удушья. А от удушья – это самая страшная смерть, когда ты начинаешь задыхаться, стараешься подтянуться изо всех сил на этих кованых гвоздях, чтобы вздохнуть и так далее. И так долго это могло продолжаться.

Есть у кого-то еще какие-то вопросы? Обычно мы выключаем камеру и начинаются вопросы на очень интересные темы. 

Хотели мы обсудить дальнейшие темы. Что еще интересно вам узнать? (Обсуждает темы последующих бесед). 

  • Пожертвования храму

    Сбор идет с начала месяца.

  • Мы в телеграме