Цикл бесед «Таинства Церкви».
Тема «Пост и Покаяние».
Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.
Встреча от 07 марта 2023 г.
– Всех приветствую, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную, на мой взгляд, тему. В рамках темы таинств мы разбираем таинство Покаяния (Исповеди). Идет Великий пост, поэтому поговорим и о посте. Начнем разговор от поста. Пост христианский православный имеет очень важное значение в духовной жизни христианина.
Первой заповедью, данной Богом человеку в раю была заповедь о посте. И Василий Великий говорит: «Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай».
Как переводится пост с греческого языка? Пост – νηστεία (греческ.) дословно переводится как «не ем». Постник – это тот, кто не ест. И действительно, первая заповедь, данная человеку Богом в раю, была о посте: не есть от дерева познания добра и зла. И люди не справились с этой заповедью. И сейчас мы постимся, чтобы научиться себя воздерживать, слушаться Господа Бога. Главная задача – послушание Господу Богу и, в том числе, послушание Церкви. Церковь нам предлагает поститься. Сколько постных дней в году? Кто знает? Каждый год по-разному. Это зависит от Петрова поста. В зависимости от даты празднования Пасхи Петров пост может продолжаться от 8 до 42 дней. Чем раньше празднуется Пасха, тем Петров пост больше. Если сложить все многодневные и однодневные посты (четыре поста многодневных, плюс среда и пятница на протяжении всего года), то пост занимает практически полгода нашей жизни в году. Почему мы постимся в среду и пятницу? Фарисеи установили в среду совет (имели совещание) о том, чтобы предать Иисуса Христа на смерть. А в пятницу Он страдает за наши грехи на Кресте и умирает. Поэтому среда и пятница – это самый древний христианский пост. А евреи постились в понедельник и четверг.
Вопрос: – Люди говорят, что надо поститься еще и в понедельник. А почему?
– Спросите об этом тех, кто так говорит. Наоборот. Отменили посты в понедельник и четверг, чтобы не поститься вместе с фарисеями и иудеями. В понедельник они молились о том, что был разрушен иерусалимский храм, а в четверг об израильском народе. Надо сказать, что у евреев не было многодневных постов. И если мы слышим, что пророки постились 40 дней, Христос постился 40 дней, то это исключительные случаи. Так не было принято в Ветхом Завете, но постились гораздо строже, чем сейчас. Не ели и не пили в течение дня вообще ничего, несмотря на жару. Говорят: «Не поститесь как фарисеи». Чтобы показаться постными они садились у дороги, посыпали свою голову пеплом, грязью дорожной, начинали плакать, растирали всю грязь по лицу, чтобы для людей показаться постящимися. А Христос говорит: «Не будьте чумазыми» (в оригинале греческом так написано). А Христос еще говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16–16). А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6:16–17), чтобы быть постящимися не для людей, а для Господа Бога. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Вот это христианский пост.
Сам Господь благословил постное делание Своим ученикам. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9:15).
О важном значении поста говорили и многие святые отцы. Например, Авва Пимен сказал: «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище». То есть для смирения нашей души мы смиряем свое тело едой. Так как мы все с вами состоим из души и тела, то воздействуя на наше тело, меняется наша душа. А воздействуя на нашу душу, в том числе, может меняться и наше тело.
Преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной лествицы. Слышали про такую книгу «Лествица Божественного восхождения» Иоанна Лествичника? Он отмечал, что начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объедение. То есть объедение – одна из главных страстей. Поэтому воздерживаясь от еды, в том числе, мы начинаем борьбу со страстями.
Конечно, православный пост никогда не рассматривался как главная цель. То есть это не что-то самое важное в жизни христианина. Как рассматривался пост? Как инструмент. А что самое главное в нашей жизни, если пост важен, но это не самоцель? Что самое важное для христианина? Любовь к Господу Богу всем сердцем, всем разумом, всем своим помышлением. И любовь к ближнему как к самому себе. Да, Царство Небесное – это вечная жизнь с Господом Богом. Для нас является главной целью единство со Христом, любовь к Богу как единство с Богом. Если мы не хотим быть с кем-то, то и любви к этому нет (это может быть человек или вещь какая-то). А вот если у нас все мысли о вещах, о материальных благах, то, как говорит Господь, где богатства ваши, там и сердце ваше. Под богатством подразумевается личность человека. Если все наше богатство на земле, то и вся наша жизнь здесь и заканчивается. Если наше богатство на Небесах и сердце наше туда стремится, то у нас есть все шансы войти в Царствие Небесное.
Что еще нам говорят святые отцы? Пост, по мыслям святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями, к пути к богообщению. Главная наша цель – богообщение. Оно достигается через разные инструменты: пост, молитва, церковные таинства, Покаяние. Авва Серапион пишет, наставляя своих духовных чад: «воздержание нужно для того, чтобы по усмирению плоти постом легче вступить в брань с прочими страстями». То есть это как фундамент борьбы со страстями. Ко мне периодически приходят люди, которые рассказывают, что им какой-то батюшка сказал, что еда не важна, а важно, что у тебя в душе, добрый ты или не добрый. Отчасти я с ними согласен. Конечно, не важно, что мы едим, а важно, что у человека в душе: благодать ли Божия или то, что противится благодати Божией. Но сама эта благодать просто так ниоткуда не появляется. Она является даром Божиим и ответом на наши усилия, подвиги духовные. Нам, конечно, до духовных подвигов далеко, но те усилия, которые мы делаем над собою во время поста и, в первую очередь, воздержание от тех или иных продуктов, потому что большинство из нас сегодня настолько духовно примитивны, что о каких-то возвышенных подвигах и речи идти не может. Нужно хотя бы очиститься от каких-то грубых страстей. Чревоугодие является особенно разрушительной страстью для человека.
Какие еще святые говорят о посте? Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением, прежде всего в страстях, духовных желаниях, похотях. Святитель Тихон Задонский, известный писатель, известный богослов говорит нам, что «телесный пост есть, когда чрево постится пищи и пития. Душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него ничто» О чем идет речь? О том, что мы с вами тесно связаны. И что является целью поста? Простым языком как мы можем это объяснить своим родным и близким? Для чего мы все-таки постимся? Когда мы начнем рассуждать о каких-то возвышенных ценностях, о Святом Духе, то они скажут, что мы уже совсем замолились, запостились. А простым языком как мы можем сподвигнуть, не заставить, не хитростью какой-то взять, а просто объяснить для чего мы постимся? Стать лучше. Это то самое духовное развитие, под которым мы понимаем то, что человек становится добрее, милосерднее, сдержаннее, лучше к людям относится. Мне задают следующие вопросы: «А как это связано с тем, что я не съем кусок мяса?» Нам Господь в нашу человеческую природу, живую природу, как мы говорим «в животную природу» (мы все в какой-то степени живые, то есть животные, но не в том плане, что мы все неразумные животные) заложил инстинкты, так называемые «животные инстинкты». Как вы знаете, основные инстинкты – это питание, размножение, самосохранение. И если человек с течение своей жизни никак не контролирует свои животные инстинкты земные, то из человеческого образа и подобия Божиего превращается в животное состояние, когда он живет для того, чтобы поесть, попить, удовлетворить свои интимные потребности. Речь уже не идет о размножении, это давно уже неважно для современных людей, особенно молодых, люди живут только ради себя. Ни о каких детях в большинстве случаев речь и не идет. Это трагедия. Это грозит вымиранием нашего населения, в том числе и российского, и русского населения. Самый главный инстинкт – это инстинкт самосохранения, когда человек ради своей жизни, ради «места под солнцем» готов уничтожить всех окружающих вокруг себя, «пройти по головам», несмотря ни на что. Это большая проблема. В этот момент человек теряет человеческий облик, а Божественный облик он давно уже потерял, если даже инстинкты свои он не может сдерживать. Пост – это возвращение к человеческому облику, когда мы потихонечку из этого полуживотного состояния путем контроля своих инстинктов – питания, размножения и самосохранения – начинаем возвращаться в человеческий облик. А когда во время поста мы помимо контроля своих инстинктов начинаем еще приближаться через церковные таинства и молитву к Господу Богу, вот тогда человек из человеческого облика становится образом и подобием Божиим. Или обоживается, или становится святым. Надо сказать, что здесь на земле полного обоживания или полной святости – избавления от всех своих страстей, от всех своих грехов – человеку невозможно достичь. Это полное обоживание уже происходит в Царстве Небесном, когда человек по воле Божией, по своему желанию и по своим делам удостоился Царства Небесного. Это все я говорю не от себя, так говорят святые отцы.
Здесь на земле никакого полного очищения от страстей не происходит. Это очень важно, потому что только человек подумает, что он избавился от какой-то страсти или от всех страстей, стал хорошим и добрым, духовным или благодатным, или подвижником и так далее, это называется страшным состоянием – состоянием прелести, когда бесы могут человека в таком состоянии и крутить, и вертеть, и делать то, что хотят. В прелесть впадали даже очень серьезные святые отцы, которые при жизни достигали очень серьезных подвигов и благодати Божией. И Господь их в какой-то момент таким образом смирял, смирял до того, что они теряли все и впадали в такие страшнейшие грехи, вплоть до убийства и блуда, что даже и простым христианам не всегда это естественно. Это говорит о том, что очень опасно себя считать во время поста постящимся и молящимся, лучше остальных. Это крайне важно. Это очень опасно и заразительно, потому что тут как раз-таки и хочется сказать: «А я-то пощусь, а я-то такой молодец». И вот об этом святые отцы нас строго-настрого предупреждают.
Как поститься? Из моего личного опыта и практики могу сказать, что надо поститься по совести и по своим силам. Бывает, что люди начинают поститься по каким-то монастырским уставам, особенно вновь пришедшие в Церковь. Так бывает, что человек пришел в церковь в 40–50 лет и, начитавшись святых отцов, начинает им подражать. И смех, и грех. И вот тут начинаются такие большие проблемы… И с его здоровьем, и с его психикой, и с его родными и близкими. И все, к чему он не прикоснется, все начинает разрушаться. Это тоже большая опасность, поэтому я всегда говорю, что поститься надо по силам. И сравниваю духовные подвиги со спортивными. Никогда невозможно достичь какой-то высоты спортивной, если ты пришел в спортзал пару раз. Каким бы ты не обладал внутренним потенциалом, но для того, чтобы достичь какой-то высоты, нужны многолетние труды над своим телом, над своим питанием, тренировками, вниманием, силой воли и так далее. В духовной жизни надо вложить гораздо больше усилий, но самое главное, что есть большая опасность думать, что я сейчас этими подвигами автоматически заработаю какую-то благодать. Это крайне неверные рассуждения. Нужно понимать, что все дары Святаго Духа, добродетели (настоящий пост, когда ничего не ешь и становишься лучше и добрее, как мы уже сказали), борьба со страстями, покаяние, молитва, сокрушение сердца, настоящее духовное смирение – это все дар Божий, который дается Господом Богом, а не механически зарабатывается. Это надо себе уяснить и не делать ошибок, когда мы пытаемся заработать себе или натренировать себе какие-то благодатные свойства. Это очень опасно. Все святоотеческое предание только об этом и говорит. Поэтому здесь на земле никакой абсолютной святости, тем более без благодати Божией, недоступно и невозможно. Во время поста мы это должны прочувствовать на себе.
Когда мы начинаем поститься, а мы постоянно хотим есть, мы даже в еде не можем себя ограничивать. И Господь показывает нам нашу слабость. И это нормально. Нормально, что нам постоянно хочется есть. Гораздо сложнее было бы, и надо об этом было бы задуматься, если бы у нас все сразу получалось. Духовный рост очень медленный. По крупицам эту благодать, как бисер, мы собираем на веревочку, нельзя сразу взять и всю нитку мгновенно продеть через все тонкие отверстия бусин. Так же и благодать Божия. Она очень скрупулезно, очень медленно собирается, потому что если нам, неокрепшим еще духовно, дать сразу все эти дары, то мы тут же начнем мнить о себе, что мы такие хорошие, мы лучше всех остальных, и впадем в другое состояние – гордость. А гордость с благодатью Божией никак соприкасаться не может. Мы опять все растеряем, поэтому мы должны очень четко это осознавать и понимать. И это основание, и залог духовного роста – понимание того, что все это медленно, скрупулезно, и резких духовных подъемов никогда быть не может. А если у вас резкие подъемы, то нужно сразу бежать к духовнику и говорить: «Что-то у меня не так. Видимо, бесы подловили меня. У меня так все здорово, хорошо, благодать в душе, птички поют, с ангелами общаюсь по ночам, с утра и до вечера молюсь». Это, дорогие мои, верный путь в никуда. А, точнее, понятно куда – в погибель души. На этом попался не один святой человек, к сожалению. Но какие-то проблески бывают. Иногда Господь нам дает почувствовать, к чему надо стремиться. Особенно это бывает у людей, вновь пришедших в церковь. Может быть, вы это ощущали? Помните себя? Я помню свое детское состояние, когда ты причастишься. Я с шести лет с родителями воцерковляюсь. Это прямо благодатное состояние, на крыльях летаешь. А постепенно, постепенно эта благодать отходит от тебя для того, чтобы ты сам учился делать какие-то шаги в духовной жизни. Поэтому, контролируя свои инстинкты, мы потихонечку возвращаемся в человеческий облик, изначально Богом для нас придуманный, а, участвуя в церковной жизни, мы постепенно, шаг за шагом медленно обоживаемся. Это состояние, когда в душе человека святой дух. Не дух гордости, не дух жадности, сребролюбия, блуда и других страстей, а дух благодати Божией, Святой Дух. И, конечно, чтобы он у нас появился, нужно себя хотя бы от каких-то грубых страстей воздерживать. Пост для этого и придуман. Мы уже говорили, что если человек постится, то пост занимает половину его жизни. Половина жизни – это постные дни, потому что половину года из 365 дней занимают постные дни.
Вопрос: – В пост от каких страстей нужно избавляться?
– У каждого человека есть какая-то основная страсть. Наверное, у всех – это гордость, потому что гордость является фундаментом страстей. У кого-то Господь лечит гордость другими страстями, смиряет, например, через зависимости. Господь в нашу жизнь входит, и человек зависимый понимает, что он сам ничего сделать не сможет без Бога. Поэтому у каждого есть своя основная магистральная страсть. Вот с ней, в первую очередь, и нужно бороться. Это как врачи определяют основную болезнь у человека. Например, пневмония. И если лечить насморк, то вряд ли ты вылечишь пневмонию. Так же и в духовной жизни. Если мы болеем чревоугодием, а пытаемся Иисусовой молитвой начать заниматься и при этом как жрали, так и жрем (смеется), то ни какой высоты Иисусовой молитвы мы никогда не сподобимся. Поэтому надо на себя посмотреть честно и сказать: «Я вот такой». Как у врачей: надо сначала признать свою болезнь, не закрывать на нее глаза. Это очень болезненно для людей, именно духовно болезненно, психологически сложно признать, что я плохой. Мозг человека так устроен, что он постоянно нас оправдывает: «Я же не такой плохой. Посмотрите на этого, на этого. Они воруют миллиардами, а я по чуть-чуть краду». Мозг нас будет постоянно оправдывать, новости какие-то, например, про попов грешных будет посылать… Так устроена наша духовная и психологическая жизнь, все тесно связано. Поэтому избавляемся сначала от грубых страстей хотя бы, а потом уже насколько позволит нам Благодать Святого Духа. Опять же я говорю, что мы боремся со страстями только с помощью Божией. Надо на сердце своем написать, что благодать Божия может нас исцелить от всех страстей. А мы сами можем только в это дно падать и падать. О посте есть еще какие-то вопросы?
Вопрос: – В пост мы отказываемся от продуктов животного происхождения. А от каких-то вредных продуктов, синтетических, например, надо отказываться?
– Тут мы попадаем в такую уловку. Если мы начнем поститься здоровой постной едой в наших современных условиях, то наш рацион будет в разы дороже, чем если мы будем есть обычную пищу. Да? Лобстеры, черная икра – это все постное. Иоанн Златоуст нам говорит о том, что сэкономленные деньги на посте ты раздай нищим, чтобы об этом никто не знал. Вот тогда твой пост будет приятен Господу Богу. И тут мы попадаем в такую ситуацию: когда жил Иоанн Златоуст в IV–V веке, то была одна гастрономическая ситуация. Мясо было дефицитом. А у нас сегодня наоборот. Поэтому надо выработать такую систему, чтобы она была и постной (мясо дешевле всего сегодня стоит, а хорошая рыба по стоимости дороже свинины и курицы) и не дорогой. В идеале, наверное, лучше перейти на крупы, если позволяет здоровье.
Вопрос: – А если мы видим, что в составе продуктов есть непостные составляющие?
– Все-таки я не рекомендовал бы вчитываться в состав продуктов. Конечно, мясо – это мясо, не надо читать состав. Если это макароны, то не надо искать в их составе яичный порошок. Это уже фарисейство какое-то. Меня с детства учили, что в хлебе копаться нельзя. Это грех. Поэтому еще раз говорю, что поститься нужно по совести. Совесть ведь нам подсказывает, от чего я могу сейчас отказаться, а от чего я, ссылаясь на какие-то свои обстоятельства (усталость, состояние здоровья, путешествие и т.п.), не отказываюсь. Но если себя оправдываю, то это путь фарисея. Мы должны поститься чистым сердцем. Господь не спросит с нас то, что мы сделать не сможем, великих подвигов Он с нас не спросит. А вот за то, что мы могли сделать, но не сделали, Он может с нас спросить.
Вопрос: – Я принимаю рыбий жир. Можно его принимать во время поста?
– Принимайте.
Вопрос: – Еда во время поста должна быть простая, без изысков? Это главное?
– Я считаю, что это самое главное. Сегодня можно купить многое. Вчера моя жена купила ради интереса пшеничную колбасу с ароматизатором докторской колбасы. Я попробовал. Колбаса как колбаса, но там ничего мясного нет. Но если я начну есть каждый день такую колбасу, то это не пост будет. Или котлеты она купила растительные. Вкус натурального мяса. Понятно, что там состав растительный, все натуральное, без ГМО. Все это дороже в два раза, чем натуральная колбаса и котлеты. Но я считаю, что это уже не пост.
Вопрос: – А если я люблю жареную картошку, то мне весь пост на ней можно просидеть?
– Я думаю, что просто надо меньше есть. Кушайте, но гораздо меньше, чем обычно. Когда я был студентом духовной академии, то нам опытные духовные люди говорили, что если мы съедим ведро картошки и выпьем банку чая, то разве это будет пост? А если у тебя есть кусок мяса, больше нет никакой еды, и если ты отрезал маленькую часть и съел, не переедая, то для Бога это. Как у святых отцов мы читаем? Холодильников не было, мясо или сало хранились солеными. Приходили путники, паломники, их угощали тем, что есть. И вместе садились за стол, и вместе ели, потому что гостеприимство как любовь к людям всегда были выше, чем пост и молитва. Есть такое выражение у святых отцов, что послушание и любовь выше поста и молитвы.
Вопрос: – А если приходишь в гости к кому-то, а там не знают, что ты постишься. И они угощают. Нужно не говорить, что ты постишься?
– Да. Я думаю, что можно съесть немного, не переедая. Тут совесть наша должна подсказать. С одной стороны, мы едим, с другой переедать не надо. А то мы весь пост будем ходить в гости. И нас будут там кормить.
Вопрос: – А алкоголь?
– Можно чуть-чуть выпить. Но я рекомендую воздерживаться от спиртного. Я и сам стараюсь воздерживаться от спиртного. Конечно, бывают праздники. Несколько лет я во время поста и в постные дни стараюсь воздерживаться от спиртного. Хотя какой-то зависимости я в себе не чувствую.
Таинство Покаяния. Во время поста воздержание должно зародить в нас чувство покаяния. Давайте прочитаем, что нам говорят о таинстве Покаяния святые отцы. В православном катехизисе дается определение этого таинства. Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Это таинство называют вторым Крещением, потому что в Крещении мы полностью очищаемся от грехов. А в таинстве покаяния мы очищаемся от грехов в силу нашего раскаяния. Чем больше наше покаяние, тем больше наше очищение души. Покаяние искреннее, настоящее – это тоже Божий дар, потому что можно на Исповеди называть миллион грехов, но при этом говорить: «Ну и что. И все остальные также грешат». Я с этим периодически также сталкиваюсь. Люди приходят и говорят: «Ну я такой же, как и все. Грешу также». Это не покаяние. Это даже не Исповедь. Это просто отчет о признании своих грехов. А искреннее осознание своих грехов и осознание своей падшей природы, по-настоящему переживание, не мнимое выдавливание душевного чувства, а настоящее сердечное осознание своих грехов и покаяние – это дар Божий. Не случайно сейчас во время поста мы читаем молитву Ефрема Сирина. Помните? Господи, даруй мне зрети моя прегрешения. Потому что мы не видим свои грехи. И почему святые отцы считали себя последними грешниками, и говорили перед кончиной своей земной жизни (казалось бы, о какой еще святости мечтать? С ангелами они вживую общаются): «Я не знаю начал ли я покаяние или нет». И когда ты смотришь на это и сравниваешь себя с этими людьми, то понимаешь на каком дне, духовном дне, на каком-то начальном уровне мы находимся.
В современной церкви таинство Покаяния, как правило, предшествует таинству Причастия, причащению Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку подготавливает душу кающихся к участию в этой великой трапезе. Необходимость в таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином, в таинстве Крещения, омывшем его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Поэтому Церковь рекомендует регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Хотя бы делать это раз в месяц. Я уже говорил в прошлый раз, что есть документ, одобренный на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2–3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. «Об участии верных в таинстве Евхаристии», где есть раздел о таинстве Покаяния.
Я предлагаю сейчас зачитать два абзаца из текста этого документа: «Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в таинстве Покаяния. В условиях, когда многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, Исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин». То есть священник на Исповеди может сказать: «Я не допускаю вас до Причастия по тем-то или тем-то причинам». По каким причинам нас могут не допустить до Причастия? По каким-то грубым, тяжелым, нераскаянным грехам, либо активным грехам. Например, человек живет в блуде. Да, он кается, но он не меняется. Он как живет, так и живет, не меняется. До Причастия человек этот не допускается. Или он ворует вагонами. И ворует, и ворует. И приходит к священнику и говорит: «Ничего не могу с собой поделать». Священник ему говорит: «Вот пока ты не изменишься, до Причастия я тебя не допускаю». Или, например, человек ругается, всех ненавидит, находится в непримиримом состоянии к кому-то. Это тоже является причиной для епитимии, для своего какого-то покаяния дополнительного перед Причастием.
Далее читаем документ: «В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной Исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в Исповеди». В нашем храме точно так же на Страстной, на Светлой седмице, на Святках мы допускаем людей причащаться без какой-то особой покаянной подготовки если, например, человек постился и исповедовался в течение Великого поста или Рождественского поста. Далее: «При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в таинстве Священства».
Третий абзац говорит о том, что «недопустимо совершение Исповеди помогающим за Литургией священником во время чтения Евангелия и евхаристического канона». Поэтому у нас в храме есть хорошая традиция не исповедывать во время Литургии, потому что во время Литургии нужно молиться со священником, нужно молиться с людьми, а не бормотать что-то на ухо священнику, надо думать не о своих грехах, а о Господе Боге. Иногда бывают какие-то случаи, когда мы выходим после молитвы «Отче наш», перед Причастием и причащаем детей, больных, хромых, инвалидов. Это, я считаю, нормальная практика, потому что иногда не может человек на коляске инвалидной приехать, на костылях прийти, ему тяжело. Хотя и такие тоже есть среди них, кто приходит на Исповедь накануне, приезжают на инвалидных колясках. Это подвиг, конечно, это подвиг. Это все, что касается документа «Об участии верных в таинстве Евхаристии».
Что еще? Покаяние – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Какие цитаты мы знаем из Священного Писания. Господь говорит: не хочу смерти грешника (Иез. 33; 11). Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершенный грех становится ему ненавистным. А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10). Также в священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения: если не покаетесь, все так же погибнете (ЛК. 13:3).
Что еще? …так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). Надо просить у Господа дар – видеть свои грехи. Об этом говорит апостол Иоанн в своем первом послании. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин. 1: 8,9). Это очень важная цитата. Если люди по какому-то обольщению бесовскому думают, что они уже безгрешны, то нет истины в этом человеке. И такой человек не достигает ни спасения, ни Царствия Небесного. Очень важное это состояние.
Вопрос: – Говорят, что мы после смерти будем проходить мытарства. Вот я пришла на Исповедь, исповедовалась: «Говорила плохо о таком-то человеке». А когда я буду там, то говорят, что я встречусь с этим человеком глаза в глаза, и Господь будет решать простить тебе грех осуждения этого человека или нет. Якобы этот человек будет и на том свете вместе с тобой.
– За раскаянные грехи с нас уже никто не спросит. Есть такое святоотеческое предание. Бесноватый человек пришел на Исповедь к священнику. Священник спрашивает: «В чем каешься?». Тот отвечает: «А ты кто такой? Почему я должен перед тобой каяться?» Бес в нем говорил это. Священник отвечает, что он священник Бога Живаго. Но человек снова говорит: «У тебя такие и такие-то грехи есть». Бесы же знают все наши грехи лучше нас. Священник удивился. Да, у него есть такие грехи, пошел и тут же покаялся перед другим священником на Исповеди. Возвращается, надевает епитрахиль. Подходит к нему тот же самый человек и говорит: «Так кто ты?» Священник снова отвечает, что он священник Бога Живаго Иисуса Христа. Но человек опять говорит: «У тебя же грехи есть». Священник спрашивает: «Какие грехи?» И этот человек не смог ничего сказать. То, что Господь вычеркивает из духовной жизни, для бесов тоже становится недоступным.
Вопрос: – Человек покаялся перед Богом. А перед тем, кого он обидел ему надо каяться?
– Конечно. Нужно каяться.
Вопрос: – Как-то такая встреча организуется Богом, чтобы я встретился и покаялся перед этим человеком?
– Богом не организуется. Она от нас требуется. Господь говорит: «Отложи свою жертву». Если ты что-то кому-то должен или есть у тебя какая-то обида, то ты ее отложи, потому что Богу такая жертва будет неприятна. Сначала пойди, покайся, примирись со своим ближним. А потом уже иди на Исповедь. Конечно, на Исповеди можно раскаяться, если нет возможности с кем-то повидаться. А если есть возможность встретиться, то сначала надо просить прощения.
Вопрос: – А если человек перед Богом раскаялся, а примириться с тем, кого обидел не торопится?
– Мы не знаем, что Господь принимает, что не принимает. За Бога очень сложно отвечать. Все зависит от состояния души человека. Может быть, после такой Исповеди Господь даст такую благодать, которая изменит его сердце, и он пойдет и потом попросит прощение. Я обычно спрашиваю на Исповеди: «Вы всех простили?» Если человек отвечает, что не всех простил, то я говорю: «Вы извините, но пока вы всех не простили, я тоже не могу вам все грехи простить по слову Христа из молитвы Отче наш: прости нам наши грехи как и мы прощаем должникам нашим». Поэтому есть такая практика, что мы даже разрешительную молитву не читаем, если человек говорит, что не может простить. А если человек говорит, что старается изо всех сил простить, но пока еще нет такой благодати, чтобы пойти и лично примириться, то я думаю, что Господь примет и такое покаяние. У людей бывает настолько жестокая обида, что они просто физически не могут подойти. Для этого нужно время, участие в церковных таинствах, пост и молитва, чтобы сердце человека размякло, очистилось от грубых страстей. Поэтому тут решает Господь.
Вопрос: – А кто обидел? Ему тоже бывает сложно подойти.
– Кто обидел, тот обычно считает, что все вокруг виноваты. Такие вещи надо индивидуально разбирать. Если мы просто не хотим каяться, а виноваты, то это покаяние неполноценное. И Господь об этом нас предупреждает. В первую очередь нам нужно примириться с теми, кого мы обидели, если мы действительно обидели. А если на нас обижаются, хотя мы уже раскаялись, попросили прощения, то что? Человеку никогда не причащаться что ли? Поэтому мы от себя делаем все, что необходимо, а дальше уже Господь будет разбираться кто прав, а кто виноват.
На Исповеди (это мое мнение) не нужно во всех подробностях перечислять все ваши грехи. Не надо подробно рассказывать кого и за что осудил. Есть страсть – осуждение. Не надо рассказывать, что вы взяли или не взяли, кому конкретно помогли, не помогли. Есть конкретный грех. Господь смотрит на ваше сердце, с каким сердцем вы каетесь в этом грехе. Если вы пытаетесь «уболтать» батюшку перечислением своих грехов, то это путь неверный. Все-таки лучше, я считаю, каяться от искреннего чистого сердца без перечисления каких-то своих мелких грехов, особенно блудных. Монахам, например. Некоторые приходят в монастырь и начинают монахам о своих блудных страстях рассказывать, заражать. Это же все передается, все эти фантазии, воображение. Есть грех блуда. Вот мы в нем и каемся. Есть грех осуждения. И неважно кого, когда и где. Господь знает и видит ваше сердце. А священник имеет право читать разрешительную молитву, после которой Господь прощает вам эти грехи. Самое главное – это наше внутреннее сердечное раскаяние, а не многословие на Исповеди. И не нужно думать (это такое магическое состояние), что чем больше мы грехов напишем, чем больше мы грехов назовем, тем мы станем святее. Нет. Это тупиковый путь. Это совсем не так работает. Господь смотрит на наше сердце. Настоящее покаяние – это дар Божий. Мы только к нему приближаемся. По началу парадируем наше покаяние. Я уже говорил, что многие святые, хотя все свою жизнь каялись, говорили: «Я не знаю, начал ли я покаяние или нет. Дайте еще мне немножко времени, чтобы здесь покаяться». Покаяние состоит из всей нашей жизни. Не будет у нас никогда такого времени, когда мы скажем, что во всем раскаялись и каяться больше не в чем.
Вопрос: – Каяться надо меньше, но лучше?
– Более духовно.
Вопрос: – Рассказать на Исповеди один грех, но качественно?
– Нет. На Исповеди надо каяться во всех своих страстях, не перечисляя все мелкие подробности. Мы же знаем. Если я знаю, что я осуждал, а у меня еще есть гордость, то это не значит, что я в гордости буду каяться, а в осуждении не каяться. Но если я осудил 500 человек, то я не буду перечислять, что я осудил 500 человек. Или 100 раз я возгордился, то не нужно все эти 100 раз перечислять. Это просто фарисейство.
Вопрос: – Главным грехам на Исповеди надо уделять больше внимания?
– Не больше внимания, а больше внутреннего сердечного покаяния, которое видит только Господь Бог. Не выдавливать из себя слезы, делать грустное личико, как те фарисеи, которые грязью мазали свое лицо. Должен быть внутренний вопль из своей души о своих грехах. Причем наш плач о своих грехах только больше бесов веселит, это все показное. Настоящий плач о наших грехах – это когда Господь плачет о наших грехах, когда мы это видим и чувствуем. Но это дар Божий.
Вопрос: – Вначале мы же не умеем каяться. Плохо делаем все…
– Вначале Господь это принимает. В самом начале.
Вопрос: – Начала каяться, избавилась от некоторых грехов. Сначала было легко, а сейчас есть страх перед этими грехами, что они могут вернуться. Как вернуть благодать, которая была после первой Исповеди?
– Мы никакими механическими действиями благодать Божию вернуть или удержать не можем. Это большая опасность в духовной жизни. Благодать Божия приходит тогда, когда решит Господь Бог. Не когда мы «с бубном пляшем» вокруг аналоя со своими грехами, с кадилами или еще с чем-то, а когда Господь решит. А решает тогда, когда человеку это полезно и когда он может воспринять эту благодать Святаго Духа. И подвижники, и молитвенники это прекрасно знают. Даже если ты всю свою жизнь посвятил молитве, то ты можешь одно и тоже делать, но сегодня приходит благодать Святаго Духа, а завтра не приходит. И завтра, и месяц, и год может не приходить у великих святых отцов и подвижников. Поэтому никакими манипуляциями самыми благочестивыми, самыми религиозными, самыми святыми мы не можем удержать в себе благодать Святаго Духа. Это очень важно понять, чтобы не впасть в прелесть. Если мы думаем, что мы сейчас сделаем что-то такое и тут же на нас сойдет благодать Святаго Духа и мы решим все наши проблемы, то это очень большая опасность и путь в никуда. Поэтому мы делаем все, что возможно, все, что мы можем – ведем христианский образ жизни, соблюдаем заповеди, участвуем в церковной жизни. А благодать Божия придет или не придет, это зависит от Господа Бога. Чем отличается магия от настоящей христианской веры? В магии, в оккультизме люди могут манипулировать злыми духами: прочитал заклинание, и бесы должны тебе что-то сделать в ответ. А Господь нам ничего не должен. Мы можем поститься на хлебе и воде весь пост, а в сердце своем иметь гордость. И благодати Божией как не было, так и не будет. А может и будет, если человек просто отказался хотя бы от мяса или от сигарет. Или от еще чего-то. Да, он не сто процентов постился как великие святые. Но за его минимальный подвиг Господь его вознаградит какой-то внутренней благодатью. Это уникальное состояние, когда в душе у тебя мир, смирение, видение своих грехов. Как отличить настоящую Благодать Божию от бесовского обольщения? Святые отцы говорят, что когда ты начинаешь чувствовать благодать и каяться, то ты видишь бесчисленное дно своих грехов. Начало покаяния и молитвы – это видение своих бесчисленных грехов. А если ты видишь себя святым и безгрешным, то, естественно, откуда это состояние эйфории к тебе пришло? Поэтому наша задача – это смирение. Смирение – это осознание своего собственного недостоинства и несостоятельности без Бога. Мы, во-первых, должны полностью осознавать, что без Бога мы ничего вообще не можем. Если Господь от нас окончательно заберет свою благодать, то мы на такое дно ляжем, что никто нас не достанет. На дно ада. Вместе с сатаной. И второе важное качество смирения – это принятие всех обстоятельств вокруг нас как необходимых для нас. Без роптания, без осуждения. Это два очень важных качества у смирения. Святые отцы говорят, что без смирения никакое спасение в принципе невозможно, несмотря на то, какими добродетелями ты обладаешь. Бесы нам тоже могут «подкинуть» добродетели. И можно в благотворительности свои деньги налево-направо раздавать. И, как некоторые подвижники, можно и не есть, и не пить вообще. И еще что-то, самое разнообразное. Но если у тебя не будет осознания, что без Бога ты ничего не можешь, если тебе Господь посылает падение какое-то, проблему какую-то, а ты начинаешь роптать, унывать, считать, что у нас-то были планы, что еще полгода и я начну с ангелами разговаривать, а Господь опять меня посадил ровно чтобы я сидел и не выскакивал. Это очень нехорошо. Но бывает периодически такое состояние. Я понимаю, что это такое обнуление. Вот я думал о себе, что я что-то знаю, рос, рос, лекции преподавал, а тут Великий пост, а я на всю неделю заболел. И я понимаю, что не могу прийти на канон, на Литургию. И это очень хорошо смиряет. Хотя я так люблю канон, люблю первые дни Великого поста. Но я понимаю, что я не просто не могу прийти, а я ничего и не знаю. Периодически такие состояния у меня возникают. Только я начинаю кого-то чему-то учить, как сразу понимаю перечень своих грехов, страстей. И понимаю, что ничего я не знаю, не умею того, о чем я сейчас говорю. Так Господь периодически всех нас смиряет. И это нормальное состояние для христианина. Никакого высокоумия для христианского состояния недопустимо в принципе. Если мы что-то говорим не от смирения сердца, а от хитроумия своего, высокоумия, то никогда это на пользу ни себе, ни окружающим не пойдет. Поэтому покаяние – это состояние, растянутое на всю нашу жизнь. Никогда не будет такого состояния, что я раскаялся, я святой, мне никакие духовные отцы не нужны, Церковь мне не нужна. А такое бывает у современных христиан состояние.
Вопрос: – Меня спросили знакомые: «А что такое Православие? Зачем в церковь ходить, если Бог у нас в душе?» Я не смогла им ответить.
– Если взять духовных людей, которые занимаются духовным деланием, духовным подвигом и посмотреть на их жизнь, то они никогда никого не зовут за собой. Понимаете? А зовут те, кто занимаются имитацией духовной жизни. Это всякого рода сектанты. Там нет полноценной духовной жизни. Там есть пародия. И вот они очень активно занимаются привлечением людей. А православная жизнь заключается в сораспятии со Христом, в настоящей духовной жизни. По крайней мере, у нас есть образец святоотеческий. Ни у протестантов, ни у католиков нет такого богатства духовного опыта и духовной святости. О чем это говорит? Инструкция у тебя правильная для спасения? Или она с гнильцой? Для меня, как для разведчика бывшего, это как карта. Чем точнее у тебя карта, чем она правильнее, со всеми ориентирами, тем ты, скорее всего, правильнее дойдешь до цели, правильно будешь ориентироваться на местности. А если карта приближенная: может быть, там, может быть, здесь… Как хочешь, так и иди. Как в голову тебе взбрело, так и толкуй Священное Писание. Дойдешь ли ты до Царствия Небесного? Очень большой вопрос.
И именно потому, что это сораспятие, мы никого насильно приводить не можем, и рекламировать это мы не можем. Это говорит о настоящей, подлинной, духовной жизни. И чем больше мы занимаемся миссионерством, тем больше замечаем, что «выхлопа» нет. А потому что это подвиг. Нельзя принудить человека совершить подвиг. Это личное желание человека. И только глядя на нас, на нашу «подвижническую жизнь» (если мы когда-то дорастем до подвижнической жизни, как святые отцы), человек должен решать. Ты хочешь быть таким? Пожалуйста. Вот есть православный путь христианина. Или можно себе придумать какую-то сокращенную, лайтовую версию. Приведет ли она тебя туда, куда ты хочешь? Большой вопрос. Поэтому, никого насильно никуда тащить не надо. Самой главной проповедью является не миссионерство, а наш личный образ жизни.
Вот когда на нас смотрят и говорят: «Ух ты! Какой хороший святой человек. Нам тоже также надо избавиться от страстей, от грехов. Быть таким добрым, открытым, человеколюбивым, смиренным, кротким». Но я в это воскресенье на проповеди говорил о том, что когда ты пришел в храм, то с православными людьми лучше не общайся (смеется). Потому что они тебя такому научат… Как в Евангелие апостол Нафанаил говорит: «Как я узнаю, что это Спаситель?» А брат его Филипп говорит: «А ты приди и виждь». Пойди и посмотри (Ин: 1. 46–46). Когда мы приходим ко Христу и смотрим на Него через Евангелие, через иконы, через личный опыт, и мы видим, что это все работает, то тогда человеку хочется этим жить. Это самым главным является убеждением для неверующих людей. Ничего больше не работает в принципе. В идеале мы должны быть образом и подобием Божиим. Господь верит в нас. Он дал нам этот дар веры. Он хочет, чтобы мы работали над собой, были образцовыми христианами.
Следующее таинство, которое мы разберем – это Соборование. В Великий пост в нашем храме проходит таинство Соборования по субботам в 14.00 часов, перед вечерним богослужением. У кого есть желание, можно записаться.
Всем Божиего благословения. Господь да прибудет со всеми вами.
Сбор идет с начала месяца.