Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Таинства Церкви. Тема Таинство Священства и человеческий фактор. Встреча от 4 апреля 2023

Цикл бесед «Таинства Церкви».

Тема «Таинство Священства и человеческий фактор».

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча от 4 апреля 2023 г.

 

Здравствуйте! Всех вас рад видеть. Подходит к концу Великий пост. Осталось полторы недели. И мы заканчиваем цикл лекций о таинствах Церкви. Всего, я напомню, семь церковных таинств. Последним мы разбираем таинство Священства или Рукоположение. Как мы уже ранее говорили, это самое малочисленное таинство, которое может совершать только архиепископ, архиерей. Епископ – высшая, третья степень священства. Как раз сейчас обо всех степенях священства мы и поговорим.

Дадим определение таинства Священства. Священство – это таинство, в котором через святительское рукоположение (имеется в виду епископ, святителем мы называем епископа) на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово. Такое определение нам дает православный катехизис.

Мы знаем три степени священства: диаконы, пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи). Поговорим об истории священства. Таинство священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать таинства. Священство существовало еще и до Христа, но оно принципиально отличалось тем, что передавалось не через особую благодать и возложение рук, как в Новом Завете, а через что? Как вы думаете? Передавалось по наследству, из поколения в поколение, по мужскому полу (сейчас тоже только мужчинам можно становиться священниками). То есть был род священников, левитов по прямой мужской линии. Если у человека из рода священников не было каких-то физических изъянов: руки, ноги, слух, зрение… В Ветхом Завете считалось, что если человек обладает каким-то изъяном, то это наказание Божие, священником такой человек становиться не может. Выбирали в священники самых крепких, здоровых. В этом принципиальное различие. Во Второзаконии прообраз новозаветного священства представлен в служении левитов, священников и первосвященников. Левиты – это были диаконы, священники – как и сейчас священники, первосвященники – это епископы, архиереи и т.д.

Священство Господь отделил от среды Своего народа. В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему, и молиться, и благословлять именем Его (Втор. 10; 8).

Новозаветное священство отличается. Если в Ветхом Завете служение в храме было уделом левитского священства (имеется в виду род левитов), остальной народ «во святая» и, тем более, «во святая святых» входить не мог. Священнослужители только были «во святая». Может быть, кто-то был в Иерусалиме, видели? Там есть макет храмового комплекса. Это грандиозное сооружение, большая часть которого была под открытым небом. Только храм и «святая святых», куда могли входить люди в священном сане, были под крышей. Жертвенник был тоже на улице, тоже большое сооружение, где священники совершали жертвоприношения. В храме разделывались жертвы. И говорят, что в большие праздники там крови было чуть ли не по колено. По щиколотку точно. Разделывались эти жертвы, часть мяса забирали, часть оставляли. Была жертва всесожжения, когда полностью сжигалась туша животных, ничего не оставлялось. В основном сжигались внутренности, часть мяса отдавали на храм, часть забирали с собой. Но когда Господь Иисус Христос предал Свой Дух на Кресте, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу (Мф. 27; 51). И это, согласно толкованиям, значит, что покрывало было снято со святыни и Новый Израиль был введен во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою (Евр. 10; 19.20). Через это событие весь новозаветный народ стал царственным священством, он весь теперь составлен из царей и священников, и в его собрании – Господь.

Было такое у апостолов, что мы все люди, принимая таинство Крещения, все в какой-то степени становимся священнослужителями. Мы все служим Господу Богу. Это, можно сказать, нулевая стадия священства. Мы все имеем право молиться Господу Богу, причащаться Тела и Крови Христа, Крестить. Каждый верующий крещеный совершеннолетний человек может крестить любого человека, который в сложных жизненных ситуациях не может дойти до священника, когда его жизни угрожает опасность. Об этом мы ранее на лекциях говорили.

Все помнят, как это делать, как совершается таинство Крещения мирским чином? Не все помнят? Давайте вспомним. Берется любая жидкость, которая есть под рукой. Не обязательно святая вода. Это может быть любая жидкость, которая есть под рукой. Например, человека, которого надо крестить, зовут Сергий. Со словами: «Крещается раб Божий во имя Отца. Аминь (возливается вода первый раз на его голову). И Сына. Аминь (возливается вода второй раз на его голову). И Святаго Духа. Аминь (возливается вода третий раз на его голову)». Такой человек считается крещеным. Если он вдруг не выжил после Крещения, то его можно поминать в храме. Если он выжил, то таинство Крещения заканчивается в храме уже священником, в том числе и Миропомазанием. И покаянием, и Причастием соответственно тоже. Итак, мы с вами все имеем такую нулевую степень священства.

         Но при этом в Небесной (ангельской), и в земной (человеческой) Церкви существовала и будет существовать своя, установленная Господом, иерархия, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14; 33). То есть помимо того, что мы все священнослужители в какой-то базовой минимальной степени, то есть и еще, как у Господа на Небе есть иерархия. Мы же знаем, что есть иерархия у ангелов. Сколько чинов у ангелов в Православной Церкви выделяют? Девять. Так же и мы выделяем три степени священства.

В первоначальной Церкви с момента ее основания стали появляться разные должности, но если одни из них были чрезвычайные, то другие – «обыкновенные». К чрезвычайным должностям можно отнести служения пророков, апостолов, евангелистов и лиц, обладающих необыкновенными дарами Святого Духа. К обыкновенным должностям можно отнести служение предстоятелей, блюстителей, пастырей, учителей, пресвитеров и диаконов, то есть священнослужителей Церкви.

Формы призвания этих лиц к служению (должности) описывают евангелисты Лука и Иоанн, повествуя о явлении Спасителя ученикам по Своем Воскресении.

Посвящение производится через рукоположение. Помните, когда Христос посвящал своих учеников? Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 22–23).

Апостолы какую степень священства имели? Высшую земную степень священства. Это были своего рода епископы. Подобные епископам. От апостолов через рукоположение хиротония (по гречески cheirotonia, от cheir – рука, и teino – простираю) впервые была применена при избрании Павла. Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13; 2, 3). Через Рукоположение и соборную молитву были возведены в диаконское служение семь благочестивых мужей (Деян. 6; 6) и рукоположены пресвитеры в Листре, Иконии и Антиохии (Деян. 14; 21–23). В послании апостола Павла к Тимофею говорится: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства (1 Тим. 4; 14).

Протестанты говорят, что это мы сами себе придумали, все это не надо, все священники могут возлагать руки друг на друга, молиться и так далее. Слышали такое? Но мы говорим, что нет. Мы все в какой-то степени обладаем даром царственного священства при таинстве Крещения, но Господь уже при Своей земной жизни выделял специальных апостолов на специальное служение. Поэтому нельзя сказать, что не нужны нам епископы, не нужны священники, не нужны диаконы. Как хочешь, так и живи? В Церкви так не получится, потому что Бог не Бог какого-то безобразия и неустройства, а Бог красоты, благолепия и единоначалия.

По способу избрания в священные степени можно выделить несколько периодов в истории Церкви. Но об этом долго мы не будем говорить. А поговорим мы о степенях священства.

В Православной Церкви существует три степени священства. Диакон, низшая степень; пресвитер (или священник, или иерей); епископ, также называемый архиереем.

Посвящаемый в диакона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника или пресвитера получает благодать совершать таинства. Посвящаемый во епископа или архиерея получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Диакон как переводится? Диакон переводится с греческого (диаконос) как «служитель». Это священнослужитель первой младшей степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при таинствах, но не совершая их, то есть сам диакон никакие таинства, кроме таинства Крещения (когда нет священника), совершать не может. Он только помогает. Без священника или без епископа он служить не может.

У каждой степени священства есть свои церковные награды. Какие у диаконов есть награды? Если диакон в монашеском сане…

Про монашество мы сегодня не говорили. Давайте поговорим. Монашество не выделяется в особое таинство. Хотя говорят, что оно сродни чуть ли не таинству Крещения, когда умирает ветхий человек и рождается новый. Даже новое имя дают в таинстве монашества. Есть монашествующее духовенство. Как в народе оно называется? Черное. А есть женатое духовенство, которое в народе называется белым духовенством. Так вот у монашествующего духовенства и церковного духовенства есть свои награды. Монашествующего диакона называют иеродиаконом, если он состоит в монашествующем чине.

 

Вопрос: – Я видела диаконов, которым уже около 60 лет. Они всю жизнь диаконы или иеродиаконы? У них, как у врачей? Кто-то учился на фельдшера и работает фельдшером, а кто-то учился на врача и работает врачом? Он недоучка среди священников или его просто не повышали?

 

– Чтобы стать священниками, мы обязательно должны сначала стать диаконами. Сначала становишься диаконом, потом священником, а уже потом епископом. Нельзя перескочить, сразу став священником или епископом. Каждый раз посвящается в новую степень священства. Диакон помогает прислужать. А чем он помогает? Своим чтением и пением. Особо талантливых диаконов с хорошими голосами, с хорошим поставленным голосом, хорошим музыкальным слухом часто надолго оставляют в диаконском сане, если у них есть такое желание. Поэтому это, как правило, не наказание, а наоборот, это своего рода привилегия. Как правило, такие диаконы дослуживаются до таких церковных наград как протодиакон или архидиакон. Архидиакон служит только с Патриархом. При Патриархе всегда есть архидиакон. Такой в церкви архидиакон один. А протодиаконы обычно служат с архиереями. Когда архиерей приезжает служить в каком-либо храме, то рядом с ним такие крепкие протодиаконы, которые управляют всей службой, они говорят кому где стоять, кому что говорить, всех строят, перестраивают. Их обычно два, может быть больше, а может быть и один. У архиерея есть еще иподиаконы – это те, кто еще не в священном сане, но они помогают архиерею, ходят со свечами, разными принадлежностями архиерейской службы. Если человек в возрасте в чине диакона, то это не значит, что его не хотят посвящать в священника. Но иногда и действительно не хотят. Бывает, что человек не готов быть священником. Он сам говорит, что у него нет какого-то таланта. Его когда-то рукоположили в диаконы, он видит свое призвание только в этом служении. Бывает, что люди не готовы брать на себя всю ответственность священника. И они так и остаются диаконами на обычных приходах.

Я был диаконом семь месяцев. Потом меня владыка Викентий рукоположил во священника.

 

Вопрос: – Есть какие-то сроки нахождения в сане?

 

– Во-первых, это должно быть твое личное желание. Во-вторых, этот вопрос решает архиерей. Если архиерей скажет: «Мы рукополагаем тебя», то, как правило, уже никто не отказывается. А бывает, что у тебя желание есть, но архиерей может сказать: «Нет. Я не хочу». Бывают и некоторые канонические препятствия, которые не дают человеку дальше развиваться. Что касается монашествующих и белого духовенства, то третья степень священства, про которую мы с вами сейчас будем говорить – это епископ. Епископ только из числа монашествующих. То есть я, как священник женатый, – дай Бог, так все и останется – не могу по канонам стать епископом. Хотя в древности первые епископы, также, как и апостолы, были женатыми. Потом уже, спустя какое-то время (в IV–V вв.), епископами становились только из числа монашествующего духовенства.

Протодиакон (первый, старший диакон), если он несет должность старшего диакона в белом (женатом) духовенстве. Архидиакон (старший диакон), если он несет должность старшего диакона в монашестве, как правило, в монастыре, но обычно при патриархе в нашей современной церкви. Как вы думаете, к диаконам как обращаются официально? Обращаются «Ваше боголюбие», еще нас учили «Ваше преподобие». Если вы будете писать священнику официальное письмо, то к священнику обращаются «Ваше преподобие». А если священник протоиерей, то обращаются к нему «Ваше высокопреподобие».  А к архиерею как обращаются? «Ваше преосвященство», если это епископ, а если архиепископ или митрополит, то «Ваше высокопреподобие». К патриарху обращаются «Ваше святейшество». Обычно так обращаются на официальных мероприятиях.

Следующая степень священства – это пресвитер (греч. пресви́терос – старец), либо священник, иерей (греч. иере́ос – священник) – священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств, за исключением таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в диаконский чин. Священник крещает, и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает. Пресвитер также не может совершать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. Антиминс – что это такое? Это плат на престоле, который заворачивается в илитон (тоже красивый плат). Это своего рода документ, который позволяет священнику совершать богослужение, то есть Литургия без антиминса совершаться не может. В антиминсе есть печать, которая изображает Христа во гробе, учеников и всех апостолов. И обязательно должна быть подпись епископа: какому храму в какой епархии какой епископ поставил свою подпись.

 

Вопрос: – Должность священнослужителя зависит от образования?

 

– Этому я хотел посвятить вторую часть лекции, где рассказал бы о человеческом факторе. Но раз задали такой вопрос, то давайте обсудим это. В 90-е годы, когда церковь только открывалась у нас после времени богоборческой советской власти, тогда рукополагали, к сожалению, всех без образования. Такая была ситуация. И поэтому много уже взрослых современных священников, которые были рукоположены в 90-е годы, не имеют духовного образования. Я в 2003 году поступил в семинарию, тогда все еще рукополагали без образования. Позже уже стало необходимо духовное образование. Хотя бы три года семинарии нужно было закончить, чтобы стать диаконом. Когда я учился, то образование подразделялось на специалитет и кандидата богословия. Я заканчивал семинарию специалистом в области православного богословия. Сейчас это бакалавры богословия. А потом я заканчивал духовную академию со степенью магистра богословия. Есть еще степени кандидат богословия и доктор богословия. Не путайте с теологическим образованием. Теологическое образование – это государственное светское образование. Семинарское образование – это церковное образование. Хотя сейчас многие семинарии получили право сертификата государственного образца, аккредитацию. Сейчас духовное образование обязательно для всех. Для епископа академическое образование обязательно, но те епископы, которые были раньше рукоположены, они не все имеют образование академическое. Поэтому на практике твой сан зависит от твоих способностей и от отношений с правящим архиереем. Если у тебя нормальные отношения, если по каким-то причинам на тебя архиерей не зол, хочет тебя рукополагать, то проблем нет. Если есть у тебя разные ситуации, то могут тебя не рукополагать дальше. Мы говорили о тех священниках, которые получили священный сан без образования. Часто, к сожалению, в современном мире это вредит церкви, когда люди, не имея образования, начинают создавать свою какую-то своего рода секту. У нас много есть тому примеров, не будем на личности переходить. Это отводит людей от Церкви и уводит их в раскол. Раскол – это один из самых страшных грехов, который не позволяет человеку даже через мученическую смерть войти в Царство Небесное. Представляете? Если человек раскается, его простят, но последствия раскола очень серьезные.

 

Далее. Пресвитер или священник. У нас тоже есть своего рода награды. Все не буду их перечислять. Основные перечислю, которые бросаются в глаза. Если священник в монашеском чине, то его называют иеромонахом. Схииеромонах, если он принимает схиму, особую степень монашества. Протоиереем или протопресвитером. Такого наименования, как протопресвитер нет. Раньше, до революции военное опытное старшее духовенство называли протопресвитерами.  Протоиерей – это первый иерей (прото – первый), если он является старшим среди белого духовенства.

Игуменом называют первого среди монашествующих (иеромонахов). Обычно игумен – это настоятель монастыря. Он тоже священник из числа монашествующих.

Архимандрит – настоятель монашеской обители, но на практике не всегда так бывает, не всегда монашествующие живут в монастырях, а живут в миру. Это проблема современного общества, современной церкви. В идеале, конечно, монашествующие должны жить в монастыре, чтобы не иметь какого-то соблазна.

Схиигумен или схиархимандрит – это игумен, который принимает схиму.

Как к ним обращаются, мы уже сказали. К иереям и монашествующим – «Ваше преподобие», к протоиереям, игуменам и архимандритам – «Ваше высокопреподобие». Неофициальное обращение к священнослужителям какое? «Отец» с прибавлением полного имени как оно звучит на церковнославянском языке. Например, отец Алексий, отец Иоанн, отец Сергий. Либо обращаются просто, как принято по русской традиции «батюшка». До революции батюшек часто называли попами, а в советское время это стало оскорбительным обращением. А слово «поп» переводится как «отец». Изначально это не было каким-то оскорблением, но сейчас так не обращаются. Хотя иногда надменно или презрительно обращаются именно так.

         Третья степень священства – это епископ. Как переводится слово епископ? Очень интересно. Слово епископ переводится с греческого языка (ἐπίσκοπος) как надзиратель. Он контролирует всю жизнь церкви. Не как в тюрьме ходит с палкой или дубинкой, а с любовью (в идеале) смотрит за жизнью церкви. Высшая степень священства – епископ может совершать все семь таинств, в том числе и таинство Священства. Согласно древней традиции сам епископ посвящает только в священников высшего монашеского чина – в архимандритов. Другие наименования епископов – архиерей, иерарх (священноначальник), святитель (епископ, который уже относится к лику святых). Кого из святителей знаете? Святитель Николай, святитель Спиридон… Их множество.

Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев. Обычно это несколько епископов. По Первому правилу святых апостолов должно быть хотя бы два рукополагающих архиерея. Один архиерей не может совершать, но, я думаю, что уже если совсем крайняя ситуация, то, наверное, и один тоже может. На практике как? Видели? Обычно, когда рукополагает патриарх, то епископов там рядом 10–20. И они все стараются положить свою руку на голову. А кто не может дотянуться до головы, тот возлагает руку на плечо, на правую руку будущего архиерея. По 60 Правилу Карфагенского Поместного Собора 318 года, их должно быть не менее трех. Согласно 12 Правилу Шестого Вселенского Собора (680–681 гг.), проходившего в Константинополе, архиерей должен быть безбрачен. То есть уже в VI веке Церковь решила, что архиерей должен быть безбрачен. Как вы думаете почему? Мы тоже в семинарии об этом рассуждали. Если ты всю свою жизнь посвятил Господу Богу до конца, без остатка, то твоя семья – это Церковь. И на свою семью уже времени не остается. Я по своей семье даже могу судить. Большинство сил и времени я посвящаю церкви. А когда ты епископ, то ты не только одной какой-то церкви должен посвящать время, а многим. Посмотришь на нашего митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, так у него весь день по минутам расписан. Или у Патриарха Кирилла можно посмотреть. И если бы у них своя семья была, то я не понимаю, как бы они занимались своими семьями. Вся их жизнь полностью посвящена церкви. А еще, наверное, для того нет семьи, чтобы не было кумовства. Вы же знаете, что когда у тебя есть своя семья, то ты пытаешься ее обеспечить. Когда у тебя есть какой-то ресурс, то ты можешь больше заботиться о своей семье, чем о церкви, что тоже противоречит архипастырскому служению. Сейчас в церковной практике существует правило поставления в архиереи из монашествующего духовенства.

         Как принято обращаться к архиерею мы уже сказали. К некоторым восточным патриархам, а иногда и к другим епископам обращаются «Ваше Блаженство». На Украине был предстоятель Крымской Церкви «блаженнейший». Сейчас я не знаю. В связи с отделением Украинской церкви от Русской Православной Церкви как обращаются к митрополиту Киевскому Онуфрию? Можно уточнить. То, что сейчас происходит на Украине – это боль. Дай Бог все это пережить и восстановить наше единство церковное, единство гражданское, государственное. Надо все это нам с вами пережить. И, конечно, не без молитвы.

Как мы обращаемся неофициально к архиерею? «Владыко …». Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней. Викарный епископ, епископ, непосредственно управляющий всеми приходами, архиепископ (старший епископ), митрополит (епископ большого города и прилегающей области), экзарх (первоначальствующий епископ, обычно митрополит большого столичного города). Например, митрополит Минский и Слуцкий Филарет является Патриаршим Экзархом Белоруссии. Следующая степень – Патриарх (отценачальник, то есть старший отец).

         Теперь давайте поговорим о канонических правилах, которые относятся к священноначалию. Мы с вами много говорили в прошлый раз о том, что некоторые Каноны устарели по разным причинам, они сейчас уже не могут совершаться. А о тех, которые совершаются, мы сейчас поговорим.

Физические качества. Мы уже говорили, что в Ветхом Завете физические недостатки воспринимались как наказание Божие, а потому в левиты допускались только те, кто не имел физических недостатков. В новозаветной Церкви физические несовершенства не являются препятствием к поставлению в священные степени. Но основное отношение к этому выражается в двух апостольских правилах. «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быть епископом, да будет». То есть одного ока лишен или с ногами что-то. Если же с руками что-то, то ты физически не сможешь совершать богослужений. Другое дело, когда ты уже стал инвалидом в процессе своего священства, то, конечно, тебя не извергают из сана, но отправляют на покой. «Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна». Это 77 правило.

«Глухий же и слепый да не будет епископ, не аки осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных». Это 78 апостольское правило.

Церковь в своих канонических актах указывает и на возраст рукополагаемого. Первое предписание относительно возраста содержится в постановлении Неокесарийского собора: «Во пресвитера прежде тридесяти лет, еще и во всем достойный человек, да не поставляется, но да оставится в ожидании. Ибо Господь в тридесятое лето крестился и начал учить». Это 11 апостольское правило. То есть в священники попадают с 30 лет, но на практике, конечно, раньше, но не ранее 18 лет. Редко, когда в 18 лет. Обычно это происходит тогда, когда ты заканчиваешь семинарию.

 

Вопрос: – Заштатные священники – это кто такие?

 

– Заштатные священники – это те священники, которые не входят в клир какой-то епархии. За штатом быть более месяца невозможно. Каждый священник приписан к какой-то епархии. Те, которые вне штата, они совершать богослужение не могут. И если они более месяца не определились с какой-то епархией или их по какой-то причине туда не принимают, то они автоматически запрещаются в священнослужении. И только после их восстановления в какой-то епархии, они могут совершать священнодействие.

Наиболее точное указание на возраст клириков оставил Трулльский собор. В своем 14 правиле он подтверждает 11 правило Неокесарийского собора, предписав поставлять во пресвитеры лиц, достигших 30-летнего возраста. Кроме того, тем же правилом устанавливается минимальный возраст для поставления диакона – 25 лет. В определении возраста диакона несомненно сказалось влияние Ветхого Завета: левиты начинали свою службу в храме по достижении 25-летнего возраста. Про это можно почитать в Книге Чисел (8 глава, 24 стих). Однако законодательные предписания относительно возраста поставляемых не были усвоены церковной практикой. Фактически все постановления о возрасте не исполнялись. Сейчас к этому стараются приблизиться. Меня рукополагали в 25 лет, а через семь месяцев, в 26 лет, меня рукоположили в священники. Кстати, и праведного Иоанна Кронштадтского тоже рукополагали в 26 лет. Когда мне говорят, что 30 лет я не дождался, то я говорю, что Иоанн Кронштадтский тоже. Мне говорят: «Что ты себя с Иоанном Кронштадтским сравниваешь?» А почему бы и нет. Иоанн Кронштадтский начинал обычным священником, он не был каким-то великим старцем, не был прозорливцем. Он за свою подвижническую жизнь это получил от Господа Бога. Все у нас впереди. Проблема, конечно, в нашей лености, в моей лености, в грешном состоянии. А Господь всем дает дары одинаково.

Мы говорили про физические качества. А духовные качества какие необходимы для священнослужителей? Давайте об этом поговорим. Церковь поставляет на служение тех, кто состоит в ней, то есть вступил в нее через покаяние и веру. Вера является необходимым условием для призвания на служение в Церкви. Недавно в протестантской или в католической церкви был один священник, который заявлял, что он неверующий, в Бога не верит, относится к Богу, как к своей работе. И его фактически не могли за это уволить, извергнуть из сана.

 

Вопрос: – А как проверяют наличие веры у священника? Обычного человека трудно проверить, а священника?

 

– Мы уже сказали, что священник, или диакон, или епископ должен получить духовное образование. Это как минимум пять лет образования духовного, которое происходит в очень особых условиях (по крайней мере, если ты по очной форме учишься). Я учился на очном отделении, у нас в духовной семинарии за пять лет отсеялась половина набора. Нас в 2003 году набрали 50 человек в Санкт-Петербургскую духовную семинарию на очное обучение. Заочно получают образование те священники, которые не имели образования, когда стали священниками. Изначально нас набрали на очное отделение 50 человек, к четвертому курсу нас уже было 25, нас уже объединили в одну группу, и «доживало» до 5 курса уже порядка 20–25 человек. Все остальные отсеивались в процессе. Очень строго следили за поведением, за вредными привычками, за нравственными, моральными качествами. Вот как раз для этого и необходимо образование. Кто-то просто говорил: «Мне это уже не надо». Они поступали в 18 лет с «горящими глазами и сердцами», потом уже остывали и понимали, что им это не нужно, находили себе какие-то другие профессии. Все время учебы у тебя был духовник, которому ты исповедовался, брал у него духовные советы. За тобой следили (в хорошем смысле этого слова).

 

Церковное законодательство говорит главным образом о таком моральном качестве, которое является необходимым для кандидатов в клир.  Так в послании к Тимофею апостол Павел научает, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учтителен» (1 Тим. 3:2). Что значит страннолюбив? Это любовь к странникам, путешественникам. Любовь к странникам была особой добродетелью. Не было самолетов, поездов. Люди ходили пешком.  Приходит к тебе человек, а ты должен накормить, напитать. Люди путешествовали в Иерусалим, такие путешествия могли занимать целые годы, а у кого-то и десятилетия. «Одной жены муж»? Напоминаю, что с 680 года епископство уже безбрачное. «Одной жены муж» – это что такое? Это один брак, это условие для всего духовенства (для диаконов, священников).

Кроме того, епископ должен быть «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3: 4–5). Напоминаю, что потом епископы стали безбрачными, а потом еще и монашествующими. У священнослужителя должно быть все в порядке с его семьей. Если ты свою семью не смог воцерковить, грамотно обучить и навести в ней порядок, то о каком благочестии идет речь в церкви. То есть смотрели на семью. И действительно, когда первые апостолы проповедовали в новых регионах языческих, то в первую очередь успехом проповедей являлась их благочестивая жизнь, благочестивая жизнь их семей. Когда видели, что у проповедника хорошие благочестивые дети, жена хорошая, а не распутная, то это являлось хорошим сопутствующим аргументом их проповеди.

В этом же послании содержится другая группа требований, которая относится к хорошей репутации клирика: «Епископ должен быть не пьяницей, не бийцей (тот, кто бьет), не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив» (1Тим. 3:23).

Убийство умышленное или неумышленное исключало возможность рукоположения. Если сейчас священник кого-то насмерть собьет, даже если он в этом не виноват, если его неосторожность стала причиной смерти, то такой священник запрещается к священнослужению. Согласно 66-му апостольскому правилу, клирик, совершивший убийство, подвергается извержению. Это означает также, что и совершивший убийство не может быть допущен в клир. Пролитие человеческой крови является решающим моментом для духовного лица, невзирая на обстоятельства и побуждения, вызвавшие это пролитие, и главным образом потому, что пролитие человеческой крови стоит в решительном противоречии со службой, совершаемой священником вообще, главным действием которой служит принесение Бескровной Жертвы в таинстве Евхаристии.

Миролюбие, которое требуется от служителя алтаря Господня, исключает не только убийство, но и вообще склонность к ссоре и драке. Это нашло свое каноническое выражение в том, что лица, имеющие степени священства, подлежат извержению, если бьют верных (27‑е апостольское правило). Под верными подразумеваются христиане. Если священник подерется – устроит драку неважно с кем и когда, – то есть все шансы, что этого священника извергнут из священства. Священник даже не может физически постоять за свои какие-то ценности. Но, я думаю, что если священник будет защищать физически кого-то, то это будет каким-то оправдывающим обстоятельством для того, чтобы его потом не извергли из сана. Ну как стоять и смотреть, как бьют твою семью? Или избивают и грабят? Но тут, наверно, надо воздерживаться каких-то тяжелых повреждений. Дай Бог, чтобы такого не было.

Следующее требование, которое церковные правила предъявляют к кандидату в священнослужители, заключается в его некорыстолюбии и несребролюбии. Одним из выражений корыстолюбия, которого не должно быть у ставленника, является взымание процентов, а особенно ростовщичество (44 апостольское правило; 17 правило Первого Вселенского Собора; 10 правило Трулльского Собора).

Необходимо также сказать о величайшем и страшном грехе симонии. Знаете, что это такое? «Присутствие греха симонии при поставлении на священную степень, согласно правилам, является таким обстоятельством, которое упраздняет действие благодати, делает рукоположение недействительным». Симония – это тогда, когда священный сан покупается за деньги. А на практике как бывает? Если священник занимается каким-то нечестным бизнесом, грешит, то практика показывает, что он впадает в такие грехи, которые несопоставимы со священством, его по факту извергают из священного сана. Я это вижу тоже на своей практике. Когда священник попадает в какие-то грехи и скрывает это, то он попадает в ДТП, другие ситуации, когда становится причиной смерти людей. Мы должны понимать, что Церковью управляет Господь Бог. И когда священники творят какое-то беззаконие, то это бывает. Я это говорю для того, чтобы вы не удивлялись, потому что большинство людей, приходящих в храм, думают, что это же батюшки, они же должны быть святыми. Смотришь на таких людей и становится жалко, что в какой-то момент они разочаруются, так как священники – это обычные люди. Благодать священства, к большому сожалению, не меняет человека, она только дает возможность совершать таинства Церкви, но самого человека Благодать Божия не меняет. И если у человека до священства были какие-то пороки, страсти, вредные привычки, пьянство, курение, блуд, то бесы прекрасно знают об этом. Бесы будут давить в эти болевые точки. Человека, который от Бога духовно отдалился, могут победить бесы. Когда мы отдаляемся от Бога? Когда мы ставим свои финансовые интересы выше духовных. Священник в идеале живет за счет мирян, не может организовать какой-то бизнес себе. Конечно, приходится батюшке в деревне, где две-три бабушки приходят в храм, заниматься каким-то сельским хозяйством, брать или сдавать в аренду земли, заниматься животноводством. Они просто по-другому не выживут, но у них есть какое-то время, возможности, таланты. А в крупном городе как? Если люди не будут содержать храм, не будут содержать батюшку, то чем заниматься священнику? Идти таксовать? Когда ты начинаешь заниматься бизнесом, то церковь уже отходит на второй план. И это большая опасность, потому что Господь сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Иногда говорят, что батюшки шикуют, живут красиво. Обычно я говорю, что если священник живет хорошо, то это значит, что его прихожане любят, заботятся о нем, они содержат храм. Почему священник идет заниматься бизнесом? Не от хорошей жизни. Ему просто нечем кормить свою семью, не на что содержать храм. Мы знаем такие случаи. В том случае, когда священник сможет сам себя прокормить, он не будет так ревностно исполнять свои священнические обязанности, выслушивать какие-то проблемы, заниматься пастырской богословской деятельностью, проповедывать. Те усилия, которые затрачивает священник на приходе, если сравнить с усилиями в бизнесе, то можно преуспеть гораздо выгодней и больше. Например, я для себя решил, что я не преследую финансовое обогащение в служении церкви. Этот вопрос стоит перед каждым священником, перед каждым человеком. Какие приоритеты у человека? Духовные или материальные? Иногда, к сожалению, под воздействием бесовских сил, люди сдаются. И начинаются проблемы.

Церковное право требует, чтобы рукополагаемый в священные степени обладал в той или иной мере специальными богословскими знаниями. Это мы уже сказали. Однако, сам по себе образовательный уровень не дает право на поставление в священство и не должен вызывать ослабления общих требований, предъявляемых кандидатам в священство. То есть не надо думать, что если священник грамотный и умный, то на все остальное надо закрывать глаза. В первую очередь должны учитываться какие-то духовные качества. В идеале должно быть и то, и то, потому что священник общается с разными людьми (и грамотными, и состоятельными). Надо, чтобы со всеми священник мог общаться. И богатых людей надо тоже как-то расположить к церкви. Надо стараться не заигрывать с людьми, а нести им слово Божие.

Много еще о чем можно поговорить, но если есть вопросы, то я отвечу на них.

 

Вопрос: – Мария Магдалина и Богородица несли апостольское служение. Они были первыми апостолами?

 

– Нет. Они помогали. Были такие жены-мироносицы. Это не апостольское служение. Это те женщины, которые помогали апостолам именно в социальном направлении. При апостолах были женщины. Это так называемое диаконическое служение. И сейчас тоже есть такое направление. Мы сейчас их называем службой милосердия или социальная приходская служба. Женщины помогали апостолам, первым священнослужителям, священникам обустраивать их быт. Чтобы сосредоточиться на своей деятельности, мы все нуждаемся в женской заботе в социальном плане. Первые мироносицы и Христу помогали при Его жизни. Были еще богатые женщины, которые брали на себя ответственность содержать первых апостолов и христианскую общину. Но были и женщины, которые занимались проповедью. Они не были священнослужителями, они вместе с апостолами ходили проповедовать Христа.

 

Вопрос: – Мария Магдалина и Богородица ходили в Грузию проповедовать? Их можно назвать апостолами?

 

– Богородица в Грузию не ходила. А Мария Магдалина проповедовала с апостолом Павлом. Их называли равноапостольными. Как, например, равноапостольная княгиня Ольга. А апостолами были мужчины.

Есть такой каверзный вопрос: почему женщины не могут стать священниками? Какое ваше мнение? Да, неравноправие. Феминистки бы не одобрили это. Так как наше христианское православное священство связано с ветхозаветным священством, сохраняет традиции, обычаи, то традиция становиться священником также перешла из Ветхого Завета. В Ветхом Завете мужчины становились духовенством, потому что к женщинам относились как к помощнице человека. Это уже христианское мировоззрение дало женщине равные права в духовной, нравственной и религиозной сфере. Советская власть дала женщинам полноправие, в том числе и социальное. Поэтому, в первую очередь, это следование традициям. Но и физиология женская – женщины рожают, нечистота женская – являются препятствием для богослужения. Я считаю, что женщина так устроена психологически, что она должна больше заниматься семейными вопросами. Так как в церкви вся физиологическая нечистота не является препятствием для Причастия в церкви. Знаете? Физиология не оскверняет человека. Нужно это понимать. Поэтому, в первую очередь – это традиция, но традиция древняя, святая, которая подчеркнута канонами Церкви. У древнего человека даже вопроса такого не вставало, почему женщина не может быть священником. Чего не скажешь про язычников, там были жрицы и прочая женская ритуальная история, чаще всего связанная с блудом. Может быть, в пику язычеству Православие выбирает священство из числа мужчин.

 

Вопрос: – Мы говорили про образование у священства. А Лука Войно-Ясенецкий пошел в священники в достаточно взрослом возрасте. Он два-три месяца отучился в семинарии, а дослужился до епископа. А чем тогда руководствовались, что его так ставили? Или его Господь так вел?

 

– Надо вспомнить исторический контекст, который был во время большевистской власти. Лука Войно-Ясенецкий был в Ташкенте, когда большевики начали брать власть в свои руки, когда начали закрывать церкви. И когда он на это все посмотрел, то он (в том числе и после смерти жены) решил стать священнослужителем. И преуспел он в этом. Обстоятельства исторические, которые шли не на пользу Церкви. Тоже самое, что я говорил про 90-е годы: где можно было взять священников грамотных? Люди массово хлынули в храмы. Десятки тысяч, миллионы людей решили покреститься, храмы работали в круглосуточном режиме. И храмов было немного, все были разрушены. Конечно, церковь смотрит на обстановку и на самого человека. Это был грамотный, образованный человек. До революции знания базовые о Законе Божием получали с детства, так как система образования была религиозная, православная. Это сейчас люди, даже получая высшее светское образование, о Боге и не слышали ничего в процессе образования (за редким исключением). Мы знаем, что он стал лауреатом сталинской премии, выдающимся хирургом по гнойной хирургии, примером и образцом духа, воли. Сколько был в ссылках и лагерях. И когда его освободили, не начинал операцию, пока икону не принесут. Если кто-то был против и убирал икону, то он не оперировал.

 

Вопрос: – В Абхазии в Новом Афоне мы как должны себя вести? Как в музей приходить или как в храм?

 

– Этот вопрос широкий и сегодня очень актуальный. И Украинская церковь, и Константинопольская церковь, и Кипрская церковь, и Александрийская церковь поддержали раскольников на Украине. В связи с этим Русская Православная Церковь прервала каноническое общение с ними. В такие храмы мы заходить можем, молиться можем, но участвовать в таинствах Церкви мы не можем. Исповедоваться, причащаться не можем. Можете поставить свечку, если хотите, можно просто помолиться своими словами, приложиться к этим святыням (святыни же ни в чем не виноваты). Люди сами поддерживают раскольников на Украине. Это все политика, большая и грязная политика, которая Церковь использует в своих политических целях. Но я уверен, что правда восторжествует. Главой Церкви является Христос Безгрешный Непоругаемый ничем, осквернить Его нельзя ничем. За нашу стойкость, за наши молитвы Господь нам вернет единство. Надо понимать, что дьявол ополчается против Церкви, его задача разъединить, разделить нас всеми возможными силами. В современном мире мы это видим. И на протяжении всех веков это все было. Ничего нового, к сожалению, не происходит. Но это и нам показатель, что раз дьявол воюет с нами, значит, мы верной дорогой идем. Поэтому мы продолжаем идти за Христом, а Господь своих не оставит никогда. Иногда приходится пострадать за наши грехи, за наше нерадение. Когда все хорошо, то люди расслабляются и не хотят спасаться, а Господь нас такими обстоятельствами подталкивает к спасению, мотивирует. Мы должны определиться с кем мы. Мы с Господом Богом находимся и ему верные лишь тогда, когда все хорошо? А когда угроза нависла над нашей головой, мы разбежались? Как те же апостолы, они разбежались. Ничего нового. Поэтому мы не надеемся на свои силы, на свои связи, на свои какие-то способности духовные, а надеемся только на Господа Бога, на Него возлагаем все свои надежды. Мы видим, как самые немощные бабушки сохранили Церковь в течение всего XX века. На них все это держалось, они поддерживали духовенство, укрывали у себя дома священников, которых могли расстрелять, на которых ополчалась советская власть. Но кто из священников боролся с советской властью? Никто, это было невозможно. И где сегодня советская власть, а где Церковь? Вот это для нас такой урок. Нам надо оставаться с Церковью, со Христом. И Господь нас и накормит, и оденет, и все необходимое нам даст. Конечно, я считаю, что священник не должен жить роскошно. Антония, митрополита Сурожского спрашивали: «Как должен жить священник?» Он отвечал: «Священник должен жить как его паства. Если его паства не шикует, не роскошествует, если в его пастве есть нуждающиеся, голодные, обездоленные, а священник шикует, то, конечно, это вызывает соблазн». И хотя я много знаю священников, тех, с кем я учился, и в разных епархиях встречался, и с кем общаюсь, я не знаю таких священников, которые живут роскошно. Есть редкие исключения, конечно, но это те люди, которые пришли в священство уже в зрелом возрасте из числа предпринимателей, крупных руководителей, все они состоятельные. И такие люди, слава Богу, приходят в храм. В древности, конечно, такие люди раздавали свои имения, строили на свои деньги церкви, храмы. Я и сейчас знаю случаи, когда священники строят на свои деньги храмы, содержат их на свои деньги. Поэтому не надо осуждать то или иное духовенство. Я всегда говорю о том, что если вы хотите иметь себе идеального священника, то родите, воспитайте, вырастите его. И у вас будет замечательный и идеальный священник. Или сами станьте им.

 

Вопрос: – А нельзя стать священником на приходе без матушки? У меня был такой разговор с выпускником духовной семинарии, когда он мне сказал о том, что ему обязательно по окончанию семинарии нужно было срочно жениться, чтобы ему дали приход.

 

– Нет. Имеется ввиду, что он не может стать священником до того, пока он не женится. Если человек хочет быть женатым духовенством, то он не может сначала рукоположиться, а потом жениться. Помните? Мы об этом говорили. То есть сначала нужно жениться, а потом рукоположиться. Пока он не женится, он не станет священником, а пока он не станет священником, ему не дадут храм для служения. Вот такая взаимосвязь. Понятно?

Но есть и такие священники. Это называется целибатство (от латинского caelibis – холостой). Это католическая практика, когда католическое духовенство может быть монашествующим, а может быть целибатствующим. Женатого духовенства в западной церкви нет. В связи с этим много проблем, наверное. Вы слышали про всякие скандалы, педофильство и прочее, потому что физиология никуда не уходит. Если священник не может жить без нормальных супружеских отношений, то начинаются проблемы, начинаются всякие извращения. Поэтому кто может держаться без семейной жизни, кому физиология и высокий духовный уровень это позволяет, он становится монашествующим духовенством. А кто не может, кто полноценный здоровый человек, у того полноценная здоровая семья. А вот это целибатство… Ты и не монах, но ты и не женатый. Католическая церковь полностью сегодня состоит из целибатствующего и монашествующего духовенства. Понятно? Хорошо.

Давайте на этом закончим. Мы очень много сегодня сказали, разобрали. Спасибо всем за внимание и вопросы.

Пожертвования храму

Сбор идет с начала каждого месяца.

Мы в Telegram