Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Таинства Церкви. Тема Таинство Венчания и развенчание. Часть I. Встреча от 21 марта 2023

Цикл бесед «Таинства Церкви».

Тема «Таинство Венчания и „развенчание”». Часть I.

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча от 21 марта 2023 г.

 

– Здравствуйте. Всех приветствую и поздравляю с серединой Великого поста. Сегодня тема нашей лекции «Таинство Венчания и „развенчание”». Мы поговорим о таинстве Венчания и о новом слове «развенчание». Сразу скажу, что такого слова – развенчание – нет. Но явление такое есть. Мы об этом поговорим.

Продолжая цикл о таинствах Церкви, мы добрались до Венчания. Я подумал о том, по какому принципу мы выбираем рассмотрение церковных таинств друг за другом. Скорее всего, по убыванию количества людей, участвующих в этих церковных таинствах. Самое большое число участников в таинстве Крещения, большинство населения нашей страны крещеные православные люди. По статистике 2022 года 80% населения (больше 100 млн человек) считают себя православными и, наверное, крещеными. Кто-то из них миропомазан. Не все крещеные люди миропомазаны. Иногда приходят люди и говорят: «Меня в детстве крестили. Скорее всего, я крещен. А вот миропомазан вряд ли». Поэтому отдельно совершается таинство Миропомазания. Кто-то из крещеных людей доходит до таинства покаяния, то есть до Исповеди. Какая-то часть из них доходит до Евхаристии, таинства Причастия, это, наверное, 10%, не более. Из этих 10% еще какая-то часть людей доходит до таинства Соборования или Миропомазания. Еще меньше людей участвуют в таинстве Венчания. И совсем немного человек принимают таинство Священства. Как вы думаете? Сколько человек в Русской Православной Церкви приняло таинство Священства или Рукоположения? 50 000 человек в Русской Православной Церкви священнослужителей в том или ином виде.

Сегодня мы поговорим про таинство Венчания. Что такое таинство Венчания, какие есть вопросы по этому таинству. Все это мы с вами сейчас разберем.

Венчание – это богослужение, во время которого совершается таинство Брака. Иоанн Златоуст еще называет Венчание таинством любви. Какое это красивое выражение… Благословляется и освящается брачный союз по образу союза Христа и Его Церкви. Венчанием христиане увенчивают свой союз благословением Бога на совместную жизнь. Вот очень важное понятие, что Церковь дает благословение, увенчивает гражданский союз благословлением Божиим. То есть это высшая степень семейной жизни, когда законный государственный союз мужчины и женщины (сейчас это прописано в нашей Конституции, слава Богу и, надеюсь, что так и останется) увенчивается благословением Божиим.

Венчание совершается священником, очень редко совершается епископом или архиереем, может совершаться патриархом (хотя патриарх – это такой же архиерей, только у него административная должность самая высокая в Церкви). Обычно таинство Венчания совершается белым духовенством, имеется в виду не монашествующим духовенством. Есть такое народное деление на черное и белое духовенство. Белое духовенство – это духовенство в браке, приходское духовенство. А черное духовенство – это монашествующие, то есть давшие обет безбрачия. Перед таинством Венчания совершается обряд обручения, когда брачующиеся обмениваются кольцами. Знаете про такое? Они могут разделяться по времени. Сначала совершается обручение. Помните? У Пресвятой Богородицы с Иосифом Обручником? За год обручались молодожены. Потом год наблюдали за ними. Обрученные не вступали ни в какие интимные отношения, они просто жили в своих семьях. Они общались при этом. И если все было хорошо, то по истечении года они женились. В нашей современной практике это совершается сразу. За редким исключением, по благословлению духовника это может отдельно совершаться. Но, как правило, это все совершается вместе. Обручение совершается в притворе, а Венчание совершается непосредственно в самом храме. Диакон может участвовать в Венчании, может не участвовать. Не принципиально.

Обмен кольцами, обручение – это очень древняя традиция. Откуда она пошла? Наше православное таинство основывается на иудейском обряде, есть элементы греческие, римские, языческие. Что к нам пришло из иудейского обряда? Во-первых, кольцо. Сначала кольцо было одно. Мужчина дарил своей невесте во время обручения кольцо. Кольца, надо сказать, стоили очень дорого, это было целое состояние. Если распадался еще не утвержденный союз жениха и невесты, их намерение распадалось, то это кольцо оставалось в качестве своего рода компенсации морального ущерба. Невеста могла продать это кольцо. В древней традиции у мужчины было золотое кольцо, а у женщины серебряное. Если люди совсем были бедные, например, венчались рабы, то они могли использовать серебряные кольца для мужчин и железные кольца для женщин. Во время обручения происходит обмен кольцами. Мужское золотое кольцо носила женщина, а женское кольцо серебряное носил мужчина. И когда я обычно беру женское кольцо маленькое надеваю мужчине и говорю, что это его кольцо, то он отвечает: «Нет. Это не мое». Я ему говорю: «Это Ваше кольцо» (смеется). А потом уже происходит обручение, обмен кольцами. Могли обменивать кольцами свидетели, но обычно это делает священник. Я видел в храмах как обменивал кольца диакон.

Венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного Венчания менее торжественный, с чтением покаянных молитв. В особых ситуациях может быть дано благословение и на третий брак, но уже без Венчания. На второй и на третий брак дает благословение церковный суд во главе с архиереем. И если есть какие-то спорные моменты, то их и решает церковный суд обычно. Пишется официальное прошение на имя правящего архиерея и его рассматривают члены церковного суда. В каждой епархии есть свой церковный суд. Есть высший церковный суд в Москве, который возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Венчание в Русской Православной Церкви не совершается во все посты, накануне постных дней, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресных дней (т.е. в субботу), накануне среды и пятницы (во вторник и четверг). Какие условия надо соблюсти при вступлении в таинство брака? Брак должен быть юридически оформлен, должен быть гражданский законный брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Сожительство, которое называют сейчас гражданским браком, в церковном лексиконе называется блудом и, естественно, Церковь ничего незаконного не благословляет, такие люди до Венчания не допускаются. Некоторые люди говорят: «Ну что такого? Обычная печать в паспорте, которая ни на что не влияет». Но если действительно для вас это ни на что не влияет, то что вам мешает ее поставить? На самом деле это очень важно. Это, во-первых, признание вашего брака государством. Во-вторых, все юридические взаимоотношения между супругами регламентируются государственным законом и, соответственно, дети рождаются в законном браке. Все это немаловажно, особенно когда дело доходит до развода. Если брак не зарегистрирован, то и женщина остается ни с чем, и дети остаются ни с чем, поэтому это очень важно.

Исторически мужчина предлагал женщине руку и сердце. Что под собой подразумевает рука? Опору и ответственность. И только потом уже сердце как чувства. С древности важность признания брака государством юридически была очень важна, потому что в данной ситуации мужчина несет ответственность за свою семью, что, к сожалению, в современное время мужчины не хотят делать, поэтому списывают все на незаконные отношения, думая, что печать в паспорте не важна.

Гарантирует ли Венчание крепость брака? Нет? А почему? Венчание дает дар Божественной Благодати. Божественная Благодать насильно никогда не меняет человека.  Она меняет человека и помогает меняться семье только в том случае, если люди хотят это сделать. Если они активно участвуют в жизни Церкви, то Благодать Божия является очень серьезным инструментом для сохранения и помощи семье в разных тяжелых жизненных ситуациях. Каждый обвенчанный верующий человек знает, как это работает. Когда проблемы в семье, когда мы начинаем молиться, когда семья начинает исповедоваться и причащаться, встречаться со священником, с какими-то православными психотерапевтами, или не с православными, но имеющими православное мировоззрение. Это очень важно, потому что иногда ко мне приходят семейные пары и говорят: «Мы тут сходили к психологу, а они нам такого посоветовали… Чуть ли не вступление в интимные отношения с несколькими супружескими парами для укрепления отношений». Конечно же, с точки зрения Церкви, это недопустимо. И я сомневаюсь, что это может укрепить брак. Скорее всего, это разрушит ваши отношения и разрушит и те отношения, которые еще сохранились до этого момента. Поэтому Венчание как инструмент, как мистическое духовное скрепление отношений, может помогать человеку, если человек сам того хочет и участвует в жизни Церкви. Если человек относится магически к таинству Венчания также, как и ко всем остальным таинствам, то, к сожалению, так это не работает. И на практике я действительно вижу, что люди, обвенчавшись, начинают испытывать разные проблемы. В каких ситуациях это бывает? Когда люди не отдают себе отчета что произошло в данный момент.

И вот мы должны понять, что происходит в момент таинства Венчания. Так же, как и момент таинства Крещения, человек жизнь свою посвящает Господу Богу, он говорит: «Теперь я воин Христов, я христианин, я борюсь вместе со Христом против дьявола, выступаю». Он дует и плюет на дьявола во время таинства Крещения. Напоминаю это тем, кто не был на нашей лекции про таинство Крещения, или забыл об этом, потому что был маленький, когда проходил Крещение, или давно не участвовал в этом таинстве в качестве крестного, или не крестил своих детей. Мы выступаем официально против дьявола. И дьявол не остается равнодушным после такого. Если человек отступает от своих таинств, обетов и отступает от Господа Бога, то он теряет Благодать Божию, а сам лично противостоять своему врагу, нашему общему врагу – дьяволу он не в силах. Дьявол со своими бесами гораздо сильнее, хитрее, умнее нас с вами. Противостоять бесам мы можем только с помощью Божией. Когда мы теряем помощь Божию, то мы остаемся обезоруженными, люди впадают в самые разные страсти, то есть бесы побеждают. Тоже самое происходит и во время таинства Венчания, только здесь мы уже не лично выступаем против дьявола, а в составе нашего небольшого семейного подразделения (если сравнивать с военной терминологией, то взвода). Такой взвод в виде нашей семьи. Мы обещаем жить по Закону Божиему, не по гражданскому или бесовскому, или еще какому-то, а по Закону Божиему. И, естественно, бесы не пройдут мимо уже такого нового состояния семьи, поэтому очень важно христианам, вступающим в церковный брак, уже не лично вести христианский образ жизни, а в составе своей новоиспеченной семьи, воспитывать своих детей в Православной вере. Если это не делается, то на практике я, к сожалению, вижу и наблюдаю на своем опыте, когда люди, вступающие в таинство Венчания, брака, начинают постоянно ссориться, бесы начинают разрушать новообразованную, как мы называем, малую церковь. Семью, как малую церковь. Бесы ополчаются против нее и начинаются проблемы.

В связи с этим возникают у людей вопросы: когда нужно венчаться, нужно ли вообще венчаться, если, например, муж неверующий или жена неверующая, что делать в этой ситуации? И надо сказать, что единого мнения в Церкви на практике нет.  Одни батюшки вам скажут, что сразу нужно венчаться, другие скажут, что нужно подождать какое-то время. Мое мнение – Венчаться нужно сразу только в том случае, если люди верующие и ведут христианский образ жизни. Так как я венчаю в нашем храме более одиннадцати лет, то на практике вижу, что действительно, те люди, которые не ведут христианский образ жизни, потом приходят ко мне и просят их «развенчать». Поэтому я рекомендую обычно людям, которые хотят вступить в церковный брак, но не ведут христианский образ жизни (и эту идею поддержал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений), то в какое-то время надо начать христианский образ жизни. Что это подразумевает? Регулярную Исповедь и Причастие. Под регулярным мы понимаем не реже одного раза в месяц, а в идеале один раз в неделю или один раз в две недели. Опять же, как благословит вас ваш духовник. О духовнике мы уже говорили, что это человек, к которому можно прийти, который вас знает и может вам что-то посоветовать, исходя из вашей личной жизни, а не из просто своего какого-то личного опыта или двухтысячелетнего опыта Церкви, хотя этот опыт тоже очень важен. Но когда духовник знает вас, то ему гораздо легче дать вам какой-то конкретный совет.

Что делать, если, к сожалению, брак распался? В такой ситуации мы идем ко священнику, обвенчавшему вас, или к тому священнику, к которому вы ходите. Бывает так, что мы переехали и обратно уже вернуться не можем, чтобы получить у священника Рапорт. Перед тем, как церковный суд будет принимать решение о расторжении церковного брака – это очень грустный момент, мне всегда очень грустно писать Рапорт, что мои прихожане в результате своей жизни не сохранили благодать Венчания – и мы признаем вместе с церковным судом, констатируем факт расторжения церковного брака.

Нет какого-то священнодействия, которое прекращает какие-то таинства. Нельзя расцерковить человека, нельзя его развенчать, нельзя его расстричь. Мы просто признаем, что человек отпал от Церкви, впал в какую-то ересь, начал заниматься каким-то оккультизмом. Такие люди отлучаются от Церкви до покаяния, а если покаяния нет, то на всю жизнь. А если священник начал заниматься какой-то ерундой, как мы это, к сожалению, видим в нашей церковной практике и это тоже трагедия, то такие люди лишаются таинства Священства. Тоже самое и в таинстве Венчания. Когда мы видим, что брак распался, у каждого уже своя семья, или, когда один из супругов ведет на стороне какую-то другую семейную жизнь или изменяет, то в такой ситуации Церковь признает, что брак распался, благодать ушла, ее насильно привязать к себе никакими манипуляциями невозможно. В такой ситуации Церковь дает письмо о том, что брак распался. И если человек не виноват в расторжении брака, то ему дается второй шанс на создание семьи, благословение Божие, то есть Венчание. В редких исключениях благословение дается на третий брак с условием того, что человеку нет еще 40 лет и у него нет детей от прежних браков. Только в таком случае дается благословение на третий брак. На четвертый и на другие последующие таинства Венчания благословение не дается (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»). Написано, что четвертый брак хуже блуда.

 

Вопрос: – Отец Сергий, а как Вы можете прокомментировать ситуацию с Гордоном в Суздале? У него венчаный брак пятый.

 

– Я не слежу. А это 100% информация? Тут надо уточнять информацию. Это может быть просто пятый брак, не было Венчания. Если брак совершен до таинства Крещения, по его вине брак распался, потом человек принял таинство Крещения, то мы знаем, что в таинстве Крещения прощаются человеку все его грехи. Естественно, что до таинства Крещения брак не мог был быть венчаным в Церкви. Тут нужно разбираться. Пятый брак в Церкви невозможен. Если брак четвертый или пятый, то такой брак не считается законным. И есть такие случаи, когда Венчание совершали с нарушением каких-то канонических традиций, канонов Церкви, то такой брак признается Церковью недействительным. Поэтому я не знаю. Это не моя зона канонической ответственности. Я могу судить о событиях только в рамках нашего храма. Дальше пусть занимаются специалисты.

Давайте поговорим о препятствиях вступлению в церковный брак. Во-первых, иноверцы (нехристианские религии – мусульмане, буддисты, индуисты и прочие) не могут участвовать в православном таинстве Венчания, даже если один крещеный, а другой некрещеный. Далее, некрещеные не могут участвовать в православном таинстве Венчания, даже если они крещеные, говорят, что они крещеные, но Бога не признают. Они не допускаются до таинства Венчания. В-третьих, люди, состоящие в кровном и духовном родстве. Что подразумевается? Есть степени родства. До четвертой степени родства ни в каком виде не допускаются родственники до Венчания. С пятой по седьмую степени родства допускается только с благословения правящего архиерея и по решению церковного суда. А уже после седьмой степени родства, восьмую, девятую и так далее, допускаются до Венчания без каких-то проблем. Знаете, как считать степени родства? Между мужем и женой степень родства какая? Нулевая. Между родителями и детьми степень родства первая. Между родными братьями и сестрами степень родства вторая. Нужно выстроить генеалогическую цепочку родства, так называемое древо родства и посчитать какая у кого степень родства. Сначала целое, единое – это муж и жена, потом дети, потом внуки и т.д. Это прямое родство. А есть боковое родство, когда, например, объединяются два рода. Между ними ведь тоже пошло родство. Вот нужно дойти до той точки, которая объединяет, до нулевой точки, а потом считать уже от нее степень родства. Надо все это расписать, тогда все становится понятно. Когда еще не допускаются до Венчания? Если хотят венчаться, например, мужчина православный, а женщина не православная (католик, протестант или какой-то другой древней христианской церкви). Как в такой ситуации поступают? Решает церковный суд. Могут допустить, но только в том случае, если оба супруга дают согласие на воспитание их детей в Православной вере. Только в таком случае могут допустить, но только по решению церковного суда.

О поведении в храме во время Венчания, думаю, что вам не стоит об этом говорить. Поговорим о том, что дошло до нас из разных традиций. Если брать древнюю иудейскую свадьбу, то она никак не была привязана к иерусалимскому храму, к религиозным обычаям. Это была семейная традиция. Отец жениха давал благословение и соединял руки жениха и невесты. Они потом неделю пировали. Это была очень важная часть брака. Было очень много гостей. Мы читали, как Христос на браке, на свадьбе совершил свое первое чудо. Несколько сотен литров воды Он превратил в вино. Всю неделю люди пировали, гости заходили, и их должны были накормить и напоить вином. По традиции брачующиеся тоже должны были обязательно выпить вина. Поэтому те слова, что Иисус не совершал превращение воды в вино – это явное противоречие древним традициям, обычаям и самому Евангелию. Христос сам участвовал, вел обычную полноценную жизнь того времени. Не был Он таким явным постником. Он со всеми общался, ел и пил полноценно. Конечно, в меру, я надеюсь, не предавался какому-то чревоугодию. Поэтому употребление вина в меру не вредит человеку, если только у человека не было каких-либо зависимостей. А если была зависимость от алкоголя, то духовник, психолог, психотерапевт должен сказать, что такому человеку от вина лучше воздерживаться полностью, чтобы это не повлияло на него, на какие-то его срывы. Опять же мы воздерживаемся во время поста. Сейчас идет Великий пост. И я сам лично веду трезвый образ жизни, и всех своих духовных чад призываю к трезвому образу жизни во время поста.

Что к нам дошло из римской языческой традиции. Как вы думаете? Венцы, украшение цветами домов, квартир. Это все языческие римские обычаи. Надо сказать, что первые христиане к этому относились скептически, а уже Иоанн Златоуст говорит, что ничего страшного в этом нет, благословляет венцы христианам. Как вы думаете, из чего были первые венцы? Из цветов. Сейчас они уже в виде корон железных. Кстати, иногда брачующиеся приносят свои венцы. А что они символизируют в нашей христианской традиции? Награду брачующимся за сохранение верности, сохранение девственности. Такая идея. Но также и есть намек на мученические венцы, на тот венец, который был надет Христу. И есть такое мнение, что люди, вступающие в брак, надевают на себя мученические венцы, подразумевая, что их жизнь стала мученической, так как работа над собою после Венчания, конечно, мученическая, люди «с мясом» вырывают свои страсти (должны так поступать), меняют свою жизнь для того, чтобы сохранить отношения. Действительно, это очень серьезная работа, это очень сложно. Если мы не будем над собой эту работу производить, то этот брак распадется. Может быть, кто-то будет терпеть вас какое-то время, но в какой-то момент брак распадется, потому что мы должны жить для другого человека. И апостол Павел говорит: Тело жены принадлежит не ей самой, но ее мужу. Также и тело мужа принадлежит не ему самому, но его жене. Не жена хозяйка своему телу, а муж, равно как и муж не хозяин своему телу, а жена. Жена не властна над своим телом — оно принадлежит мужу, также и муж не властен над своим телом — оно принадлежит жене (1 Кор. 7:4).

 

Вопрос: – А как прийти к взаимной работе над собой? Когда не один работает над собой, а когда оба взаимно над собой работают.

 

– В идеале конечно, дорогие мои, надо договариваться на берегу. Человек до брака работает над собой. Дается же вам какое-то время для знакомства, его надо потратить не только на какие-то радости жизни чувственные, приятные, а для того, чтобы посмотреть на человека. Это очень сложно. И в этом плане, конечно, должны помочь родители. Раньше на Руси так и было, что родители смотрели на людей.  Мне сразу понятно, посмотрев на молодых людей, пообщавшись с ними. Опытные священники, к которым я себя не пречисляю, сразу могут сказать. И родители, как опытные люди, зная своего ребенка, тоже могут сказать, как будут развиваться отношения. Родительское благословение очень важно, но иногда не стоит прислушиваться, например, когда есть какие-то психологические или психические отклонения у наших родителей, бывает какая-то очень сильная привязанность к своим детям, поэтому тут надо смотреть внимательно что руководит родителями – стремление к счастью ребенка или своя какая-то выгода. Не дать сыну своему жить с какой-то женщиной, как это бывает иногда, делать все, чтобы семья распалась… Конечно, конечно, это неправильное поведение психологическое. Поэтому заранее надо договариваться о многих вещах. В том числе о бытовых вещах, например, кто будет выносить мусор. Необходимо все это проговаривать, потому что когда начинается бытовая жизнь, то «розовые чувства» очень быстро развеиваются, к сожалению. Но они – розовые эти чувства – даются нам Богом для того, чтобы люди начали между собою жить. И за это время надо научиться любить. Любовь – это возвышенное понятие, которое подразумевает единство духовное и физическое. Кстати, мы об этом с вами и не поговорили.

Цель брака какая? Не цель Венчания, не цель регистрации, а цель брака как союза. Цель – онтологическое единство, если говорить богословским языком. И духовное и физическое единство, максимально целостное единство, когда люди отлепляются от родителей и становятся одной плотью, одним целым. Это самое большое таинство, которое происходит между двумя людьми. К этому единству мы идем долго, поэтапно, отрывая, как я уже сказал, с корнем свои страсти. Люди с самого начала должны понимать, что для единства и счастливой жизни придется меняться. Мужчине очень сложно с психологической точки зрения меняться. Мужчина, юноша к 20 годам, как правило, уже сформировался. И таким он останется. И большое заблуждение, когда некоторые женщины думают, что до нее все были дурочки, а при ней он перестанет пить, перестанет гулять, будет жить только с ней. Это величайшее заблуждение. Мужчина не меняется. Мужчину можно сломать совсем, он ляжет дома на диван и не встанет с него, не захочет ничего менять, если женщина будет его постоянно гнобить. И он перестанет адекватно воспринимать и семью, и жену, либо просто уйдет. Поэтому женщина должна быть помощницей, грамотно раскрыть его потенциал, не загнобить мужчину, не требовать от него только денег, хотя прямая обязанность мужчины – это содержать свою семью. В Евангелие написано, что обязанность мужчины любить, питать и греть. Конечно, в современном мире многое, что поменялось. Женщина и без мужчины может себя прокормить, и согреть, и приютить, может даже детей вырастить и поднять. А в древности так не было. По каким критериям мы живем? По христианским? Естественно, если модель поведения у мужчины, у юноши, у девушки в семье была одна – мама «пахала», папа выпивал, то такая модель переходит в семейную жизнь. Но для этого есть адекватные с христианским мировоззрением психологи, которые помогают, есть Церковь, которая тоже помогает именно благодатью Божией изменить искаженные страсти в наших душах. Но насильно никто никого изменять не будет. Нет прав у нас таких. У мужа нет прав менять жену, у жены нет прав менять мужа.

 

Вопрос: – А как тогда развиваться мы можем? Молиться друг за друга?

 

– Во-первых, молиться. Во-вторых, общаться. Очень важно общаться, потому что мужчина не понимает, что у женщины в голове вообще. Вообще не понимает. И женщина, как правило, тоже не понимает, что у мужчины в голове. У мужчины стратегическое мышление, а у женщины – тактическое. У женщины все поэтапно, а мужчина (конечно есть исключения) видит всю картину сразу. Цель и задача мужчины с психологической точки зрения и с христианской точки зрения какая? Мужчина определяет цель своей семьи. В христианском плане цель – это Царство Небесное. То есть мужчина задает эту цель, направление, а женщина выполняет тактическую, ежедневную, бытовую работу. Если эту работу будет выполнять мужчина, то для него это смерть. С мужским менталитетом, характером, тактическая задача очень сложная. Господь каждому – и мужчине, и женщине – дал свою задачу. Женщина – это деторождение, сохранение очага семейного. Мужчина – это работа, забота о семье и так далее. Если происходит подмена, то мы видим, чем это все заканчивается. Бывает, что и при измененном состоянии семьи уживаются, потому что если сломать кого-то, то ничем хорошим это не закончится. Конечно, есть такие женщины, особенно русские, которые готовы коня на скаку остановить, воспитать и одеть мужчину, заработать денег и так далее. Если мужчина начнет ее ломать, то чем это все закончится? И наоборот, если мужчина мягкий, не было у него примера перед глазами… Знаете, что большинство детей сегодня воспитываются в нашей стране в однополых семьях женских? Это мама и бабушка. Если мальчик вырос в такой семье и не имел примера, то как от него требовать, чтобы он был каким-то другим? У него не было примера. Хотя, бывает, что и в таких семьях вырастает полноценный глава семьи.

 

Вопрос: – А если в семье родители сложные или родителей нет? Один родитель адекватный ушел, а второй невменяемый остался. Благословение на брак такой человек от кого может получить? От священника? Будет ли такое благословение действовать?

 

– Для нас самое главное благословение – это благословение Божие. Мы молимся перед созданием семьи, мы молимся перед созданием брака, перед добрачными дружескими отношениями (важно для начала научиться дружить, потому что люди перескакивают через этот очень важный этап и вступают сразу в интимные отношения, после чего у мужчины теряется смысл в развитии каких-то дальнейших событий, и у женщины тоже). Поэтому перед всеми этими отношениями мы, в первую очередь, должны получить благословение Божие. Если нет родителей, адекватных старших родственников, то благословение духовника, если он есть, или лучших друзей, или авторитетных людей, тех, кто сможет посмотреть на ваши отношения со стороны, дать добро. Часто бывает, что чувства зашкаливают, вся эта химия, химический состав чувств, «розовые очки» одурманивают и невозможно адекватно все это воспринимать, то тут, конечно, надо взять какой-то совет. Будут ли прислушиваться к совету люди или нет, это большой вопрос. Но если логическая деятельность осталась в голове, то совет будет важным, полезно посмотреть на все это со стороны. Я сам в первый раз, будучи в семинарии студентом, встречался три года с регентшей и многого не видел. У нас были чистые дружеские отношения. А когда я ушел в армию, то через месяц она вышла замуж. И слава Богу. Потому что я понимаю, чем бы все это закончилось. 

 

Вопрос: – Если в добрачный период задавать вопросы бытовые, то можно же ими обрубить весь этот романтический флер? И человек сразу может удалиться? Что делать?

 

– Так это сразу и покажет, что он даже не готов об этом говорить. И если он сейчас не готов об этом говорить, то потом, когда вы начнете с ним об этом говорить, он скажет: «Извини, но я на это не подписывался».

 

Вопрос: – То есть можно задавать такие вопросы?

 

– Не можно, а нужно. Все психологи об этом говорят. Может быть, не так жестко. Например, какую роль свою ты видишь в своей семье? Чем будешь заниматься? Действительно, я вижу, что сейчас некоторые девушки не умеют готовить, или не любят готовить пищу, не хотят детей. А мужчины наоборот. Они готовят… И вот такие люди встречаются, они выполняют противоположные роли. И как-то живут. Не все, конечно, идеально. Есть проблемы. Но и такие люди встречаются. Поэтому заранее надо договориться о том, кто будет готовить. Например, мужчина надеется, что придет домой и там будет еда. А женщина говорит ему: «Закажи доставку еды». Или, например, муж приготовил, а жена говорит ему: «Готовлю только я».

Если женщине нужна помощь, то надо обязательно об этом говорить. Для мужчины это не всегда понятно. Это надо постоянно проговаривать. Если у вас не получается проговаривать это лично, потому что кто-то сразу вскипает, начинает бить посуду или еще что-то, то для этого есть специальные переговорщики или медиаторы, или психологи. Они помогут.

 

Вопрос: – А бывают в браке два разумных существа? Или всегда только один?

 

– Мы все существа разумные, Homo sapiens.

 

Вопрос: – У верующих семьи чем-то отличаются? В этих семьях люди более сознательные?

 

– Не факт. Все всегда по-разному. Вера не влияет на адекватность семьи. Иногда даже наоборот. Вера – это наши отношения с Богом. Они у нас индивидуальные и личные. Бывает, что люди ходят в храм и гнобят свои семьи, мужей или жен. Поэтому не нужно ориентироваться на какие-то идеальные верующие семьи. Можно, конечно, если такие семьи есть. Но это не значит, что если человек верующий, то у него семья идеальная. Нет. Это ложное понимание. Тут нужно ориентироваться на адекватные доверительные взаимоотношения. Нужно доверять, а не приковывать к себе мужа или жену. Должна быть любовь как доверие.

 

Вопрос: – То есть порядочность человека?

 

– В том числе. И вот как раз религиозные вопросы решить до брака очень важно, потому что в семье очень часто люди начинают расходиться из-за религиозных вопросов. Либо совсем расходятся, либо начинают делить детей. На моей практике это очень распространенная проблема. Поэтому религиозные вопросы нужно заранее прояснить. Не против ли человек, чтобы его муж или жена ходил в храм и причащался? Есть нейтральное, а есть и резко негативное отношение. И тут надо задуматься.

 

Прихожанин поделился своим опытом семейной жизни.  

 

– Давайте продолжим. Хочу напомнить, что муж для жены и жена для мужа – это самые родные люди. Дети, родители, еще какие-то люди уже на втором, на третьем плане. Даже дети должны быть на втором плане, потому что если центром семьи начинают становиться дети (детоцентричная семья), то семья начинает распадаться. Если жена все внимание начинает уделять детям, а не мужу, то брак распадается. Я не говорю, что за детьми не надо следить, пусть растут как хотят. Нет. Нужно находить мужу время для жены, жене нужно находить время для мужа, заниматься теми вещами, которые им обоим нравятся. Не так, чтобы поехать на рыбалку, – жена в шоке. Или пошли гулять по магазинам весь день, шопиться, а муж от этого готов застрелиться. А надо находить такие моменты, чтобы обоим было интересно: сходить в кафе, просто погулять, кто-то просто посидит дома без детей. Находить время для друг друга очень важно. Если у вас не будет общих, скрепляющих вашу семью дел, то в какой-то момент вы понимаете, что дети выросли, ипотеку заплатили, у меня своя жизнь, у нее своя жизнь, нас ничего не объединяет. И все. А эмоциональная должна быть связь, психологическая должна быть связь и физическая, интимная должна быть связь у мужа и жены на протяжении всей жизни, а не только в первые полгода. Идеальных нет семей. Важно находить общий язык.

 

Вопрос: – Мужу надо говорить женщине ласковые слова, тогда она понимает, что он ее любит. А как надо вести себя жене, чтобы муж понимал, что жена его любит?

 

– Заботиться. Под бытовым общением понимается забота. И очень важно хвалить. Это вдохновляет и подбадривает. Даже если лицемерить. Надо сказать, что мужчины не понимают подхалимства. Это женщины сразу различают говорят ли им правду. А мужчины обычно не различают. Мы искренне в это верим (смеется). Похвала – это своего рода награда. Если он что-то делает, как умеет, а вы ему говорите, что все это плохо, плохо. Такая политика не пряника, а кнута, то в какой-то момент мужчина теряет смысл делать что-то доброе для семьи, для жены. И он идет туда, где ему рады. А где ему рады? В гараже, на рыбалке, на работе. Если ему соседка скажет: «Какой ты хороший, рукастый», то он будет у нее пропадать. Мужчины так устроены, что они идут туда, где им рады. Если им дома не рады, то они туда не идут, поэтому они пропадают всю жизнь на работе. Их дома никто не ждет. Они дома лишние. Придут домой, а их там обругают. Много чего можно про это говорить.

 

Вопрос: – Так как говорить с мужчиной?

 

– С любовью, с лаской. Надо сказать, что он молодец, хорошо, что он это сделал, но лучше, если бы он сделал так… Но уже хорошо, что он это сделал. Еще раз повторю: у мужчины есть свой потолок. Он дорастает до него – плюс, минус – к 30 годам. Потом уже перерасти в сверхчеловека уже невозможно. Если он сформировался к 25 годам, то к 30 из него уже гений не получится, не получится выдающийся спортсмен или олигарх. Конечно, бывают исключения. Но, как правило, если вы выходили замуж не за олигарха, то скорее всего он олигархом уже не станет. Если он водитель, шофер, то не нужно требовать от него, чтобы он стал бизнесменом. Есть большая опасность у женщины загнать мужчину в кольцо, в воронку, куда его засосет. Он либо закончится как человек, либо убежит, если хватит сил у него убежать. Это тоже надо учитывать. Смотрите сразу на уровень того, за кого вы выходите замуж. Если он ни семи пядей во лбу, то он и не станет никогда никем. У нас это генетически заложено. Конечно, можно менять характер мужчины, но, как правило, немного. Смотрите на взаимоотношения в семье. Кто в семье у мужчины хозяин? Либо отец принимает решения, либо мама. Если как мама сказала, так и будет, то скорее всего и у вашего мужа не появится волевых навыков, за редким исключением. И он будет ходить советоваться к маме. Если вас это устраивает, то проблем нет. Если вас это не устраивает, то извините. Надо было смотреть заранее. А мужчине нужно смотреть на маму невесты, какая она к 50–60 годам. И внешне и по качествам. И подразумевать кем ваша жена, скорее всего, станет. Это если вкратце. В следующий раз, на следующей лекции мы продолжим эту тему. А сейчас давайте прощаться. Помолимся. И до свидания.

Пожертвования храму

Сбор идет с начала каждого месяца.

Мы в Telegram