Цикл бесед «Таинства Церкви».
Тема «Таинство Венчания и „развенчание”». Часть II.
Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.
Встреча от 28 марта 2023 г.
– Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем разбирать тему «Таинство Венчания и „развенчание”». Как мы в прошлый раз говорили, все темы, связанный с семейной и супружеской жизнью привлекают людей, что неудивительно. Я тут батюшке одному рассказывал какие у нас встречи проходят. Говорю: «Как только начинаем семейные темы разбирать, сразу много народа приходит». И он справедливо отвечает: «Есть два пути спасения – это монашеский и семейный». Что Господь говорит? «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Человек либо с Богом находится в таинстве монашества. Монашество – не таинство, хотя многие богословы говорят, что это тоже таинство Церкви, равное чуть ли не Крещению. Но наше повсеместное спасение происходит, конечно же, внутри нашей малой церкви, которую мы называем семьей.
В прошлый раз мы с вами разговаривали о таинстве Венчания, говорили о том, кому можно венчаться, а кому нельзя. Сегодня на встречу пришли новые люди. Поднимите руки, кто не был на первой встрече? Больше половины из присутствующих. А кто-то смотрел online нашу предыдущую встречу? Смотрели? Тем, кто не смотрел, я не буду все повторять, что мы говорили в прошлый раз, конечно. Мы сегодня закончим эту тему. Отвечу на вопросы. Было много вопросов. Отвечу, если смогу. Опять же говорю, что я не эксперт семейных отношений, брака. Я сам в браке 13 лет.
Жениху и невесте необходимо исповедоваться накануне Венчания. Про свидетелей: люди, присутствующие на таинстве Венчания, они все являются свидетелями. В древней церкви, если не ошибаюсь, не совершали таинство Венчания, если было меньше 10 человек. Все, кто присутствовали на Венчании, все являлись свидетелями. Специальных свидетелей сейчас нет необходимости приглашать. Если молодожены не хотят разные такие пышные головные уборы, прически невесты мять, то специально приглашают свидетелей. Видели, как свидетели держат венцы над головами жениха и невесты? Мы обычно надеваем венцы на голову. Можно венцы принести с собой. Я знаю, что кто-то ездит по святым местам, в Иерусалим, в Грецию, там могут себе на память венцы купить или своим детям, которые еще не вышли замуж, не венчались. Эти венцы можно дать священнику для Венчания, а потом забрать с собой. Можно их передавать и по наследству.
Обычные церковные венцы тоже используются повсеместно. Некоторые приносят венцы, сплетенные из цветов. Батюшки по-разному относятся к этому. Кто-то венчает с цветочками, кто-то говорит, что это не канонично, в церкви есть свои освященные венцы. Поэтому тут уж как договоритесь с батюшкой.
Особенности одежды невесты. У невесты должен быть головной убор, покрывающий голову – это фата или платок. Плечи должны быть покрыты. Платье белого цвета. Что касается цвета платья, то людям, прожившим в браке некоторое время или вступающим в повторный брак, наряд невесты не положен. Белый цвет – цвет чистоты и в идеале это должен быть первый брак и до этого не должно быть никаких отношений у невесты. Только тогда ей положено белое платье. Если были какие-то обстоятельства, то цвет должен уже отличаться. Косметику рекомендуют в минимальном количестве, хотя современные свадьбы, мне кажется, максимально в затонированном виде. Так как в день Венчания вам (в идеале) предстоит быть еще и на Божественной литургии, то в совокупности по времени это займет несколько часов, поэтому предлагают комфортную удобную обувь надеть молодоженам.
Возраст венчающихся. Нижним возрастом и пределом для совершения таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, то есть когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен и высший предел вступления в брак. Для женщин это 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке. То есть имеется ввиду, что если вы прожили в браке 50 лет и решили обвенчаться, то тут нет какого-то порога брачного. Если есть какие-то спорные моменты, то они, как правило, решаются церковным судом.
Если у вас есть какие-то вопросы по теме, то можете поднимать руку и задавать свои вопросы.
Мы говорили, что Православная Церковь не освящает союз между православными христианами и иноверцами, некрещеными и атеистами. Даже если человек крещеный, но говорит, что в Бога не верит, но ради мужа (жены) соглашается, то Православная Церковь не освящает такой союз. Бывают такие случаи, когда жена очень хочет или муж (иногда), но часто жена очень хочет обвенчаться и говорит: «Мы или разводимся, или венчаемся», ставит ультиматумы. Конечно, недопустимо ставить в духовной жизни такие ультиматумы, особенно со взрослыми людьми. С детьми еще понятно, когда они не хотят кушать, пить, одеваться, лечиться, то родителям приходится их заставлять в духовной жизни поначалу. А вот над взрослыми людьми у нас нет никакой власти. Поэтому муж не может манипулировать женой, хотя это часто встречается в религиозной жизни. Также и наоборот. Поэтому заставлять венчаться не надо, от этого потом начинаются проблемы. И мы уже говорили почему.
Во время таинства Венчания брачующиеся люди дают обещание жить по Закону Божиему. Если потом они нарушают все эти обещания молитвенные, которые мы читаем в таинстве Венчания, то часто у них начинаются проблемы. Также и когда мы нарушаем обеты, данные Богу в таинстве Крещения. С инославными – имеются ввиду католики, протестанты, лютеране, армяно-григориане – допускается Венчание в исключительных случаях, по решению церковного суда, если брачующиеся дают обещание воспитывать своих детей в Православной вере.
Про кровное родство мы уже говорили. До четвертой степени включительно кровное родство запрещает нам вступление в брак, в том числе и Венчание. С пятой по седьмую степень родства разрешается Венчание только с благословения правящего архиерея, которое дается на церковном суде. А с восьмой степени родства никаких проблем нет. Но, как правило, это уже дальние родственники.
Вступление в брак с духовным лицом. Если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, то есть до принятия им священного сана. Вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу. Действительно, священнику дается только один шанс на брак. Если священнослужитель повторно вступает в брак или монашествующий после данного обета безбрачия вступает в брак, то их обеты и священный сан снимаются. Это в современном мире, к сожалению, большая проблема. Жена говорит: «Я не хочу все эти ваши церковные обряды исполнять». Так бывает, что батюшка в зрелом возрасте пришел к Богу, решил жизнь свою посвятить господу Богу, стал священником, а жена же не автоматически становится верующей по вере мужа. И наоборот. Все это индивидуальный процесс. Нельзя так сказать, что теперь мы всей семьей идем в храм, верим в Бога. С чего вдруг? И на этой почве бывают проблемы. Матушки уходят, а батюшки остаются одни и часто подвергаются соблазну второй раз жениться. Служение Церкви у них на этом, к сожалению, заканчивается. Хотя греческая церковь совсем недавно, несколько лет назад приняла решение, что если у священника умирает жена, то он имеет право жениться второй раз. Или если жена ушла, а батюшка в этом не виноват, не он инициатор развода, то он тоже имеет право жениться второй раз. Русская Православная Церковь такие нововведения не поддерживает.
Вопрос: – Может ли тот, кто принимает священный сан, брать замуж матушку уже вступавшую в брак или с ребенком?
– По канонам Церкви, по уставу у будущей жены – невесты – это должен быть первый брак обязательно. Также и у священника должен быть первый брак. Если это второй брак, то священником он стать уже не может. А если у матушки дети какие-то внебрачные, то это тоже является препятствием. В идеале по канонам (в современном мире, наверное, это не всегда исполняется) у матушки священника не должно быть никаких отношений до брака. Про священника ничего не написано.
Вопрос: – Если прожили в браке сколько-то лет, то надо прийти в храм и сказать, что нам надо венчаться? И можно без свидетелей?
– Я слушал опытных батюшек. Они рекомендуют из таинства Венчания не делать какое-то пышное празднество, приглашать много людей. Можно уже потом, после Венчания, собрать людей, отметить как-то. А на таинство Венчания предлагают звать ближний круг свой – близких друзей, родственников, родителей, детей, если уже есть дети. Это опять же частное мнение. Как мы до этого говорили, нет какого-то единого мнения в какой момент совершать таинство Венчания над брачующимися – непосредственно после регистрации, или через год. Некоторые священники говорят: «Вы год поживите, а потом уже решите». Мое мнение такое, что тут зависит от воцерковленности. Если люди с детства живут при Церкви, при храме, то они все прекрасно понимают и знают, естественно, что для них это все не новое сверхъестественное, они и так периодически исповедываются и причащаются. А если они этого не делают, если это для них какой-то новый мир открывается духовный, то, конечно, им нужно к этому привыкнуть, а потом, когда они начнут благочестивую христианскую жизнь (в идеале), то тогда им можно венчаться. Опять же, если оба они согласны, а не тогда, когда какими-то манипуляциями один другого начинает подталкивать.
Напомню, что таинство не совершается в среду и пятницу, в субботу, в постные дни, во все посты, накануне Великих праздников, в святки, в Светлую Седмицу и на масленицу.
Краткое описание обручения и краткое описание Венчания интересно? Перед Венчанием совершается обручение. В древности оно могло совершаться за несколько лет. Мы в Евангелие читаем, как Мария, будущая мать Иисуса Христа обручилась с Иосифом, когда ей было 12 лет. Год они жили как знакомые, как друзья, иногда встречались, при людях надо было встречаться, наедине нельзя было проводить время. В древности такой обычай был. Год они присматривались друг ко другу. Мог состояться брак, а мог и не состояться брак. И когда год прошел, Иосиф Обручник взял в жены себе Марию. Они, естественно, не жили семейной жизнью, потому что Иосиф узнал сразу, что Пресвятая Богородица уже беременна. Он решил ее отпустить, хотя по закону он должен был предать это огласке, и закончилось бы это все серьезным позором. Но Иосифу праведному явился ангел и сказал, что то, что от Нее родится, будет Спасителем всего мира. И это Дитя от Самого Господа Бога, а не от человеческого семени. И тогда Иосиф понял все. И оберегал, и сохранял Ее. Они не вступали ни в какие отношения семейные. И Иосиф был взрослым, у него уже были дети.
За редким исключением обручение совершается накануне таинства Венчания, только если вдруг по благословению какого-то духовника молодожены тоже хотят обручиться. У меня такого ни разу не спрашивали.
Обручение совершается в притворе храма, скрепляется взаимными обещаниями вступающих в брак и знаменует собой то, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому промыслу и усмотрению.
Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и благодать Божию. Опять же все это в идеале. Если были накануне какие-то блудные отношения, то во всем этом каются на Исповеди жених и невеста, причащаются. И благодать Божия очищает и изменяет природу. Нельзя сказать, что они обратно становятся физически целомудренными, но хотя бы грех этот смывается перед Венчанием.
Произносятся молитвы, славящие Господа и молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом и ожидают от Него духовного благословения. Священник тайно читает молитву. На практике я обычно читаю молитву вслух. После чего священник надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно. Берется кольцо и голову осеняют кольцом. Кольцом осеняют после жениха и невесту. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
В прошлый раз мы говорили, что первые обряды совершали родители, потом это делали свидетели, а сейчас это делает священник, а иногда (я видел), что и диакон тоже может это делать.
Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение и послал ангела хранителя жениху и невесте в их новой жизни. На этом обручение заканчивается, и молодожены уже обрученные переходят в центр храма. Постилается длинное полотенце, которое называется рушником. Оно символизирует собой что? Как вы думаете? Небо. Потом, в конце, жених и невеста спускаются на землю (смеется). А во время Венчания мы находимся как будто перед Господом Богом на Небе.
Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословленное Богом супружество. Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу белый плат. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак. На практике это совершается, но традиция эта, как ни странно, католическая. Она пришла в средние века на Русь (кто-то подсмотрел). Изначально такой традиции не было. Кто-то совершает. Слышали, когда священник говорит: «Имеешь ли желание благое и непринужденное взять себе в жены такую-то невесту?» Потом у невесты спрашивает. Потом спрашивает: «Не обещался ли ты иной невесте?» И у невесты спрашивает: «Не обещалась ли ты иному мужу?» Все это говорится торжественно, но на практике смысла никакого не имеет, потому что если люди уже пришли венчаться, то они все эти вопросы уже решили. Кто-то читает это, кто-то не читает. Поэтому не удивляйтесь, если вас от этом на Венчании не спросят. Ничего страшного в этом нет.
Вопрос: – Кольца можно использовать те, которые использовались при регистрации брака в ЗАГСе?
– Можно использовать. Обычно используются именно они. Можно использовать и другие. В прошлый раз мы говорили, что кольцами на обручении обмениваются. То кольцо, которое будет потом носить невеста, оно изначально кольцо жениха. И наоборот. То есть священник берет женское кольцо, которое потом будет носить женщина и надевает его мужчине. Мужчина обычно говорит: «Это не мое». Тут происходит некоторое объяснение почему так. Потом жениху надевают большое кольцо, потом троекратно кольцами обмениваются. И в результате у мужчины остается кольцо, которое он для себя изначально приготовил. Но имейте ввиду, что вы носите кольцо потом не свое, а вашего супруга. В этом и есть смысл обменивания кольцами. Понятно?
В прошлый раз мы говорили о том, что кольца изначально были серебряное и золотое. Серебряное кольцо у жены, а золотое кольцо у мужа. Они обменивались. В результате муж носил серебряное кольцо, а жена золотое. На практике все носят кто во что горазд. Либо оба золотые, либо оба серебряные, либо из белого золота… Неважно. Это никакого смысла уже не несет.
Вопрос: – Если один верующий, а другой не совсем, то, как Вы сказали, могут быть проблемы. Проблемы в плане искушений? И для того и для другого? Или только для того, который верующий?
– Так как муж и жена во время брака, даже еще до Венчания, становятся одним целым… В какой момент происходит это единение? Никто не скажет вам точно, когда вы стали полноценными мужем и женой. Государство дает регистрацию законную, то есть ваш брак становится законным, а церковь дает благословение. А сам брак ваш соединяется на Небесах. Поэтому, когда вы вступаете в интимные отношения, между вами какое-то таинство духовное происходит. Поэтому поведение одного супруга влияет и на другого. Апостол Павел говорит: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор: 7:14-14). То есть если жена будет стремиться всю свою жизнь посвятить Господу Богу, то и муж будет автоматически подтягиваться. И, глядишь, его Господь просветит, вразумит и так далее. Поэтому мы друг на друга влияем. Вопрос – кто на кого больше влияет. Но хотелось бы верить, что верующие влияют в лучшую сторону. Но иногда бывает и наоборот. А вообще, я вижу это как своего рода перетягивание каната. Если мы сами своими человеческими силами решили вытащить человека из духовной трясины, то мы проиграем, потому что в этой трясине духовной злые духи находятся в темноте душевной, в пустоте. А если мы с Господом Богом будем наших родных и близких вытаскивать из этой пустоты духовной, я думаю, что все у нас получится. Поэтому бояться здесь не надо ничего, потому что есть такие представления у некоторых священников, что нельзя ни за кого молиться, это опасно. Да. Мы в таком мире живем, но мы же живем с Господом Богом. И если Он с нами, а мы с Ним, то нам ничего не страшно. А если Господь что-то и попустит – падение или оступиться где-нибудь – то, наверное, мы возгордились и взяли на себя больше, чем могли бы взять. Именно на себя. Не с помощью Божией, а именно сами на себя. Понятно?
Продолжим. Священник возглашает благословение, затем произносится ектения. Далее следуют три молитвы (очень древние молитвы, с самых первых веков христианства), в которых священник просит у Господа благословить этот брак и даровать детей.
По окончании молитв священник венцом крестит жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий… на рабе Божией…». И потом наоборот тоже самое делается с невестой, только на венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы. Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай я». «Я» переводится с церковнославянского на русский язык как? Переводится как «их». То есть священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их». Кто-то говорит по-русски: венчай их. Кто-то говорит по-церковнославянски: венчай я. Это, я считаю, не принципиально. Это самые главные тайносовершительные слова молитвы. Если они совершены, прочитаны, то благословение Божие произошло. И Венчание скреплено, как мы верим, на Небе. По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: «Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их». Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви. Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Вспоминается на Евангелии первое чудо Иисуса Христа, которое было совершено в Кане Галилейской. Помните? Произносится ектения. После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на таинстве поют «Отче Наш». По-разному бывает. В маленьких храмах не поют «Отче Наш». В больших храмах, где обычно большой профессиональный хор, «Отче Наш» поется в какой-нибудь красивой аранжировке. И обычно запрещают подпевать присутствующим, чтобы не сбивать хор. Надо иметь ввиду, что если в храме поет профессиональных хор, то ему лучше не подпевать, потому что для них это является большим соблазном. У них слух, ноты, они все это понимают, а мы, когда начинаем им «помогать» (как нам это кажется), то мы их очень сильно сбиваем. Они очень от этого нервничают. У нас в храме каждую неделю по субботам поет «народный» – непрофессиональный любительский хор. Божественная литургия совершается в субботу любительским хором. Кто хочет попеть, пожалуйста, – пусть приходит в субботу на Литургию.
Вопрос: – В воскресенье мы за Божественной литургией можем петь только «Отче Наш» и «Символ веры»?
– Да. «Отче Наш» и «Символ веры». Если у кого-то есть музыкальное образование, то можно обратиться к регенту нашего храма.
Далее. В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами, если венцы кто-то держит. Если же венцы надеты на голову, то преклонять голову не нужно, так как венцы могут упасть. Приносится Чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Чаша вина символизирует общую чашу, которую должны пронести через всю жизнь, через радости и скорби будущие супруги. Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами. Это сейчас так, а в древности венцы носили целую неделю. И отмечали целую неделю. Священник присутствовал, епископы присутствовали. А если брак был уже второй, то священники уже не могли присутствовать на пиру у супругов. Брачный пир был очень важным моментом таинства Венчания. Венцы снимаются, а одежду носили неделю, а может быть, и более. Так же и молодожены носили какое-то время эту брачную одежду с венками из цветов.
Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением. Целомудренный поцелуй венчающихся (священник предлагает жениху поздравить невесту, уже мужу поздравить жену первым, благословленным Богом, целованием) – это есть свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, священник из алтаря обычно с престола берет иконы, которыми благословляет новобрачных и дает жениху целовать Спасителя, а невесте – образ Пресвятой Богородицы. Затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы. Поется многолетие. Жених и невеста разворачиваются и их поздравляют сначала близкие родственники, потом все остальные. По таинству есть какие-то вопросы? По чинопоследованию?
Суеверия псевдоцерковные, связанные с Венчанием интересны? Есть такое суеверие, что младшим братьям и сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшим. Все, что я сейчас буду читать – это все суеверия. Никакого смысла это не несет. Опять же мы говорим, что суеверия не работают, но Господь нам говорит: по вере вашей да будет вам (Мф: 9:29). И я вижу, что когда люди начинают верить во всякую ерунду, то она начинает сбываться. Как это работает? Бесы прекрасно знают во что мы верим, а во что нет. И они будут так подстраивать текущую реальность, что если человек верит в какое-то мракобесие, суеверие, то оно будет сбываться. И так и бывает. Верят люди в гороскопы, экстрасенсов. И глядишь, что все это сбывается. Какую-то карту желания себе напишут, какую-то нумерологию. Как это работает? Точно также. Бесы тут как тут, и если мы им доверяем, то они тоже будут участвовать в нашей жизни непосредственно физически и духовно. Но вопрос: кому мы верим? Господу Богу или бесам со всей этой ерундой? Поэтому в суеверия верить не надо. Например, нельзя венчаться будучи беременной. Есть такое суеверие. Нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год. Упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают возможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Очень часто я с этим сталкиваюсь, слышу про это. Поэтому священники стараются следить за этим: чтобы свечи были зажженными в одно время, чтобы ничто не погасло, чтобы кольца аккуратно лежали. Я стараюсь следить за этим, чтобы не было никаких домыслов. Тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье; тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет; нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться» (смеется). Это все суеверия псевдоцерковные.
Как можно «развенчаться»? Мы в прошлый раз уже говорили, что такого слова нет. Брак совершается каким-то таинственным способом между двумя людьми и прекращается точно также, когда людей уже ничего не связывает. Мы говорили о том, что просыпается человек или семья, муж с женой просыпаются и понимают, что их ничего не связывает. Дети выросли, ипотека заплачена, у каждого своя работа, своя жизнь, они чужие, ничего их не связывает. Поэтому в идеале всю семейную жизнь должна быть какая-то привязанность психоэмоциональная, имеется ввиду здоровая привязанность. Здоровые семейные отношения в идеале. Церковь способствует этому, помогает, как умеет. Если нет духовника, грамотного священника поблизости, то, я считаю, что можно обращаться к верующим психотерапевтам, верующим психологам или к классическим психологам, с классическим мировоззрением, если православных нет. Современное мировоззрение оккультное, построенное на каких-то современных практиках, такие дает советы, что западные современные ценности просто во всей полноте раскрываются, даже говорить не хочу, как это называется… Блудные грехи предлагают: вступайте во всевозможные блудные отношения для сохранения семьи. Но практика показывает, что так это не работает, к сожалению.
Вопрос: – Фрейд говорил, что религия – это массовый психоз?
– Классическая психология говорит о том, что вера – это психологическое отклонение, психическое заболевание. Но тут опять же как смотреть. Надо сказать, что об этом и Господь тоже в какой-то степени говорил. Сложно здравомыслящему человеку поверить, что Господь Бог умер за нас на Кресте, отдал свою жизнь. Это полностью противоречит человеческой логике. Если мы преследуем в своей жизни логику божественную, то мы автоматически от повседневной человеческой логики и поведения отходим. И для современного «здравомыслящего» человека поведение православного христианина не поддается современной логике, смело можно говорить, с их точки зрения, что этот человек ненормальный. Это действительно так. Смотря с какой стороны смотреть на поведение человека. Если с точки зрения вечности, то это нормально. Если с точки зрения какого-то язычества, или атеизма, или еще какого-то мировоззрения… Сейчас очень модны тренинги личностного роста: у тебя все получится, ты молодец, ты сильный, ты со всем справишься, тебе никто не нужен, ты главное делай, делай, верь в себя, только в себя, больше ни в кого, ты все заработаешь… Ну это полное противоречие христианского мировоззрения. Для нас такое поведение ненормально. А для них наше поведение ненормально. Рассудит нас только Господь Бог. В Евангелие так и говорится, что мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор: 1:23-23). Подразумевается смерть Христа Спасителя и все вокруг, что с этим связано: то, что мы Его почитаем, поклоняемся и так далее, молимся Христу, который умер за нас.
Греческие, римские боги все культуристы, сверхчеловеки, смелые, сильные, их невозможно убить. А тут приходит Христос, которого просто прибили ко Кресту (самая позорная смерть), Он мучается, умирает. Людей вообще не интересует, что Он умер, Воскрес, что Он проявил любовь ко всем. Жил как обычный бездомный простой учитель, раввин, никакие богатства не принимал. Пожертвования принимал. У Него была кружечка, которую носил Иуда. На эти деньги жила первохристианская община при Христе. Им же нужно было жить, на что-то есть. Он проповедовал, пожертвования собирали в кружки. Иуда периодически оттуда эти деньги таскал. Этот грех его и погубил в итоге, когда он Христа продал ради 30 серебряников. Ученые говорят, что 30 серебряников – это был задаток, аванс. Потому что 30 серебряников – это несерьезные были деньги, небольшие. Скорее всего, ему обещали что-то большее, дали задаток, а он потом пришел и им эти деньги обратно в храм кинул, но не дотерпел, к сожалению, до покаяния, как апостол Петр. Апостол Петр ведь тоже предал Христа троекратно. Отрекся от Него. Но потом он все-таки нашел в себе силы собраться, раскаяться. Потом уже Христос явился, и Петр был прощен. А Иуда тоже, скорее всего, был бы прощен, потому что Христу необходимо было умереть. Кто бы Его предал, когда бы предал – это не имеет важного значения. Но Иуде по его внутреннему состоянию сребролюбивому дьявол не дал раскаяться. Он его довел до суицида. И в этом большая трагедия.
Развенчанием в церковной среде называется прекращение церковного брака. Либо расторжение, либо прекращение. Правильно нам говорили, что прекращение, потому что брак земной прекращается здесь со смертью человека, супруга. Второй человек –
супруг или супруга может жениться или выйти замуж второй раз. Это необязательно, а только если он хочет. А если он хочет сохранить верность супругу до конца своей земной жизни – это прекрасно. У нас есть пример блаженной Ксении Петербургской, которая в молодости потеряла своего супруга, он умер без покаяния, без Причастия, а она очень переживала. Будучи совсем еще юной, молодой, она надела на себя его одежду, взяла на себя подвиг юродства, представлялась его именем, будучи здравомыслящей, и все, что она делала, она делала это от его лица: строила храм, помогала всем, молилась постоянно за всех. Она делала это все как бы от него. Когда одежда на ней его мужская развалилась, она переоделась в женскую одежду, схожую по цветам. Так как он был военнослужащий, у него был зеленый мундир, то она надела красную кофту и зеленую юбку. В этом виде она к людям и является. Один из таких интересных моментов, я знаю, произошел во время блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Одна женщина потеряла карточки продуктовые, которые ей выдали на весь дом, так как она была главная, старшая. И она карточки потеряла. Представляете? Весь дом оставила без еды. Ее должны были посадить, расстрелять. Никто бы не разбирался. Она пришла домой, увидела, что карточек нет, побежала искать карточки, а дочку оставила дома. Пока она бегала, в дверь постучала женщина и сказала девочке, что ее мама потеряла карточки, отдала их девочке и сказала: «Скажи маме, что тетя Ксения заходила». Мать возвращается домой вся в слезах, а девочка ей сказала, что вот тетя Ксения заходила и передала карточки. Мать была в шоке, спросила: «А как была одета?» Дочка рассказала: «Красная кофта, зеленая юбка, башмаки какие-то старинные». И тогда мать поняла, что Ксения Петербургская, которой она молилась, принесла ей эти карточки.
Расторжение брака, прекращение брака происходит тогда, когда люди потеряли любовь, когда завели новые семьи. И церковь дает так называемое письмо с признанием того, что брак уже распался. Констатирует факт, как мы говорили. Когда человек отпадает от церкви, от Бога, говорит какую-то ересь, занимается оккультизмом или магией, бесовщиной, принимает какую-то другую религию, то церковь просто констатирует, что человек отпал от Бога, его отлучают от Церкви. Никакого таинства раскрещивания, развенчивания, никаких других действий, которые прекращают действие Святого Духа, нет. Благодать Божия – это разумная энергия, разумная духовная сила, которая человеку дается для какого-то положительного процесса его жизни, для развития. Если человек теряет Святого Духа, то, к сожалению, этим все и заканчивается.
Вопрос: – А по канонам Церкви отлучается человек в случае блуда от Церкви?
– Нет. Каноны древние, которые были составлены в разные эпохи, они в современное время не работают. Настало время, я считаю, пересмотреть многие каноны и прийти к чему-то общему и современному. Пока мы до этого не дошли, не доросли. Много есть вопросов наболевших, как, например, связанных с календарем церковным и церковнославянским языком, который непонятен людям. Что с этим делать? Пока не понятно. Также, как и с этими канонами.
За преступления против семьи, против Бога священник на Исповеди, зная вас, выносит вам какую-то епитимью – покаянное наказание. На практике покаяние это может быть от недели до месяца, а некоторые батюшки и до года дают такую епитимью, если все у вас серьезно. Все это зависит и от строгости вашего духовника. В идеале – вашего духовника. Про духовника мы с вами в прошлый раз уже говорили. Духовник – это священник, который помогает человеку воцерковляться, духовно расти, не являясь каким-то посредником, а является каким-то вашим помощником. У нас прямые отношения с Господом Богом. У нас своего опыта нет. Я часто привожу в пример спортивные занятия, когда просто начитавшись книжек о спорте, стать мастером спорта невозможно. И, начитавшись энциклопедий медицинских, лечить или оперировать, наверное, можно, но вряд ли это чем-то хорошим закончится. Поэтому у нас есть такие педагоги, которые ведут человека. Знаете, как переводится слово педагог? Детоводитель. Это тот человек, который вел ребенка из дома. В древности это был такой раб, который вел ребенка от дома до какого-то учителя. Его дело было проследить. Также и священник ведет человека от его начального состояния до его конечного состояния. Как тренер.
Вопрос: – Вы сказали, что Святой Дух уходит, когда происходит «развенчание». А как его вернуть?
– Через покаяние, через Причастие благодать Божия к нам возвращается. Но опять же не принудительно. Если люди не хотят жить друг с другом, их все время тянет куда-то на сторону, то, скорее всего, сколько бы они не причащались, для них вряд ли что-то изменится. Это современная проблема, очень часто с этим вопросом ко мне приходят люди. Появляются дети, мужу не интересно стало быть с женой, у него открывается большое разнообразие женского пола или наоборот, у жены так стало. Сегодня, к сожалению, это все доступно, открыто. И люди остаются наедине с этой проблемой. И если они начинают исповедоваться, причащаться, искренне молиться, то что-то начинает вставать на места у того, кто ушел из семьи.
Вопрос: – Вы говорите о законном браке, а если люди по наивности, например, девушка вступила в связь с молодым человеком. И девушка не может заставить молодого человека жениться на себе, начинает брать на себя подвиг молитвы за своего якобы будущего мужа. Это будет опасно для этой девушки? Опаснее, чем если бы законная жена молилась бы в законном браке за мужа?
– Самое лучшее – это не вступать до брака ни в какие интимные отношения. А если вы допустили это, то потом очень сложно. Уже все получил будущий жених и, конечно, интереса к таким девушкам у него нет. Поэтому церковь и призывает сохранять девство. Если от девушки мужчине нужны только интимные отношения, то естественно, что никто не будет вступать в брак официально, потому что эти отношения можно получить где угодно сегодня, к сожалению. Поэтому вот вам такой лайфхак: не вступайте в интимные отношения до брака. Это, конечно, сложно в современном мире, но с помощью Божией это все решается. Молитесь до брака, до интимных отношений, чтобы Господь вам послал того человека, с которым вам будет не просто приятно провести время, но чтобы вы еще и вместе спасались.
Цель семейных отношений, как мы говорили, это онтологическое единство для спасения мужа и жены. В идеале ко Кресту мы приходим. Если мы будем об этом молиться до брака, то Господь это пошлет. Если Господь не посылает, то, скорее всего, это не полезно. Другого ответа у меня нет, потому что часто я вижу, что хорошие, красивые и умные девушки не могут никак найти нормального жениха, мужа. И ответа у меня, кроме того, что это пока что им не полезно, нет. И я видел такие ситуации, когда всеми силами они вступают в брак, начинают очень быстро рожать детей, и все это очень быстро заканчивается, потому что у каждого свои представления о жизни, о браке.
Вопрос: – Второй раз можно повенчаться?
– Мы это разбирали на прошлой беседе. Второй раз повенчаться можно, если вы не виноваты в разводе, то есть если не вы ушли из семьи или если вы ушли, но по уважительной причине. По какой причине? В современном мире есть такой документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Слышали про такой документ, утвержденный на Архиерейском соборе 2000 года? Он регламентирует все эти взаимоотношения и развод.
Что говорится в документе? Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага. К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к таинствам.
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество (имеется ввиду кровосмешение), сводничество (имеется ввиду проституция), извлечение выгод из непотребств супруга (например, когда один из супругов занимается проституцией, а другой покрывает его, призывая к такому виду заработка), неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
Опять же, это причины, которые дают основание на законное расторжение брака. Это не значит, что если вашего мужа посадили в тюрьму с лишением всего имущества, то вы обязаны с ним разводиться. Нет. И если ваш супруг изменил, то это тоже не означает, что надо прекращать семейные отношения. Если человек кается, и вы готовы его простить, то можно опять начать строить полноценные семейные отношения, но если оба этого хотят. Если один из супругов этого не хочет, то все это бесполезно.
Вопрос: – Может ли расторгаться брак, если один из супругов обиделся на Бога или возненавидел Бога?
– Думаю, что нет. В документе сказано об отпадении от Православия в смысле принятия другой веры. Например, мусульманской, буддистской, если начал заниматься оккультизмом. И если супруга это принципиально не устраивает, то можно развестись.
Вопрос: – А если эта причина, то можно вступить в третий брак?
– Даже в третий раз Церковь дает разрешение на Венчание, но в том случае, если человеку меньше 40 лет, и у него нет детей от прежних браков, и он не виноват в прекращении первых двух браков. Только в этом случае Церковь дает разрешение на третий брак. Например, первый раз умерла жена и второй раз (или муж). Раньше и сейчас, как мы видим, на войне может умереть супруг, а жена не готова к монашеской жизни, хочет детей. И церковь дает благословение даже на третий брак, благословенный Церковью.
Вопросы еще остались? Нет? Тогда всем спасибо.
Трансляцию заканчиваем. И помолимся.
Сбор идет с начала месяца.