Цикл бесед Великие праздники Православной Церкви. Тема День Петра и Павла. Встреча от 11 июля 2023

Цикл бесед «Великие праздники Православной Церкви».

Тема «День Петра и Павла».

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча от 11 июня 2023 г.

 

– Всех приветствую. Всех рад видеть. Сегодня поздравляю с наступающим Великим праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Накануне этого праздника мы поговорим с вами об этих величайших апостолах. Если у вас будут возникать вопросы, то не стесняйтесь, задавайте.

Величайшие апостолы. Первоверховные – это значит, что они главные. Петр и Павел. Апостол Петр был из 12 учеников, призванных Иисусом Христом, а апостол Павел лично даже и не знал Иисуса Христа, был призван Им, когда гнал христиан. Это были разные люди и  по всем своим человеческим качествам, и по мировоззрению. Единственное, что их объединяло, – это то, что они оба были евреи и они были иудеями. Но их образование, воспитание, социальное положение были противоположными.

         Почему Церковь объединила празднование Петра и Павла в один день?

 

         – Они вместе ходили?

 

         – Нет они вместе не ходили. Они, конечно, знали друг друга. Апостол Павел, когда был обращен Христом, приходил к Петру, советовался с ним. Но они вместе не проповедовали.

Смысл в том, что почитание апостолов Петра и Павла началось сразу после их смертной казни. Они оба были казнены в один день в Риме с разницей в один год. Это примерно 64 и 65 годы после Рождества Христова. Так как апостол Петр был евреем и не римским гражданином, то его распяли. Он попросил, чтобы его распяли вниз головой, так как он недостоин распинаться и умереть такой же смертью, как Христос. А апостола Павла, как римского гражданина, казнили через усекновение главы. Но почитание их в народе было настолько великим и грандиозным, что люди начали гордиться тем, что они ученики апостола Павла или апостола Петра, началось человеческое разделение. Церковь показывает, что никакого разделения в церкви быть не должно. Это уникальный случай в истории, когда за Христом могут идти самые разные люди, такие как апостол Петр или такие как апостол Павел. Они из разных социальных категорий, разных сфер жизни. Они пошли проповедовать Иисуса Христа, потрудились в этом колоссально. И Церковь таким образом показывает, что не должно быть никаких разделений, объединяя в один день их празднование памяти. Какого числа? 12 июля.  

         Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и в Константинополе. Кто-то, может быть, был в Риме? Я не был. Говорят, что это такие грандиозные сооружения. Базилики. Одна в честь апостола Петра, а другая в честь апостола Павла на месте их смерти в Ватикане. Разница в несколько километров. Мощи Петра и Павла замурованы. По католической римской традиции мощи замуровывали, потому что часто были разные набеги. Мощи пользовались почитанием, поэтому их часто воровали. Греки по православной традиции мощи не хранили в склепах замурованными, они хранили их на поверхности, поэтому мощи постоянно воровали. Как мы знаем, мощи святителя Николая были украдены, мощи других святых во время завоеваний были уничтожены турками, к сожалению.

По старому стилю это 29 июня. Празднование их совместное было распространено уже в первых веках христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

  Апостол Петр был родом из какого города? Из Вифсаиды. Он был родом из семьи рыбаков. Сейчас Вифсаида – это заброшенный археологический город, где производят разные раскопки. Но говорят, что откопали дом апостола Петра. Мы не знаем это дом апостола Петра или нет, но это был дом потомственного рыбака, где было много лодок, сетей. Кто будет в тех местах, может посетить это место. И возможно, что вы попадете в дом апостола Петра. Апостол Петр по своему характеру был очень горячим человеком. Почему его среди всех апостолов ставят на первое место? Что вы думаете? Все же читали Евангелие. И других источников, кроме Евангелия и Нового Завета, у нас нет. В Деяниях святых апостолов тоже много написано об апостоле Петре. Точного ответа на этот вопрос нет. Есть только предположения. Первый вариант – самый смелый и за его рвение, а второй – то, что он был старше всех. Когда апостолы, например, стеснялись спросить Христа, то они подговаривали апостола Петра, а тот уже с дерзновением шел ко Христу и задавал какие-то для них неудобные вопросы. 

Что еще мы знаем об апостоле Петре? Он занимался рыбной ловлей. Брата апостола Петра звали апостол Андрей. Они были первыми учениками Иисуса Христа, а когда апостол Петр женился, он переехал в город Капернаум, туда, где жил Христос, туда, где он был призван Иисусом Христом на берегу Генисаретского или Галилейского озера. Это был Галилейский район. Сильный был человек, пламенный духом. Естественно, он занял влиятельное место в лиге христовых апостолов. Он трижды отрекся от Христа. Мы знаем это из Евангелия. Это был трагический эпизод его жизни, он горько плакал, как мы читаем в Евангелие. И по преданию, когда апостол Петр слышал пение петухов, то всегда вспоминал о своем отречении и тоже плакал. Давайте вспомним каким образом восстановил его Христос в числе апостолов. Помните это событие? После Воскресения Иисуса Христа апостол Петр рыбачил со своими друзьями рыбаками, апостолами. На берегу появился Христос. Они Его не узнали сначала, а Он им говорит: «Забрасывайте сети». Те забросили сети, вытащили 153 рыбы. Апостол Петр опять же по своему характеру, темпераменту выскакивает из лодки, плывет, встречает Иисуса Христа, а тот уже приготовил им свежую рыбу на костре, приглашает учеников обедать. Это очень теплый такой момент, зарисовку такую Евангелие нам передает. Христос обращается (сегодня вечером мы как раз читали на богослужении этот отрывок) Сам, никто не смеет заговаривать с Ним. Апостол Петр даже молчит. И Христос обращается к нему: «Симоне Ионин, любишь ли Меня больше всех?»  И Петр отвечает Ему: «Да, Господи, люблю Тебя». Три раза обращается, спрашивает и говорит: «Паси овец Моих». Что это значит? Будь пастырем, будь апостолом. Не выгоняет из числа Своих учеников, понимая всю человеческую слабость, человеческий фактор, хотя апостол Петр был горячим и во время казни Христа и всех предшествующих событий был постоянно рядом со Христом и следовал за Ним. Возможно, чтобы остаться здесь, он таким образом начал отрекаться, что он ученик Иисуса Христа. А потом одумался. Ведь Христос говорил на Тайной Вечере: «Все от Меня отойдут». А апостол Петр сказал: «Все отойдут, а я останусь». Но Иисус сказал: «Говорю тебе, Петр, не успеет и петух пропеть сегодня, как ты трижды отречешься от того, что знаешь Меня» (Лк. 22:34). И действительно уже ночью так и случилось, к сожалению.

Что еще мы знаем об апостоле Петре? Он был женат, жил в Капернауме, у него была теща. Христос тещу апостола Петра исцелил, и она помогала ему на трапезе, возможно она была ученицей Христа, хотя об этом не идет речи. Апостол Петр стал великим проповедником, он много где проповедовал: в первую очередь, конечно же в Израиле. Иерусалим был разрушен в 80-м году, а апостол Петр до этого момента еще проповедовал. Он не дожил до разрушения Иерусалима, проповедовал со своими друзьями, учениками в Иерусалиме, в Иудее, окрестностях, то есть стал таким особым проповедником. Имел ли он образование? Умел ли он читать? Грамотных образованных людей в то время было максимум 5 процентов. Но, как ни странно, практически все мужчины умели читать, потому что читали Священное Писание. Все мужчины должны были знать Священное Писание. Женщины не умели читать. Мужчины знали, читали и пересказывали своим женам. Вот такая была традиция. Скорее всего, апостол Петр умел читать. А писать? Раз после Сошествия Святого Духа на апостолов они начали говорить на разных языках, то наверняка благодать Святого Духа научила апостола Петра всем грамотам. Но мы это можем только предполагать. Есть разные даты. Есть время его кончины 67-й год либо 65-й. Примерно в середине 70-х годов он был распят головой вниз.

Что оставил нам из писем апостол Петр? Кто знает? Первое Соборное послание апостола Петра и второе Соборное послание апостола Петра. Кто-то читал эти послания? Мы ранее в храме проходили с прихожанами Новый Завет. Мы читали послания эти, разбирали.

Первое Соборное послание апостола Петра обращено «к пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии, Вифании» – провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Откуда появлялись эти письма апостолов? Так как не было возможности быстро приехать в ту или иную область, все путешествия совершались чаще всего пешком, в лучшем случае на кораблях передвигались, если была такая возможность. Поэтому писали письма тем церквям, которые были основаны апостолами. И тут как раз перечисляются Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифания. Туда пишет апостол Петр свое первое послание. Там появились у них какие-то нестроения среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Петра, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Надо сказать, что все эти церкви раньше были языческими, а язычество поощряло разного рода разврат, все культы блудные, винопитие… Все, как и сейчас, ничего не изменилось за 2 000 лет, к сожалению. Как 2 000 лет назад апостолы боролись с этим развратом, блудом, зависимостями алкогольными и прочими, так и сейчас, к сожалению, ничего не изменилось. Поэтому мы берем эти послания, читаем. И как будто они для нас с вами и написаны. Призывает, конечно, апостол Петр и другие апостолы к благочестивой, христианской, целомудренной, верной Христу жизни. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра. Апостол Петр пишет: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Пет. 1:14–14). То есть Христос открывал Своим ученикам даже день их смерти.

 Вопросы какие-то есть по апостолу Петру? Может быть, кто-то хочет что-то добавить из своего опыта? Нет? Тогда давайте поговорим об апостоле Павле.

Конечно, об апостоле Павле, благодаря его посланиям, гораздо больше сведений. Мы знаем, что апостол Павел был римским гражданином, очень образованным, грамотным человеком. Родители его тоже были римскими гражданами. Кто был моложе – апостол Петр или апостол Павел? Павел был немного моложе. Звали его Савл или по-еврейски Саул в честь царя Саула. Он жил в городе Тарс. Это главный город Киликии в Малой Азии, крупный торговый, очень большой торговый центр, можно сравнить с Римом или Константинополем, не провинциальный городок, как Вифания, где жил апостол Петр. Апостол Павел был учеником величайшего учителя еврейского. Как его звали? Гамалиил. Гамалиил был очень известным, к нему в ученики было не попасть. Это говорит об очень грамотном уровне образования апостола Павла. Он был фарисеем и получил, скорее всего, от Синедриона, высшего верховного совета, грамоту, в которой говорилось, что он может преследовать евреев, которые отпадали от иудаизма, много было разных ответвлений. Он официально мог их преследовать и наказывать. И инквизитором был апостол Павел. Что еще? Он учился в раввинистической академии имени Гамалиила. Кстати сказать, евреи до сих пор, спустя 2 000 лет помнят Гамалиила. Но к апостолу Павлу они относятся с презрением, потому что считают его предателем.

У апостола Павла очень много посланий, у него 14 посланий. Послания называются по национальностям или городам: к евреям, к коринфянам, к колоссянам и т.д., то есть по названиям тех местностей или жителей, к которым эти послания и были адресованы. Апостол Павел очень много путешествовал. Все те послания, которые он писал, – это те области, в которых апостол Павел основал Церковь. И надо сказать, что он был первым апостолом, который придумал идею распространения христианства вне иудеев, к язычникам. И на Соборе, куда он идет и пишет: «я иду и не знаю, получится ли у меня эту линию продавить, или не получится». Каким-то чудом он переубедил всех апостолов в том, что нужно идти проповедовать вне Израиля, вне Иудеи, проповедовать к язычникам. И поэтому язычники бывшие, христиане вне, особенно в Риме, где похоронен апостол Павел, особо почитали апостола Павла. И Петра также почитали. Он очень много путешествовал, через все Средиземное море было у него несколько путешествий. И очень большое количество людей обратил апостол Павел ко Христу. Помогал ему апостол Варнава. Вместе с апостолом Варнавой они трудились постоянно, вместе писали письма, объезжали. Апостол Варнава был из числа 70-ти апостолов. Апостолы поначалу боялись Павла, потому что думали, что он хитростью проберется к ним, войдет в доверие, так как знали, что он человек суровый, жесткий, гнал христиан, поэтому они не доверяли ему сначала, но потом убедились, что он действительно стал христианином. Историю все помнят, как он ослеп, а после принятия крещения он прозрел? Христос явился ему и сказал: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» (Деян. 9. 4–4). Он сказал: «Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно идти тебе против рожна» (Деян. 9. 5–5). И это настолько изменило жизнь апостола Павла, что он стал христианином одним из самых ревностных. И он так и пишет: «Я больше всех потрудился на ниве христовой». И это действительно так. Мы видим, что это действительно так. Он не преувеличивает, он более всех потрудился. 

 

– Апостол Павел, когда приходил, организовывал на местах Церковь. А когда уходил, то там после него последователи оставались?

 

– Апостолы были подобны епископам, которые имели возможность рукополагать в священников. То есть они оставляли на местах духовенство из числа самых грамотных и образованных, верующих людей. И те уже имели возможность служить Литургию, совершать Евхаристию. Литургия, конечно, была очень простой. Она заключалась как раз в тех словах, которые Христос оставил. Сама непосредственно Евхаристия, – такие вечери любви, агапы, где люди собирались, трапезничали, причащались. Сначала трапезничали, а потом причащались. И когда люди приходили просто уже только поесть и попить, пообщаться, то Церковь уже отделила: вечером, на вечернюю службу мы приходим, чтобы помолиться, пообщаться, освящаем хлеба. Вот сегодня вы видели, как освящают хлеба и вино, и это как раз прообраз. А с утра, уже на Литургии, люди причащаются. Чтобы отделить трапезы от Литургии, Церковь со временем установила такое чинопоследование. И именно для того, чтобы поддерживать эти церкви, наставлять их, так как они ничего еще не понимали, не знали, были разные соблазны, искушения, ереси могли захватывать Церковь Христову. И, естественно, что сами они не могли справиться, нужна была им какая-то особая Божественная благодать, мудрость какая-то, которая как раз и была у первых апостолов, которые как раз и получили первые благодать Святого Духа, ту мудрость, которую они использовали для сохранения церквей, для сохранения единства и защиты от разных соблазнов.

 

– То есть они какие-то храмы строили?

 

– Храмы строили. Базилики. Европейские базилики – это прообраз архитектурный языческих храмов. Какого-то храма христианского изначально не было. Был еврейский храм и были храмы языческие. И просто языческие храмы переоборудовались под христианские. Христианизировались. У нас на Руси, уже спустя 1 000 лет была новая архитектура, отличающаяся, но принцип, конечно, был похожий. Это алтарь, средняя часть храма и притворы. В самом начале богослужения совершались в домах состоятельных людей. Чем человек состоятельней, тем у него больше дом. И если он христианин, то там и совершались вот эти вот встречи, общины. В первые века христиан гнали, пока в 313 году император Константин не издал так называемый Миланский эдикт, в результате которого христианская вера становилась государственной религией Римской империи. Запрещено было уже гнать христиан. Наоборот, христиане начали вымещать язычников. А до этого времени христиан повсеместно с жестокостью гнали, наказывали. Поэтому Церковь была тайной, встречались по домам, в разных катакомбах, поэтому Церковь была подпольная, но это не мешало Церкви очень сильно распространяться, потому что люди действительно видели благодать Божию, видели, как мученики идут на смерть. Это было таким сверхъестественным толчком для людей, привыкших к комфорту, к хлебу и зрелищам, как и сейчас у нас. И когда на твоих глазах люди отказываются от всего этого и идут умирать за Христа, причем семьями, даже с самыми маленькими детьми, то это, конечно, не оставляло равнодушных. А если человек готов умереть за свою идею, то значит, что она не просто какая-то легкомысленная, ветреная, значит она того стоит. И многие начинали задумываться. И, более того, начинали совершаться великие чудеса, когда людей пытали какими-то неимоверными казнями. Читали жития первых христиан? Какие там страшнейшие мучения люди претерпевали и оставались невредимыми. Как после этого оставаться неверующим или хотя бы равнодушным? Поэтому гонения на христиан, их мучения, как ни странно, становились толчком для распространения христианства.

 

– То есть после 313 года христиан уже не гнали?

 

– Конечно, появлялись императоры римские, которые возвращались к язычеству, потому что соблазн большой. Ведь язычество тоже, в какой-то степени, работает. Мне иногда говорят люди: «У славян была вера своя языческая. Почему мы сейчас должны верить в христианство? Какого-то еврейского Бога себе придумали…» Я говорю: «Действительно, была языческая вера. И она и сейчас есть. И она работает. Но это обращение к бесам. Об этом говорят и апостолы, и Христос, что суть язычества – это бесы. И с ними тоже теоретически можно сотрудничать через магов, колдунов, экстрасенсов, гадателей. Можно от них получать какую-то информацию, как гадалки на картишках там чего-то раскладывают, раскидывают. Можно от них получать даже какую-то энергию и совершать даже какие-то чудеса. Но все это не гарантирует никакого Царствия Небесного. Это в лучшем случае помогает человеку как-то устроиться комфортно, решить свои какие-то часто материальные проблемы, проблемы со врагами, заговоры, отвороты, привороты и так далее. Во-первых, это очень сильно порабощает и дает доступ к телу и душе человека бесам. Во-вторых, это максимально отдаляет человека от Бога. Если человек осознанно делает выбор в пользу дьяволов и бесов, то это максимально отдаляет человека от Бога и закрывает человеку доступ к Царствию Небесному». Поэтому кто хочет быть язычником, – у нас свобода вероисповедания. Я периодически общаюсь с людьми, пострадавшими от разного рода магии, гадания и прочей этой всей бесовщины. Проблема очень большая. Она очень привлекательна, потому что бесы сразу дают человеку все, что он хочет, но потом по тихоньку забирают все: и его душу, и здоровье, и здоровье его родных и близких его. Поэтому, я считаю, что не стоит сиюминутная слава или блага того, что потом человек потеряет Царство Небесное. А Господь наоборот требует. Он говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). И так, действительно, это и работает. То есть сначала человек начинает воцерковляться, становится лучше, добрее, а вот потом уже все становится на свои места, как мы говорим: и семья, и здоровье, и материальные блага. Причем Господь дает человеку достаточность, а не избыток, не излишество.

Какие еще есть вопросы? Есть вопросы по апостолам? Завтра у нас заканчивается пост. Мы уже говорили ранее, когда говорили про апостольский Петров пост, что он символизирует подготовку апостолов к выходу на проповедь. Помните, когда Христос перед выходом на Свое служение, на проповедь миссионерскую, постился? Моисей и другие пророки тоже на себя возлагали подвиг поста. Также и апостолы Петр и Павел, и другие апостолы перед выходом на проповедь для духовной консолидации всех своих свойств и качеств, возлагали на себя пост. И мы с вами сейчас тоже четыре раза в год, готовясь к величайшим праздникам, – Рождеству, Пасхе, дню Петра и Павла, Успению Пресвятой Богородицы – на себя возлагаем пост. Это неотъемлемая часть христианской жизни. Евангелие нам говорит о том, что через пост и молитву изгоняются бесы. Я в прошлое воскресенье говорил о том, что если мы хотим побороть дьявола в своей жизни, то пост и молитва – неотъемлемые инструменты для борьбы с этой бесовщиной. Почему так происходит? Во время поста и молитвы мы смиряем свое тело и свой дух. А смирение – это неотъемлемое свойство человека, которое помогает человеку бороться с бесами. То есть бесы паразитируют на гордости человеческой. Если мы гордые, то нами легко управлять. В ту или иную сторону нас постоянно шатает. А смирение оставляет человека непоколебимым. Смиренного человека (в идеале) нельзя даже обидеть. Все, что ему не скажи, он воспримет это как должное, как от Христа. Конечно, это уже святость. Мы по тихонечку этому тренируемся. И вот пост и молитва как раз помогают нам. Если мы хотим эту бесовщину из своей жизни изгнать (а под бесовщиной мы понимаем все страсти, которые паразитируют на всех наших импульсах души), то только таким образом у нас есть такая возможность.

Пост – неотъемлемая часть жизни христианина. Нельзя просто так взять и сказать: «Я не хочу поститься, я не буду поститься. Мне достаточно просто дома почитать молитву». Конечно, это самообман, заблуждение. Это значит, что человек так ничего и не понял пока еще. Так как мы не умеем в полной степени поститься, не можем, мы начинаем хворать, жаловаться, брать благословение на ослабление поста… Это говорит о том, что мы очень слабые, очень немощные. И это тоже нас очень смиряет, как ни странно, помогает нам смиряться. Дело ведь не в том, чтобы выполнить все предписания поста, следить за всеми ингредиентами и уподобляться фарисеям, которые думали, что если будут соблюдать все предписания, то они спасутся. На самом деле нет. А спасение для христианина – это смирение. Многие святые отцы именно об этом пишут, что без смирения Царство Небесное недоступно. И одного смирения уже достаточно для спасения. Но, как мы знаем, смирение – это уже высота духовная. Нельзя просто так взять и стать смиренным человеком. Это очень большой путь христианской жизни. И вот апостолы Петр и Павел научились этому смирению. И через послания, через свой образ жизни они показывают нам как это достигается. Вот вкратце, что я хотел рассказать об апостолах Павле, Петре и празднике. Завтра мы с вами будем праздновать. По церковному календарю день начинается с вечера. Получается, что уже сегодня с вечернего богослужения мы полноценно можем уже праздновать, отмечать день Петра и Павла. С чем я вас всех сердечно поздравляю.

 

– Завтра среда. Это постный день.

 

– Да. Но есть такая традиция, что в такие большие праздники пост отменяется. Я в этом ничего не вижу страшного. Мы целый месяц постились. Неужели Господь обидится на нас, если мы на один день раньше начнем разговляться?  Или апостолы Петр и Павел обидятся? У апостола Павла вообще было особое отношение к посту. И к еде особое отношение. Помните, когда он пишет: «Но если кто скажет вам: „это идоложертвенное”, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля и что наполняет ее» (1Кор. 10:28). Есть идоложертвенное – это часто распространенная практика, потому что мясо две тысячи лет назад обычные люди просто так не ели.  Ели мясо только на какие-то большие торжества – свадьба, день рождения, поминки. Люди закалывали тельца, барана, козла и устраивали пир, празднество или поминки. Так как большинство людей были язычниками вне Римской империи (речь уже идет как раз о временах уже после времен Иисуса Христа, времен разрушения Иерусалима, апостол Павел описывает это), то апостол Павел не видел никакой проблемы в том, что, например, христиане пойдут и будут употреблять в пищу эти идоложертвенные продукты. Представляете? Но говорил, что это кого-то соблазняет, есть люди, понимающие это, и это хорошо, а есть люди непонимающие, он их называет немощными. Это как сейчас мы говорили о посте. Кто-то скажет нам: «Нет. Завтра среда. Не дай Бог кто-то там съест кусок мяса». Вот такие есть немощные люди. Они не плохие и не хорошие. Они просто в силу своего какого-то взгляда религиозного, духовного зациклены на формальном исполнении поста. И апостол Павел уважает их мнение и говорит: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8:13). Понимаете? Апостол Павел очень чутко подходил к каждому человеку. Он никогда не брал со своих общин, Церквей, которые он основал, никаких пожертвований, чтобы никого не соблазнять. Он шил кожаные палатки для римских воинов. Это очень тяжелая работа. Выделывать кожу. Представляете себе? Руками шкуры эти толстые разделывать, выделывать. Жара была. Это очень тяжелая работа. И помимо проповеди он еще работал, делал палатки, шил, вязал корзины и так далее. Занимался тяжелой работой, чтобы не соблазнять, чтобы кто-то не сказал, что он живет на его средства. Представляете? Вот такой был подход у апостола Павла.

Всех сердечно еще раз поздравляю с днем памяти апостолов Петра и Павла. Всех приглашаю на торжественное богослужение в наш храм завтра. Специально в такие праздники мы служим две Божественные литургии. Ранняя Литургия в 6.40 часов. Если кто-то работает, а большинство людей работает, те могут прийти на богослужение, помолиться. И обязательно, конечно, надо причащаться на такие великие праздники.

Всем спасибо. И Божиего благословения всем вам.

До свидания. 

 

  • Пожертвования храму

    Сбор идет с начала месяца.

  • Мы в телеграме