Цикл бесед «Великие праздники Православной Церкви».
Тема «Петров пост».
Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.
Встреча от 16 июня 2023 г.
– Здравствуйте, дорогие наши гости, наши зрители. Тема нашей встречи «Петров пост».
Петров пост – один из многодневных постов Русской Православной Церкви. Он самый простой, самый легкий. По продолжительности он варьируется от одной недели с небольшим до почти семи недель. Кто знает, от чего зависит продолжительность поста?
– От Пасхи.
– Совершенно верно. Через неделю после Троицы. Это на какой день Пасхи? На 58-й день. Всегда на 58-й день начинается Петров пост. И длится он до какого дня?
– До 12 июля.
– Да. В этот день, 12 июля, мы празднуем день первоверховных апостолов Петра и Павла. И поэтому, так как пост заканчивается всегда в один день, а начинается то раньше, то позже, то чем раньше празднуется Пасха, тем длиннее пост. И наоборот. В этом году Петров пост сколько у нас длится? Ровно месяц. 12-го июня начинается и 12-го июля заканчивается. Петров пост еще называется апостольским, потому что он назван в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.
Установление апостольского поста относится к первым временам Православной Церкви. Еще сами апостолы упоминают о нем, говоря в своих «Постановлениях». А как у нас еще называется Пятидесятница в Церкви? День Святой Троицы. Сошел Святой Дух на апостолов. В этот день мы еще празднуем день рождения Церкви, день Пятидесятницы. Почему Пятидесятницы? Потому, что на 50-й день после Пасхи. Апостолы пишут: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь. Справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Каких даров? Святого Духа в день Святой Троицы.
Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшего от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня по старому стилю и по новому стилю 12 июля, и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
Нам еще в академии говорили, что была такая традиция: кто по каким-то причинам не постился в Великий пост, то должен обязательно поститься в Петров пост. Но это не значит, что кто постился в Великий пост, то не должен поститься в Петров пост (смеется). Хотя, к сожалению, на практике так и бывает. Большинство людей в Великий пост еще хоть как-то постятся, потому что люди, не постящиеся в Великий пост, отлучались от Церкви по Канонам Церкви. А в Перов пост – лето, дачи, сады, огороды. И, конечно, все расслабляются. Но практика показывает, что когда ты входишь в этот ритм церковной жизни, то в какой-то момент организм сам перестраивается и сам начинает «требовать» облегчения плоти от всех этих жирных и часто вредных продуктов. Поэтому со временем начинаешь привыкать. В Греции знаете, как подошли к решению Петрова поста? Слышали? Греческая церковь, филанская церковь, живет по новому стилю, не по-нашему, не по древнему. Они перешли на новый стиль. Но Пасху мы все празднуем по-старому, древнему календарю. А новый стиль на две недели идет вперед. И иногда так бывает, что, когда Пасха поздняя, то Петров пост у них вообще «выпадает» из календаря. И поэтому в их традиции Петров пост фиксирован, по-моему, он бывает максимум пару недель. А у нас бывает, что он затягивается почти как Великий, иногда до семи недель.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще. О нем упоминают такие святые отцы, как святой Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.
Святой Афанасий Великий описывая в своей «Защитительной речи императору Констанцию» бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище». Это такое упоминание, говорящее о том, что первые христиане в первые века христианства постились уже Петровым постом.
Почему этот пост называется апостольским? Этот летний пост, который мы сейчас называем Петровым или апостольским раньше называли постом Пятидесятницы. Слышали об этом? Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Была такая традиция. Перед тем, как пророки или даже Сам Христос вышел на проповедь, то они налагали на себя пост. Кстати, в прошлый раз спрашивали, что такое 40 дней. Я уточнил и говорил об этом уже. 40 дней – это число испытания. Когда мы говорили о Вознесении Господнем, то говорили, что Вознесение произошло на 40-й день. Так вот, 40 дней – это число полноты испытания. Чем испытывал Господь людей 40 дней от Воскресения до Вознесения? Господь испытывал веру апостолов, то есть Святой Дух еще не сошел на них, они еще не были подвержены полноте благодати, которая их переполняла уже после сошествия Святого Духа, когда они уже ни в чем не сомневались. Мы знаем, как это преобразило в день Святой Троицы апостолов, как они из неграмотных, необразованных, темных рыбаков превратились в талантливых, красноречивых ораторов, которые пошли, не боясь никого, проповедовать веру Христову, Евангелие всем людям, самым отчаянным, каннибалам. Они ничего не боялись. Это, конечно, удивляет. Но до сошествия Святого Духа Господь, видимо, проверял их. И мы читаем в Евангелие, что каждый раз, когда Он являлся, то кто-то верил, а кто-то не верил. Вот такой парадокс. Христос является, кто-то Его видит, кто-то верит, а кто-то не верит. После того, как Он начинал общаться, начинал совершать таинство Евхаристии, все убеждались в том, что это истинный Христос. Так вот. Перед каждым выходом на проповедь кто бы это ни был – Моисей, Христос (мы Его называем новым Моисеем), апостолы Петр и Павел, и другие апостолы – перед выходом на проповедь налагали на себя пост. И в знак солидарности с апостолами мы на себя тоже возлагаем этот пост для того, чтобы эта благодать Святого Духа накапливалась, а потом мы могли бы ей делиться, зажигая сердца людей. Вот чего не хватает нам с вами, современным христианам: не просто веры теплохладной, а горячности.
Дух Святой сошел на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (II Послание к Коринфянам апостола Павла). Это как раз подтверждение того, как работает благодать Святого Духа. Место Синайского закона заступила благодать Святаго Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.
По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости, ибо научает великому любомудрию, человека соделывает ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных». Тот, кто молится и притом постится, немного требует; а кто немного требует, тот не будет сребролюбив, а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому апостолы почти всегда постились». Видите, как Иоанн Златоуст раскрывает смысл поста? Святость не на ровном месте возникает, не лежа на диване с бутылкой прохладительного напитка приходит под просмотром интересных каких-то телепередач. Святые отцы цитируют слова Иисуса Христа, что усилием Царствие Небесное берется. Если мы хотим хоть немножечко приблизиться к благодати Святого Духа, то это усилие через пощение, ограничение себя, оно и развивает в нас все остальные качества. Иногда говорят люди: «Вот я 500 раз хожу в храм, исповедовался и причащался, но так ничего и не изменилось». Во-первых, мы за короткий промежуток времени не можем оценить себя. Я вижу людей, ходящих наш в храм 10–12 лет. Я вижу, как люди меняются. И это очень кропотливый, медленный рост. Во-вторых, мы берем на себя легкое христианство, не стараемся перетрудиться. Поэтому и не видим серьезных изменений. Это не говорит о том, что мы тут же на себя должны возлагать какой-то очень строгий пост. Это говорит о том, что мы чаще всего изнеженные, избалованные. Конечно, сравнить себя с людьми двухтысячелетней эпохи, посмотреть, как люди жили в то время, как мы сейчас живем… Без высокоскоростного интернета, без автомобиля или транспорта общественного… Мы уже и пройти пару километров в день не можем, мы думаем… То есть мы настолько изнежены, мы настолько избалованы. Поэтому мы и не видим никакого роста в себе. Поэтому этот рост должен быть постепенным, планомерным, постоянным. Не получится так, что мы попостились пару дней перед Пасхой, или неделю хотя бы, и ждем: а где благодать-то, ничего не поменялось. А ничего и не поменяется, потому что нужна постоянная, систематичная, целенаправленная работа над собой, которая приносит плод. Как, например, человек занимается каким-нибудь видом спорта, а тоже ничего не понятно, не видно, но в какой-то момент у него развивается какой-то талант в голове, в теле, все приходит на свои места. Точно так же я сравниваю и пост. Невозможно, даже попостившись полностью один пост, даже по уставу, невозможно стать святым. Это целенаправленный, трудоемкий путь христианина.
Как правильно питаться в дни апостольского поста? Что устав церковный нам по этому поводу рекомендует? Есть церковный устав, базирующийся на разных канонах древних монастырских уставов. Есть Александрийский устав, есть Антиохийский, есть Иерусалимский, есть Афонский устав. Они все в чем-то отличаются немного. И вот наши русские, российские, славянские предки взяли самый строгий устав, который только можно, и приложили его на самых простых, обычных мирян. Парадокс такой. Чисто по-русски. Поститься так поститься. Поэтому я всегда говорю, что нужно быть осмотрительными, особенно новоначальным людям, которые еще вчера пришли в храм и тут же открыли Типикон, и увидели там сухоядение всю первую седмицу Великого поста.
А что в Петров пост? Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни (то есть кушать сухоядение в девятый час после вечерни); в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы (то есть это вторник, четверг, суббота и воскресенье).
– А что такое сухоядение?
– Сухоядение – это употребление растительной пищи без масла в холодном виде. То есть не такой уж и легкий это пост, оказывается. Но я еще раз говорю, что это монастырский устав. Если мы берем устав мирской (от слова мир, для живущих в миру), то практика показывает, что батюшки рекомендуют своим духовным чадам воздерживаться от рыбы в среду и пятницу, в остальные дни есть рыбу, растительное масло и так далее. Но, естественно, кроме мяса и молока, но это в том случае, если человеку позволяет здоровье. Бывают разные заболевания, связанные с употреблением очень сильнодействующих лекарств, при употреблении которых невозможно прожить без животного белка. Поэтому все это индивидуально обговаривается.
Еще раз напоминаю, что смысл поста – стать лучшим. Что мы под этим подразумеваем? Худее? Красивее? Под лучшим христианство понимает: добрее, милосерднее, научиться любить Бога и ближних, прощать, смиряться. То есть приобретать все добродетели, которые необходимы нам для вечной жизни в Царствии Небесном, без которых мы просто не сможем там находиться. Мы это делаем не ради того, что кому-то так захотелось, а потому что это условие для спасения человека, потому что именно по этим правилам и законам люди будут жить в Царствии Небесном. А если человек живет здесь не по Законам Божиим, а по каким-то животным инстинктам, чтобы только поесть, попить, удовлетворить свои какие-то интимные потребности, все только для самого себя, то такой, чаще всего, гордый, звероподобный человек, скорее всего, в Царство Небесное не войдет. Потому что он не то, что ради каких-то грехов, он даже ради еды-то, своего развития, ради Христа (постимся-то мы все-таки ради Христа, который за нас умер на Кресте и Воскрес) от чего-то отказаться не можем. И это об очень многом говорит. Поэтому пост, как спорт. Есть какие-то базовые упражнения. Для христианина пост – это базовая необходимость, базовые упражнения для духовного совершенствования. Если человек не хочет поститься, то нужно честно себе признаться, что он не хочет совершенствоваться, развиваться, становиться лучше, добрее, что его устраивает болото, в котором он живет и из зоны комфорта он не хочет выходить. Это будет более справедливо, чем если человек будет внешне поститься, соблюдать все необходимые правила по-фарисейски, но внутри мы не захотим меняться. С этим должна быть основная борьба в Церкви, потому что, к сожалению, это фарисейство как две тысячи лет назад пронизывало Ветхозаветную Церковь иудейскую, так и сейчас тоже есть такие перегибы. Мы пытаемся подменить внутреннее, религиозное, духовно-нравственное развитие просто внешним совершением обряда. Действительно, гораздо легче не есть мяса и молока, чем простить какого-то обидчика, чем побороться со своей гордостью, гневом, курением, наркоманией, другими зависимостями. Вот с чем должна быть наша основная борьба.
Вопросы есть?
– Еще раз прочитайте нам то, что говорил Иоанн Златоуст, пожалуйста.
– Напоминаю, что можно зайти к нам в группу ВКонтакте на сайте храма князя Владимира. Все записи бесед сохраняются. Если кому-то будет интересно, то можно пересмотреть или переслушать любую из бесед.
По словам святителя Иоанна Златоуста «пост с верою много придает крепости, ибо научает великому любомудрию, человека соделывает ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немного требует, а кто требует немного, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».
Лев Великий пишет: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа». То есть необходимость поста «красной линией» проходит через всю святоотеческую литературу, так называемое Святое Предание. А Святое Предание – это не просто какая-то теоретическая истина, теорема, а это все пережитый опыт двух тысячелетий святых отцов. Святыми они стали не потому, что они такими родились, а потому, что они своим опытом, своим личным подвигом приблизились ко Христу, и то, что они писали, было очищено Святым Духом. Поэтому мы принимаем это все за «истинную монету», чистую монету.
– А вечерним правилом мы молимся как обычно? В дни Пасхи мы меняли молитвы.
– Хороший вопрос. Только в пасхальный период меняется. Но что касается молитв, то для новоначальных рекомендуется читать утренние и вечерние молитвы, которые мы знали в молитвослове. Но со временем (а я так делаю с шести лет, так молюсь) молитвы эти немного приедаются. Хочется дальнейшего развития. Это как азбуку читать 20 лет. Я не говорю, что это плохо, нет. Но в какой-то момент хочется какого-то роста. А вершиной нашей молитвы Богу что является? Иисусова молитва. Поэтому многие святые отцы нам рекомендуют в какой-то момент в то же время, когда ты читал молитвы вечерние, читать Иисусову молитву. Это те же 15 минут. Опять же все это индивидуально. Иногда бывает, что молитва идет, а бывает, что не идет. Один мой друг, богослов говорил, что лучше недомолиться, чем перемолиться. Это как в спортзале. Лучше недозаниматься, чем перезаниматься, потому что когда ты уже перезанимаешься, то потом тебе уже не хочется заниматься. А вот когда ты недозанимался, то остается какая-то жажда.
– В Великом посте мы читаем канон Андрея Критского, а в Петров пост что нужно читать?
– Еще раз скажу, что Великопостный пасхальный период особенный. И там действительно многое что меняется. Весь остальной богослужебный круг практически не меняется. Также, как и во все другие посты, в Петров пост и Успенский пост мы молимся теми привычными молитвами, которые нам по душе. У кого-то это акафисты, у кого-то каноны, Псалтирь или Евангелие. Обязательно нужно параллельно молиться и своими словами, это рекомендация святоотеческая. Мы должны перенимать опыт святоотеческий, но своя живая молится должна быть обязательно.
– А есть какие-то правила? Например, один раз в неделю читать акафист. Или, например, читать каждый день Псалтирь.
– Есть такая благочестивая традиция ежедневно читать по главе Евангелия, Послания святых апостолов, по одной кафизме и еще что-нибудь. Например, я одновременно научился в детстве читать и по-русски, и по-церковнославянски. С шести лет читал с папой своим. А с семи лет я каждый день читал по одной главе Евангелия, Псалтири, кафизме, Послания святых апостолов, акафист, Жития святых, а еще уроки учил. И на все хватало времени. Одно время я читал акафист Николаю Чудотворцу, потом Сергию Радонежскому, потом Святителю Спиридону. И это очень хороший опыт. И вообще дело не в каком-то правиле. Есть такое отвратительное выражение «вычитать правило». Формальный подход к молитве очень губительный. Нужно все-таки читать с чувством, с толком, с расстановкой, чтобы понимать. Мы молимся не для галочки, а для того, чтобы свою душу, свое состояние настроить на волну благодати Святого Духа. Перед причастием нас одни молитвы должны настроить, утром мы настраиваемся на рабочее состояние, вечером отойти ко сну с правильными мыслями, правильным состоянием. А какое это состояние чаще всего? Это состояние смирения, покаяния, благодарности Богу. А если мы что-то протараторили, сами не понимая зачем и почему, то, я думаю, что это даже и грех. Есть заповедь: не произноси имя Господа всуе. Знаете такую? Это оттуда.
– На церковнославянском читать сложно?
– Сначала сложно. Ты стоишь, ковыряешься. Но со временем входишь во вкус. И все получается. Церковнославянский язык нужно изучать. У разных народов есть свои древние языки. Древнееврейский, древнегреческий, латынь, древнекитайский, древнеяпонский. И считается хорошим тоном знать свой древний язык. А у нас есть свой славянский язык. Например, наши прихожане знают китайский язык, японский, преподают их. Английский язык многие знают. Ничего плохого в этом нет. Хорошо бы еще знать церковнославянский. Он интуитивно понятный, он наш. На 50 процентов он нам понятен. Может быть, некоторые окончания, падежи, числа непонятны. У нас есть единственное число, есть множественное число, а в церковнославянском есть двойственное число. Это все пошло из древнегреческого языка.
– Когда, в какие времена говорили на старославянском языке?
– Начиная со времен Кирилла и Мефодия, учителей словенских, это VIII век. Но и до этого тоже разговаривали. Откуда он пошел? Я думаю, он с самого начала был. И сформировался он в виде церковнославянского к эпохе Крещения Руси, к X веку. И, наверное, до XVI–XVII века он был актуален. Потом уже его облегчали. Это хороший вопрос, но он больше, наверное, к филологам.
Вот еще интересная цитата. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что «пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ, и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов». Это очень древнее упоминание о посте и необходимости поститься.
– А у католиков есть пост?
– Он есть у них, но очень упрощенный. Например, у них в пост можно есть курицу. Что за пост с курицей? Или, например, у нас перед Причастием есть Евхаристический пост. Знаете, что это такое? Это когда мы ничего не едим и не пьем. Сколько он длится? С 12 часов ночи или минимум шесть часов. И если мы ночью причащаемся, то постимся минимум шесть часов. А у католиков, например, это всего два часа. А у протестантов вообще ничего нет. Они пошли по пути упрощения и сейчас сами страдают от этого. Протестанты уже сами себе придумывают посты, потому что понимают, что это необходимость, а не ненужный рудимент. Как я уже говорил, Церковь свято хранит пост, потому что это необходимая базовая составляющая духовного развития нашей жизни.
Нам ВКонтакте пишут: считаю необходимым хотя бы раз в жизни прочитать перевод молитв, они есть на сайте https://azbyka.ru/ .
Да. Это хороший совет. В нашей церковной лавке есть молитвословы с параллельным переводом: русский и церковнославянский. Новоначальным я рекомендую читать по-русски. Кому удобно, можно и на телефоне читать. И сразу становится все понятно. Когда читаешь на церковнославянском языке, то встречаются такие обороты речи, которые даже мне (а я говорил, что с самого детства читаю и на русском, и на церковнославянском языках) не понятны. Меня недавно спросили о цитате «научи меня, Господи, оправданием Твоим». Что это значит? Научи меня, Господи, заповедям Твоим.
– Мне эту фразу объяснили так: Научи меня, Господи, правде Твоей.
– А заповеди – это и есть правда Божия. В заповедях правда Божия раскрывается.
Поэтому дети, естественно ничего не понимают. Они по-русски плохо понимают, даже если им перевод дашь, а церковнославянский язык они вообще не понимают.
Что еще интересно о посте, о традициях?
– А если никогда не постился, то нужно ли начинать сейчас? Уже половина времени поста прошла.
– Я рекомендую по-тихонечку начинать. Что значит по-тихонечку? Без фанатизма. В первую очередь, воздерживаться во время поста от переедания, от вредных продуктов. Обязательно воздержаться от спиртного, если есть возможность, то и от курения. И от других зависимостей. Но это все сложно человеку. И от тяжелой, жирной пищи. От мяса. Ничего страшного в этом нет. Все это можно заменить другими продуктами. Мне говорят: «Мы на работу приходим, а там нет ничего постного». На работе ешьте, что можете, а дома поститесь. Хотя бы так начинайте, чтобы пост входил в привычку. Среда и пятница – это один из самых древних постов. Почему мы постимся в среду и пятницу? Потому что в среду Христа Иуда предал, а в пятницу Христос умер за нас. В эти дни мы вспоминаем эти события и тоже постимся. Все многодневные и однодневные посты если сложить, то это практически занимает полгода. Варьируется как раз число дней из-за Петрова поста, который может быть от одной недели до семи недель. Не случайно так получается, что полжизни мы постимся. Нет времени у человека расслабляться. Но когда ты все ешь, то теряешь вкус. Один из бонусов поста – это то, что когда ты начинаешь себя ограничивать во всем, то обретаешь вкус настоящий. Но главная цель поста – это стать лучше, добрее, милосерднее, приблизиться ко Христу путем добровольного самоограничения.
Как поститься детям? Часто задают такой вопрос. Что вы скажете?
– Мы ограничиваем просмотр мультфильмов. Не даем конфеты, только по воскресениям. Вообще не покупаем конфеты…
– Все вы говорите верно, но опять же – без фанатизма. Не перегибать. Дети должны понять, что пост – это не голодовка, а это самоограничение от чего-то, что это не вредит твоему здоровью, а облегчает нашу жизнь, облагораживает нас. Если у человека тяжелая работа и ему нужны какие-то питательные вещества, то преступление его в чем-то ограничивать. Например, это может быть в армии, в каких-то чрезвычайных ситуациях, когда работа связана с жизнью и смертью. Тут тогда в чем-то другом можно себя ограничивать. Также и с детьми. Конечно, надо ограничить развлечения и сладости. Но не так, чтобы каждый пост у детей был траур или шок. Не так, чтобы, когда они выпорхнули от вас, то сказали, что никогда больше поститься они не будут. Они должны понять в чем заключается рост духовный. Что ты становишься сильнее, ты занимаешься самообладанием. И это самое ценное – воспитание воли. Ты тренируешь свою волю, становишься свободнее, потому что мы все не хотим быть зависимыми, мы не хотим, чтобы нами управляли гаджеты, маркетологи, желудок и еще кто-то и что-то. Пост – это свобода. Мы сами берем в свои руки свою волю. Это сложно, но когда ты понимаешь, что у тебя это получилось, то это здорово. Главное тут – не поймать себя на мысли, что это ты сам такой хороший. Надо понимать, что все, что у нас получается, получается только с помощью Божией. И вот тогда благодать будет приумножаться. А если мы решим, что у нас это получилось самостоятельно (как обычно это и бывает поначалу), вот тогда у нас Господь благодать заберет, мы откатимся к исходной позиции. И Господь скажет: «Вот теперь попробуй сам, без Меня». И мы понимаем тогда, что даже ударить палец о палец у нас самих не получается.
Прихожанка рассказывает случай из жизни, когда дети православные, находящиеся в загородном лагере, оттолкнули от себя деревенских нецерковных детей.
– А как мы относимся к нецерковным людям? Мы на подсознании превозносимся. Мы-то чуть ли не святые, а они непонятно вообще где. И дети это чувствуют. А мы наоборот должны идти в этот мир, не закрываться, не стесняться того, что мы постимся. Мне часто говорят прихожане, что стесняются поститься на работе. А вот мусульмане не стесняются. Помните, как я приводил пример о том, что мне женщина по профессии акушер-гинеколог рассказала, что их заставляют делать аборты. Все они делают, но есть мусульманка, которая закатила скандал и отказалась. Я говорю: «Ну вот же пример». Она ответила: «Что? И мне закатывать скандал?» Нет. Убивайте дальше детей… У нас проблема эта внутри атеистическая. Это страх показаться «белой вороной».
– Был случай, когда я заболела, а мне директор сказал, что это пост меня довел до болезни.
– Главное, что не нужно хвастаться, что я пощусь, а вы тут все грешники. Но и не стесняться. Опять же в пример можно мусульман привести. Не важно где, не важно в каком месте, но они берут свои коврики и посередине аэропорта где-нибудь в центре Европы становятся и молятся. И что? Господь у них молитвы не принимает? Конечно принимает. Мы сейчас не будем все догматические вопросы разбирать. Не будем разбирать кто прав, а кто виноват. Естественно, что я считаю, что Православная вера истинная, а все остальное – это заблуждение. Но тем не менее, там своя специфика, то, чего на как раз-таки и не хватает. У нас вытравили веру русскую православную, а сейчас народ сам из-за этого страдает и мучается.
– А Вам не кажется, что когда мы про другую веру говорим, то мы поступаем как те дети. Как будто мы все святые, а они другой веры и чуть ли не люди второго сорта.
– Мы сейчас говорим не про себя, что мы лучше, а кто-то хуже. Я уверен, что есть мусульмане, которые гораздо лучше меня. Но я говорю, что вера наша истинная, а не то, что люди лучше или хуже.
– Это же подразумевает, что эти люди идут не тем путем?
– Да. Так и есть. Если бы я считал, что мусульманская вера лучше, тоя бы сейчас здесь не сидел. Я искренне считаю, что Православная вера истинная. При этом я не говорю, что православные люди лучше.
– Лучше или истинная?
– Лучше, потому что истинная.
– Они такие же люди.
– Да. И мы не говорим, что они плохие. Мы сейчас говорим про веру. Про истинную веру.
– А это грех, что я так говорю?
– Если вы ставите в один ряд Православную веру и мусульманскую, то это грех.
– А это, может быть, из-за того, что мы можем спастись, что мы приняли Православную веру? А они отметают эту возможность, потому что они не приняли на себя Православие?
– Спасает только Христос Бог. Если мы признаем Иисуса Христа своим Спасителем, то тогда мы имеем возможность своего спасения. А мусульмане не признают Иисуса Христа своим Спасителем.
– Баптисты, протестанты, католики заблуждаются, это все ересь. Но они признают Христа. Тогда как они могут спастись?
– А кто спасется, это решает один Господь Бог. Он спасает. Мы делаем все для спасения, а спасает нас только Христос. Решать будем не мы. И слава Богу! Решаем не мы, не я, не Патриарх, не папа Римский. Решает Господь Бог кто спасется. Возможно, что Он спасет и мусульман. Мы не знаем. Мы не должны ограничивать Бога в Его желаниях и действиях. Он нам оставил Свое писание, Предание именно в таком виде. Мы его воспринимаем именно так.
– Тогда это не грех. Бог ведь ко всем одинаково относится.
– Христос говорит: «Кто не крестится от воды и Духа, не войдет в Царствие Небесное». Вот как это трактовать по-другому? Это Христос говорит. Это прямая цитата. Подумайте об этом.
– Я слышал такую фразу, может быть, я ошибаюсь, тогда поправьте меня. Как будто Христос говорил: «Моего Отца обители». Это правда? Так может быть, они, эти люди, войдут в другие обители?
– Может быть. Но мы не знаем. С чем можно сравнить религии? С топографической картой (условно). Чем точнее топографическая карта и ее обозначения, тем точнее ты дойдешь до цели. Самая точная карта – Православная. Она дошла до нас в неизменном виде. А вот остальные? Кто-то что-то вычеркнул, кто-то что-то свое дописал, накалякал. Дойдешь ты по такой абстрактной карте до цели, до Царствия Небесного? Неизвестно. Какую ты для себя бы выбрал карту? Православная вера гарантирует нам, что мы дойдем до цели в какой-то степени, но, если ты не формально все это воспринимаешь.
– Я путешествую по миру. И мне комфортно общаться с людьми, которые верят. В любой вере.
– Естественно. Это нормально, потому что базовая нравственная норма плюс-минус во всех религиях одинакова.
Давайте подытожим. Все-таки поститься нужно и необходимо, но поститься нужно не по-фарисейски, то есть не лицемерно, соблюдая какие-то внешние обряды, а при этом внутри не меняясь, потому что это самый простой путь. Надо стараться меняться именно внутренне, понимая, что пост нам дан как величайший инструмент изменения нашей души через изменение и самоконтроль нашего тела и нашей воли.
Вот на этом я предлагаю закончить нашу встречу. Если у кого-то остались вопросы, мы можем их обсудить после трансляции. До свидания.
Сбор идет с начала месяца.