Цикл бесед «Великие праздники Православной Церкви».
Тема «Воскресение Христово. Пасха». Часть III.
Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.
Встреча от 16 мая 2023 г.
– Доброго дня всем. Мы провели две лекции о Воскресении Христовом. Сегодня третья лекция, она будет заключительной на эту тему. В следующий раз мы продолжим разбирать Великие праздники Православной Церкви. А какой следующий Великий праздник Церкви? Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Сегодня план у нас такой. Начнем мы с легкого – это суеверия, связанные с Пасхой. Интересно? Потом поговорим о пророчествах ветхозаветных о Воскресении Христовом. И потом посмотрим первоисточники – у кого и как описывается Воскресение Христово. Напоминаю, что можно задавать вопросы по теме, если вам что-то непонятно или есть уточняющие вопросы.
Какие суеверия, связанные с Пасхой вы знаете?
– Говорят, что если пасхальная свеча погасла на улице, то будет пожар в доме.
– Я когда во время пасхального крестного хода вокруг храма иду, то свечи несколько раз потухают. Слава Богу, пожара до сих пор не было. Надо сказать, что эти суеверия не работают. Что касается бытовых практических суеверий, то они различаются на богословские лжеучения и на практические (пожар – не пожар, плохо – не плохо, умру – не умру). Если человек верит, что это сбудется, то бесы – наши с вами враги – приложат все свои силы для того, чтобы это сбылось, чтобы нас поймать за это, потому что если человек верит во всю эту чепуху, то практика показывает, что все это начинает случаться в жизни людей. Противоречит ли это Священному Писанию? Нет. Господь говорит: по вере вашей да будет вам. Другое дело, если мы верим бесам, их служителям – магам, колдунам и прочим товарищам, то мы отдаляемся от Бога и Царство Небесное для нас под большим вопросом. А если не будет Царства Небесного, то и вечной жизни в раю нам не обещают, нам могут гарантировать только вечную смерть в аду.
Очень частое суеверие, я с этим сталкиваюсь даже внутри церкви, многие об этом говорят, что если человек умер на Пасху или в Пасхальную Седмицу, то он обязательно войдет в рай. Слышали такое? Как мы к этому относимся? Что мы можем сказать? Есть ли преимущество у человека, если он умер в специальный день? На Пасху, например, не дай Бог, самоубиться. И человек сразу попадет в Царство Небесное? Конечно же нет. Что нам об этом говорит Церковь? Если христианин умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину, который напоминает о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением, христиане наследуют Его плоды. Отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет для христианина особую милость Божию. Действительно мы видим, что многие священники, многие святые отцы в этот пасхальный период были призваны Господом Богом после Причастия, благоговейно. Но участь человека в вечности зависит от состояния его души при жизни, близости человека к Богу, а не от какой-то календарной даты окончания его земной жизни. Поэтому спасение – это близость к Богу, подобие Ему в добродетелях, а не наивный расчет прошмыгнуть во врата рая. Для непреображенного человека Царство Божие будет невыносимо. Мы часто об этом говорили с вами. Святые отцы говорят, что у Бога нет адского огня или какого-то благодатного огня. Огонь один для всех, но на кого-то он воздействует как обжигающий и опаляющий его душу, а на кого-то благодатно воздействует. И есть еще такое изречение у святых отцов, что врата ада закрыты изнутри. Слышали такое? Поэтому для непреображенного человека Царство Божие будет невыносимо, как и для того, кто скрывается от солнца. Лучи солнца для такого человека будут невыносимо яркими. Так и благодать Божия для человека, который скрывается от Бога, будет тоже невыносима.
Какие еще мы знаем суеверия? Частое суеверие, что на Пасху надо ходить на кладбище. Слышали такое? Даже одно время, я помню, в Москве при мэре Ю.М. Лужкове все внутренние автобусы ехали на кладбище. Это полностью противоречит учению Церкви, потому что Христос Воскрес, смерти больше нет, у нас есть возможность вечной жизни. На Пасху и во всю Светлую Седмицу ради великой радости Воскресения Христова в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Да, об усопших в церкви мы молимся, записочки пишем об упокоении, сорокоусты, в алтаре на Проскомидии все эти имена поминаются, но какого-то публичного богослужения, заупокойных ектений, панихид, заупокойной литии в храме не совершается. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу.
– А почему у кого-то во вторник, а у кого-то в понедельник Радоница?
– У кого?
– Я жила в Казахстане. У нас в поселке люди были из Украины. Эти люди переехали в Казахстан очень давно. Почему-то у них был день поминовения в понедельник.
– Это может быть какая-то очень древняя традиция. Это же все традиции народные. Мы же говорим, что Светлая Седмица закончилась, и мы вспоминаем Пасху. Я, кстати, не задумывался о том, почему именно во вторник. Наверное, потому что семь дней полных должно пройти. Можно подумать об этом. Я, если честно, даже и не слышал такого, что Радоница у кого-то в понедельник. Я всегда с детства знал, что Радоница во вторник. Но может быть, потому что церковный день начинается с вечера, по церковному календарю мы уже с вечера служим богослужение следующего дня. Поэтому тут справедливо можно сказать, что можно поминать усопших, а мы и поминаем усопших с понедельника вечера. Поэтому кто-то может и в понедельник ходить, если так кому-то удобнее и такая традиция.
Суеверия. В советский период очень часто было распространено, что нельзя причащаться в день Пасхи. Слышали такое? В советское время это очень было распространено. И даже второй священник нашего храма отец Александр Колобов рассказывал, что когда он служил в Иоанно-Предтеченском кафедрального соборе, то старший священник отец Василий Киселёв (ныне покойный) выносил на Пасху Чашу, читал молитву и заходил в алтарь. И не причащал никого. Может быть. Скорее всего оно так и было, что Пасха для атеистически настроенного человека – это как красная тряпка. И действительно устраивались разные провокации в это время. И я сам знаю, и батюшки мне рассказывали, что приходила комсомольская настроенная молодежь, становилась в храме плотно и начинала раскачиваться, начинала раскачивать в храме толпу. Они могли устроить в храме провокацию, например, могли Чашу пролить. Для нас это очень серьезно. Это очень большой грех на самом священнике, если кто-то прольет чашу, кто-то не досмотрел. Поэтому опытные батюшки действительно не причащали на Пасху. А причащали когда? В Великий четверг. Большинство верующих людей причащалось в Великий четверг. Это, видимо, так вошло в традицию, что священники, которые жили в то время, они до сих пор не любят причащать людей на Пасху.
А что нам говорит Церковь по этому поводу? 66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам во всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Таин. Представляете? Всю Светлую Седмицу, начиная с первого дня Пасхи. Можно не исповедоваться каждый раз, если у вас каких-то серьезных грехов нет. Поститься не надо, если вы постились в Великий пост.
Следующее суеверие. Если девушка позвонит на Пасху в колокол, то сможет в течение года обрести своего избранника.
– Я слышала, что если звонить в колокола на Пасху, то у тебя сбудется заветное желание.
– Да. Это из той же оперы… Суеверия.
– А Красная Горка – это что?
– Красная Горка – это следующее воскресенье после Пасхи. В народе его так принято называть. Откуда это пошло, я не помню. Лично я не вижу в этом дне ничего особого. Есть такая традиция венчаться на Красную Горку.
Что сказать про суеверие о колоколе? Мы обожествляем какой-то предмет, например, колокол, который может повлиять на нашу судьбу будущую. Но это идолопоклонничество, язычество чистой воды. Нужно совершить какой-то схематический обряд, как в магии. Это магизм называется. Если ты все правильно сделаешь, то духи – для нас они злые, а для кого-то добрые – пойдут, они обязаны сделать тебе то, что ты просишь. Это чистый магизм. И, конечно, для христианина это как минимум неприемлемо.
– Когда я слышала звон колоколов в Троице-Сергиевой лавре, в Оптиной пустыни, у вас в храме, меня охватывала паника. Это бесовские атаки? После прочтения 90-го Псалма все проходило.
– Надо понимать, что не какие-то звуковые волны нас лечат, а благодать Божия. Тут нужно четко понимать. Не внешний физический обряд нам дает какую-то силу (это тот же самый магизм), а благодать Божия. Если мы в момент звона начинаем молиться и вспоминать о Боге (ключевой момент), то тогда у нас все мысли структурируются в голове, мы в такой момент приходим в себя и сознание наше меняется. А не по-другому. Если бы так было все просто, то в психбольницах были бы одни колокола.
– Может быть, не догадались?
– Надо запатентовать, открыть и лечить (смеется). Если бы так было все просто, то мы бы постоянно ходили с колокольчиками и бесов бы отгоняли. Но так это не работает. Я вам хочу объяснить, что смысл борьбы с дьяволом – это благодать Божия. Она может нам даваться через святую воду, через ладан, через Елепомазание, через Миропомазание, через другие таинства, но не от того, что мы это механически совершаем, а от того, что в этот момент мы призываем благодать Святаго Духа. И если во время колокольного звона мы будем молиться Богу, этот звон мы будем посвящать именно Господу Богу, а не бесам ради того, чтобы их отогнать (это принципиальный момент). Если мы будем это делать для того, чтобы контактировать или не контактировать с бесами, то это уже переход в другое. Некоторые православные люди больше ждут прихода антихриста, чем Христа. Все мысли об антихристе, конце света и так далее. А Христос в этой панике, психозе и неврозе теряется. Вот тут нужно четко проследить связь причинно-следственную.
– Колокольный звон как-то вписывается в структуру божественную? Дети себя совсем по-другому, например, ведут.
– Тут, я думаю, больше психологический момент. На нас (и это доказано) действует психологически и музыка, и окружение, и погода с климатом, и обстановка, и люди, и также и колокольный звон. Мы, когда на подсознании слышим колокольный звон, то у нас это ассоциируется с Церковью. Например, если бы Церковь не использовала колокольный звон, а его бы использовали какие-то маги и колдуны, то тогда бы это ассоциировалось у людей с чем-то плохим. И в этот момент мы бы чувствовали себя хуже. Некоторые говорят: «Причастие, все ваши молитвы – это такая психотерапия». Мы отвечаем, что на человека это частично действует как психотерапия. Но как тогда быть с младенцами, которые еще не понимают, чего они причащаются? Как на них благотворно влияют таинства Церкви? У них еще нет никакой осознанности, они еще не отдают себе отчета ни в чем, их просто родители принесли совсем младенцами новорожденными. А они себя в течение дня совсем по-другому ведут? Родители, которые наблюдают за своими детьми, могут это подтвердить.
– А в чем тогда смысл колокольного звона? Он как призыв, как набат?
– Да. Призыв. Не было часов в древности, а потом уже переросло все это в такую культуру колокольного звона, во все разнообразие колокольчиков. Поначалу были медные пластины, по которым били. Это древняя традиция. Собирали народ, например, на богослужение и отмечать какие-то важные моменты. Это благочестивая христианская традиция. Сейчас есть даже электронные колокола. Стоят колокола, есть молоточки, программу задал, нажал кнопку. Особенно в деревнях батюшки пользуются такими вещами, где нет людей. Там батюшки сами бегут на колокольню, звонят, потом спускаются. Я сам это видел с детства, в таких условиях вырос. Некоторые говорят, что это все неправильно, нечестиво, сегодня у вас электронные колокола, а завтра появятся электронные свечи, как в католических церквях. Там монетку опустил в одно евро, кнопку нажал и час горит лампочка в виде свечи. В этом есть практическая польза. Говорят: «У вас свечи стоят в 10 раз дороже, чем обычно». Но, во-первых, это жертва Богу, а во-вторых ту копоть, которую вы в храм приносите, потом стоит сотни тысяч оттирать, оттирать весь храм. Но если мы отказываемся от свечи, то люди нас не поймут. Для некоторых людей свечи – это если и не вся жизнь церковная, то половина. А потом скажут, что духовенством будут роботы какие-нибудь… Почему бы и нет? Батюшка грешный, он грешит постоянно. А робот безгрешный. Речи об этом идут уже не один год. Я слышал, что в Европе есть какие-то автоматы, где можно получить чуть ли не Причастие. Скорее всего это у протестантов.
– А разве можно получить благодать Божию, если общаешься с автоматом? Хочется общаться вживую с батюшкой.
– Естественно. Конечно. Я общался со святыми людьми, батюшками, которые уже отошли ко Господу Богу. Такая радость ощущается после общения с ними. Что-то действительно ты ощущаешь неземное, нечеловеческое. И это очень яркий опыт жизненный происходит. Зацикливаться на электронных введениях не стоит. Да. Есть такое. Не стоит зацикливаться на суевериях. Не стоит искать всего этого, потому что бесы тут как тут. Например, если мы начнем читать гороскопы, то будем отмечать, что совпадает. Оно так и будет. Бесы имеют какую-то власть над нами, если мы доверяем им. Если мы начнем искать этого чувственного, во что как раз ушла католическая церковь, что бесы тут как тут. И они очень легко воздействуют на наш мозг. А через воздействие на наш мозг мы можем ощущать целый спектр всех эмоций, но они будут не подлинные духовные эмоции, а просто обольщение. Сегодня уже ученые умеют воздействовать на мозг человека, и человек ощущает искусственное состояние: панику, страх, боль, радость. То есть человеку даже не нужно ничего делать. Так можно пытать человека до безумия, а физически он остается невредимым. А человек ощущает реальное мучение, страдание через воздействие на него. Можно бесконечно пытать человека, пока у него сердце не остановится или мозг не сойдет с ума. И бесы тоже это умеют. Уже давно. Они прекрасно знают кто мы такие. И лучше не доверять всему этому.
Еще одно суеверие. В дни этого праздника ни в коем случае нельзя убирать квартиру, стирать, подстригаться, мыться, а то накличешь беду. Слышали такое? Что думаете про это? Все это нельзя во время празднования Пасхи. А сколько мы празднуем Пасху? 39 дней. Ну можно, наверное, не стричься 39 дней, но не мыться, не убираться в доме? Как-то странно. Мы же ведь не в пещере живем, не в реке купаемся. Понятно, что на какие-то большие праздники мы стараемся не делать какую-то работу, но я считаю, что все это можно делать, если ты пришел кому-то помочь. А если ты в великие праздники в храм не ходишь, а копаешь огород, то практика показывает, что заканчивается это все печально, весь урожай либо съедают какие-то жуки, либо воры уносят все это зимой, или еще что-то. Поэтому, конечно, такие праздники лучше посвящать Богу, но если есть какая-то острая необходимость кому-то помочь, то не нужно ссылаться на то, что я в этот праздник лишних движений делать не могу. Это не по-христиански.
– Говорят, что в Чистый Четверг надо мыть окна, убирать квартиру, а в Церковь идти уже на Пасху.
– Надо вспомнить историю этого праздника. Четверг перед Пасхой, Воскресением Христовым, когда Христос взял полотенце с водой и помыл ноги своим ученикам. Это имело ввиду не физическую чистоту, что они были все чистые, а ноги были грязные, а именно духовную чистоту. Он это сделал перед Причастием, чтобы показать им весь смысл этого, смирение в том, что Христос, Сам Господь Бог пришел послужить людям как раб. А это была работа раба. Был специальный раб, который мыл ноги своим господам, потому что ходили все в сандалиях по песку, по пыли и, естественно, что приходили домой не как сейчас, когда пришел домой, носки снял, ноги сполоснул. Нет. Там все было по-другому, конечно. Поэтому специально для этого был человек, самый последний человек. Помните, когда Иоанн Креститель говорит, что не может даже развязать ремни на сапогах (в нашем переводе «на сапогах», потому что у нас все ходили в сапогах), а в оригинале – на сандалиях. Был специальный человек, раб, который ходил и приносил своим господам обувь. А Христос приходит и крестится у Иоанна Крестителя. Конечно, Он не нуждался в этом Крещении. Но это тема Крещения Господня, а не Воскресения Христова. Отвечая на вопрос, скажу, что произошла подмена понятий. Мы душу свою должны очистить через покаяние, через Причастие, встречу с Воскресшим Христом в день Великой Пасхи христианской. Конечно, проще помыть окна, чем исповедоваться, причаститься. Надо же над собой какие-то духовные усилия делать, поэтому со спокойной совестью все перемоют, а потом идут в храм. Конечно, это хорошая традиция перед Пасхой все помыть. Мы перед Пасхой храм моем, чистим, проводим субботники. Но если вокруг тебя все чисто, а в душе «кошки скребут» и ты всех ненавидишь…
Самое дремучее суеверие, последнее, которое мы сегодня разберем: сводить празднование Светлого Христова Воскресения лишь к гастрономическим традициям. Это крашеные яйца, куличи, пасхи, обмен поздравительными смс, картинками в мессенджерах и социальных сетях. Весь праздник сводится к тому, чтобы освятить куличики, калачики. Процентов 90 из тех людей, которые приходят освящать куличики-калачики, они не исповедываются, не причащаются к большому сожалению. Тоже самое происходит и на Крещение, когда миллион людей идут окунаться в крещенскую купель. Даже мусульмане идут в прорубь, которую – я сам видел – делают в виде полумесяца, вырезают, ныряют туда. Что можно сказать? Предположим, что кто-то спас нас от неминуемой смерти. Уместно ли в этот день накрыть праздничный стол, веселиться, совершенно забыв о благодарности нашему спасителю, совершенно забыв о нем? Честно ли будет радоваться пище и празднику, совершенно забыв о том, ради кого и чего он устроен? В нашем случае еда является приятным, но все же приложением к главному событию – жертве Бога ради спасения человечества, почтить это событие предваряющим его постом, молитвенно встретить его в храме благодарением Творца, причаститься Спасителю. В этом основное содержание празднования кульминации нашего спасения. «Главное – освятить себя, а не кулич», – говорят наши богословы.
Вопросы какие-то остались?
– Говорят, что когда человек съест пасхальный кулич, то он становится лучше. Это правда?
– Неплохо поделиться куличом с кем-то. Но если мы так рассуждаем, что сейчас человек съест кулич и станет лучше, то это магия.
– Говорят, что скорлупу от освященных яиц выбрасывать нельзя.
– Я думаю, что это все перегибы. Если вас все это смущает, то сжигайте. Я не вижу здесь какой-то особой проблемы.
– В Чистый Четверг нужно исповедоваться, а в пятницу идти на Причастие?
– В Великую Пятницу Причастия нет. В пятницу Христос умер на Кресте. Литургии в этот день не положено нигде. Идут Царские часы и погребение Плащаницы. В четверг Исповеди тоже нет. Обычно в нашем храме – я сейчас говорю только про наш храм – кто начал исповедоваться с субботы до Страстной Седмицы (в субботу исповедовался накануне Страстной Седмицы, накануне Вербного Воскресения), тот может причащаться на всю Страстную Седмицу и, соответственно, на Пасху. Без Исповеди. Это в том случае, если нет каких-то серьезных, тяжелых грехов, если вы всех простили. Если согрешили какой-то мелочью, то подходите ко Кресту дома или в храме, к иконе, просите у Бога прощения в своих прегрешениях так, как мы должны обязательно это делать в вечерних молитвах, когда мы каемся перед Богом в своих повседневных грехах. Это нормально. А вот если что-то серьезное, от чего томится наша душа и сердце, то без предысторий, без подробностей надо рассказать на Исповеди. Хотя я понимаю, что люди приходят порой за психологической помощью. Но когда стоят в очереди на Исповедь 200 человек, то я понимаю, что поговорить по душам не получится. Да и батюшка с ума сойдет, если будет вникать во все эти хитросплетения запутанных отношений. У психологов это специальная работа.
Давайте мы с вами вспомним о тех, кто пишет о Воскресении Христовом. Это Послание Апостола Павла к коринфянам. В какие даты оно было написано? Примерно 50-е годы. Мы не можем точно сказать. В 52–57-й годы первое послание апостола Павла было написано, где впервые пишет апостол Павел о Воскресении Христовом. Потом это Евангелие от Марка. Это уже 60-е годы. Евангелие от Матфея и Луки – это примерно 80-е годы (85–90 годы). А Евангелие от Иоанна Богослова самое позднее, оно с 90-го года после Рождества Христова до 100–110 года было написано. Это условные даты, но они достоверные. Мы не можем точно сказать какой именно год. Времени очень много прошло, но современная наука доказывает, что это действительно так. И в прошлый раз мы говорили, что есть книга исследователя Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства». Прочитайте эту книгу, если кого-то интересует историчность личности Иисуса Христа. Джош Макдауэлл протестант, евангелик. Книга издана первый раз в 70-х годах прошлого века, была бестселлером, переведена на русский язык, была популярна в советское время. Он доказывает систематично, что это исторично, что это не выдумка какая-то. Книгу можно почитать на православном портале по ссылке https://azbyka.ru/ . Кстати, это проверенный портал, мои одноклассники по духовной академии этот сайт ведут. Там все проверено, все очень грамотно.
– В книге речь идет о Христе как о таковом? Или говорится о Христе как о Боге?
– Автор брал на себя задачу показать историчность личности: было это или нет. Мы не можем доказать Бог Он или нет. Такой задачи автор не ставил, но то, что Он совершал чудеса, исторически доказано. Все, что пишет Библия – исторично.
Надо сказать, что евангелисты и апостолы не были связаны между собою, когда писали. Иоанн Богослов не знал, что пишут Матфей, Марк, Лука. Павел первый написал, он не знал ничего остального. Тем не менее у них пересекаются повествования. Где-то они немножечко в тонкостях расходятся. И это хорошо, потому что –мы говорили об этом в прошлый раз – есть такая наука криминалистика, которая говорит о том, что если все говорят одно и тоже, «дуют в одну дуду», то значит, что все они договорились. И если мы с вами каждый опишем через час-другой то, о чем мы с вами сейчас здесь говорили, то каждый расскажет все по-другому. Люди так устроены, каждый делает оценку по-своему. По этому принципу проводятся и очные ставки.
Предлагаю почитать то, о чем говорил Павел как первый, кто писал об Иисусе Христе. И потом апостола Иоанна Богослова как кульминацию богословия раннехристианского.
Апостол Павел пишет об этом в Первом Послании к Коринфянам, в 15-й главе.
Господь умер в 33 году от Рождества Христова. И почему только в 50-х, в 60-х годах и позже пишется Евангелие? Почему сразу не написали? Что думаете об этом?
– Может быть, у них не было письменных принадлежностей? Не было возможности все это приобрести? Потом, уже дослужившись до епископов, они смогли начать писать проповеди свои?
– Дело не в этом. Апостолы были уверены, что скоро придет Христос. Тогда все это будет не нужно. Но когда они поняли, что прошло одно десятилетие, потом второе, 50 лет прошло… Они поняли, что они как-то по-другому все это воспринимали. Христос явно говорил: «Вы не знаете, никто не знает, кроме Бога Отца о дате Второго Пришествия Спасителя». А они думали, что они проповедуют Евангелие перед народом, а потом быстренько наступит Царствие Небесное. Они поняли, что люди умирают. А они думали, что если они причащаются Тела и Крови Христа, то они бессмертны. Поэтому апостол Павел и пишет: «Вы умираете, потому что не отдаете себе отчета о том, что причащаетесь (то есть бездумно)». Он на полном серьезе думал, что люди недостойно причащаются, поэтому они умирают. А на самом деле у Бога была совсем другая идея. Он хотел, чтобы больше людей вошло в Царство Небесное, поэтому Он до сих пор ждет нас. И сколько это все будет продолжаться, знает только один Господь Бог.
А почему апостол Павел первый написал? Потому что он писал письма и рассказывал всем. Он был очень активный. Он сам об этом пишет в 15 главе своего первого послания к Коринфянам: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною».
То есть он говорит, что до 500 человек могли одновременно видеть Христа Воскресшего. Уже после всех явился Христос к Павлу, когда тот стал христианином. Павел был фарисеем, он истинно верил, что это было заблуждением, преследовал христиан, а Христос ему открылся. Павел пишет, что «более всех потрудился». Это объективно. У него была бурная деятельность. Просто позавидуешь! Сколько он написал писем, сколько он объехал разных стран Ближнего Востока!.. Но он делает акцент, что все, что в нас есть – это благодать Божия. Мы можем отмечать, что у нас что-то лучше получается, чем у других, но гордиться этим, что это чисто наша заслуга мы не можем, потому что если Господь у нас это заберет, то мы «палец о палец» ударить не сможем.
«Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают».
Здесь апостол говорит о том, что для всех воскресение реально, что это не просто какая-то выдумка.
«ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».
И еще Евангелие от Иоанна. Две главы посвящено в Евангелие от Иоанна Воскресению Христову. Это 20 и 21 главы. Ученые утверждают, что 20-ю главу писал сам апостол Иоанн, а 21-ю главу, скорее всего, дописали уже его ученики.
– Писать могли только образованные люди. А многие из учеников не умели писать, а только устами они могли передавать?
– После сошествия Святого Духа в день пятидесятницы они получили такие дары, что они умели не только писать и читать. Они воскрешали людей. Просто воскрешали, просто так, мимоходом. Они проходили мимо, тень Петра падала на умершего человека и тот воскресал. Представляете? Поэтому они знали все языки всех народов. Так действовала Благодать Божия. Но у них (апостолов) просто не было времени писать. Это было долго. И записывали, как правило, ученики. Это справедливо. Есть моменты в Евангелии от Иоанна, которые мы, читая, не видим. Может быть, что-то новое откроем для себя. «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано…». Первый день недели – это воскресенье. Седьмым днем недели была суббота.
«…когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус…». А кого любил Иисус? Иоанна Богослова. И это Евангелие тоже от Иоанна Богослова. Он не говорит: «Это я. Я». Он говорит завуалированно. Из-за этого некоторые ученые и говорят, что это не от Иоанна Богослова Евангелие, а от какого-то его ученика. Но церковное Предание говорит о том, что это Евангелие от Иоанна Богослова.
«…и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Она подумала, что Христа положили в дорогой гроб. А это действительно был очень дорогой гроб, комплекс, элитное место. Там был специальный обслуживающий персонал: садовники, уборщики, которые следили за всем этим. Это был специальный такой комплекс целый погребальный. Совсем недалеко от города Иерусалима, в нескольких десятках метров.
«Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый». Почему другой ученик бежал первым, бежал быстрее Петра? Потому что он был самым молодым, а Петр был самым старым, самым взрослым. Мы не знаем сколько ему было лет. Может быть, лет 40 или 50. История это умалчивает. У него, скорее всего, была жена, потому что теща упоминается. Иоанн прибежал первый, так как он был молодой.
«И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб». А почему? Он испугался. Темно там было. Там могли быть разбойники, что-то еще могло там быть.
«Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». Мы говорили об этом. Исследование Плащаницы показывает, что отделение Плащаницы от Тела было чудесным. Не было натяжения плата. Не было следов, как бинт срывали, натяжения не было. Судебная медицина, криминалистика, современные ученые это подтверждают. Как будто Он исчез. Он также после Воскресения до Вознесения чудесным образом появлялся на земле среди учеников, а потом исчезал, хотя двери были намертво заперты. Ученики запирали двери, боялись, что фарисеи могли прийти, побить их.
«Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал». Кто вошел? Иоанн Богослов. А во что уверовал? В то, что нет Иисуса Христа.
«Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Она думала, что это сделал кто-то из обслуживающего персонала. Кто-то пришел, тело перенесли в какой-то более простой гроб, переложили в другое место. А раз гроб освободился, его надо персоналу прибрать и так далее. И там действительно было так все организовано на высоком уровне.
«Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! – что значит: Учитель!». Сначала она думает, что это садовник, обслуживающий персонал. Но потом понимает, что это Иисус. Почему она на имя откликается? Как вы думаете? Некоторые говорят, что по голосу узнала.
– Наверное, по благодати Иисус мог включать момент узнавания Его, а мог и выключать.
– Помните, в Евангелии есть такой отрывок, когда Христос говорит: «Когда придет Пастырь и оглашает своих овец по имени, то они по имени его узнают и приходят к нему». Это одно из объяснений. На самом деле мы не знаем, мы не можем сказать почему так. Он обратился к ней по имени. И что-то в ней перевернулось. И она «говорит Ему Раввуни́! – что значит: Учитель!».
«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Что значит «не прикасайся ко Мне»? Почему нельзя прикасаться? Это не совсем точный перевод. В оригинале написано: не держи Меня, Мне нужно идти к Отцу Моему. Она хотела Его задержать и, возможно, что вцепилась в Него. Но у Него были какие-то свои Божественные планы.
«Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». То есть Иисус дает им духовную власть на принятие каких-то важных духовных законов на земле: прощать грехи, принимать какие-то важные решения, определять, что хорошо, а что плохо (это тоже задача Церкви, потому что люди тоже не всегда понимают, что они делают).
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» Это первое и самое важное богословское исповедание Иисуса Христа как Господа и Бога. Это мы впервые видим в Евангелие.
«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». По идее, на этом заканчивается Евангелие от Иоанна первоначально. Но ученики, видимо, дописали еще одну главу, 21-ю, в Евангелии от Иоанна.
Уже речь идет о Галилейском озере, оно еще называлось Тивериадское. «После того явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего». Помните? Мы смотрели фильм «Восставший». Там как раз этот момент описывается.
«А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь». Иоанн Богослов опять узнает Иисуса Христа. Почему он узнал опять Господа? Наверное, потому что он был молодой, зрение у него, скорее всего, было лучше. А, может быть, слух был у него лучше? И он мог узнать по слуху Его? Не знаю. Между ними было примерно 200 метров, около 200 локтей. Локоть – это один метр.
«Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море». Одежда была одна, поэтому, чтобы не ходить потом в мокрой одежде, ее снимали, заходя в море.
«А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою». Двести метров – это далековато. За 200 метров легко узнать человека? И услышать не просто. Петр был самый горячий и ревностный. Он плывет. Надо сказать, что плавать не все умели. Не было такого образца плавания, как сейчас у нас, как спортсмены плавают. Люди плавали «по собачьи», люди боялись воды. Боялись, потому что была неизвестность. Боялись Левиафана, каких-то чудовищ, шторма очень боялись. Мало кто плавал. А Петр самый ревностный, он первый плывет.
«Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб». То есть Христос поймал рыбу каким-то способом, разделал ее, нашел где-то огонь, хлеб, испек. Интересно. Много возникает вопросов, если вникать. В детстве я читал, но не задавался такими вопросами. А когда начинаешь изучать кропотливо, то появляются вопросы. Может быть, ангелы ему принесли все это заранее? Господь заботится о Своих учениках. Они голодные, всю ночь рыбачили, ничего не поймали. Господь приходит к ним утром и готовит такой вот завтрак приятный.
«Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть». А что значит число 153? Это символическое число. Евреи считали, что в мире 153 народа, национальностей. А Христос же говорил, что сделает апостолов ловцами человеков. То есть подразумевается, что проповедь христианская, Христова, евангельская должна быть всем народам. Иоанн Богослов такой смысл вкладывает. Все Евангелие Иоанна Богослова пропитано смыслами, которые мы не видим при поверхностном прочтении. А ученые соотносял все эти вещи. Иоанн Богослов, наверное, Святым Духом обыгрывает все эти моменты, строит Евангелие очень красиво. Много символизмов, но основанных на буквальных вещах.
– Если продолжить разговор о цифрах, то три шестерки и три семерки – это тоже суеверия?
– Во времена Иисуса Христа (как и сейчас) все цифры имели свой символизм. Число 6 символизирует прошлое, 7 – настоящее, 8 – будущее, вечную жизнь. Каждый сам вкладывает смысл свой.
– Три шестерки – это число антихриста?
– Это древняя символика, которая для того времени была понятна и нормальна. Стоит ли на этом акцентироваться? Во всех этих шестерках есть духовный смысл. Это не просто какие-то цифры. Это число – 666 – символизировало полноту и богатство земного мира. Вопрос в том, к чему мы стремимся.
– Что плохого в полноте земной жизни?
– А что хорошего? Господь говорит: «Где богатство ваше, там и сердце ваше». То есть если мы наше сердце наполняем земными материальными благами, то Царствие Небесное для нас под большим вопросом.
– Но есть же люди, которые полны Христа, наполнены духовно, но имеют и полноту жизни. Ничего плохого в этом нет. Например, те же цари Романовы.
– А чем они закончили? Помните? То есть в какой-то момент придется от этого отказаться. Речь идет о том, что в какой-то момент тебе все равно придется от этого отказаться. И если ты не можешь этого сделать добровольно, если ты прилагаешь все усилия, чтобы это сохранить, то ты теряешь Царство Небесное. Они это приняли, они не озлобились, они не мстили, они не проклинали никого. За это их Церковь причислила к лику святых.
– Богатство они вынуждены были иметь, потому что они цари.
– Да. А в какой-то момент даже цари благочестивые должны, видимо, от этого отказаться. Если мы хотим войти в Царство Небесное. И это самое сложное. Христос говорит: «Тяжело богатому человеку войти в Царство Небесное». Помните такую притчу? Он говорит: «Где богатство ваше, там и сердце ваше». Если нас наше богатство здесь держит, то извините… Я периодически об этом напоминаю, что если бы у нас с вами были какие-то колоссальные средства, то мы бы с вами сейчас здесь не сидели бы, а занимались бы какими-то другими интересными вещами.
– Княгиня Ольга занималась богоугодными делами. Они не были же нищими, все имели.
– Единицы могут, будучи верующими христианами, распоряжаться своими благами не во вред. А большинство наоборот. Когда лишняя копейка появляется, то люди начинают делать добрые дела? Нет.
Давайте продолжим. «Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь». То есть они уже поняли, что это Иисус Христос. Не сомневались.
«Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». Почему Христос спрашивает у него трижды? Потому что Петр трижды отрекся. И троекратное признание в любви ко Христу возвращает Петра в число учеников Христовых.
– Вы говорили, что много символизмов, о которых Вы говорили. Это можно ставить человеку как доказательную базу, если он не верит? Например, атеистам рассказывать об этом.
– Если человек не верит и не хочет поверить, то вы ничего ему не докажете. Это проверенный тысячелетиями факт. Если он хочет убедиться, то он убедится в этом сам и что будет ключевым моментом, мы не знаем. Господь Сам это сделает. Спорить с пеной у рта, что-то доказывать, приводить какие-то цитаты неверующим людям – это не благодарное дело.
– Не мечите бисер перед свиньями?
– Это жесткое, конечно, выражение. Святые отцы говорят, что если мы к людям относимся как к свиньям, то тогда лучше ничего… Надо не как к свиньям относиться, а как к людям. К людям надо относиться по-человечески, по-христиански. И вот это и будет проявлением и проповедью христианства работающими. Мы об этом знаем из истории Церкви.
Продолжим. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною». Понятно, о чем речь? Когда другой тебя препояшет и поведет… Намекает о мученической смерти. Апостол Петр был как убит? В Риме распят на кресте.
«Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет». Слышали такое? И действительно есть такое предание Церкви. Иоанн Богослов был похоронен, но тело его не нашли. Как и тело Богородицы. Но Богородица, по преданию Церкви, воскресла. Иоанн Богослов, по преданию Церкви, вознесен живым на Небо и вернется в последние дни перед Вторым Пришествием Христовым, чтобы проповедовать окончательно уже Евангелие всем-всем. Это будет что-то сверхъестественное.
– А 28-го августа мы празднуем погребение Богородицы?
– Нет. Мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы. Она умерла. А потом Ее тело исчезло. По преданию Церкви Христос Сам Ее воскресил. И забрал к Себе на Небо.
«Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? – Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь».
На этом мы и закончим цикл лекций о Воскресении Христовом. Всем спасибо за внимание. До следующей встречи.
Сбор идет с начала месяца.