Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Великие праздники Православной Церкви. Тема Воскресение Христово. Пасха Часть II. Встреча от 2 мая 2023

Цикл бесед «Великие праздники Православной Церкви».

Тема «Воскресение Христово. Пасха».

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча от 2 мая 2023 г.

 

Доброго дня! Христос Воскресе!

Сегодня мы, как и было заявлено ранее, продолжаем тему Воскресения Христова. Это очень интересно. Наверное, самая интересная тема из всех евангельских тем, потому что ничто не может быть важнее Воскресения Христова.

На эту тему будет несколько лекций. Одна лекция уже состоялась. Естественно, что мы будем повторяться, потому что когда говоришь о Воскресении Христовом, эти темы все пересекаются. В прошлый раз, в основном, я отвечал на вопросы. И это хорошо. Хорошо, что есть много вопросов.

Мне в прошлый раз задали вопрос, на который я сходу не смог ответить. Вопрос звучал так: Какие ученые, исследователи занимались историчностью личности Христа? Я нашел эту книгу, могу ее посоветовать всем для прочтения, хотя эта книга написана не православным исследователем Джошем Макдауэллом. Это интересная книга, будет особенно интересна она тем, кто изучает эти вопросы. Она была издана первый раз в 70-х годах прошлого века и называется «Неоспоримые свидетельства».

Есть люди здесь, которые сомневаются в историчности Иисуса Христа? Книга Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства» переведена на русский язык в 1987 году в Чикаго. Она попала в Советский Союз и вызвала у читателей огромный интерес. В предисловии второго издания книги в 1991 году Михаил Моргулис написал, что «книги заказывали библиотеки, учебные заведения, пасторы, священники, академики и даже профессиональные начальники по борьбе с религией. В связи с таким интересом книгу решили переиздать».

Могу прочитать заключение человека, который действительно тоже искал истину: «Попытавшись доказать, что Писание не исторично и ненадежно, я пришел к выводу о его исторической достоверности. Если считать ненадежной Библию, то следует отбросить и почти всю литературу древности. Мне постоянно приходится сталкиваться с людьми, которые постоянно пытаются судить светскую литературу по одним меркам, а Библию по другим. Этот подход в корне неправильный. И к светской литературе и религиозной исследователь должен подходить с одинаковыми методами проверки. Сделавший это, я думаю, может взять в руки Библию и сказать: „Священное Писание – это достоверная и исторически надежная книга”. Эту главу уместно будет завершить словами Вальтера Скотта, который выразил свое благоговение перед Писанием в следующих строках:

О сей величественный том! В нем тайна тайн, и чудо в нем.

Блажен, кого сподобил Бог вкусить величье этих строк,

Свою познать с бессмертьем связь,

Страшась, надеясь и молясь –

И горе смертным тем, кто здесь впадал с сомнение или спесь».

 

         Я всю книгу полностью не читал, читал только отрывками то, что мне было нужно в моей деятельности. Мы сейчас говорим о Воскресении Христовом. И нам очень важно не доказать, потому что невозможно доказать неверующему человеку, а представить факт, реальный факт, в том числе и доказанный мировыми историками о том, что это было. Первая часть книги говорит об историчности всей Библии, потом Нового Завета, потом уже об Иисусе Христе. И приходит к выводу, что Священное Писание Ветхого и Нового Завета исторично, что на эти книги можно ссылаться как на исторические. Поэтому мы говорим о Воскресении Христовом, конечно, основываясь на Священном Писании Нового Завета.

В двух словах поговорим о том, кто говорил об Иисусе Христе из древних нехристианских источников помимо книг Нового Завета и отцов Церкви. Это Корнелий  Тацит, ученый, римский историк, который в 112 году был губернатором Азии, родился в 52 году; Лукиан из Самосаты, древнегреческий писатель, сатирик II века, тоже говорил о Христе; Иосиф Хлавий, очень авторитетный и известный историк, который занимался этими вопросами в древности, родился в 37 году от Рождества Христова; Плиний Младший; Тертуллиан; историк Талл, уроженец Самарии; Флегонт, историк I века; Иустин Мученик, сначала еврейский философ, а потом раннехристианский мученик. Еврейские талмуды – свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, тоже подтверждают историчность Иисуса Христа. То есть сами евреи, которые распяли Иисуса Христа, запечатлели в своих талмудах, таких религиозных сборниках старцев (как и у нас есть собрания святых отцов), для евреев  праведных авторитетных отцов, что Иисус Христос был исторической личностью. Конечно, они обвиняли Его во всех грехах и, в первую очередь, в магии. Они не могли объяснить, как Он делал такие чудеса. Естественно, что они приводили все к очень простой и древней практике опорочить человека. Если человек тебе не нравится, то скажи про него что-то плохое.

Кстати, в последнем издании «Британской энциклопедии» личности Иисуса Христа посвящено 20 тысяч слов, больше чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Будде, Конфуцию, Магомету или Наполеону. О многочисленных светских свидетельствах жизни Христа «Британская энциклопедия» пишет: «Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причем на весьма шатком основании, лишь в конце XVIII, в течение IXX и в начале XX века». То есть человечество начало сомневаться в Христе только через почти 19 столетий. Благодаря, наверное, научно-техническому прогрессу люди поверили в свои силы, решили, что они такие умные, разбираются в мире и подумали, что они могут жить без Бога. Это, конечно, их право, но практика показала, что не получилось жить без Бога.

Мы говорим о Воскресении Христовом. Мы будем пересекаться с прошлой лекцией. И, может быть, проведем еще одну лекцию, посвященную Евангелию о Воскресении, чтобы сопоставить разных евангелистов. Давайте вспомним, кто говорит о Воскресении Христовом в Новом Завете, какие персонажи. Кто самый первый говорит о Воскресении Христовом? Это апостол Павел. Апостол Павел в послании к Коринфянам в 15-й главе говорит о Воскресении Христовом. Это 50-е годы после Рождества Христова, апостол Павел впервые говорит о Христе. Ну и четыре евангелиста. Первый говорит Марк в 70-х годах, потом Матфей, Лука и в 90-х годах уже говорит Иоанн. Иоанн был самый молодой из апостолов на момент жизни Иисуса Христа и дожил до 90-х годов после Рождества Христова. Сколько ему было при жизни Иисуса Христа? Лет 18–20. На момент написания ему было примерно 80 лет. Это был уже достаточно престарелый человек. Интересный момент: евангелисты не читали между собой Евангелий. Только Матфей и Лука знали о Евангелии Марка, они им пользовались, дописывали его. Остальные не знали. И хотя у них есть разные между собой особенности, которые можно выдать за противоречия, но ключевые моменты они описывают одинаково. Есть такая наука криминалистика, которая говорит о том, что если все свидетели свидетельствуют одно и тоже, слово в слово, то это значит, что они договорились. А если говорят похожие вещи, но по своему, то они независимы между собою. Это говорит как раз о том, что не было сговора между евангелистами. Они писали о Христе свой личный опыт, своим языком, но по-разному. Если мы с вами будем рассказывать про нашу сегодняшнюю встречу, то каждый будет рассказывать своим языком. И если независимый человек будет читать о том, что мы рассказывали, то он подумает, что мы все были на разных лекциях, потому что каждый увидел и услышал свое, каждый свое представил. И это еще одно доказательство того, что Евангелие исторично, аутентично.    

Мы уже говорили на прошлой лекции о том, что Христос умер в пятницу. В 3 часа дня с Креста Его сняли, быстро похоронили в новом гробе, высеченном в горе Голгофе. Это был гроб Иосифа Аримафейского, члена Синедриона, который покупал этот гроб для себя, но уверовал в Иисуса Христа и, можно сказать, подарил Ему этот очень дорогостоящий подарок, который по сегодняшним меркам оценивается по стоимости квартиры недешевой. И после этого в этом гробе уже никого нельзя было хоронить, кроме родственников Иисуса Христа. Могли похоронить Пресвятую Богородицу в этом гробе, но не похоронили. А почему? Потому, что царь еврейский Ирод Агриппа расширил стены Иерусалима, и гора Голгофа вошла в черту города, а в городе нельзя было никого хоронить. Все могилы они очистили. И Богородицу хоронили в другом месте. Она воскресла, поэтому у нас тела Пресвятой Богородицы, к большому сожалению, нет. Но до сих пор сохранилась Ее одежда, которая также является объектом поклонения христиан.

В ту субботу была Пасха, день покоя, никто не мог много передвигаться, перемещаться, делать много шагов. Ко гробу никто не шел, гроб охраняли римские воины, стража. Гроб опечатали, потому что саддукеи, фарисеи и прочие первосвященники еврейские боялись, что ученики украдут тело Иисуса Христа и объявят Его воскресшим. Они поставили римскую стражу, но тем не менее Иисус Христос Воскрес, а стража разбежалась.

Мы говорили про жен-мироносиц. В воскресенье был день жен-мироносиц. Жены-мироносицы зачем шли ко гробу? О том, что мироносицы несли миро для помазывания Иисуса Христа, говорил один только евангелист – Марк. Скорее всего, он не был знаком с еврейской традицией похорон. И, скорее всего, он был не евреем. Он был учеником апостола Петра. Он пишет об этом, но потом его евангелисты Матфей и Лука поправляют: жены идут посмотреть. Это так называлось: посмотреть гроб. Восемь дней оплакивали гроб. Гроб – это две такие комнатки. В первую комнатку заносили тело, клали его на плиту и помазывали. Кто был в Иерусалиме? Видели плиту помазывания? Ее сейчас вынесли в храм, а она лежала в Гробе Господнем в первой комнатке. Она была большая, там можно было встать. А во вторую комнатку, непосредственно в Гроб Господень, клали Тело, закрывали Его в плащаницу. Плащаница – это длинная материя, из дорогой хорошей ткани, в которую заворачивалось тело. Причем сильно перематывались ноги, руки и голова перематывалась особым платом. Голова привязывала челюсть, чтобы рот не открывался. Все было замотано. И когда нашли плащаницу, то все оставалось в таком неподвижном. Не так, что Он порвал все и вышел оттуда. Нет. Как все лежало, так и лежало, а Он исчез. Причем интересный научный факт, скорее медицинский: когда исследовали плащаницу (а Иисуса Христа серьезно порезали, избили плеткой, было много крови, пробиты руки, ноги), то на плащанице отобразилось, что пробиты были именно запястья, где много нервных сплетений. Если пробить кованым гвоздем запястья, то очень больно. А ноги пробивали не так, как на наших крестиках изображается. Сбоку в пятку пробивали. Причем пробивали иногда одну только ногу, чтобы человек мог двигаться и сидеть на специальной жердочке. Жердочку такую давали, чтобы можно было немножко отдыхать (насколько это слово «отдых» уместно на кресте). Возможно, что еще и привязывали, чтобы не сорвалось с креста ничего. Руки иногда привязывали. Действительно, очень болезненно. Иисус Христос был очень сильно побит, было очень много крови, хотя Его омывали, конечно же, перед тем, как положить в гроб. Но все равно кровь сразу не вытекает. Все было быстро очень, торопились, до захода солнца надо было похоронить. Умер он в 3 часа. На Востоке солнце очень рано заходит, часов в 5–6 уже темно весной. Сильно торопились и, соответственно, помазывали Его сразу всеми драгоценными маслами и похоронили. Это сейчас у нас традиция хоронить на третий день. А на Востоке хоронили в первый день, потому что холодильников никаких не было. И сейчас также евреев хоронят в первый день.

Когда исследовали плащаницу, то говорят, что следов от ран (когда бинт привязывают к ране, то потом все прилипает, а когда ты отрываешь бинт, то и куски бинта остаются на ране, и куски ткани человеческой остаются на бинте) не осталось. Произошло так, что следов от срыва тканей, от повреждений, деформации самой ткани (материала) нет. Как Он чудесным образом исчез из гроба, как Он появлялся после Воскресения среди учеников, также и из гроба Он тоже исчез невидимым способом таинственным. И как пелены лежали, так они и остались лежать невредимыми. Никто их не отдирал, не раздирал. Потом их нашли, свято хранят до сегодняшнего дня.  Хотя находятся скептики, которые говорят, что радиоуглеродный метод показывает, что это гораздо позднее материалы, травы средних веков. Что можно сказать в оправдание? Во-первых, в средневековье монахини, которые хранили, они, чтобы материал не рассыхался, добавляли туда масло. Поэтому мы видим средневековые следы в плащанице. Во-вторых, каким образом произошел отпечаток Иисуса Христа на плащанице? Ученые, которые занимаются этим вопросом, говорят о том, что это изображение произошло путем, похожим на термоядерный взрыв. Знаете, есть изображение Хиросимы и Нагасаки? Когда произошел термоядерный взрыв, то некоторые люди, испарившись, отображались на стенах здания. Слышали? Это до сих пор сохраняется, это не сказки. Можно приехать и посмотреть. Эту историческую память оберегают и охраняют. Так вот здесь произошло то же самое, то есть произошел какой-то яркий, нечеловеческий термодинамический взрыв, после чего тело испарилось или не испарилось. Что там произошло? Мы можем только гадать. На внутренних стенках плащаницы немного обгоревшие края, как будто выжжено, но при этом плащаница осталась невредимой. Конечно, она бы вспыхнула, если бы это был настоящий термодинамический взрыв. Такого не было. И подлог такой 2 тысячи лет назад сделать было невозможно, никто бы не додумался все это сделать. Изображение на Туринской плащанице негативное, как пленка. А фотография уже не разбирается во всей этой динамике. То есть по негативу проявляется изображение и само изображение на Плащанице как негатив. И если его перевести в нормальные тона и краски, то там действительно настоящее проявление этого тела. Это тоже интересный факт. Является ли он доказательством для атеистов? Мы видим, что нет. Более этого, есть интересный факт. Ученики Иисуса Христа, видя Его после Воскресения, постоянно сомневаются. Удивительный факт. Если они все это видели, если все это на их глазах происходило, если они прекрасно знали Иисуса Христа… Они могли его узнавать, могли не узнавать тогда, когда Он этого хотел. А, может быть, не когда Он хотел, а когда они были готовы? Когда Он совершал Евхаристию, то они Его узнавали. Когда они Его на улице встречали, то они Его не узнавали. В Евангелии от Матфея описано, что когда Он явился, то 11 учеников Иисуса Христа узнали, а остальные не признали. Это интересный факт, что люди сомневались: Христос это или нет. И только после того, как Он начинал с ними общаться, доказывать, что это Он, рассказывать им, они опять начинали верить. Это было до схождения Святого Духа на апостолов. После того, как сошел Святой Дух на апостолов, они уже ни в чем не сомневались. Это был аналог нашего Миропомазания. У меня лично никакого сомнения нет, но люди, которые приходят на Исповедь, говорят: «Я сомневаюсь». Это интересный факт. Казалось бы, у человека все есть для веры, Господь ему все дает, а человек до конца сомневается, на протяжении всей своей жизни может сомневаться.

Итак, на третий день идут жены-мироносицы, чтобы посмотреть Тело. Мы видим, что Марк ошибается. Они идут не помазывать. Они идут рано утром и рассуждают о том, кто им отвалит камень от гроба. Это запечатлено во всех четырех Евангелиях. Они идут ко Христу и думают о таких бытовых вещах, рассуждают чисто по-женски. Женщины физически не могли отвалить этот здоровенный камень. Кто смотрел фильм «Восставший»? Там как раз очень хорошо реконструирован момент этих событий.

 

Вопрос: – А почему Христос первым явился женщинам?

 

– Это интересный момент. Они первые пошли ко гробу. Это чисто женский характер. Они настолько любили Христа, Его настолько не хватало им. Они ничем не рисковали. Апостолов могли схватить, их искали. А к женщинам как относились? Прогнали бы их.

Женщины приходят, а гроб открыт, никого нет, ангел им говорит, что Его нет, Он Воскрес. И они не поверили ангелу, пошли и сомневались. Потом приходят к апостолам, им говорят. Но апостолы не верят. Бегут туда, видят тоже, что и женщины, но не верят. Если бы это была сказка, то можно было бы сказать, что люди в древности были примитивные. Им бы тогда сказали, что Христос воскрес, они бы все поверили. Нет. Постоянные сомнения. Сначала одни узнали, потом другие узнали, а вечером уже Христос явился лично женщинам. Женщины подумали, что это виноградарь, спросили: ты украл тело нашего Учителя? Иисус сказал: «Мария». И та узнала Его. Что происходило в этот момент в головах, в сердцах? Что со Христом происходило физически? Это интересная тайна, на которую у нас нет явного ответа. Исторического исследования мы тоже сейчас произвести уже не можем.

Жены-мироносицы первые пошли ко Христу, проявили смелость. Это были ученицы Иисуса Христа, что было необычно для евреев. Тем самым Христос показывает важность женщин в истории Церкви, в истории жизни, в Своей божественной истории. Почему не поверили женщинам? Потому что женщины не могли свидетельствовать в суде, права у женщин были равны правам детей и рабов, они по городу не могли даже самостоятельно передвигаться без мужа или без отца (если незамужняя). Христос является женщинам. Они идут и рассказывают, а им никто не верит.

 Что еще интересного? Вечером Он является. Преимущественно Он являлся по воскресениям, в первый день после субботы, всегда совершал Евхаристию. Преломлял Хлеб, после чего они узнавали Его. Во вторую неделю Он появился вместе с Филиппом, а на 40-й день вознесся. Одновременно Христос являлся (пишут так евангелисты) до 500 человек. Где эти люди могли собраться? Концертных залов не было. Архитектура была примитивная в Израиле, дворцов, храмов не было, как в Риме. Поэтому где они могли собираться? Скорее всего, там, где и проповедовал Христос. На берегу Галилейского озера, которое называли тогда евреи морем. Где-то в горах Он мог явиться или на другом открытом пространстве.

Взаимосвязь между Ветхозаветной и Новозаветной Пасхой. Как мы знаем, ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. Само слово Пасха что значит? По-гречески πάσχα, по-русски Пасха или Воскресение. Наше русское слово «воскресение» передает самое точное значение этого слова. Знаете, что такое «воскресение»? От какого слова? От слова «кресало». Кресало – это то, из чего выбивают огонь. То есть это оживление, из ничего появляется жизнь, дуновение новой жизни. Воскресение – это чисто русское слово. Если взять греческий аналог, то это anesti, то есть «восставший». Встал из гроба или встал с постели. Есть еще греческое слово, которое означает «проснувшийся» или «восставший». А русский язык дает определение оживления. Так вот еврейское слово пасха (песах ‏פֶּסַח‏‎) переводится как «проходить мимо». Что это значит? Кто помнит? Когда еврейский народ был в египетском плену, то Моисей пытался вызволить из плена еврейский народ. Господь посылал наказания египтянам. Последним было наказание – умерщвление всех первенцев. Помните такое? Это Ветхий Завет. И евреи, чтобы у них не умерли первенцы, дети их, на косяках своих дверей кровью заколотых агнцев (ягнят, барашков) сделали пометки, указав таким образом, что здесь живут евреи. И ангел смерти прошел мимо этих еврейских домов и поразил там, где не было этой пометки. После этого египетский фараон отпустил народ еврейский. Они вышли. И только они дошли и стали переходить Красное (Чермное) море, как фараон одумался и пошел за ними, там и потонул. А евреи перешли аравийский полуостров и ходили по пустыне 40 лет. И евреи, когда получили обетованную землю, постоянно праздновали этот праздник в память об освобождении из египетского плена.

Какие еще аналогии с ветхозаветной пасхой? Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью. А новозаветная пасха – это распятие на кресте Агнца, кровью Которого спасаются  новозаветные первенцы – христиане. Агнец Божий – это Христос. Вторая аналогия – это чудесный переход евреев через Красное море и освобождение их от египетского рабства. Аналогия в новозаветной пасхе – это Крещение в воде и избавление от власти дьявола. Третья аналогия – это синайское законодательство на 50-й день по Исходе из Египта и заключение союза, то есть Завета с Богом. А аналогия новозаветная – это сошествие Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета. Еще какие аналогии? Вкушение чудесной посылаемой Богом манны. Помните? Во время Исхода из Египта они постоянно питались манной. А в Новом Завете – вкушение «Небесного Хлеба»: Тела и Крови Христовых. Также как манна была чудесным способом посылаема, также Тело и Кровь Христовы чудесным способом посылаются. Да, мы берем Хлеб и Вино, обычным способом готовим, но просто так Тело и Кровь Христовы сделать не можем без благодати Святого Духа. Следующее – это 40-летнее странствование по пустыне, испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога. Водружение медного змия, взирая на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей. А в новозаветной аналогии  – это жизненные испытания, которые должен каждый христианин перенести, избавление от угрызений духовного змия – дьявола силою Креста. И последнее – это вступление евреев в обещанную их отцам землю.  А в новозаветной аналогии – это обещание нового Неба и новой земли, на которых будет обитать правда Божия. Вот такие аналогии между ветхозаветной и новозаветной пасхой.

Какие-то есть вопросы?

 

Вопрос: – Чудо с яйцом, которое показала Мария Магдалина, было до или после Воскресения Христа?

 

 – Естественно, что это было после Воскресения Христа. Есть легенда, что Мария Магдалина пошла к римскому императору рассказать ему о Воскресении Христовом, проповедовать ему. А он сказал: «Я в это не поверю. Если бы это яйцо стало красным». И на его глазах яйцо стало красным. Такая благочестивая легенда. На самом деле это было, не на самом деле? Мы не знаем. Почему она несла яйцо в подарок? Потому что яйцо – это символ жизни. Как из чего-то неживого появляется жизнь, также и Христос из умершего тела Воскрес в новом преображенном сверхъестественном, для нас еще непонятном, загадочном состоянии. Мы можем только гадать: что это было? как это будет с нами? чем мы будем заниматься в вечной жизни?.. Господь нас предупреждает и говорит, что «вы даже представить себе не можете, никогда у вас такого опыта не было, на слух вам это не приходило, вы этого никогда не видели, не поймете». До этого нужно нам дожить.

 

Вопрос: – Очень мало информации про ангельский мир. Ангелы нас видят, а мы их нет. Могли бы Вы провести лекцию про войну на Небе, про ангельский мир?

 

– Я недавно смотрел научный ролик о трехмерном измерении, четырехмерном измерении, 11-мерном измерении. Слышали, наверное, что мы с вами живем в трехмерном измерении? У нас есть три координаты: длина, ширина и высота. По этим координатам мы в пространстве ориентируемся. Есть еще время. Но в пространстве нашей жизни оно никак не отображается. В какой-то степени мы не видим это время. Если наш трехмерный мир упростить до двухмерного, а духовный мир упростить до трехмерного? А что значит двухмерный мир? Плоский, на одной плоскости. Есть только длина и ширина, а высоты нет, высота всегда равна нулю, какому-то микрону. И если бы мы были людьми в плоском мире, то мы бы не видели, что над этим миром и что под этим миром. То, что пересекало бы эту плоскость земную, мы могли бы увидеть. А духовный мир можно сравнить с трехмерным миром. Ангел, грубо говоря, объемный. В трехмерном мире объекты объемные. Если этот ангел (или, например, Христос появлялся в нашем мире и мог исчезнуть) пересекается с этой плоскостью, то мы его видим. Если он уходит назад в трехмерное пространство, то мы его не видим. То же самое происходит и с нами. Мы живем в трехмерном пространстве, которое очень ограничено.

 

Вопрос: – Адам и Ева видели ангелов?

 

– Мы не знаем. Скорее всего, видели. Что было во времена Адама? Мы можем только догадываться. Если новозаветные тексты историчные, они передают историю, то ветхозаветные тексты больше мифологические. Я не говорю, что они выдуманные. Нет. Но они переданы таким языком мифологическим, что даже если эта история и была, то она обрисована так ярко и красочно, что ученые сомневаются в том, как именно это было. Там бывают такие цифры, например, в битвах… Ну не могло быть столько людей. Люди древние очень любили приукрашивать свои победы, свое состояние. Адам, например, жил 900 лет. Правда это или нет? Мы не знаем. Мы говорим, что мы верим в Ветхий Завет, мы признаем его как священную богодухновенную книгу, но верить именно дословно и буквально всему Ветхому Завету я бы, например, не стал.

 

Вопрос: – Какие-то духовные люди, может быть, описывали ангельский мир?

 

– Конечно. Описывали. Есть книга отца Константина Пархоменко. Он описывал параллельно ангельский мир, бесовский мир. Я уже об этом рассказывал. Когда он эту книгу писал, он настолько ее затянул, потому что столько на него обрушилось искушений… Он рассказывал, что компьютер сломался, он руку повредил, ногу повредил, дети (у него очень много детей) без остановки болели по кругу. Бесы специально скрываются от нашего мира, от нашего взора. Если мы их обнаруживаем, если мы хотим им покланяться, то они тут как тут. Магия на этом и основана, она реально работает. Как только люди к бесам начинают обращаться, так тут же бесы себя обнаруживают. А вот когда мы обнаруживаем бесов с целью показать, что это враги, тут же они начинают мстить тем людям, которые это делают. Поэтому тема эта очень опасная, скользкая, но очень интересная. И меня тоже она привлекает в какой-то степени. Для чего нам это знать? Что это знание даст нам? Знаем мы об ангелах. У ангелов есть иерархия. Низшие ангелы, средние, высшие. Это служебные духи, они не имеют физической формы, не имеют материального тела. Это какая-то разумная энергия, которая либо после грехопадения бесовского осталась с Богом, либо ушла от Бога жить по своим каким-то законам. Изначально были созданы нейтральные ангелы все. Те, которые остались жить с Богом, начали развиваться, обогащаться благодатью и стали святыми. Они изначально были святыми.

Меня спрашивают: как Бог сотворил бесов? Я отвечаю, что все изначально были ангелами. Но кто-то выбрал жить без Бога. И они уподобились в своей гордости, умопомрачение у них произошло. И они стали падшими, нечистыми, злыми, ненавидящими всех. Иерархия ангелов строится на любви к Богу, на любви друг к другу. Иерархия бесовская тоже есть. И она строится на ненависти, злобе, на четком, жестком подчинении между собою. Ангелы и бесы не бесконечны, как и люди не бесконечны. Наша душа тоже не бессмертна. Бессмертен по своему определению только один Господь Бог. Если Он продлит жизнь ангелам или бесам, продлит нашу жизнь, то мы будем жить бесконечно или вечно. Если Господь решит нас уничтожить в геенне огненной или решит бесов уничтожить, то Он все прекратит. Ангелов вряд ли уничтожит.

Есть такой миф, что наши души бессмертны. Нет. Наши души более живучи, чем тело. Тело в любой момент можно убить, а душа потом будет до Страшного Суда. Потом уже Господь решит, что с ней будет, если человек заслужил Царствие Небесное.  

 

Вопрос: – А дух? Он же вечен?

 

– Какой дух? Дух Божий? Если он Дух Божий, то Господь его может себе забрать. И останется что-то от нас или не останется – это большой вопрос. Душа, скорее всего, психоэмоциональная жизнь наша, которая является следствием работы нашего мозга, тела. Господь это сохраняет в каком-то виде, как память, характер, привычки. Кстати, то же самое есть и у животных. Чем мы отличаемся от животных? Тем, что у животных нет Духа Божия, без которого нет личности. То есть нам личность, индивидуализм (в хорошем смысле этого слова) дает только Господь Бог. Дух Божий действительно бессмертен. Опять же вопрос: Господь у нас его заберет или нет? Что-то от нас останется? Наша память, привычки, характер? Или Он просто это сотрет и сделает что-то новое из этого всего?   

 

Вопрос: – Если живешь богоугодно, то Господь дает этот дух и человек становится цельным?

 

– Дух есть изначально у всех людей.

 

Вопрос: – И дух первичный?

 

– Да. Дух изначально есть у всех. При рождении человека Господь дает дух. Возвратимся к Ветхому Завету. Господь слепил такие фигурки и вдунул туда дух, Божественную энергию или благодать Святаго Духа. Это как искра. Это не значит, что мы все носители благодати Святаго Духа в той степени, как Иисус Христос. Нет. В этой степени мы, конечно, не равны Иисусу Христу. Он был изначально Богом, Сыном Божиим.

Лекция наша завершается. Мы будем с вами еще продолжать тему Воскресения Христова, говорить про Евангелия отдельные? Давайте еще поговорим, а потом уже начнем про Вознесение.

Спасибо всем за внимание. Рад был всех видеть.

Христос Воскресе!

 

 

 

Пожертвования храму

Сбор идет с начала каждого месяца.

Мы в Telegram