Вопрос настоятелю Икона

Цикл бесед Великие праздники Православной Церкви. Тема Вознесение Господне. Встреча от 23 мая 2023

Цикл бесед «Великие праздники Православной Церкви».

Тема «Вознесение Господне».

Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.

Встреча от 23 мая 2023 г.

 

– Здравствуйте, дорогие друзья. Всех вас сердечно приветствую. И поздравляю с отданием Пасхи. Как и было запланировано, три вторника мы говорили о Воскресении Христовом. Сегодня мы служили богослужение крайнее, заключительное пасхальное. Завтра Литургия, отдание праздника Пасхи. Сегодня мы служили по чину пасхальному как и в сам день Пасхи. Завтра вечером и в четверг вечером, 25 мая, выпадает праздник Вознесения Господня. Это следующий большой праздник после Воскресения Христова. Сегодня мы поговорим о празднике. Он будет занимать одну лекцию, а следующий вторник мы поговорим о следующем празднике – дне Святой Троицы. Можно задавать во время лекции вопросы по теме. Поднимайте руки, не стесняйтесь.

Праздник Вознесения Господня празднуется на какой день? На 40-й. Почему? Христос Воскрес на третий день, а после этого на 40-й день что сделал? Вознесся. Все это время Он являлся ученикам. Нельзя говорить о Вознесении, не вспоминая Воскресение Христова. Это тесно связанные праздники, поэтому темы будут переплетаться, мы будем об этом все время говорить. Где все это время – от Воскресения до Вознесения – был Христос? В воскресные дни Он был с учениками, совершал Евхаристию вместе с ними, ел, пил, радовался, общался, учил чему-то, чему не успел научить при жизни, при проповеди Своей, а на 40-й день Вознесся.

Откуда мы знаем о Вознесении Господнем? Давайте вспомним. Это в первую очередь Евангелие от Луки, глава 24-я, стихи 50–51. Давайте я зачитаю этот отрывок. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо».

Откуда мы еще знаем о Вознесении Господнем? Из Деяний святых апостолов. Кто писал? Тот же самый апостол Лука. Евангелие от Луки и Деяния от Луки. Писал апостол и евангелист Лука. Как это в Деяниях описано? Похоже, но есть свои особенности. Это I глава, 9–11 стихи. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.  И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тут уже намек на Второе Пришествие. Как Христос ушел из этого видимого мира, также Он и вернется. Когда это будет? Кто знает? Никто не знает. Один Господь Бог знает, когда Христос придет. Он дал нам признаки Второго Пришествия очень страшные. Но эти признаки каждые 100 лет в виде войн, конфликтов, революций повторяются в течение всей человеческой истории, все 2 000 лет. В какой именно момент? Сам Христос говорит: «Когда Я приду во второй раз, найду ли Я веру на земле?» Сам Господь сомневается. Видимо, мало останется верующих людей. И смысла в земной жизни тогда уже не будет. Потому что смысл земной жизни в чем у нас с вами? В спасении, чтобы научиться любить Бога, ближних и тем самым спастись. А если человек не спасается, то и смысла земного бытия у него нет. Зачем рождаться, если ты автоматически уже погибаешь, если все вокруг тебя настраивает на смерть вечную?

Есть еще Евангелие от Марка. Это XVI глава, стих 19. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога». Ученые богословы рассуждают на тему о том, как Господь возносился. Евангелист Лука описывает это как древнее, даже языческое, как повествование о том, как разные языческие боги возносились на небо. Почему евангелист Лука пользуется такими образами? Потому, что он писал свое Евангелие в первую очередь для язычников, для римлян, греков со всеми вытекающими их народностями, так скажем. Он прекрасно знал их культуру, знал спецэффекты, которые использовались для описания разных каких-то их сверхъестественных текстов, поэтому он тоже этим пользуется. А для чего он этим пользуется? Чтобы привлечь их внимание, чтобы повествование его не было сухим, скучным. А тогда уже любили все такое язычники. Если евангелист Матфей пишет для евреев, то там все сухо, строго, как говорится, по тексту, больше отсылок к Ветхому Завету, потому что иудеям было важно насколько Священное Писание Нового Завета базируется на Ветхом Завете.  Если связи никакой нет, то откуда тогда все взялось? Откуда Христос взялся, откуда Его ученики, почему все это? То есть ему важно было показать именно это. А евангелисту Луке надо было показать все красиво, он пользуется такими моментами, поэтому мы не знаем на самом деле, как именно было Вознесение. Вознесся Он, порхая на облаках, как мы прочитали в Деяниях святых апостолов. Или Он просто отдалился, как мы с вами видели это в фильме «Воскресший» недавно на киноклубе. Там показано, что Христос как бы отдаляется и пропадает в свечении солнца. Может быть, это было так. Суть не в этом. А чем суть праздника Вознесения? Вознесение Господня – это новый статус Иисуса Христа. Он здесь Свою видимую жизнь заканчивает с нами. Причем он нас не оставляет здесь до конца, как Он сам говорит. Но Он идет к Отцу, чтобы послать Святого Духа и садится одесную Бога Отца. То есть это новый статус. Это для нас сейчас естественно, а тогда ученики не понимали, что происходит.  Да, были отсылки из Священного Писания Ветхого Завета, но сейчас они видели все это своими глазами, были свидетелями. Все это запечатлели, зафиксировали. И, как мы уже говорили, все это – Священное Писание – исторически подтверждается. Есть колоссальные исследования ученых, которые говорят о том, что Иисус Христос – это историческая личность, что Священное Писание – это самая проверенная историческая книга. То есть если не доверять Священному Писанию, то тогда все древние книги можно просто сжечь или читать как сказки. То есть Христос – это самый подтвержденный исторический герой.   

 

– И летоисчисление тоже поменялось от Рождества Христова.

 

– Да. А сейчас сколько лет от Рождества Христова? Знаете?  

 

– 2023?

 

– Нет. В средние века или чуть раньше было утеряно пять лет, поэтому сейчас плюс пять лет. От новой христианской эры 2023 года, а от Рождества Христова чуточку больше. Но суть не в этом. Важно, что Христос действительно родился, умер и Воскрес. Это исторически зафиксировано.

 

Далее. Согласно этим повествованиям, после Вознесения Спаситель неоднократно являлся ученикам. Некоторые различия в рассказе о Вознесении в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов объясняется тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Мы знаем, что Деяния святых апостолов – это повествование о жизни христиан, в первую очередь, конечно, учеников Иисуса Христа. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях святых апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Святого Духа на апостолов. Мы об этом будем говорить в следующий раз.

Почему именно на 40-й день? Откуда мы это знаем? Где это зафиксировано? В Деяниях святых апостолов. Это I глава, 3 стих: «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием».  То есть Христос на протяжении 40 дней особенно являлся и говорил о Царствии Небесном. На 40-й день Он вознесся. Период явления Воскресшего Христа определяется в 40 дней, что соотносится с древними важными 40-дневными периодами земной жизни Господа Иисуса Христа: от Его Рождества до дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм тоже 40 дней прошло; после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь, тоже прошло 40 дней. Вот такая какая-то священная древняя дата. Наверное, какой-то в этом есть смысл, точно не могу сказать. И 40 лет путешествовал Израиль по пустыне.

В других местах Нового Завета говорится о явлении Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней. Нет какого-то конкретного числа. В Евангелие от Иоанна сам Христос указывает на временной промежуток между его Воскресением и Вознесением, обращаясь к Марии Магдалине. Указывает, что Он «еще не восшел к Отцу». Мы об этом тоже в прошлый раз говорили. Помните?

Вознесение Господня как прославление Сына Божиего. Что об этом нам говорит Православная Церковь? Вознесение Господне как одна из таин домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода Воскресшего Христа на Небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление Воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на Небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения. Об этом мы сказали.

Новый статус Иисуса Христа. Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Псалом 109, говорит о Своем «седении одесную Бога». Еще раз говорю, что это событие не вновь придуманное, а об этом ветхозаветные пророки уже говорили.  

Предсказания о пришествии или возвращении с Небес Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение или восхождение на Небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир. О нисхождении и восхождении Христа говорится в Послании к Ефесянам апостола Павла, в первом Послании Петра и в Псалмах.

Богословие Вознесения – это тоже важная тема, которую нам надо затронуть. Уже в древнейших вероисповедных формулах I и II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. Например, первое послание к Тимофею, 3 глава, 16 стих. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». То есть апостол Павел об этом уже писал к Тимофею. В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением, например, в Никео-Константинопольском Символе веры. Важность события Воскресения Христова подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв. Такие молитвы называются анафоры. После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. То есть, Христос не удалился куда-то абстрактно, не оставил, не бросил верующих людей, Своих учеников. Он непосредственно с нами здесь присутствует. И соприкоснуться духовно и даже физически со Христом мы можем как? В первую очередь, в таинстве Причастия. Когда мы причащаемся Тела и Крови Христова, мы максимально соединяемся с живым Христом. И тем самым мы, во-первых, проявляем свою любовь, а, во-вторых, желание быть вместе и здесь, на земле, и в вечности. Я говорю, что если у человека нет желания причащаться Тела и Крови Христовых, то никогда никакой любви у человека по факту нет, а есть какой-то самообман. Некоторые говорят: «Я люблю Бога. Я люблю кого-то, я всех люблю». Но, как правило, это просто слова или подмена понятий. Подменяет современный человек понятие любви и симпатии. Когда я спрашиваю: «Любите ли вы себя?», то в большинстве случаев люди отвечают: «Нет. Не любим». Почему так люди говорят обычно? Как вы думаете? Потому, что они себе не нравятся. Мы себе не нравимся, потому что мы толстые, худые, глупые, ленивые… Мы же себя знаем. Мало кто любуется собой. Только нарциссы или люди, которые всю свою жизнь посвятили своему самосовершенствованию внешнему, физическому. Конечно, любование собой – это тоже другая крайность. Как должен христианин к себе относиться? Адекватно. Реально. Мы такие, какие мы есть. Господь в нас заложил какой-то базовый набор генома. И другими мы не станем. Суперменами, супергероями мы не станем. Должны ли мы стремиться к лучшему, самосовершенствоваться? Конечно. Должны. Но думать о том, что мы станем какими-то сверхчеловеками – это самообман. Поэтому мы относимся к себе адекватно, реально. Да, мы грешные. Да, у нас что-то получается хорошее. Да, мы благодарим Бога, но не гордимся.

 

– А любовь к себе должна быть?

 

– Да. У нас есть заповедь: возлюби ближнего, как самого себя. Давайте тогда вспомним, что такое любовь к себе и любовь к ближнему.

 

– Я думаю, что любовь к себе немножко в другом заключается.

 

– В чем?

 

– Мы себя не любим, потому что нам так удобно. Не надо напрягаться лишний раз.

 

– Если бы так было на самом деле. На практике же мы себя каждый день кормим, поим, одеваем, защищаем, украшаем, развиваем. К себе мы относимся как к центру какой-то вселенной. Вряд ли кто-то скажет: «Я не буду себя украшать. Буду ходить как замухрыжка какая-то, но зато я ближним буду отдавать свою зарплату и заботиться о них». Ну нет у нас таких людей, к сожалению. Эгоизм и гордость все-таки стоят на первом месте. Я не говорю, что не нужно одеваться, украшать себя и защищать, но если человек все это делает только ради себя, то никакой любви к ближним он не испытывает.  А ближние в христианском мировоззрении – это кто такие?

 

– Это семья, знакомые, ближний круг.

 

– Вы удивляете меня, друзья. Это те, кто с нами близко находится. Сейчас, здесь мы с вами самые близкие люди. И если мы христиане, то мы должны оказать какую-то посильную помощь. Дома – это наша семья. На работе – это наши сотрудники. В магазине – это какие-то клиенты, окружающие нас. На улице – это прохожие. И так далее.  Если мы называем себе христианами, то мы должны оказать посильную помощь этому человеку. А если мы только называем себя христианами, а такими не являемся, как чаще всего, как оказывается, и бывает, то естественно, что мы проходим мимо чужих проблем, чужого горя. И это большая беда, потому что человек думал, что он христианин, а войдет в вечную жизнь, в мир, а ему скажут: «Извини, ты не готов».

 

– А как вы относитесь к тому, что человек, христианин чувствует к себе неуважение из-за веры? Это надо терпеть или не надо?

 

– Человек относится к нам так, как мы разрешаем к себе относиться. Мы не должны разрешать к себе какого-то неуважительного отношения.

 

– Я как-то стояла на остановке. Двое «иностранцев» плюнули один раз, второй на землю. Я им сказала: «Я сейчас встану и понесу это на себе?» Они презрительно относятся ко всему. О Православной вере и знать не хотят. Земля, которая их приняла, где они живут, для них не святая. Они грубо на своем языке начали что-то говорить в мою сторону.

 

– Суть вопроса в чем? Вы начали их провоцировать? А мы сейчас говорим не о том, что мы сами куда-то влезаем. Если к нам родственники или другие люди из нашего окружения постоянно относятся с неуважением, то мы это должны пресекать. Никто не говорит, что мы должны быть как тряпка, которой вытирают пол. Это не христианское понимание. Христианское понимание – это адекватное взаимное уважение друг к другу. Если человек не понимает по-хорошему, то мы должны прекратить с ним какие-то нормальные отношения, общение. Понятно? Это в теме любви к себе и любви к ближним ключевое. Если человек не научился любить ближних и любить Бога, значит, что Царство Небесное для него под большим вопросом. В Царстве Небесном по этим законам мы с вами и будем жить. И если здесь мы этому не научились, если об этом нам постоянно надо напоминать, то внезапно в вечной жизни этот навык у человека не появится. Мы здесь с вами формируемся. Не будет никакой Небесной полиции, которая будет ходить и «тыкать нас носом»: ты здесь намусорил (хотя сомневаюсь, что там будет какой-то мусор). Но то, что там будут жить люди по любви к Богу и ближнему – это 100%. Если этой любви у нас здесь нет, то она внезапно ни у кого не появляется.

 

Продолжим. После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но прибывает в нем во Святом Духе, которого Он послал от Отца. Сошествие Святаго Духа мы когда празднуем? Сошествие Святаго Духа – это сам день Святой Троицы. А день Святого Духа празднуем на следующий день после Святой Троицы, всегда в понедельник. А Святая Троица празднуется когда? Всегда в воскресение.

Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Мы об этом говорили: прежде всего в таинстве Евхаристии.

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям. Давайте вспомним. Это I глава, 3-й стих и 9–12 стихи. «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Об этом пишет апостол Павел ко Евреям.

Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, восшел со Своею Кровию в Небесное святилище. Этот процесс искупления начался когда? С Распятия и закончился Вознесением. Об этом говорит апостол Павел. Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни в вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого, говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Важный момент: Христос теперь всегда с человеческой природой, с человеческим телом. Иисус Христос был всегда, Он привечно рожденный от Бога, так говорит богословие православное христианское. То есть не было времени, когда не было Христа.

 

– Он был на Небе?

 

– Он был с Богом. На Небе. Не на том небе, который космос. А был в духовном мире на Небе. После Своего рождения Христос всегда теперь в Своем человеческом теле. Да, в преображенном. Да, со сверхъестественными свойствами духовными.

Такой каверзный вопрос: может ли Христос являться человеку в другом каком-то виде? По православному вероучению догматическому Христос не может являться вне Своего человеческого тела. Понимаете?

Тогда следующий вопрос: как Александру Свирскому Святая Троица являлась в виде трех ангелов? Это тоже исторический факт. На этот вопрос пока нет никакого ответа у богословов. Поэтому подумайте, поразмышляйте. Вопрос, конечно, интересный. Господь может все, что захочет. Для Него нет никаких ограничений в нашем, подчеркиваю, православном христианском понимании. Подчеркиваю, потому что есть и не православные христианские взгляды, которые о чем только не говорят… В нашем понимании Господь всегда пребывает в Своем физическом теле. Он обожил это тело, вознес на Небо. И в этом тайна обоживания, в том числе, человеческой природы, которая для нас возможна, но пока еще мы в процессе этого обоживания.

 

– А почему из всей Святой Троицы есть изображение только у Иисуса Христа? А Господь Бог, а Святой Дух?

 

– Они не имеют физической оболочки. Запрещено по нашим церковным канонам изображать Бога Отца в виде старца. А как мы можем изображать Святого Духа по канонам? В виде голубя.

 

 – В некоторых церквях изображают.

 

– Да. Мы видим иногда на иконах старца с бородой. Но это не каноническое изображение. Запрещено к изображению.

Продолжим. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус на избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на Небо, но уже «с силою и славою великою». Если первый раз Христос родился как нищий, раб, чтобы вера христианская была не достоянием веры сильных мира сего, а всех людей. Если бы Христос был каким-нибудь царем, то скорее всего обычные бедные люди сказали бы: «Вот хорошо было ему». А Он прошел все «низы», вплоть до самых страшных издевательств и крестной смерти. А мы говорили, что это одна из самых страшных и мучительных казней, придуманных человечеством. Человек умирал на кресте от удушья несколько дней, хотя Христос умер на кресте за три часа от разрыва сердца в результате того, что Он взял на Себя грехи всего человеческого мира и прошлые, и будущие. Именно поэтому, когда мы крестимся, то мы признаем Христа Спасителем. И у нас есть возможность очищения от грехов именно потому, что Христос их на Себя уже взял. Не автоматически прощаются все грехи, а только тогда, когда человек признает Христа Спасителем и кается в своих грехах (по православному вероучению).  

Вознесение Господня имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям. Все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию». Это мнение очень авторитетного православного отца Церкви святителя Григория Паламы.

Следующая подтема нашей лекции «Установление праздника Вознесения Господня». До конца IV века празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. Представляете? То есть до IV века Вознесение Господня и Пятидесятница праздновались в один день. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день. В начале III века наименование «Пятидесятница» уже прилагается церковному празднику (судя по отдельным высказываниям Тертуллиана и Оригена). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне. Точно также, как и поначалу Крещение и Рождество Господне тоже праздновались в один день, то есть шло формирование церковных праздников. Но первые три века особо было сложно христианам. Почему? Потому что их нещадно гнали. До 313 года, когда римский император Константин Великий издал так называемый Миланский эдикт, где христианскую веру сделал государственной. После этого, конечно, еще были гонения. То есть не все были такими верующими христианами, как Константин Великий, были разные другие не очень благочестивые цари.

А что на Востоке было? Несмотря на то, что уже стараниями святой императрицы Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до конца IV века Вознесение Господне и Пришествие Святого Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи. На Востоке имеется ввиду Константинополь, Восточно-Римская империя.

Одной из последних, видимо, об этой практике пишет паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на Небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

На Западе какая была традиция? Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях епископа Хроматия Аквилейского (388–407) и в «Книге о различных ересях» епископа Филастрия Брешианского (383–391), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и день Вознесения, в который «Он взошел на Небо около Пятидесятницы». Это тоже может указывать на нераздельность двух праздников. В другом месте Филастрий говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует за ним пост. Тут можно еще сказать про Константинополь.

Давайте прочитаем Тропарь Вознесения Господня и переведем его на русский язык. И если у кого-то вопросы остались, то отвечу на вопросы.

Что такое тропарь? Это короткая молитва, посвященная непосредственно празднику, которая передает весь его смысл. Сначала прочитаю по-церковнославянски, потом переведем на русский. Поется он на четвертый глас. Что такое глас? Глас – это мелодия. Сколько всего гласов?  В церковном богослужении всего восемь основных тропарных мелодий. Еще есть другие. Но сейчас мы говорим про тропарные. Как легко запомнить четвертый глас? Знаете, «Богородице Дева радуйся»? (поет) Вот тропарь Вознесения Господня тоже поется на четвертый глас.

Тропарь (глас 4): Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

На русский язык звучит так: Вознесся Ты во славе Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа по утверждении их благословением в том, что Ты Сын Божий, Искупитель мира.

И кондак. Кондак шестого гласа. Какие мы знаем на шестой глас известные песнопения? «Царю Небесный».

Кондак: Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, накакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любыщим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Перевод на русский язык звучит так: Исполнив весь замысел о нашем спасении и то, что на земле соединив с Небесным, вознесся ты во славе, Христе Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая к любящим Тебя: «Я с вами и никто против вас».

Вот на этом мы сегодня закончим.

Остались вопросы?  

 

 – Первый вопрос: практически как полюбить себя и ближнего?  И второй вопрос: когда все воскреснут, то не все вознесутся? Там уже ничего не исправишь?

 

– Про любовь к себе. Я уже об этом сказал. Мы себя каждый день кормим, поим, одеваем, защищаем, украшаем, обучаем, развиваем. В делах любовь к себе проявляется именно так. Христианская любовь – это забота о себе. А любовь к ближним такая же, как о себе.

 

– То есть забота?

 

– Да.

 

– И не важно кто это будет? Иностранец, таджик…

 

– Да.

 

– Или мошенник?

 

– Допустим, что мы с вами мошенники. Как бы мы хотели, чтобы нас изменили? Чтобы взяли палку и по спине бы ударили? Или нет? Или по-доброму, по-хорошему? Наверное, так? Чтобы не носом тыкали в то, что Вы говорите, что «они там наплевали», а как-то по-доброму. Одни и те же слова можно сказать по-разному. Я сейчас Вас не обвиняю. Вот мошенники звонят нам, говорят нам: «Назовите номер на обороте карты банковской». Можно сказать: «Ах ты, такой-сякой». И послать его подальше. А можно сказать, что у вас нет времени, извиниться.

 

– Мы должны позаботиться о нем и дать ему то, что он просит? Так получается?

 

– Нет. Мы не об этом. Мы должны зло пресекать. Я говорил, что если бы мы были с вами мошенники, то мы бы хотели войти в Царство Небесное? А для этого надо изменить свою жизнь. Все-таки менять человека можно по-разному. Можно его физически уничтожить. И тогда он просто озлобится и станет хуже.

 

– Не заботиться так, как он хочет? Как он говорит: «Дайте денег».

 

– У нас нет никакого права воспитывать людей. Только детей мы должны воспитывать до их совершеннолетия. Или даже лет до 14. А потом уже все. Если человек сформировался, как личность, то уже все.

 

– Можно уточнить по этой ситуации? Обычным порядочным христианам надо дожидаться того момента, когда человек поймет, что он плохо себя ведет? Назидательно, какими-то баснями или прибаутками, или книжечки ему подкладывать, или говорить ему и тем самым показывать правильное направление?

 

– Если этот человек вам дорог, и вы хотите ему действительно помочь измениться, то, наверное, да. Если он вам никто, если вы про него ничего не знаете, то по-доброму сказать, что вы не верите ему.

 

– Была такая ситуация. Дедульке позвонил мошенник, сказал про деньги. Тот сказал: «Хорошо. Приходите». Они направили к нему курьера. Дед вызвал полицию, полиция курьера схватила. Он пресек просто этих мошенников.

 

– Да. Смысл того, что было сказано, какой? У нас есть специально обученные люди, уполномоченные властью, которые должны этим заниматься. Если мы сами начнем «косить» всех бандитов и преступников, то мы от них ничем отличаться не будем.

 

– То есть гражданская позиция должна быть у каждого?

 

– Да. Вызвать полицию. Сказать: «Друг, зачем ты себя так ведешь? Хочешь, чтобы полицию мы вызвали?»

 

– Полиция не приедет. Они не оперативные.

 

– Не надо додумывать. Наша задача – поставить в известность. Можно заснять все происходящее на видео.

         Теперь отвечу на второй вопрос о том, что не все вознесутся. По православному учению праведники уходят сразу в Царство Небесное, те, которые прошли мытарства. Но мы до конца не знаем, что будет происходить. У нас есть образ этих мытарств. Те, которые мытарства не прошли, то есть не готовы войти в Царство Небесное, тех (условно) садят в тюрьму, которая называется ад. Как и в тюрьме нашей на земле люди могут стать лучше, исправиться и, выйдя, сказать: «Я больше туда не хочу». Я есть люди, которым там понравилось. И они еще и еще раз будут туда специально попадать.  Рецидивисты. В аду есть люди, которым там нравится. Они ничего не хотят общего иметь с Богом. Конечно, человека, который не хочет жить с Богом, его Господь насильно забирать и тянуть в Царствие Небесное не будет.  Христос после Своей смерти сошел во ад и вывел оттуда праведников, но далеко не все люди захотели выйти из ада, потому что дела их были злы. Им нравилось друг друга оскорблять, унижать. Посмотрите сейчас вокруг. Мы увидим таких же людей, которым нравится такой образ жизни. И это их право. Господь их тоже любит и уважает их выбор. Но, чтобы Царство Небесное не превращать в ад, в который мы превращаем нашу земную жизнь, Он их изолирует в ад. Те, которые исправились в аду, одумались и раскаялись, они на Страшном Суде, когда придет Христос, могут (по учению Церкви) перед Богом раскаяться. И Господь их, конечно же, по Своей любви, примет в Царствие Небесное.

 

         – Говорят, что когда ушел туда, то там уже ничего не изменить. Получается, что там тоже есть шанс что-то изменить?

 

         – В Царстве Небесном человек постоянно развивается. Наша задача – обоживание, то есть приближение к состоянию божества. А так как Господь бесконечно совершенен и благ, то это развитие тоже бесконечно. Через богообщение человек приближается. Помните, я рассказывал о нашем современнике, который скончался в 90-е годы? Это отец Паисий Святогорец. Все знают его. Он однажды ехал с другом на машине, рядом за рулем сидел его друг, который начал его расспрашивать про то, что такое благодать Божия, любовь… И Паисий помолился Господу Богу. И его другу открылся духовный мир вокруг нас, он увидел, что благодать Божия, как солнечные лучи, пронизывает все пространство. И если бы хотя бы на полчаса эта благодать Божия принудительно бы на всех воздействовала, то тогда бы весть мир, все человечество стало бы святым. Не было бы никакого зла, насилия, все купались бы в этой благодати. Но так как мы сами себя ограничиваем, на другую волну себя настраиваем, то эта благодать проходит мимо нас, никак в нашей жизни не задерживается. Поэтому и в вечной жизни человек может бесконечно совершенствоваться, уподобляясь Господу Богу. Как это практически будет? Мы не знаем, но мы знаем, что Господь Бог говорит, что мы даже и представить себе не можем, насколько Господь приготовил любящим Его вечную жизнь, которая не на слух вам ни разу не приходила, на глаза такого прекрасного ничего в своей жизни не видели. Все, что мы здесь проживаем, это какая-то пробная версия жизни. Она очень важная, но очень короткая. Важная потому, что именно от нее зависит наша бесконечная жизнь. Хотя у богословов есть вопрос: для людей, попавших в ад, это будет конечная жизнь или бесконечная? Мне кажется, что по Своей любви Господь ограничит их мучения. Просто прекратит, они просто исчезнут.

 

– После Второго Пришествия Иисуса Христа какие тела будут у людей?

 

– Не просто духовные тела, а настоящие человеческие тела. Христос Воскрес в том же теле, в котором Он умирал. Только оно получило какие-то новые качества – исчезание, появление, неузнавание. Это то, что мы знаем из Евангелия от тех очевидцев, которые это видели.

 

– Господь говорил: «Не трогайте меня».

 

– Мы это уже разбирали подробно на предыдущих лекциях. Мария Магдалина плакала у гроба. Апостолы Петр и Иоанн пришли и ушли. Она осталась, плакала у гроба, а потом увидела человека. Она подумала, что это садовник этого погребального комплекса. Она думала, что Иисуса погребли, а потом перенесли. Она спрашивает: «Куда унесли Христа?» А он сказал: «Мария». Она узнала Его по обращению. Она, видимо, вцепилась в Него. А Он сказал ей: «Не держи Меня. Не удерживай Меня. Мне нужно идти к Отцу Моему. Я здесь с вами ненадолго».  То есть это не то, что «не прикасайся». В нашем переводе это переведено как «не прикасайся», а в оригинале греческом – «не удерживай Меня». Ему надо было идти дальше, видимо были какие-то дела свои, о которых мы не знаем.

Есть еще вопросы?

Заканчиваем нашу лекцию и беседу.

До свидания.

 

Пожертвования храму

Сбор идет с начала апреля.

Мы в Telegram