Цикл бесед «Воскресение Христово. Пасха».
Тема «Великие праздники Православной Церкви».
Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.
Встреча от 18 апреля 2023 г.
Здравствуйте все. Христос Воскресе!
Дорогие друзья, сегодня мы с вами начинаем новый цикл лекций, посвященный Великим праздникам Православной Церкви. Кто знает, сколько Великих праздников в Православной Церкви? В Православной Церкви 15 праздников Великих. Из них 12 двунадесятых праздников и плюс еще праздники Пасха, Покров, Усекновение главы Иоанна Крестителя. Итого 15.
Праздник Пасхи – это самый главный праздник. За богослужением мы слышим: праздников Праздник и Торжество торжеств. Он является центром нашего спасения, центром нашего торжества, центром даже жизни нашей. Наверное, нет на всей земле человека, который бы не слышал о празднике Воскресения Христова, празднике Пасхи. Мы уже можем говорить, что Евангелие проповедано практически всему миру, хотя в каких-то странах языческих, мусульманских неохотно говорят о празднике Воскресения Христова, неохотно говорят о Христе, потому что личность Христа, по крайней мере для меня и для верующих людей, – это личность, которую нельзя просто выдумать и с которой, когда ты с ней знакомишься, поражает человека до глубины души и, казалось бы, невозможно Его чем-либо заменить.
Ловили ли вы когда-нибудь себя на мысли, где мы со Христом знакомимся? Конечно же в Евангелии, в таинствах Церкви мы активно знакомимся со Христом, причащаясь Тела и Крови Христовых мы активно познаем Его лично, физически. И таким образом переживая этот мистический таинственный опыт познания Христа, опыт общения со Христом, мы действительно переживаем что-то новое, сверхъестественное. И это состояние, как правило, человека верующего не оставляет равнодушным.
Надо сказать, что сколько бы мы не говорили с атеистами и неверующими людьми о Боге, о Христе, мы не сможем никого ни в чем переубедить и заставить человека неверующего верить. Есть люди, которые профессионально этим занимаются – это так называемые миссионеры. И православные батюшки тоже в той или иной степени профессиональные православные миссионеры. Я это по своему опыту могу сказать и по опыту людей, с которыми общаюсь, которые всю свою жизнь посвятили миссионерству. Говорят, что невозможно своим личным опытом человека переубедить и заставить поверить. Были ли у вас такие случаи, когда вы брали и своим каким-то неверующим родственникам что-то рассказали про Христа, а они сказали: «Ну да. Все. Завтра пойду в храм, покрещусь (если не крещеный). С завтрашнего дня буду исповедоваться и причащаться». Были такие случаи? Были? С подростками один случай был? Мы сейчас говорим про взрослых, совершеннолетних людей. Хотя и подростки тоже бывают разные. Я помню себя в детстве, когда мои родители и я воцерковлялись одновременно. Мне было 6 лет, папе было 26 лет, а маме было 24 года. На моих глазах все это происходило. Я помню, когда мне говорили, что надо верить. Из детской вредности я говорил, что в Бога я не верю. Конечно, это не было моим каким-то личным опытом, я вообще еще ничего не понимал, только начал знакомиться с этим и пытался раздражать, хотя не был плохим. Но какое-то внутреннее противостояние уже было у меня, я понимал, что это не просто так, что верить в Бога – это не просто так, что есть какое-то внутреннее духовное сопротивление. Я с детства это понял и когда начал воцерковляться, исповедоваться и причащаться, то все это уже пропало, у меня не было никаких сомнений, и, тем более, сейчас нет никаких сомнений. Когда у меня спрашивают: «Верите ли Вы в Бога?», то я отвечаю: «Нет. Не верю. Я полностью знаю, что Он есть. И ни в коем случае не сомневаюсь в Его существовании, потому что Господь так сопроводил мою жизнь, складывал так мои обстоятельства, что кем нужно быть, чтобы не поверить, что это все существует».
Вера во Христа, вера в Бога с чего начинается? Человек должен пережить какой-то свой личный религиозный опыт, который ложится в основание нашей веры, на который потом будут наслаиваться какие-то наши знания о Боге, наше личное участие в духовной жизни. Если у человека нет желания пережить этот мистический духовный опыт, то Господь в нашу жизнь насильно вторгаться не будет, ничего в жизни человека, скорее всего, и не произойдет. Я знал таких людей, которые говорят: «Я всю жизнь прожил, а никакого вашего чуда, вашего Бога никогда не видел». Да. Так и бывает, когда человек не хочет видеть никакого чуда. Те люди, которые хотят познакомиться со Христом, которые хотят узнать истину, они рано или поздно всегда приходят в истинную Русскую Православную Церковь, потому что это та истина, которая была сохранена от самого учения Иисуса Христа, передана апостолам, Церкви и ни в чем не изменяясь, а только дополняя, украшая Церковь архитектурой, песнопениями, иконописью, богослужебными текстами, развивая богословие, а не придумывая из ничего, беря за основу Ветхий Завет, беря за основу Евангелие, Новый Завет, беря за основу послания апостолов, учения, предания. Предания Церкви – это что такое? Мы говорим, что Православная Церковь основывается на Священном Писании и Священном Предании. Священное Писание – это христианская Библия. Была еврейская Библия, которая состоит из Ветхого Завета. Христианская Библия состоит из Ветхого и Нового Завета. Новый Завет евреи не приняли. Они до сих пор ждут Мессию, хотя, я думаю, что они догадываются, что они, к сожалению, ошиблись. Но не могут найти в себе силы, чтобы признать свою ошибку, потому что признать свою ошибку могут только сильные люди.
Священное Предание – это то, что писали святые отцы, то, что передано от первых древних отцов Церкви, записано и то, что дошло до нашего времени, и то, что не противоречит Священному Писанию. Это не то, что кто-то придумал, кому-то на ушко сказал. Нет. Это все древние свидетельства, которые не вошли в Священное Писание, но являются достоверными источниками. Это все проверяется, это все было тщательно зафиксировано. Забегая вперед, скажу, что историческая личность Иисуса Христа – одна из самых доказанных исторических личностей. Мало о ком столько исторических данных, как об Иисусе Христе. О каких-то древних царях мы даже и не задумываемся. Да, был какой-то царь древний, допустим, Навуходоносор. О нем меньше свидетельств, чем об Иисусе Христе. И так на протяжении всей истории. То есть современная официальная наука действительно доказывает, что Иисус Христос – это не вымышленный мифический персонаж, что это исторический человек, который реально был, существование которого подтверждает официальная наука. И великие ученые, и просто ученые, которые этим занимаются, они все это знают. Те, которые говорят, что всего этого не было, просто не занимались изучением этого. Величайшие мировые институты этим занимались.
Вопрос: – А какие ученые этим занимались?
– Как правило, это иностранные ученые, потому что это все было развито в XX веке, когда на Руси была, к сожалению, атеистическая эпоха. Как правило, эти исследования написаны на иностранном языке, но они уже переведены на русский язык. Постараюсь на следующем занятии фамилии этих ученых вам сообщить.
Вопрос: – Это правда, что Господь участвовал в переписи населения?
– Об этом мы читаем в Евангелие. Будучи младенцем, родители Его принесли на перепись в Вифлеем, участвовал.
Вы слышали, наверное, что недавно Гроб Господень был тщательно изучен еврейскими учеными. Слышали? Не так давно. В 2016 или 2017 году была реконструкция кувуклии. Сняли все новые плиты и дошли до того камня, на который был положен Христос. Современные еврейские ученые (опять же фамилии их я не знаю) подтвердили, что это плита, которую мы признаем как ту, на которой тело Его лежало, на которую сходит Благодатный Огонь, – это та самая оригинальная погребальная плита времен Иисуса Христа. Ученые не могут доказать, куда Его положили, но эта плита была по свидетельству Евангелия положена в новом гробе на Голгофе.
Голгофа – это гора, в ней выкапывали пещерки, куда укладывали тела. И положили тело Иисуса Христа. Это было самое дорогое место, которое только можно себе представить, потому что рядом была стена города, за которой сразу была Голгофа. То есть во времена Христа Голгофа была за городом, поэтому там могли хоронить, распинать, убивать человека. В черте города распинать было нельзя. Но после царя Ирода Великого в царствование Ирода Агриппы (пред которым предстоял апостол Павел, что описано в Деяниях святых апостолов 25;13–27) Иерусалим был расширен, Голгофа вошла в черту города. После этого всю гору Голгофу очистили, больше никто никого там не хоронил, там не убивали и не распинали никого. То есть император решил расширить город. Некоторые думают: как в городе захоранивали людей, такое невозможно было. Да. Когда Ирод Агриппа начал расширять город, то эту гору освободили от всех могил.
Это место, где захоронили Христа, было очень дорогое. Его сравнивают по цене с ценой современной квартиры в центре Москвы. Представляете? Почему было это место такое дорогое? Потому, что считалось, что Мессия придет в Иерусалим, чем ближе ты похоронен к городу, тем быстрее тебя Мессия воскресит, поэтому чем ближе твоя могила, тем больше шансов у тебя было спастись. Представление у иудеев о Воскресении было. Они думали, что люди воскреснут в каких-то сверхъестественных блистательных телах, не будут походить на нас. Поэтому, когда говорят, что евангелисты взяли основание иудейское и по этому примеру сделали. Нет. Надо сказать, что Воскресение Христово в таком виде нигде не описывается в древности. Никто не думал, что это будет именно так, что Христос Воскреснет в теле, как мы. Внешне его люди не могли отличить от какого-то другого человека. Сверхъестественным Он был тогда, когда хотел проявить свои какие-то особенные, сверхъестественные, сверхчеловеческие функции. Какие? Он мог являться мгновенно посреди комнаты, в которой собирались ученики Иисуса Христа, Он мог обычно есть. Но святые отцы говорят, что Он уже не нуждался в этой пище. Он своими руками мог поймать рыбу и ее распотрошить, и приготовить, когда Он ожидал Своих учеников, находящихся на рыбной ловле в море. Помните этот момент? Это сверхъестественные свойства: являться, становиться узнаваемым или не узнаваемым, менять свой внешний вид. Мы не знаем, будут ли такие свойства у воскресшего человека или это только свойства Иисуса Христа. Скорее всего, это будут свойства воскресшего человека. Так думают современные богословы в том числе. Воскресение Христова не было придумано никем, не было основано на каких-то древних преданиях. Оно было зафиксировано по факту из того, что было.
Вопрос: – Те, которые проводили исследования плиты, на которую положили Иисуса Христа, они евреи?
– Да. Они евреи. Они не верят, но как ученые, они признали, что это не подлог, что эта плита относится ко времени, когда жил Иисус Христос.
Вопрос: – А Благодатный Огонь сходит на православную Пасху?
– Да. Именно на эту плиту, где был похоронен Иисус Христос, сходит Благодатный Огонь только у православных и только на православную Пасху. Мы знаем, что разные христиане празднуют Пасху в разное время. Католики – в свое время, армяне и прочие есть ответвления – в свое. Исторически всегда так было, что когда православных христиан выгоняли из Гроба Господня, то Огонь не сходил. Или сходил туда, где находились православные христиане, а не язычники, не раскольники. Поэтому до сих пор уже никто не осмеливается впускать каких-то других людей в Гроб Господень в Великую Субботу за Благодатным Огнем. Исторически Иерусалимский патриарх, с которым мы находимся в каноническом общении, слава Богу, и я надеюсь, что так и будет это оставаться (в отличие от Константинопольского, в отличие от Александрийского).
Вопрос: – А разве это не является подтверждением для других ответвлений христианства, что они ложные?
– Еще раз говорю, что надо очень сильную волю иметь, чтобы признать свои ошибки. А гордость человеческая так устроена, что не дает человеку это сделать. Поэтому для нас это является подтверждением, а для них не является.
Вопрос: – Я попробовала однажды Благодатный Огонь. Он руки не обжигает.
– Лично я не присутствовал на схождении Благодатного Огня в Иерусалиме. У нас сейчас Благодатный Огонь, который сошел в этом году, уже в храме находится. Можно взять. Вечером после пасхального крестного хода мы привезли Благодатный Огонь в наш храм. Очевидцы говорят, что когда Благодатный Огонь выносят из кувуклии (кувуклия – это Гроб Господень), то этот Огонь действительно не обжигает. Есть такой прибор, который называется пирометр, который измеряет температуру бесконтактно на расстоянии, он показывает температуру Благодатного Огня не более 30 градусов. Но через несколько минут Благодатный Огонь начинает приобретать свойства обычного огня, хотя я надеюсь, что свойства благодатные сохраняются. И когда к нам привозят Благодатный Огонь, то его от обычного огня внешне нельзя ничем отличить, не нужно руку подставлять, потому что вас обожжет. Но мы надеемся, что благодатные свойства он сохранил. А какие это свойства? Он защищает нас от всякого зла. Мы уже говорили, что у Бога нет какого-то адского огня или специального огня для грешников, или специального огня для праведников. Для праведников Благодатный Огонь является тем неопалимым огнем, который их и защищает, и согревает, и не обжигает. Эти свойства каждый может ощутить, когда приедет в Иерусалим, но не каждый сможет попасть на схождение Благодатного Огня, потому что там такое стечение народа, что попадешь ты туда или не попадешь, зависит только от Господа Бога. Я просто стоял, а меня каким-то чудом в этот храм занесли. И все. А кто-то платит деньги, подговаривает местных служителей, чтобы их провели, но ничего не получается.
Вопрос: – Есть сила у зажженной свечи от Благодатного Огня?
– Есть такое правило, которое подтверждается Священным Писанием, которое говорит: по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29). Во что вы веруете, то Господь и будет вам открывать. Ко мне приходят люди, которые говорят: «Мы верим в гороскопы. И они сбываются. Верю в нумерологию. Все сбывается». Люди верят в какую-то магию и числа. И это тоже все сбывается. Это естественно. И это подтверждается Священным Писанием. По вере вашей да будет вам. Будете вы верить дьяволу, бесам и его служителям, и у вас все это будет сбываться. Бесы ищут любые способы, чтобы зацепить человека. Если мы будем верить Богу, то благодать Божия будет в нашей жизни, все пророчества Божии в нашей жизни будут сбываться. Вопрос: кому мы больше верим? Верить в бесов проще, потому что как только ты начал с ними контакт, так сразу появляются все ответы. Потом только приходится расплачиваться своей жизнью, здоровьем и душою. Бесам нужна только наша жизненная сила и энергия. Они не питаются печеньками, конфетками…
Вопрос: – Благодатный Огонь мы тушим на ночь?
– В храме? Нет. Не тушим. Мы до Святой Троицы, Пятидесятницы его сохраняем. В данный момент в храме четыре лампады горят: две в алтаре и две в храме.
Вопрос: – На крестном ходе владыка Евгений нес свечи, все зажигали свои свечи от его огня. Но мы дома тушим на ночь свечу.
– Конечно, мы верим, что благодать Божия передается не через какой-то огонек, через свечи или еще что-то, а она передается непосредственно от Господа Бога к нам. А это все внешние физические свойства, необходимые всем нам, потому что мы все физические люди, мы зациклены на каком-то внешнем обряде. Это большая очень тема, мы уже говорили об этом. Может быть, еще отдельно этому лекцию посвятим. Для меня важно осознание того ощущения, что Господь напрямую с нами общается, напрямую нам дает эту благодать. А все внешние атрибуты являются подтверждением участия Бога в нашей жизни.
Вопрос: – А когда возник первый огонь? Его ждут каждый год, я его жду, но не знаю, когда это началось, откуда он взялся?
– После того, как свершилось чудо обретения Гроба Господня. Это чудо. Почему его язычники не разрушили? Потому что на месте Гроба Господня до 350 года стоял языческий храм Венеры. Стоял полностью на фундаменте.
Гору Голгофу снесли римляне, потому что на месте Иерусалима был построен новый храм Элии Капитолины. Евреев оттуда выселили. Им запретили до 1940-х годов там селиться. Знаете? И только после Второй Мировой войны им разрешили создать там израильское государство. Это о чем говорит? Евреи как говорили? Они говорили: «кровь Его на нас и на чадах наших». Это проклятье они сами на себя привлекли. После иудейской войны было уничтожено три четверти евреев. Это произошло через 30 лет после Воскресения Христова. То есть Господь еще давал евреям время раскаяться, признать. Какие великие чудеса совершали апостолы, какую проповедь проводили… Но нет. Иудеи остались при своем. И вот после того, как святой царицей Еленой был обретен Гроб Господень в 326 году… Елена не обретала Крест, она его искала, но умерла до того, как был обретен Крест. Это исторические данные. К сожалению, иногда люди заблуждаются. Но она действительно активно участвовала. Не дожила она. В 330 году был обретен Крест.
И вот после того, как был святой царицей Еленой обретен Гроб Господень, там молились. Язычество было побеждено на территории Римской империи, Константин Великий в 313 году издал Миланский эдикт, провозглашавший христианскую веру. Тогда не было Православия, католичества. Была истинная христианская вера. Константин узаконил государственной верой христианскую веру. И после этого традиция молиться на Гробе Господнем перед Пасхой и схождение Благодатного Огня стала ежегодной.
Вопрос: – Как рассчитывается дата Пасхи?
– Дата Пасхи рассчитывается по очень сложной формуле. Видел кто-то когда-то эту формулу? Мы в семинарии рассчитывали. Это действительно работает. Должны совпадать несколько условий, как минимум три. Для чего это нужно? Кто знает? Чтобы православная Пасха была после еврейской пасхи. Это логически верно, потому что сначала была еврейская пасха. Когда? В субботу. И на следующий день уже православная христианская Пасха. И чтобы Пасха была после дня весеннего равноденствия и после дня полнолуния, 15-го нисана (весеннего еврейского месяца). Эта формула позволяет рассчитывать Пасху на все годы. Мы в духовной семинарии рассчитывали. И наш преподаватель по литургике говорил: «Если вам скажут, что это ерунда, что вы там изучаете, то вы покажите эту формулу. Мы учимся, вот такие формулы изучаем, чтобы вычислять день Пасхи».
Вопрос: – А у нас кто считает эти даты?
– Все рассчитано очень давно. Но на каждый год каждый человек может это сам рассчитать. Мы можем с вами собраться и рассчитать. Кстати, ко мне недавно пришла наша прихожанка и спросила: «А почему у нас в этом году Пасха в это воскресенье, а не в прошлое? В прошлое воскресенье тоже совпадало по всем критериям» Я ответил ей, что есть специальная формула. Эта формула есть в интернете.
Давайте вернемся к нашей теме и вспомним события до Воскресения Христова, последние дни, начиная с пятницы, когда Христа убили. Как повествуют евангелисты, Господь умер на Кресте в пятницу. Во сколько? В три часа уже умер накануне еврейской пасхи. В тот же вечер Иосиф Аримафейский, член синедриона… Синедрион – это высший суд израильский еврейский, который насчитывал 71 человека. И они только должны были выносить приговор смертный, и только в том случае, если проголосуют за это все 71 человек. Есть такая шутка. Когда евреи основали свое государство, то хотели создать свой синедрион. По закону в синедрион должны входить непорочные и некорыстолюбивые мужы, мужчины. И президент сказал министру по религии: «А где мы найдем 71 таких евреев?» Министр отвечал: «Дайте мне деньги, я найду» (смеется). Они отложили эту идею. Это официальная историческая курьезная шутка.
Иосиф Аримафейский, член синедриона, богатый, благочестивый вместе с Никодимом сняли с Креста тело Иисуса, обмазали Его благовонным маслом, обвили Тело плащаницей. Плащаница – это лента, которой обвивали Тело Иисуса Христа. Видели, как в мультиках изображают людей замотанных? Это тоже самое. Как полагалось по древнееврейским традициям, Его похоронили в каменной пещере. Надо сказать, что Иосиф Аримафейский для себя эту гробницу купил, она была родовая, туда могли хоронить только родственников, а он ее подарил Христу после Его смерти.
Вопрос: – Вы говорите, что гробница находится на Голгофе…
– Да. На самой горе Голгофе.
Погребение совершалось поспешно, так как это была суббота, так как в субботу ничего нельзя было делать. И, конечно, евреи торопились, чтобы Иисуса Христа убить. Были нарушены практически все законы еврейские. Современные юристы восстанавливали этот процесс и говорили, что если бы у Христа был более-менее грамотный адвокат, то он бы разбил все обвинения против Иисуса Христа в пух и прах. Но Христу не нужен был адвокат. Он пришел на землю, чтобы умереть. Он направленно шел в Иерусалим, постоянно об этом говорил. Говорил, что Его убьют, что на третий день Он воскреснет. Но ученики вообще ничего не понимали. Они как будто были в прострации какой-то. Почему? Да потому, что у них было свое еврейское представление о Мессии. А когда у нас есть свое какое-то представление, то, когда нам что-то говорят, мы остаемся в своем каком-то мире, не воспринимаем реальность. Это факт такой интересный. Когда Господь нам что-то открывает, то тоже мы не видим ничего: упремся своей башкой, и пока мы ее совсем не разобьем, остаемся как слепые котята.
Где пребывал Господь своей душою, когда Он умер? Душой спускался во ад за праведниками, а перед этим там три с половиной года проповедовал Иоанн Креститель. Перед тем, как Господь вышел на проповедь, Иоанна Крестителя убили. Иисус Христос был на полгода младше Иоанна Крестителя. Во ад спускались все: и праведники, и грешники. Праведники, надеюсь, там не мучились. Тем не менее, Христос, когда спускается в ад, то не все выходят из ада. То есть оказывается, что кто-то так и остался в аду по своему желанию, потому что и здесь есть люди, которые поклоняются дьяволу, зная о Боге. Так же и во аде есть люди, которые не хотят жить со Христом. Это говорит о том, что Благодатный Огонь для них является таким адским огнем, он не приемлем для этих людей.
На третий день после Своей смерти и Воскресения рано утром, когда еще было темно, воины находились на своем посту у запечатанного гроба. Помните историю? Фарисеи, книжники эти все, чиновники еврейские, они говорят Пилату: «Он обещал воскреснуть. Давайте поставим стражу». И Пилат дает римскую стражу. Они караулят все это время. Совершается чудо Воскресения, и они все сбегают. Приходят и говорят: «Он воскрес». А князья еврейские начали их подкупать. Говорили: «Мы вам сейчас деньги дадим, вас отмажем перед Пилатом, потому что за это смертная казнь». То есть по их легенде пришли ученики Христа, напугали их, а тело Его украли. И этот миф в талмудах еврейских до сих пор сохраняется. За это смертная казнь у римлян была тогда, а евреи как раз «отмазывают» римскую стражу.
Мы в пятницу будем смотреть фильм «Восставший», в котором очень красочно показываются все эти события. Мне очень нравится этот фильм. Исторически он реконструирован в какой-то степени максимально. Есть фильмы неплохие про Иисуса Христа, но с той историей они никак не сходятся. Очень много ляпов. Например, когда Христос несет Крест. Вы знаете, что Христос не нес крест в виде креста? Он нес только перекладину. К этой перекладине человека прибивали и на столб вертикальный его поднимали на веревках. А показывают, как Он несет крест большой деревянный. Перекладина весила примерно 50 килограмм. И избитый до полусмерти Христос, конечно, не мог это на себя поднять. И Симон Киринеянин, который шел навстречу, помогал Иисусу Христу нести эту перекладину. Представляете, какая честь?
Все разбежались, стражу подкупили. А в субботу нельзя было приходить оплакивать. Обычно хоронили в первый день, а потом несколько дней приходили и оплакивали у гроба. Кто-то был у Гроба Господнего? Я там был. Пещерка там новая. К сожалению (это историческая трагедия), когда обрели это место, там была пещера древняя, в которой похоронен был Иисус. Представляете? Но чтобы ее расширить и сделать красивой, ее снесли. Да. Греки, римляне все это снесли и поставили красивый новодел. Не было у них чувства благоговейного перед оригинальной исторической реликвией. Посчитали, что они лучше сделают красивое новое, чем сохранят это древнее. А пещерка каким-то чудом сохранилась, язычники римские ее каким-то чудом не разрушили. Ученые удивляются. Все было сломано, а осталась только одна эта пещерка, в которую Христос был положен и где Воскрес. Это промысел Божий. Историки говорят, что язычники верят в разных богов и, возможно, они верили, что есть какой-то христианский Бог. Они решили не гневить Бога христианского. Построили сверху свой храм. Как это внешне выглядело, мы не знаем. Не было фотографий. Есть очевидцы. Кирилл Иерусалимский был свидетелем, видевшим эту пещеру. Сейчас кувуклия уже пятая или десятая, а камень, на котором лежал Христос, оригинальный.
Сейчас, как и тогда, гроб состоял их двух комнат маленьких. В первой комнате полагался человек, потом, когда он растлевался, его косточки собирали и складывали в кувшинчик. На освободившееся место клали новых умерших родственников. Перед этой комнатой была маленькая комната для оплакивания, чтобы можно было прийти, помолиться, оплакать жертву. Так вот жены-мироносицы шли, чтобы не помазывать Иисуса Христа, потому что Он уже был помазан. И камень был закрыт. Здоровый камень, килограмм 300-400, скорее всего. Он как пробка запечатывался в пещеру, а римская власть еще запечатала гроб печатью синедриона и веревками перевязала: они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф. 27:66). Это одно из подтверждений того на официальном уровне, что Христос воскрес, потому что у гроба стояла римская стража и они своей головой отвечали за то, чтобы никто не украл. А так сложилось, что Христа не нашли, приходят жены-мироносицы, чтобы оплакать Христа. Они не могли это сделать в субботу, по еврейскому закону это было не положено делать в субботу. Для чего жены-мироносицы берут благовонное миро? Обычное драгоценное масло они для чего брали с собой? Иисуса уже похоронили, завязали. Как его помазать? Во время того, как ты оплакиваешь, трупный запах проходит. Это своего рода были духи, эфирное масло они брали, чтобы перебить запах. Они думали, что Христос уже умер, Он уже не воскреснет, Он, как и все люди, разлагается. А произошло чудо. Никто Его не нашел, стража разбежалась. И сидел ангел на крышке гроба и говорил, что Его нет, Он воскрес. Вот такое чудо. Причем у всех евангелистов один ангел свидетельствует, а у Матфея два ангела. Почему? Говорят, что это противоречие. Но по еврейским законам свидетельство одного человека не воспринималось всерьез. А так как Матфей писал для евреев, то он специально умножает на два всех свидетелей. Это не подлог, а такой прием, чтобы убедить. Надо сказать, что евангелисты передают не документальную историчность, как это делают наши современные историки и документалисты, им очень важно богословие, привязать события евангельские христианские к пророчествам, показать, что то, о чем говорили древние пророки, сбылось.
Вопрос: – Я читала, что Христос пришел сначала к одной Марии Магдалине. А почему Он не мог сразу ко всем людям прийти?
– Суббота закончилась. И рано утром, на рассвете в воскресенье, когда было еще темно, жены-мироносицы идут наугад непонятно куда. Они примерно ночью видели, куда положили Иисуса Христа. Благо это было недалеко. Крест на Голгофе стоял, а рядом с Голгофой Гроб Господень. Они впотьмах видели все это. Они в субботу не могли прийти, идут в воскресенье. Их могли римские воины побить. Или убить, защищая ту территорию, которую им дали охранять, если они увидят в них угрозу. То есть они идут с чистыми, горячими, любящими сердцами ко Христу. Они Ему служили при жизни и пошли, несмотря ни на что, за Христом. Они приходят туда, а там Его нет. Они встречают ангела, который говорит: «Его нет, Он воскрес. Идите и скажите об этом ученикам». Они идут к ученикам. Там нашли Петра и Иоанна. Те, как только узнали, побежали сразу. Евангелист Иоанн написал, что молодой ученик прибежал первым. Он пишет про себя. Иоанн Богослов был моложе, поэтому прибежал первым, но боялся зайти в гроб, подождал, пока прибежал Петр – самый старший и авторитетный апостол. Они вместе заходят и опять же видят во гробе ангела, который сидит на камне. Христа не нашли. И постепенно, постепенно ангел об этом возвещал. Уже вечером в этот день, в воскресенье, Он является всем. Они оповестили всех и сказали, что Его надо ждать в Иерусалиме. Скорее всего, это было у Иоанна Богослова дома, потому что у него был дом в Иерусалиме. Это был состоятельный, скорее всего, человек. Отец его – Зеведей – был состоятельный человек. Вот там они все и собрались. И там, в этот же день им является Иисус Христос. А потом является уже через неделю. Важный момент: Христос обычно являлся до Своего Вознесения преимущественно по воскресеньям. Это как раз в пользу того, почему мы все собираемся по воскресеньям, причащаемся и молимся в храме. Христос именно в этот день активно являлся к Своим ученикам от Воскресения до Вознесения. В этот день собиралась сотня людей. Это не какое-то личное помешательство у малого числа людей, у пары экзальтированных женщин, которым что-то показалось. Нет. Взрослым адекватным людям являлся Иисус Христос. Причем являлся тем, кто этого хотел. Христос не пошел к Пилату или первосвященникам продажным. Надо сказать, что должность первосвященника покупалась за деньги и стоила баснословных сумм. И первосвященники по многу лет покупали свои должности, а потом и своим детям передавали это.
В первое воскресенье – это было Воскресение. А второе воскресенье через неделю – апостолу Фоме (неверующему). Фома всю неделю переживал, что он не увидел Иисуса. И потом они все собрались на совершение первой агапы (прообраз первой Литургии). Вечером они собирались поначалу, но потом уже перенесли на утро, потому что многие начали злоупотреблять. Сначала была трапеза, беседы, общение, а потом уже было Причастие. Сначала люди ели и пили, а уже потом причащались. В древности. Многие этим злоупотребляли. Ели, пили, приходили раньше всех. Поэтому перенесли на утро. А вечером у нас сейчас Всенощное бдение, это та самая агапа, когда мы освящаем хлеб, вино, кушаем, пьем. Конечно, сегодня это не так, как в древности. Тогда накрывали столы в храме, ели и пили, радовались прямо во время богослужения. Потом опять начинали служить. А утром уже приходили на Литургию причащаться.
Вопрос: – Скажите, а когда Вы были у Гроба Господня, то что-то ощутили?
– Я был там в первый раз. И это был единственный раз. И на меня все это произвело неизгладимое впечатление. Я ходил, как будто в какой-то сказке. Понимаете? Надо сказать, что Иерусалим наших времен, в отличие от времен Иисуса Христа, на семь метров выше, чем был. За две тысячи лет возникли исторические слои. Но Гроб Господень и гора Голгофа раскопаны именно до того уровня. Ученые современные еврейские подтвердили (не христианские, а еврейские), что это камень того времени, двухтысячелетней давности. Все остальное… Говорят, что здесь шел Христос. Не шел здесь Христос. Надо это честно сказать. Он шел, но где-то метров на семь ниже. Является ли это проблемой лично для меня? Нет, не является. Я знаю, что там ходил Христос. Это место благодатнейшее. Можно все это списать на самовнушение, но я как-то стараюсь критически относиться к своим чувствам, религиозным ощущениям. Поэтому я все это прекрасно понимал, отдавал себе отчет, но состояние было возвышенное, приподнятое, благодатное. Ничего не болит. Иногда голова болит, устаешь, ноги болят в обычной жизни. Туда приезжаешь и постоянно на ногах, почти ничего не ешь. Я там был в Рождественский пост, в Рождество Христово я был в Вифлееме, где Христос родился. Видел своими глазами, как богослужение происходит. Там большой храм построен на месте Вифлеемской пещеры, а внутри эта пещерка большая, больше, чем Гроб Господень. Поэтому было особое чувство, несмотря на то, что ты постоянно много ходишь, я почти ничего там не ел. Но благодать Божия действительно там присутствует, хотя кто-то может сказать, что это все самовнушение. У меня нет задачи кого-то переубедить, заставить верить. Наша задача – свидетельствовать о Христе. А хочет ли человек верить или нет – это его дело. Христос Воскрес. Он являлся многим людям. Да. Но, тем не менее, сколько из иудеев стало христианами? Как вы думаете? Говорят, что до десяти процентов. Максимум десять процентов стало христианами. А все остальные за тридцать лет… Господь ждал, а люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3:19). То есть наше сознание определяет наше стремление. К Богу или нет.
Вопрос: – Мы же все созданы Богом. Почему люди отпадают?
– Потому что Бог дает всем людям свободу. И в этом ключевой момент. Если бы свободы у нас не было, то мы бы ничем не отличались от обычных животных. Я уверен, что все животные знают о Боге.
Вопрос: – Они же в Бога верят. А Иисуса Христа не признали.
– Они не признали Иисуса Христа Мессией. А кто не признает Его Мессией, не имеет возможности вечной жизни, потому что Христос является Спасителем. Если мы Спасителя не признаем, то спасение для нас закрыто, недоступно. Я когда общаюсь с мусульманами, говорю им, что вы не отрекаетесь от своего бога, признавая Христа Спасителем, вы дополняете свою веру, обогащаете ее. Естественно, что культура и традиции немножечко меняются. Иногда к нам в храм приходят мусульмане освящать крестики для своих родственников и знакомых в подарок.
Вопрос: – Я из Казахстана. У нас на Пасху все казахи пекут куличи, красят яйца, ходят в Церковь. И хотя они мусульмане, но на 19 января казахи вместе с русскими берут воду освященную крещенскую в храмах православных. Они говорят: «Вода ваша нам помогает». Их никто не заставляет. Они сами это свидетельствуют.
– Да. На Крещение все ныряют в прорубь. Приходят периодически татары и спрашивают: «А где у вас икона Казанской Божией Матери. Мы хотим помолиться перед ней». Поэтому нас очень многое, что связывает с исламом. У нас Священное Писание практически на восемьдесят процентов одинаково. Главное – не заниматься ваххабизмом и экстремизмом. Наши враги, которые пытаются столкнуть нас лбами, пытаются своей горячностью в вере… У них этого не отнять, они готовы умереть ради своей веры, что у нас, к сожалению, встречается очень редко. Мучеников XX века мы знаем. Сейчас на Украине происходят события, когда запретили во многих храмах молиться православным. Это трагедия, но она посылается как раз в проявление нашей веры. Надо показать. Вот ходили вы двадцать лет в храм. Готовы ли вы отдать свою жизнь за веру или хотя бы пострадать как-то внешне? И большинство, к сожалению, не готовы. И это большая проблема.
Иногда нам Господь посылает экзамены. Вы исповедуетесь и причащаетесь, а чего стоит ваша вера? Практика показывает, что если человек не готов за свои убеждения умереть, то, значит, они ничего не стоят. Опять же мы можем сказать: «Да. Я готов умереть». Как апостол Петр. Помните? Это дар Божий. И если Господь в этот момент нас не вдохновит, не поддержит, не даст нам Свою Божественную силу и энергию, конечно, мы по человечески сдадимся. Мы понимаем, что только своим смирением и своей искренней преданностью Господь нам дает величайшие подвиги как смерть за Иисуса Христа. Это самое высокое, что может быть в нашей жизни. Мы пока к этому, видимо, не готовы.
Я предлагаю сделать цикл лекция о Воскресении Христовом. Мы сейчас живем в период Пасхи. Сколько дней празднуется пасха? 39 дней, а на сороковой день праздник Вознесения. И мы будем проводить встречи до Вознесения. Будем встречаться, пить чай, есть куличи и яйца.
В следующий вторник будет Радоница, поминовение усопших. Люди в этот день стремятся прийти на кладбища, хотя вся эта традиция неправильная. На Радоницу нужно прийти в храм, помолиться, исповедоваться, причаститься, помолиться за своих усопших родных и близких. А на кладбище идите в любой другой день, кроме Пасхи, Радоницы и других Великих православных праздников. А за могилочками нашим усопшим близким… Не нужны им эти могилочки, цветочки и оградочки и прочие вещи. Это нам память нужна.
Я не говорю, что мы не должны заботиться о наших могилах. Это святыня для любого человека, даже неверующего или другой религии. Но не нужно этого делать в такие Великие праздники. В Пасху вообще такая традиция была. Помните? В Москве все автобусы при Лужкове отправляли на кладбища. На Пасху почему-то все ехали на кладбище. Бред полнейший. Также и Радоница. Придите, помолитесь, что-то пожертвуйте, сделайте какое-то доброе дело. А то, что вы будете копаться в земле на могиле, то родным и близким усопшим вашим не будет от этого ничего, а вы потеряете время вашей молитвы.
Вопрос: – Когда на кладбище приходишь, разговариваешь с родными, они как будто рядом стоят. Говорят, что в этот день они приходят?
– Но это же не так. Усопшие не приходят к нам. Приходят к нам либо ангелы, либо бесы приходят под видом наших усопших, которые могут общаться с нами. Проблема в том, что когда мы молимся Господу Богу, то мы через Бога соединяемся духовно с душами усопших людей. Оттуда никто просто так не приходит, не возвращается. Пропасть между живыми и мертвыми. Поэтому молясь Господу Богу об их сердцах, их душах, их загробной участи, нас Господь посредством Бога соединяет каким-то невидимым духовным способом. И поэтому мы действительно ощущаем их присутствие. Это присутствие благодати Божией. В Боге мы все соединяемся духовно и физически. Либо мы соединяемся (надеюсь, что это не так) с бесами, когда мы начинаем заниматься какими-то магиями, шаманствами, когда мы вызываем духов умерших и прочее. И тут под видом усопших приходят бесы. Они прекрасно все знают про наших родственников, про нас. И могут озвучивать много того, что никто про нас не знает. И люди на это ведутся.
Я всех сердечно благодарю. Христос Воскресе! Божие благословение да прибудет со всеми вами. Аминь.
До свидания.
Сбор идет с начала месяца.