Если взять духовных людей, которые занимаются духовным деланием, духовным подвигом и посмотреть на их жизнь, то они никогда никого не зовут за собой. Понимаете? А зовут те, кто занимаются имитацией духовной жизни. Это всякого рода сектанты. Там нет полноценной духовной жизни. Там есть пародия. И вот они очень активно занимаются привлечением людей. А православная жизнь заключается в сораспятии со Христом, в настоящей духовной жизни. По крайней мере, у нас есть образец святоотеческий. Ни у протестантов, ни у католиков нет такого богатства духовного опыта и духовной святости. О чем это говорит? Инструкция у тебя правильная для спасения? Или она с гнильцой? Для меня, как для разведчика бывшего, это как карта. Чем точнее у тебя карта, чем она правильнее, со всеми ориентирами, тем ты, скорее всего, правильнее дойдешь до цели, правильно будешь ориентироваться на местности. А если карта приближенная: может быть, там, может быть, здесь… Как хочешь, так и иди. Как в голову тебе взбрело, так и толкуй Священное Писание. Дойдешь ли ты до Царствия Небесного? Очень большой вопрос.
И именно потому, что это сораспятие, мы никого насильно приводить не можем, и рекламировать это мы не можем. Это говорит о настоящей, подлинной, духовной жизни. И чем больше мы занимаемся миссионерством, тем больше замечаем, что «выхлопа» нет. А потому что это подвиг. Нельзя принудить человека совершить подвиг. Это личное желание человека. И только глядя на нас, на нашу «подвижническую жизнь» (если мы когда-то дорастем до подвижнической жизни, как святые отцы), человек должен решать. Ты хочешь быть таким? Пожалуйста. Вот есть православный путь христианина. Или можно себе придумать какую-то сокращенную, лайтовую версию. Приведет ли она тебя туда, куда ты хочешь? Большой вопрос. Поэтому, никого насильно никуда тащить не надо. Самой главной проповедью является не миссионерство, а наш личный образ жизни.
Вот когда на нас смотрят и говорят: «Ух ты! Какой хороший святой человек. Нам тоже также надо избавиться от страстей, от грехов. Быть таким добрым, открытым, человеколюбивым, смиренным, кротким». Но я в это воскресенье на проповеди говорил о том, что когда ты пришел в храм, то с православными людьми лучше не общайся (смеется). Потому что они тебя такому научат… Как в Евангелие апостол Нафанаил говорит: «Как я узнаю, что это Спаситель?» А брат его Филипп говорит: «А ты приди и виждь». Пойди и посмотри (Ин: 1. 46–46). Когда мы приходим ко Христу и смотрим на Него через Евангелие, через иконы, через личный опыт, и мы видим, что это все работает, то тогда человеку хочется этим жить. Это самым главным является убеждением для неверующих людей. Ничего больше не работает в принципе. В идеале мы должны быть образом и подобием Божиим. Господь верит в нас. Он дал нам этот дар веры. Он хочет, чтобы мы работали над собой, были образцовыми христианами.
Сбор идет с начала месяца.