Мы уже сказали, что священник, или диакон, или епископ должен получить духовное образование. Это как минимум пять лет образования духовного, которое происходит в очень особых условиях (по крайней мере, если ты по очной форме учишься). Я учился на очном отделении, у нас в духовной семинарии за пять лет отсеялась половина набора. Нас в 2003 году набрали 50 человек в Санкт-Петербургскую духовную семинарию на очное обучение. Заочно получают образование те священники, которые не имели образования, когда стали священниками. Изначально нас набрали на очное отделение 50 человек, к четвертому курсу нас уже было 25, нас уже объединили в одну группу, и «доживало» до 5 курса уже порядка 20–25 человек. Все остальные отсеивались в процессе. Очень строго следили за поведением, за вредными привычками, за нравственными, моральными качествами. Вот как раз для этого и необходимо образование. Кто-то просто говорил: «Мне это уже не надо». Они поступали в 18 лет с «горящими глазами и сердцами», потом уже остывали и понимали, что им это не нужно, находили себе какие-то другие профессии. Все время учебы у тебя был духовник, которому ты исповедовался, брал у него духовные советы. За тобой следили (в хорошем смысле этого слова).
Церковное законодательство говорит главным образом о таком моральном качестве, которое является необходимым для кандидатов в клир. Так в послании к Тимофею апостол Павел научает, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учтителен» (1 Тим. 3:2). Что значит страннолюбив? Это любовь к странникам, путешественникам. Любовь к странникам была особой добродетелью. Не было самолетов, поездов. Люди ходили пешком. Приходит к тебе человек, а ты должен накормить, напитать. Люди путешествовали в Иерусалим, такие путешествия могли занимать целые годы, а у кого-то и десятилетия. «Одной жены муж»? Напоминаю, что с 680 года епископство уже безбрачное. «Одной жены муж» – это что такое? Это один брак, это условие для всего духовенства (для диаконов, священников).
Кроме того, епископ должен быть «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3: 4–5). Напоминаю, что потом епископы стали безбрачными, а потом еще и монашествующими. У священнослужителя должно быть все в порядке с его семьей. Если ты свою семью не смог воцерковить, грамотно обучить и навести в ней порядок, то о каком благочестии идет речь в церкви. То есть смотрели на семью. И действительно, когда первые апостолы проповедовали в новых регионах языческих, то в первую очередь успехом проповедей являлась их благочестивая жизнь, благочестивая жизнь их семей. Когда видели, что у проповедника хорошие благочестивые дети, жена хорошая, а не распутная, то это являлось хорошим сопутствующим аргументом их проповеди.
В этом же послании содержится другая группа требований, которая относится к хорошей репутации клирика: «Епископ должен быть не пьяницей, не бийцей (тот, кто бьет), не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив» (1Тим. 3:23).
Убийство умышленное или неумышленное исключало возможность рукоположения. Если сейчас священник кого-то насмерть собьет, даже если он в этом не виноват, если его неосторожность стала причиной смерти, то такой священник запрещается к священнослужению. Согласно 66-му апостольскому правилу, клирик, совершивший убийство, подвергается извержению. Это означает также, что и совершивший убийство не может быть допущен в клир. Пролитие человеческой крови является решающим моментом для духовного лица, невзирая на обстоятельства и побуждения, вызвавшие это пролитие, и главным образом потому, что пролитие человеческой крови стоит в решительном противоречии со службой, совершаемой священником вообще, главным действием которой служит принесение Бескровной Жертвы в таинстве Евхаристии.
Миролюбие, которое требуется от служителя алтаря Господня, исключает не только убийство, но и вообще склонность к ссоре и драке. Это нашло свое каноническое выражение в том, что лица, имеющие степени священства, подлежат извержению, если бьют верных (27‑е апостольское правило). Под верными подразумеваются христиане. Если священник подерется – устроит драку неважно с кем и когда, – то есть все шансы, что этого священника извергнут из священства. Священник даже не может физически постоять за свои какие-то ценности. Но, я думаю, что если священник будет защищать физически кого-то, то это будет каким-то оправдывающим обстоятельством для того, чтобы его потом не извергли из сана. Ну как стоять и смотреть, как бьют твою семью? Или избивают и грабят? Но тут, наверно, надо воздерживаться каких-то тяжелых повреждений. Дай Бог, чтобы такого не было.
Следующее требование, которое церковные правила предъявляют к кандидату в священнослужители, заключается в его некорыстолюбии и несребролюбии. Одним из выражений корыстолюбия, которого не должно быть у ставленника, является взымание процентов, а особенно ростовщичество (44 апостольское правило; 17 правило Первого Вселенского Собора; 10 правило Трулльского Собора).
Необходимо также сказать о величайшем и страшном грехе симонии. Знаете, что это такое? «Присутствие греха симонии при поставлении на священную степень, согласно правилам, является таким обстоятельством, которое упраздняет действие благодати, делает рукоположение недействительным». Симония – это тогда, когда священный сан покупается за деньги. А на практике как бывает? Если священник занимается каким-то нечестным бизнесом, грешит, то практика показывает, что он впадает в такие грехи, которые несопоставимы со священством, его по факту извергают из священного сана. Я это вижу тоже на своей практике. Когда священник попадает в какие-то грехи и скрывает это, то он попадает в ДТП, другие ситуации, когда становится причиной смерти людей. Мы должны понимать, что Церковью управляет Господь Бог. И когда священники творят какое-то беззаконие, то это бывает. Я это говорю для того, чтобы вы не удивлялись, потому что большинство людей, приходящих в храм, думают, что это же батюшки, они же должны быть святыми. Смотришь на таких людей и становится жалко, что в какой-то момент они разочаруются, так как священники – это обычные люди. Благодать священства, к большому сожалению, не меняет человека, она только дает возможность совершать таинства Церкви, но самого человека Благодать Божия не меняет. И если у человека до священства были какие-то пороки, страсти, вредные привычки, пьянство, курение, блуд, то бесы прекрасно знают об этом. Бесы будут давить в эти болевые точки. Человека, который от Бога духовно отдалился, могут победить бесы. Когда мы отдаляемся от Бога? Когда мы ставим свои финансовые интересы выше духовных. Священник в идеале живет за счет мирян, не может организовать какой-то бизнес себе. Конечно, приходится батюшке в деревне, где две-три бабушки приходят в храм, заниматься каким-то сельским хозяйством, брать или сдавать в аренду земли, заниматься животноводством. Они просто по-другому не выживут, но у них есть какое-то время, возможности, таланты. А в крупном городе как? Если люди не будут содержать храм, не будут содержать батюшку, то чем заниматься священнику? Идти таксовать? Когда ты начинаешь заниматься бизнесом, то церковь уже отходит на второй план. И это большая опасность, потому что Господь сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Иногда говорят, что батюшки шикуют, живут красиво. Обычно я говорю, что если священник живет хорошо, то это значит, что его прихожане любят, заботятся о нем, они содержат храм. Почему священник идет заниматься бизнесом? Не от хорошей жизни. Ему просто нечем кормить свою семью, не на что содержать храм. Мы знаем такие случаи. В том случае, когда священник сможет сам себя прокормить, он не будет так ревностно исполнять свои священнические обязанности, выслушивать какие-то проблемы, заниматься пастырской богословской деятельностью, проповедывать. Те усилия, которые затрачивает священник на приходе, если сравнить с усилиями в бизнесе, то можно преуспеть гораздо выгодней и больше. Например, я для себя решил, что я не преследую финансовое обогащение в служении церкви. Этот вопрос стоит перед каждым священником, перед каждым человеком. Какие приоритеты у человека? Духовные или материальные? Иногда, к сожалению, под воздействием бесовских сил, люди сдаются. И начинаются проблемы.
Церковное право требует, чтобы рукополагаемый в священные степени обладал в той или иной мере специальными богословскими знаниями. Это мы уже сказали. Однако, сам по себе образовательный уровень не дает право на поставление в священство и не должен вызывать ослабления общих требований, предъявляемых кандидатам в священство. То есть не надо думать, что если священник грамотный и умный, то на все остальное надо закрывать глаза. В первую очередь должны учитываться какие-то духовные качества. В идеале должно быть и то, и то, потому что священник общается с разными людьми (и грамотными, и состоятельными). Надо, чтобы со всеми священник мог общаться. И богатых людей надо тоже как-то расположить к церкви. Надо стараться не заигрывать с людьми, а нести им слово Божие.
Сбор идет с начала месяца.