Кто обидел, тот обычно считает, что все вокруг виноваты. Такие вещи надо индивидуально разбирать. Если мы просто не хотим каяться, а виноваты, то это покаяние неполноценное. И Господь об этом нас предупреждает. В первую очередь нам нужно примириться с теми, кого мы обидели, если мы действительно обидели. А если на нас обижаются, хотя мы уже раскаялись, попросили прощения, то что? Человеку никогда не причащаться что ли? Поэтому мы от себя делаем все, что необходимо, а дальше уже Господь будет разбираться кто прав, а кто виноват.
На Исповеди (это мое мнение) не нужно во всех подробностях перечислять все ваши грехи. Не надо подробно рассказывать кого и за что осудил. Есть страсть – осуждение. Не надо рассказывать, что вы взяли или не взяли, кому конкретно помогли, не помогли. Есть конкретный грех. Господь смотрит на ваше сердце, с каким сердцем вы каетесь в этом грехе. Если вы пытаетесь «уболтать» батюшку перечислением своих грехов, то это путь неверный. Все-таки лучше, я считаю, каяться от искреннего чистого сердца без перечисления каких-то своих мелких грехов, особенно блудных. Монахам, например. Некоторые приходят в монастырь и начинают монахам о своих блудных страстях рассказывать, заражать. Это же все передается, все эти фантазии, воображение. Есть грех блуда. Вот мы в нем и каемся. Есть грех осуждения. И неважно кого, когда и где. Господь знает и видит ваше сердце. А священник имеет право читать разрешительную молитву, после которой Господь прощает вам эти грехи. Самое главное – это наше внутреннее сердечное раскаяние, а не многословие на Исповеди. И не нужно думать (это такое магическое состояние), что чем больше мы грехов напишем, чем больше мы грехов назовем, тем мы станем святее. Нет. Это тупиковый путь. Это совсем не так работает. Господь смотрит на наше сердце. Настоящее покаяние – это дар Божий. Мы только к нему приближаемся. По началу парадируем наше покаяние. Я уже говорил, что многие святые, хотя все свою жизнь каялись, говорили: «Я не знаю, начал ли я покаяние или нет. Дайте еще мне немножко времени, чтобы здесь покаяться». Покаяние состоит из всей нашей жизни. Не будет у нас никогда такого времени, когда мы скажем, что во всем раскаялись и каяться больше не в чем.
Сбор идет с начала месяца.