Это интересный момент. Они первые пошли ко гробу. Это чисто женский характер. Они настолько любили Христа, Его настолько не хватало им. Они ничем не рисковали. Апостолов могли схватить, их искали. А к женщинам как относились? Прогнали бы их.
Женщины приходят, а гроб открыт, никого нет, ангел им говорит, что Его нет, Он Воскрес. И они не поверили ангелу, пошли и сомневались. Потом приходят к апостолам, им говорят. Но апостолы не верят. Бегут туда, видят тоже, что и женщины, но не верят. Если бы это была сказка, то можно было бы сказать, что люди в древности были примитивные. Им бы тогда сказали, что Христос воскрес, они бы все поверили. Нет. Постоянные сомнения. Сначала одни узнали, потом другие узнали, а вечером уже Христос явился лично женщинам. Женщины подумали, что это виноградарь, спросили: ты украл тело нашего Учителя? Иисус сказал: «Мария». И та узнала Его. Что происходило в этот момент в головах, в сердцах? Что со Христом происходило физически? Это интересная тайна, на которую у нас нет явного ответа. Исторического исследования мы тоже сейчас произвести уже не можем.
Жены-мироносицы первые пошли ко Христу, проявили смелость. Это были ученицы Иисуса Христа, что было необычно для евреев. Тем самым Христос показывает важность женщин в истории Церкви, в истории жизни, в Своей божественной истории. Почему не поверили женщинам? Потому что женщины не могли свидетельствовать в суде, права у женщин были равны правам детей и рабов, они по городу не могли даже самостоятельно передвигаться без мужа или без отца (если незамужняя). Христос является женщинам. Они идут и рассказывают, а им никто не верит.
Что еще интересного? Вечером Он является. Преимущественно Он являлся по воскресениям, в первый день после субботы, всегда совершал Евхаристию. Преломлял Хлеб, после чего они узнавали Его. Во вторую неделю Он появился вместе с Филиппом, а на 40-й день вознесся. Одновременно Христос являлся (пишут так евангелисты) до 500 человек. Где эти люди могли собраться? Концертных залов не было. Архитектура была примитивная в Израиле, дворцов, храмов не было, как в Риме. Поэтому где они могли собираться? Скорее всего, там, где и проповедовал Христос. На берегу Галилейского озера, которое называли тогда евреи морем. Где-то в горах Он мог явиться или на другом открытом пространстве.
Взаимосвязь между Ветхозаветной и Новозаветной Пасхой. Как мы знаем, ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. Само слово Пасха что значит? По-гречески πάσχα, по-русски Пасха или Воскресение. Наше русское слово «воскресение» передает самое точное значение этого слова. Знаете, что такое «воскресение»? От какого слова? От слова «кресало». Кресало – это то, из чего выбивают огонь. То есть это оживление, из ничего появляется жизнь, дуновение новой жизни. Воскресение – это чисто русское слово. Если взять греческий аналог, то это anesti, то есть «восставший». Встал из гроба или встал с постели. Есть еще греческое слово, которое означает «проснувшийся» или «восставший». А русский язык дает определение оживления. Так вот еврейское слово пасха (песах פֶּסַח) переводится как «проходить мимо». Что это значит? Кто помнит? Когда еврейский народ был в египетском плену, то Моисей пытался вызволить из плена еврейский народ. Господь посылал наказания египтянам. Последним было наказание – умерщвление всех первенцев. Помните такое? Это Ветхий Завет. И евреи, чтобы у них не умерли первенцы, дети их, на косяках своих дверей кровью заколотых агнцев (ягнят, барашков) сделали пометки, указав таким образом, что здесь живут евреи. И ангел смерти прошел мимо этих еврейских домов и поразил там, где не было этой пометки. После этого египетский фараон отпустил народ еврейский. Они вышли. И только они дошли и стали переходить Красное (Чермное) море, как фараон одумался и пошел за ними, там и потонул. А евреи перешли аравийский полуостров и ходили по пустыне 40 лет. И евреи, когда получили обетованную землю, постоянно праздновали этот праздник в память об освобождении из египетского плена.
Какие еще аналогии с ветхозаветной пасхой? Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью. А новозаветная пасха – это распятие на кресте Агнца, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы – христиане. Агнец Божий – это Христос. Вторая аналогия – это чудесный переход евреев через Красное море и освобождение их от египетского рабства. Аналогия в новозаветной пасхе – это Крещение в воде и избавление от власти дьявола. Третья аналогия – это синайское законодательство на 50-й день по Исходе из Египта и заключение союза, то есть Завета с Богом. А аналогия новозаветная – это сошествие Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета. Еще какие аналогии? Вкушение чудесной посылаемой Богом манны. Помните? Во время Исхода из Египта они постоянно питались манной. А в Новом Завете – вкушение «Небесного Хлеба»: Тела и Крови Христовых. Также как манна была чудесным способом посылаема, также Тело и Кровь Христовы чудесным способом посылаются. Да, мы берем Хлеб и Вино, обычным способом готовим, но просто так Тело и Кровь Христовы сделать не можем без благодати Святого Духа. Следующее – это 40-летнее странствование по пустыне, испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога. Водружение медного змия, взирая на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей. А в новозаветной аналогии – это жизненные испытания, которые должен каждый христианин перенести, избавление от угрызений духовного змия – дьявола силою Креста. И последнее – это вступление евреев в обещанную их отцам землю. А в новозаветной аналогии – это обещание нового Неба и новой земли, на которых будет обитать правда Божия. Вот такие аналогии между ветхозаветной и новозаветной пасхой.
Сбор идет с начала месяца.