– Апостол Павел, когда приходил, организовывал на местах Церковь. А когда уходил, то там после него последователи оставались?
– Апостолы были подобны епископам, которые имели возможность рукополагать в священников. То есть они оставляли на местах духовенство из числа самых грамотных и образованных, верующих людей. И те уже имели возможность служить Литургию, совершать Евхаристию. Литургия, конечно, была очень простой. Она заключалась как раз в тех словах, которые Христос оставил. Сама непосредственно Евхаристия, – такие вечери любви, агапы, где люди собирались, трапезничали, причащались. Сначала трапезничали, а потом причащались. И когда люди приходили просто уже только поесть и попить, пообщаться, то Церковь уже отделила: вечером, на вечернюю службу мы приходим, чтобы помолиться, пообщаться, освящаем хлеба. Вот сегодня вы видели, как освящают хлеба и вино, и это как раз прообраз. А с утра, уже на Литургии, люди причащаются. Чтобы отделить трапезы от Литургии, Церковь со временем установила такое чинопоследование. И именно для того, чтобы поддерживать эти церкви, наставлять их, так как они ничего еще не понимали, не знали, были разные соблазны, искушения, ереси могли захватывать Церковь Христову. И, естественно, что сами они не могли справиться, нужна была им какая-то особая Божественная благодать, мудрость какая-то, которая как раз и была у первых апостолов, которые как раз и получили первые благодать Святого Духа, ту мудрость, которую они использовали для сохранения церквей, для сохранения единства и защиты от разных соблазнов.
– То есть они какие-то храмы строили?
– Храмы строили. Базилики. Европейские базилики – это прообраз архитектурный языческих храмов. Какого-то храма христианского изначально не было. Был еврейский храм и были храмы языческие. И просто языческие храмы переоборудовались под христианские. Христианизировались. У нас на Руси, уже спустя 1 000 лет была новая архитектура, отличающаяся, но принцип, конечно, был похожий. Это алтарь, средняя часть храма и притворы. В самом начале богослужения совершались в домах состоятельных людей. Чем человек состоятельней, тем у него больше дом. И если он христианин, то там и совершались вот эти вот встречи, общины. В первые века христиан гнали, пока в 313 году император Константин не издал так называемый Миланский эдикт, в результате которого христианская вера становилась государственной религией Римской империи. Запрещено было уже гнать христиан. Наоборот, христиане начали вымещать язычников. А до этого времени христиан повсеместно с жестокостью гнали, наказывали. Поэтому Церковь была тайной, встречались по домам, в разных катакомбах, поэтому Церковь была подпольная, но это не мешало Церкви очень сильно распространяться, потому что люди действительно видели благодать Божию, видели, как мученики идут на смерть. Это было таким сверхъестественным толчком для людей, привыкших к комфорту, к хлебу и зрелищам, как и сейчас у нас. И когда на твоих глазах люди отказываются от всего этого и идут умирать за Христа, причем семьями, даже с самыми маленькими детьми, то это, конечно, не оставляло равнодушных. А если человек готов умереть за свою идею, то значит, что она не просто какая-то легкомысленная, ветреная, значит она того стоит. И многие начинали задумываться. И, более того, начинали совершаться великие чудеса, когда людей пытали какими-то неимоверными казнями. Читали жития первых христиан? Какие там страшнейшие мучения люди претерпевали и оставались невредимыми. Как после этого оставаться неверующим или хотя бы равнодушным? Поэтому гонения на христиан, их мучения, как ни странно, становились толчком для распространения христианства.
Сбор идет с начала месяца.