Что делать, если Господь Бог не дал нам талантов?
«Что делать, если Господь Бог не дал нам талантов?» Как обычно мы делаем? Мы разбираем эту тему на основе притчи Христа. И все, наверное, поняли о какой притче идет речь. Речь идет о притче о талантах. Это 25 глава Евангелия от Матфея, стихи 14–30. Давайте вспомним, о чем идет речь. В прошлый раз мы разбирали притчу о неразумных девах. Эти две притчи – о неразумных девах и о талантах – идут вместе, они связаны. Мы потом еще об этом поговорим. Заканчивается притча о неразумных девах так: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13).
И начинается притча о талантах (Мф. 25:14–30).
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Вот такая вот интересная притча. Не сразу понятно, мне кажется, о чем идет речь. Давайте подумаем. В нашу прошлую встречу мы говорили о том, что Христос, как жених, может задержаться и не вовремя прийти. Первые христиане ждали пришествия Иисуса Христа еще при своей жизни. Апостол Павел пишет: «Я дождусь Христа.» Он не советовал людям вступать в брак, удивлялся почему люди умирают. Говорил, что люди причащаются недостойно и из-за этого они умирают. И действительно тайна Пришествия Господа Бога кроме Него никому не известна. И когда сейчас говорят, что там-то сказали, что тогда-то придет Христос или антихрист, или еще кто-то придет, то верить никому нельзя, кроме Господа Бога. А Господь говорит, что никто не знает. На мой взгляд, пока люди спасаются, а мы стремимся к спасению, мы исповедуемся, причащаемся, храмы открыты, то поэтому у людей, надеюсь, есть время, чтобы подготовить себя к Пришествию Христа. А вот когда храмы будут закрыты, людей верующих не будет…
Христос так и говорит: когда приду во второй раз, то найду ли Я веру? Представляете? Настолько оскудеет христианская Православная вера, что Господь сомневается найдет Он на земле веру или нет. И вот это и будет конец, конец второго Пришествия Христа, всеобщий конец света. Поэтому ждать антихриста, как мы говорили с вами в прошлый раз, а большинство людей больше ждет антихриста, чем Христа, – это совсем не христианская точка зрения. А какая христианская точка зрения? Постоянно готовиться. В притче о десяти девах как раз и говорилось, что нужно постоянно быть в ожидании встречи с Господом Богом.
Вторая притча о том, как господин, начальник своего дома оставил в виде нескольких талантов своим слугам. Это распространенная такая была практика, когда богатые люди или, например, царь какой-то уходил в путешествия, военный поход. Не было самолетов две тысячи лет тому назад, в лучшем случае были лошади, а чаще всего по пустыне передвигались на верблюдах, а это очень не скоростной транспорт. Поэтому уходили годы на путешествия, годы на разные военные походы, завоевания. И вместо себя царь иногда оставлял памятник. Почему практика памятников появилась? Чтобы люди помнили кто их царь, кто их господин, их начальник. И была такая практика, что ближайшим слугам, чтобы они ерундой не занимались, давали деньги, чтобы они их вкладывали, развивали.
И вот мы видим, что одному своему слуге господин дает пять талантов, другому – два таланта, а третьему – один талант. Талант – это мера серебра. Один талант человек мог заработать за какое время? Что думаете? За сколько лет или месяцев один человек, ремесленник мог заработать один талант серебра? Талант – это 12 килограмм серебра. Один талант состоял из шести тысяч динариев. Один динарий – это среднесуточная зарплата обычного ремесленника. У нас сейчас сколько зарабатывает в день человек? От одной до двух тысяч рублей в день в среднем. Понятно, что есть суперспециалисты, которые получают баснословные деньги, но мы сейчас не говорим о них. Мы говорим о среднестатистическом человеке. Так вот в таланте шесть тысяч динариев. То есть шесть тысяч дней нужно было работать, чтобы получить один талант. Это 10–15 лет в среднем. Один талант – это баснословные деньги. Давайте умножим. Если шесть тысяч умножить в среднем на полторы тысячи рублей, то получается девять миллиардов. Это один талант. А первому он дал пять талантов. То есть это 45 миллиардов рублей. Это баснословная сумма. Понятно, что Христос часто преувеличивает, Он любил эпатировать слушателей с определенной целью. Чтобы ввести людей в такое настроение. И Он показывает, что господин реально богатый, не просто какой-то проворовавшийся чиновник, который разбогател. А это уровень царя. И вот он дает одному человеку пять талантов, другому – два, а третьему – один. Удаляется. После возвращения призывает, чтобы посчитаться со своими слугами. И что говорят слуги? Давайте зачитаем.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. То есть очень удачно вложился, 100 процентов. То есть у него было 45 миллиардов рублей, а стало почти 90 миллиардов рублей. Кстати, господин долгое время задерживался. И вот когда вернулся, то стал требовать отчет как они распорядились этими деньгами. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Что значит в радость господина твоего? Приходи на тот пир, который я устроил. А пиром традиционно иудеи считали Царство Небесное, вечную жизнь. Была такая аналогия. И тут мы ее тоже прослеживаем.
Подошел точно так же и получивший два таланта, который приобрел другие два. Тоже самое говорит ему господин его. И вот тут подошел третий человек, получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим… Надо сказать, что максимальная процентная ставка во времена Иисуса Христа была процентов 12, то есть можно было отдать серебро и, спустя какое-то время, получить 12 процентов годовых. То есть если бы он даже не хотел работать, а вложил бы эти деньги, то получил бы 12 процентов прибыли.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. То есть 9 миллиардов у него забрали и отдали тому, у которого уже было 90 условных (если на наши деньги перевести) миллиардов рублей. Понятно, что это притча, образ.
…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Итак, этот человек поступил как настоящий еврей. Евреи так и учили, что не нужно рисковать своими деньгами. То есть, если тебе дали деньги на хранение, то лучше закопай их в землю. И когда к тебе придут те, кто оставил тебе эти деньги, то ты откопай их и отдай в целости и невредимости.
Когда в притче подошел к господину третий человек, то «навис апогей», люди думали, что вот этот-то как раз и поступил праведно и Христос его похвалит. Нет. Наоборот. Он его поругал, как ни странно.
О чем же эта притча? Что Христос хотел сказать этой притчей? Понятно, что под господином понимается Господь Бог, наш Творец. А под этими людьми понимаемся все мы. Понятно, что в первую очередь под этими людьми понимались те люди, которым Он говорил, которые Его слушали. Там были и богатые, и бедные, и чиновники, и священнослужители, какие-то начальники и прочие люди. За Ним ходила разношерстная толпа. Кто-то ходил, чтобы получить исцеление, кто-то ходил, чтобы посмотреть на чудеса, а кто-то ходил, чтобы «поймать Его на слове», а потом предать или оклеветать.
Под всеми этими людьми понимаются люди, которые от Бога получили разные таланты. А что понимает Церковь под талантами? В современном представлении талант – это что такое? Это одаренность. Например, игра на музыкальном инструменте, быть гениальным ученым или врачом, в футбол играть, быть спортсменом и т.д. А с точки зрения Евангелия и Церкви таланты – это те духовные дарования, которые дал нам Господь при нашем рождении, потому что все, что в нас заложено, это дар Божий нам.
Мы часто об этом не задумываемся. Но что мы сделали для того, чтобы родиться? Что мы сделали для того, чтобы у нас была голова, руки, ноги… Нам Господь все это дает авансом. Если разобраться, то сколько все это стоит? Сколько стоит наша голова? Какие деньги мы за это можем дать? Все деньги. Жизнь не купить ни за что. Часто мы видим, что собирают деньги на какие-то уколы дорогостоящие сотни миллионов рублей. По 200-300 миллионов рублей, чтобы вылечить ребенка. Иногда получается, слава Богу. Иногда не получается. А тут Господь дал нам это все авансом. И неслучайно Господь в пример берет такие баснословные суммы, которые вообще никогда не видели те люди, которые были вокруг Него. Они понимали, что они даже и не считать-то не считали таких сумм. Они понимали, что это что-то за гранью, что-то космическое. А это столько стоит наша жизнь человеческая. Причем каждая жизнь имеет какую-то большую ценность, потому что Господь в каждого человека закладывает какой-то определенный ресурс. Кто-то просто имеет какие-то среднестатистические функции человеческие, а кто-то реально спасает людей, открывает какие-то научные данные, законы, которые потом спасают людей от каких-то других обстоятельств жизненных тяжелых и так далее.
Действительно, Господь нас творит разными. И делает это так, как сам хочет, а не как мы сами решим. Мы просто можем развивать эти способности. Но у каждого есть потолок, в который он может упереться. Невозможно человеку, рожденному с какими-то тяжелыми заболеваниями, стать каким-то великим спортсменом. Просто физически невозможно. Как бы он ни хотел. Но при этом ценность-то жизни человека заключается не в его физическом развитии или даже умственном, а в его духовных дарованиях, которые Господь в него заложил. У человека, может быть, нет семи пядей во лбу, но у него есть человеческое сердце, есть возможность общаться с людьми и проявлять христианскую любовь к людям, а это очень дорогого стоит, особенно в сегодняшнее время. Да и всегда это так было. И во времена Христа. Я уже говорил, что евреи считали, что исполнять заповеди нужно только по отношению к евреям, к иудеям, а к остальных они считали за гоев. Знаете, кто такие гои? Это животные в человеческом обличии. То есть даже за людей их не считали. И до сих пор так считают, надо сказать.
И Господь постоянно боролся с этим стереотипом. Он говорил: «Вы предания Божии подменили преданиями человеческими. Такого не было изначально. Откуда вы это взяли? Не понятно». Откуда? По человеческим страстям, по человеческой гордости они превознеслись. Господь избрал их из ничего, этот еврейский народ, поднял до высоты, особенно при жизни царя Давида, царя Соломона, когда они практически всем цивилизованным миром управляли. И по мере их духовного и нравственного падения Господь у них все забирал.
Господь в этой притче показан здесь каким? Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его (он не отрицает) сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л… Как к этому относиться? Как вы думаете? Что это значит? Что Господь жестокий? Что Господь берет то, что Ему не принадлежит? Как их этой дилеммы выйти?