Вопрос настоятелю Икона

Должность священнослужителя зависит от образования?

Этому я хотел посвятить вторую часть лекции, где рассказал бы о человеческом факторе. Но раз задали такой вопрос, то давайте обсудим это. В 90-е годы, когда церковь только открывалась у нас после времени богоборческой советской власти, тогда рукополагали, к сожалению, всех без образования. Такая была ситуация. И поэтому много уже взрослых современных священников, которые были рукоположены в 90-е годы, не имеют духовного образования. Я в 2003 году поступил в семинарию, тогда все еще рукополагали без образования. Позже уже стало необходимо духовное образование. Хотя бы три года семинарии нужно было закончить, чтобы стать диаконом. Когда я учился, то образование подразделялось на специалитет и кандидата богословия. Я заканчивал семинарию специалистом в области православного богословия. Сейчас это бакалавры богословия. А потом я заканчивал духовную академию со степенью магистра богословия. Есть еще степени кандидат богословия и доктор богословия. Не путайте с теологическим образованием. Теологическое образование – это государственное светское образование. Семинарское образование – это церковное образование. Хотя сейчас многие семинарии получили право сертификата государственного образца, аккредитацию. Сейчас духовное образование обязательно для всех. Для епископа академическое образование обязательно, но те епископы, которые были раньше рукоположены, они не все имеют образование академическое. Поэтому на практике твой сан зависит от твоих способностей и от отношений с правящим архиереем. Если у тебя нормальные отношения, если по каким-то причинам на тебя архиерей не зол, хочет тебя рукополагать, то проблем нет. Если есть у тебя разные ситуации, то могут тебя не рукополагать дальше. Мы говорили о тех священниках, которые получили священный сан без образования. Часто, к сожалению, в современном мире это вредит церкви, когда люди, не имея образования, начинают создавать свою какую-то своего рода секту. У нас много есть тому примеров, не будем на личности переходить. Это отводит людей от Церкви и уводит их в раскол. Раскол – это один из самых страшных грехов, который не позволяет человеку даже через мученическую смерть войти в Царство Небесное. Представляете? Если человек раскается, его простят, но последствия раскола очень серьезные.

 

Далее. Пресвитер или священник. У нас тоже есть своего рода награды. Все не буду их перечислять. Основные перечислю, которые бросаются в глаза. Если священник в монашеском чине, то его называют иеромонахом. Схииеромонах, если он принимает схиму, особую степень монашества. Протоиереем или протопресвитером. Такого наименования, как протопресвитер нет. Раньше, до революции военное опытное старшее духовенство называли протопресвитерами.  Протоиерей – это первый иерей (прото – первый), если он является старшим среди белого духовенства.

Игуменом называют первого среди монашествующих (иеромонахов). Обычно игумен – это настоятель монастыря. Он тоже священник из числа монашествующих.

Архимандрит – настоятель монашеской обители, но на практике не всегда так бывает, не всегда монашествующие живут в монастырях, а живут в миру. Это проблема современного общества, современной церкви. В идеале, конечно, монашествующие должны жить в монастыре, чтобы не иметь какого-то соблазна.

Схиигумен или схиархимандрит – это игумен, который принимает схиму.

Как к ним обращаются, мы уже сказали. К иереям и монашествующим – «Ваше преподобие», к протоиереям, игуменам и архимандритам – «Ваше высокопреподобие». Неофициальное обращение к священнослужителям какое? «Отец» с прибавлением полного имени как оно звучит на церковнославянском языке. Например, отец Алексий, отец Иоанн, отец Сергий. Либо обращаются просто, как принято по русской традиции «батюшка». До революции батюшек часто называли попами, а в советское время это стало оскорбительным обращением. А слово «поп» переводится как «отец». Изначально это не было каким-то оскорблением, но сейчас так не обращаются. Хотя иногда надменно или презрительно обращаются именно так.

         Третья степень священства – это епископ. Как переводится слово епископ? Очень интересно. Слово епископ переводится с греческого языка (ἐπίσκοπος) как надзиратель. Он контролирует всю жизнь церкви. Не как в тюрьме ходит с палкой или дубинкой, а с любовью (в идеале) смотрит за жизнью церкви. Высшая степень священства – епископ может совершать все семь таинств, в том числе и таинство Священства. Согласно древней традиции сам епископ посвящает только в священников высшего монашеского чина – в архимандритов. Другие наименования епископов – архиерей, иерарх (священноначальник), святитель (епископ, который уже относится к лику святых). Кого из святителей знаете? Святитель Николай, святитель Спиридон… Их множество.

Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев. Обычно это несколько епископов. По Первому правилу святых апостолов должно быть хотя бы два рукополагающих архиерея. Один архиерей не может совершать, но, я думаю, что уже если совсем крайняя ситуация, то, наверное, и один тоже может. На практике как? Видели? Обычно, когда рукополагает патриарх, то епископов там рядом 10–20. И они все стараются положить свою руку на голову. А кто не может дотянуться до головы, тот возлагает руку на плечо, на правую руку будущего архиерея. По 60 Правилу Карфагенского Поместного Собора 318 года, их должно быть не менее трех. Согласно 12 Правилу Шестого Вселенского Собора (680–681 гг.), проходившего в Константинополе, архиерей должен быть безбрачен. То есть уже в VI веке Церковь решила, что архиерей должен быть безбрачен. Как вы думаете почему? Мы тоже в семинарии об этом рассуждали. Если ты всю свою жизнь посвятил Господу Богу до конца, без остатка, то твоя семья – это Церковь. И на свою семью уже времени не остается. Я по своей семье даже могу судить. Большинство сил и времени я посвящаю церкви. А когда ты епископ, то ты не только одной какой-то церкви должен посвящать время, а многим. Посмотришь на нашего митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, так у него весь день по минутам расписан. Или у Патриарха Кирилла можно посмотреть. И если бы у них своя семья была, то я не понимаю, как бы они занимались своими семьями. Вся их жизнь полностью посвящена церкви. А еще, наверное, для того нет семьи, чтобы не было кумовства. Вы же знаете, что когда у тебя есть своя семья, то ты пытаешься ее обеспечить. Когда у тебя есть какой-то ресурс, то ты можешь больше заботиться о своей семье, чем о церкви, что тоже противоречит архипастырскому служению. Сейчас в церковной практике существует правило поставления в архиереи из монашествующего духовенства.

         Как принято обращаться к архиерею мы уже сказали. К некоторым восточным патриархам, а иногда и к другим епископам обращаются «Ваше Блаженство». На Украине был предстоятель Крымской Церкви «блаженнейший». Сейчас я не знаю. В связи с отделением Украинской церкви от Русской Православной Церкви как обращаются к митрополиту Киевскому Онуфрию? Можно уточнить. То, что сейчас происходит на Украине – это боль. Дай Бог все это пережить и восстановить наше единство церковное, единство гражданское, государственное. Надо все это нам с вами пережить. И, конечно, не без молитвы.

Как мы обращаемся неофициально к архиерею? «Владыко …». Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней. Викарный епископ, епископ, непосредственно управляющий всеми приходами, архиепископ (старший епископ), митрополит (епископ большого города и прилегающей области), экзарх (первоначальствующий епископ, обычно митрополит большого столичного города). Например, митрополит Минский и Слуцкий Филарет является Патриаршим Экзархом Белоруссии. Следующая степень – Патриарх (отценачальник, то есть старший отец).

         Теперь давайте поговорим о канонических правилах, которые относятся к священноначалию. Мы с вами много говорили в прошлый раз о том, что некоторые Каноны устарели по разным причинам, они сейчас уже не могут совершаться. А о тех, которые совершаются, мы сейчас поговорим.

Физические качества. Мы уже говорили, что в Ветхом Завете физические недостатки воспринимались как наказание Божие, а потому в левиты допускались только те, кто не имел физических недостатков. В новозаветной Церкви физические несовершенства не являются препятствием к поставлению в священные степени. Но основное отношение к этому выражается в двух апостольских правилах. «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быть епископом, да будет». То есть одного ока лишен или с ногами что-то. Если же с руками что-то, то ты физически не сможешь совершать богослужений. Другое дело, когда ты уже стал инвалидом в процессе своего священства, то, конечно, тебя не извергают из сана, но отправляют на покой. «Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна». Это 77 правило.

«Глухий же и слепый да не будет епископ, не аки осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных». Это 78 апостольское правило.

Церковь в своих канонических актах указывает и на возраст рукополагаемого. Первое предписание относительно возраста содержится в постановлении Неокесарийского собора: «Во пресвитера прежде тридесяти лет, еще и во всем достойный человек, да не поставляется, но да оставится в ожидании. Ибо Господь в тридесятое лето крестился и начал учить». Это 11 апостольское правило. То есть в священники попадают с 30 лет, но на практике, конечно, раньше, но не ранее 18 лет. Редко, когда в 18 лет. Обычно это происходит тогда, когда ты заканчиваешь семинарию.

Пожертвования храму

Сбор идет с начала каждого месяца.

Мы в Telegram