Вопрос настоятелю Икона

Допустим ли праведный гнев?

– Христиане ко всем относятся с добром. Но иногда бывают такие ситуации, когда молчать нельзя. Допустим ли праведный гнев? В Евангелие Христос заповедовал нам обличать. И в Своем Втором пришествии Он будет праведно гневаться.

 

– Что касается того, что Господь гневается, то, когда мы приписываем Богу какие-то свои человеческие, антропоморфные свойства, а эта традиция очень древняя, то она не совсем корректная. Господь есть любовь в самом совершенном проявлении этого смысла и этого слова. У Него нет какого-то гнева нашего человеческого или ненависти какой-то человеческой. Поэтому не совсем здесь это корректно. Но что касается вопроса, то, когда мы говорим, что рука Божия, то это не означает, что у Бога Отца есть какая-то человеческая рука или глаз, или еще что-то. Это просто такие образы. Тоже самое и с гневом, и с какими-то чувствами. По учению Церкви в Боге нет никакого гнева именно человеческого. Нет никакой ненависти или зла, или какой-то ярости. Да, Он нас наказывает, но наказание это не в плане наказания, а как наказ, учение. Он учит нас, как маленьких детей мы учим, чтобы они выросли счастливыми, здоровыми и добрыми. Так и Господь нас тоже наказывает для того, чтобы мы учились чему-то. Что же касается вопроса праведного гнева, то надо разбирать каждый конкретный случай. Но если вы хотите услышать от меня ответ в общем, то, конечно, если вы увидите какое-то реальное беззаконие и если мы можем на это повлиять, то это ключевой момент. Если мы на это повлиять не можем, то на фоне этого постоянно гневаться и со всеми ругаться? В идеале христианин должен прекращать зло и в других людях. Именно поэтому у нас есть правоохранительные органы, в которых тоже есть христиане. В воинах тоже есть христиане. И мы даже знаем святых воинов и военачальников, которые тоже своим мечом защищали страну, смиряли тех, кто был не согласен с чем-то, пытался завоевать или уничтожить нашу страну или нашу культуру, наши ценности. Поэтому еще раз говорю, что смирение – это не какое-то самоуничижение или раболепство перед чужим мнением. Смирение – это адекватная реакция на происходящее, но с чувством мира в сердце, не с яростью, не с гневом, не с чувством превосходства над всеми остальными, а с миром. Мы несем мир людям в такой ситуации.

Если мы хотим изменить мир в лучшую сторону, то мы понимаем, что мы яростью и гневом никогда не изменим ничего. Поэтому в идеале, если мы делам кому-то замечания, то это должно быть с любовью. Мы же тоже ошибаемся, делаем какие-то проступки. А как мы хотим, чтобы нас вразумили? Строго? Или по-доброму и с любовью? Очень много зависит от того, как откликнутся наши слова в сердцах этих людей. Есть такие люди, которые постоянно всех учат, у них проблемы с общением, потому что люди не любят, когда их учат. А вот если мы действительно хотим помочь человеку исправиться, то тут мы должны проявить максимальную любовь к этому человеку. И тогда, только с любовью, мы сможем изменить сердце человека. А агрессией никогда не получится изменить человека. Можно человека ограничить, но станет ли он лучше? Вот, например, наши тюрьмы. Они ограничивают свободу. Делают ли они лучше людей? Нет, к сожалению. В большинстве случаев люди становятся еще агрессивнее, еще злее. Потому что в тех нечеловеческих условиях, в которые они помещаются, они пытаются выживать, как в дикой природе. А добрым там не выживешь, к сожалению. А во всех остальных случаях надо смотреть конкретно.

Пожертвования храму

Сбор идет с начала апреля.

Мы в Telegram