Вопрос: – Если один верующий, а другой не совсем, то, как Вы сказали, могут быть проблемы. Проблемы в плане искушений? И для того и для другого? Или только для того, который верующий?
– Так как муж и жена во время брака, даже еще до Венчания, становятся одним целым… В какой момент происходит это единение? Никто не скажет вам точно, когда вы стали полноценными мужем и женой. Государство дает регистрацию законную, то есть ваш брак становится законным, а церковь дает благословение. А сам брак ваш соединяется на Небесах. Поэтому, когда вы вступаете в интимные отношения, между вами какое-то таинство духовное происходит. Поэтому поведение одного супруга влияет и на другого. Апостол Павел говорит: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор: 7:14-14). То есть если жена будет стремиться всю свою жизнь посвятить Господу Богу, то и муж будет автоматически подтягиваться. И, глядишь, его Господь просветит, вразумит и так далее. Поэтому мы друг на друга влияем. Вопрос – кто на кого больше влияет. Но хотелось бы верить, что верующие влияют в лучшую сторону. Но иногда бывает и наоборот. А вообще, я вижу это как своего рода перетягивание каната. Если мы сами своими человеческими силами решили вытащить человека из духовной трясины, то мы проиграем, потому что в этой трясине духовной злые духи находятся в темноте душевной, в пустоте. А если мы с Господом Богом будем наших родных и близких вытаскивать из этой пустоты духовной, я думаю, что все у нас получится. Поэтому бояться здесь не надо ничего, потому что есть такие представления у некоторых священников, что нельзя ни за кого молиться, это опасно. Да. Мы в таком мире живем, но мы же живем с Господом Богом. И если Он с нами, а мы с Ним, то нам ничего не страшно. А если Господь что-то и попустит – падение или оступиться где-нибудь – то, наверное, мы возгордились и взяли на себя больше, чем могли бы взять. Именно на себя. Не с помощью Божией, а именно сами на себя. Понятно?
Продолжим. Священник возглашает благословение, затем произносится ектения. Далее следуют три молитвы (очень древние молитвы, с самых первых веков христианства), в которых священник просит у Господа благословить этот брак и даровать детей.
По окончании молитв священник венцом крестит жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий… на рабе Божией…». И потом наоборот тоже самое делается с невестой, только на венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы. Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай я». «Я» переводится с церковнославянского на русский язык как? Переводится как «их». То есть священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их». Кто-то говорит по-русски: венчай их. Кто-то говорит по-церковнославянски: венчай я. Это, я считаю, не принципиально. Это самые главные тайносовершительные слова молитвы. Если они совершены, прочитаны, то благословение Божие произошло. И Венчание скреплено, как мы верим, на Небе. По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: «Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их». Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви. Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Вспоминается на Евангелии первое чудо Иисуса Христа, которое было совершено в Кане Галилейской. Помните? Произносится ектения. После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на таинстве поют «Отче Наш». По-разному бывает. В маленьких храмах не поют «Отче Наш». В больших храмах, где обычно большой профессиональный хор, «Отче Наш» поется в какой-нибудь красивой аранжировке. И обычно запрещают подпевать присутствующим, чтобы не сбивать хор. Надо иметь ввиду, что если в храме поет профессиональных хор, то ему лучше не подпевать, потому что для них это является большим соблазном. У них слух, ноты, они все это понимают, а мы, когда начинаем им «помогать» (как нам это кажется), то мы их очень сильно сбиваем. Они очень от этого нервничают. У нас в храме каждую неделю по субботам поет «народный» – непрофессиональный любительский хор. Божественная литургия совершается в субботу любительским хором. Кто хочет попеть, пожалуйста, – пусть приходит в субботу на Литургию.
Сбор идет с начала месяца.