Можно чуть-чуть выпить. Но я рекомендую воздерживаться от спиртного. Я и сам стараюсь воздерживаться от спиртного. Конечно, бывают праздники. Несколько лет я во время поста и в постные дни стараюсь воздерживаться от спиртного. Хотя какой-то зависимости я в себе не чувствую.
Таинство Покаяния. Во время поста воздержание должно зародить в нас чувство покаяния. Давайте прочитаем, что нам говорят о таинстве Покаяния святые отцы. В православном катехизисе дается определение этого таинства. Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Это таинство называют вторым Крещением, потому что в Крещении мы полностью очищаемся от грехов. А в таинстве покаяния мы очищаемся от грехов в силу нашего раскаяния. Чем больше наше покаяние, тем больше наше очищение души. Покаяние искреннее, настоящее – это тоже Божий дар, потому что можно на Исповеди называть миллион грехов, но при этом говорить: «Ну и что. И все остальные также грешат». Я с этим периодически также сталкиваюсь. Люди приходят и говорят: «Ну я такой же, как и все. Грешу также». Это не покаяние. Это даже не Исповедь. Это просто отчет о признании своих грехов. А искреннее осознание своих грехов и осознание своей падшей природы, по-настоящему переживание, не мнимое выдавливание душевного чувства, а настоящее сердечное осознание своих грехов и покаяние – это дар Божий. Не случайно сейчас во время поста мы читаем молитву Ефрема Сирина. Помните? Господи, даруй мне зрети моя прегрешения. Потому что мы не видим свои грехи. И почему святые отцы считали себя последними грешниками, и говорили перед кончиной своей земной жизни (казалось бы, о какой еще святости мечтать? С ангелами они вживую общаются): «Я не знаю начал ли я покаяние или нет». И когда ты смотришь на это и сравниваешь себя с этими людьми, то понимаешь на каком дне, духовном дне, на каком-то начальном уровне мы находимся.
В современной церкви таинство Покаяния, как правило, предшествует таинству Причастия, причащению Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку подготавливает душу кающихся к участию в этой великой трапезе. Необходимость в таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином, в таинстве Крещения, омывшем его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Поэтому Церковь рекомендует регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Хотя бы делать это раз в месяц. Я уже говорил в прошлый раз, что есть документ, одобренный на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2–3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. «Об участии верных в таинстве Евхаристии», где есть раздел о таинстве Покаяния.
Я предлагаю сейчас зачитать два абзаца из текста этого документа: «Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в таинстве Покаяния. В условиях, когда многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, Исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин». То есть священник на Исповеди может сказать: «Я не допускаю вас до Причастия по тем-то или тем-то причинам». По каким причинам нас могут не допустить до Причастия? По каким-то грубым, тяжелым, нераскаянным грехам, либо активным грехам. Например, человек живет в блуде. Да, он кается, но он не меняется. Он как живет, так и живет, не меняется. До Причастия человек этот не допускается. Или он ворует вагонами. И ворует, и ворует. И приходит к священнику и говорит: «Ничего не могу с собой поделать». Священник ему говорит: «Вот пока ты не изменишься, до Причастия я тебя не допускаю». Или, например, человек ругается, всех ненавидит, находится в непримиримом состоянии к кому-то. Это тоже является причиной для епитимии, для своего какого-то покаяния дополнительного перед Причастием.
Далее читаем документ: «В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной Исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в Исповеди». В нашем храме точно так же на Страстной, на Светлой седмице, на Святках мы допускаем людей причащаться без какой-то особой покаянной подготовки если, например, человек постился и исповедовался в течение Великого поста или Рождественского поста. Далее: «При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в таинстве Священства».
Третий абзац говорит о том, что «недопустимо совершение Исповеди помогающим за Литургией священником во время чтения Евангелия и евхаристического канона». Поэтому у нас в храме есть хорошая традиция не исповедывать во время Литургии, потому что во время Литургии нужно молиться со священником, нужно молиться с людьми, а не бормотать что-то на ухо священнику, надо думать не о своих грехах, а о Господе Боге. Иногда бывают какие-то случаи, когда мы выходим после молитвы «Отче наш», перед Причастием и причащаем детей, больных, хромых, инвалидов. Это, я считаю, нормальная практика, потому что иногда не может человек на коляске инвалидной приехать, на костылях прийти, ему тяжело. Хотя и такие тоже есть среди них, кто приходит на Исповедь накануне, приезжают на инвалидных колясках. Это подвиг, конечно, это подвиг. Это все, что касается документа «Об участии верных в таинстве Евхаристии».
Что еще? Покаяние – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Какие цитаты мы знаем из Священного Писания. Господь говорит: не хочу смерти грешника (Иез. 33; 11). Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершенный грех становится ему ненавистным. А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10). Также в священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения: если не покаетесь, все так же погибнете (ЛК. 13:3).
Что еще? …так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). Надо просить у Господа дар – видеть свои грехи. Об этом говорит апостол Иоанн в своем первом послании. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин. 1: 8,9). Это очень важная цитата. Если люди по какому-то обольщению бесовскому думают, что они уже безгрешны, то нет истины в этом человеке. И такой человек не достигает ни спасения, ни Царствия Небесного. Очень важное это состояние.
Сбор идет с начала месяца.