Я слушал опытных батюшек. Они рекомендуют из таинства Венчания не делать какое-то пышное празднество, приглашать много людей. Можно уже потом, после Венчания, собрать людей, отметить как-то. А на таинство Венчания предлагают звать ближний круг свой – близких друзей, родственников, родителей, детей, если уже есть дети. Это опять же частное мнение. Как мы до этого говорили, нет какого-то единого мнения в какой момент совершать таинство Венчания над брачующимися – непосредственно после регистрации, или через год. Некоторые священники говорят: «Вы год поживите, а потом уже решите». Мое мнение такое, что тут зависит от воцерковленности. Если люди с детства живут при Церкви, при храме, то они все прекрасно понимают и знают, естественно, что для них это все не новое сверхъестественное, они и так периодически исповедываются и причащаются. А если они этого не делают, если это для них какой-то новый мир открывается духовный, то, конечно, им нужно к этому привыкнуть, а потом, когда они начнут благочестивую христианскую жизнь (в идеале), то тогда им можно венчаться. Опять же, если оба они согласны, а не тогда, когда какими-то манипуляциями один другого начинает подталкивать.
Напомню, что таинство не совершается в среду и пятницу, в субботу, в постные дни, во все посты, накануне Великих праздников, в святки, в Светлую Седмицу и на масленицу.
Краткое описание обручения и краткое описание Венчания интересно? Перед Венчанием совершается обручение. В древности оно могло совершаться за несколько лет. Мы в Евангелие читаем, как Мария, будущая мать Иисуса Христа обручилась с Иосифом, когда ей было 12 лет. Год они жили как знакомые, как друзья, иногда встречались, при людях надо было встречаться, наедине нельзя было проводить время. В древности такой обычай был. Год они присматривались друг ко другу. Мог состояться брак, а мог и не состояться брак. И когда год прошел, Иосиф Обручник взял в жены себе Марию. Они, естественно, не жили семейной жизнью, потому что Иосиф узнал сразу, что Пресвятая Богородица уже беременна. Он решил ее отпустить, хотя по закону он должен был предать это огласке, и закончилось бы это все серьезным позором. Но Иосифу праведному явился ангел и сказал, что то, что от Нее родится, будет Спасителем всего мира. И это Дитя от Самого Господа Бога, а не от человеческого семени. И тогда Иосиф понял все. И оберегал, и сохранял Ее. Они не вступали ни в какие отношения семейные. И Иосиф был взрослым, у него уже были дети.
За редким исключением обручение совершается накануне таинства Венчания, только если вдруг по благословению какого-то духовника молодожены тоже хотят обручиться. У меня такого ни разу не спрашивали.
Обручение совершается в притворе храма, скрепляется взаимными обещаниями вступающих в брак и знаменует собой то, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому промыслу и усмотрению.
Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и благодать Божию. Опять же все это в идеале. Если были накануне какие-то блудные отношения, то во всем этом каются на Исповеди жених и невеста, причащаются. И благодать Божия очищает и изменяет природу. Нельзя сказать, что они обратно становятся физически целомудренными, но хотя бы грех этот смывается перед Венчанием.
Произносятся молитвы, славящие Господа и молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом и ожидают от Него духовного благословения. Священник тайно читает молитву. На практике я обычно читаю молитву вслух. После чего священник надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно. Берется кольцо и голову осеняют кольцом. Кольцом осеняют после жениха и невесту. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
В прошлый раз мы говорили, что первые обряды совершали родители, потом это делали свидетели, а сейчас это делает священник, а иногда (я видел), что и диакон тоже может это делать.
Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение и послал ангела хранителя жениху и невесте в их новой жизни. На этом обручение заканчивается, и молодожены уже обрученные переходят в центр храма. Постилается длинное полотенце, которое называется рушником. Оно символизирует собой что? Как вы думаете? Небо. Потом, в конце, жених и невеста спускаются на землю (смеется). А во время Венчания мы находимся как будто перед Господом Богом на Небе.
Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословленное Богом супружество. Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу белый плат. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак. На практике это совершается, но традиция эта, как ни странно, католическая. Она пришла в средние века на Русь (кто-то подсмотрел). Изначально такой традиции не было. Кто-то совершает. Слышали, когда священник говорит: «Имеешь ли желание благое и непринужденное взять себе в жены такую-то невесту?» Потом у невесты спрашивает. Потом спрашивает: «Не обещался ли ты иной невесте?» И у невесты спрашивает: «Не обещалась ли ты иному мужу?» Все это говорится торжественно, но на практике смысла никакого не имеет, потому что если люди уже пришли венчаться, то они все эти вопросы уже решили. Кто-то читает это, кто-то не читает. Поэтому не удивляйтесь, если вас от этом на Венчании не спросят. Ничего страшного в этом нет.
Сбор идет с начала месяца.