Господь умер в 33 году от Рождества Христова. И почему только в 50-х, в 60-х годах и позже пишется Евангелие?
Вопрос: Господь умер в 33 году от Рождества Христова. И почему только в 50-х, в 60-х годах и позже пишется Евангелие? Почему сразу не написали? Что думаете об этом?
– Может быть, у них не было письменных принадлежностей? Не было возможности все это приобрести? Потом, уже дослужившись до епископов, они смогли начать писать проповеди свои?
– Дело не в этом. Апостолы были уверены, что скоро придет Христос. Тогда все это будет не нужно. Но когда они поняли, что прошло одно десятилетие, потом второе, 50 лет прошло… Они поняли, что они как-то по-другому все это воспринимали. Христос явно говорил: «Вы не знаете, никто не знает, кроме Бога Отца о дате Второго Пришествия Спасителя». А они думали, что они проповедуют Евангелие перед народом, а потом быстренько наступит Царствие Небесное. Они поняли, что люди умирают. А они думали, что если они причащаются Тела и Крови Христа, то они бессмертны. Поэтому апостол Павел и пишет: «Вы умираете, потому что не отдаете себе отчета о том, что причащаетесь (то есть бездумно)». Он на полном серьезе думал, что люди недостойно причащаются, поэтому они умирают. А на самом деле у Бога была совсем другая идея. Он хотел, чтобы больше людей вошло в Царство Небесное, поэтому Он до сих пор ждет нас. И сколько это все будет продолжаться, знает только один Господь Бог.
А почему апостол Павел первый написал? Потому что он писал письма и рассказывал всем. Он был очень активный. Он сам об этом пишет в 15 главе своего первого послания к Коринфянам: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною».
То есть он говорит, что до 500 человек могли одновременно видеть Христа Воскресшего. Уже после всех явился Христос к Павлу, когда тот стал христианином. Павел был фарисеем, он истинно верил, что это было заблуждением, преследовал христиан, а Христос ему открылся. Павел пишет, что «более всех потрудился». Это объективно. У него была бурная деятельность. Просто позавидуешь! Сколько он написал писем, сколько он объехал разных стран Ближнего Востока!.. Но он делает акцент, что все, что в нас есть – это благодать Божия. Мы можем отмечать, что у нас что-то лучше получается, чем у других, но гордиться этим, что это чисто наша заслуга мы не можем, потому что если Господь у нас это заберет, то мы «палец о палец» ударить не сможем.
«Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают».
Здесь апостол говорит о том, что для всех воскресение реально, что это не просто какая-то выдумка.
«ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».
И еще Евангелие от Иоанна. Две главы посвящено в Евангелие от Иоанна Воскресению Христову. Это 20 и 21 главы. Ученые утверждают, что 20-ю главу писал сам апостол Иоанн, а 21-ю главу, скорее всего, дописали уже его ученики.