Говорят, что если пасхальная свеча погасла на улице, то будет пожар в доме?
Какие суеверия, связанные с Пасхой вы знаете?
– Говорят, что если пасхальная свеча погасла на улице, то будет пожар в доме.
Я когда во время пасхального крестного хода вокруг храма иду, то свечи несколько раз потухают. Слава Богу, пожара до сих пор не было. Надо сказать, что эти суеверия не работают. Что касается бытовых практических суеверий, то они различаются на богословские лжеучения и на практические (пожар – не пожар, плохо – не плохо, умру – не умру). Если человек верит, что это сбудется, то бесы – наши с вами враги – приложат все свои силы для того, чтобы это сбылось, чтобы нас поймать за это, потому что если человек верит во всю эту чепуху, то практика показывает, что все это начинает случаться в жизни людей. Противоречит ли это Священному Писанию? Нет. Господь говорит: по вере вашей да будет вам. Другое дело, если мы верим бесам, их служителям – магам, колдунам и прочим товарищам, то мы отдаляемся от Бога и Царство Небесное для нас под большим вопросом. А если не будет Царства Небесного, то и вечной жизни в раю нам не обещают, нам могут гарантировать только вечную смерть в аду.
Очень частое суеверие, я с этим сталкиваюсь даже внутри церкви, многие об этом говорят, что если человек умер на Пасху или в Пасхальную Седмицу, то он обязательно войдет в рай. Слышали такое? Как мы к этому относимся? Что мы можем сказать? Есть ли преимущество у человека, если он умер в специальный день? На Пасху, например, не дай Бог, самоубиться. И человек сразу попадет в Царство Небесное? Конечно же нет. Что нам об этом говорит Церковь? Если христианин умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину, который напоминает о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением, христиане наследуют Его плоды. Отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет для христианина особую милость Божию. Действительно мы видим, что многие священники, многие святые отцы в этот пасхальный период были призваны Господом Богом после Причастия, благоговейно. Но участь человека в вечности зависит от состояния его души при жизни, близости человека к Богу, а не от какой-то календарной даты окончания его земной жизни. Поэтому спасение – это близость к Богу, подобие Ему в добродетелях, а не наивный расчет прошмыгнуть во врата рая. Для непреображенного человека Царство Божие будет невыносимо. Мы часто об этом говорили с вами. Святые отцы говорят, что у Бога нет адского огня или какого-то благодатного огня. Огонь один для всех, но на кого-то он воздействует как обжигающий и опаляющий его душу, а на кого-то благодатно воздействует. И есть еще такое изречение у святых отцов, что врата ада закрыты изнутри. Слышали такое? Поэтому для непреображенного человека Царство Божие будет невыносимо, как и для того, кто скрывается от солнца. Лучи солнца для такого человека будут невыносимо яркими. Так и благодать Божия для человека, который скрывается от Бога, будет тоже невыносима.
Какие еще мы знаем суеверия? Частое суеверие, что на Пасху надо ходить на кладбище. Слышали такое? Даже одно время, я помню, в Москве при мэре Ю.М. Лужкове все внутренние автобусы ехали на кладбище. Это полностью противоречит учению Церкви, потому что Христос Воскрес, смерти больше нет, у нас есть возможность вечной жизни. На Пасху и во всю Светлую Седмицу ради великой радости Воскресения Христова в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Да, об усопших в церкви мы молимся, записочки пишем об упокоении, сорокоусты, в алтаре на Проскомидии все эти имена поминаются, но какого-то публичного богослужения, заупокойных ектений, панихид, заупокойной литии в храме не совершается. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу.