Вопрос: – Говорят, что в Чистый Четверг надо мыть окна, убирать квартиру, а в Церковь идти уже на Пасху.
– Надо вспомнить историю этого праздника. Четверг перед Пасхой, Воскресением Христовым, когда Христос взял полотенце с водой и помыл ноги своим ученикам. Это имело ввиду не физическую чистоту, что они были все чистые, а ноги были грязные, а именно духовную чистоту. Он это сделал перед Причастием, чтобы показать им весь смысл этого, смирение в том, что Христос, Сам Господь Бог пришел послужить людям как раб. А это была работа раба. Был специальный раб, который мыл ноги своим господам, потому что ходили все в сандалиях по песку, по пыли и, естественно, что приходили домой не как сейчас, когда пришел домой, носки снял, ноги сполоснул. Нет. Там все было по-другому, конечно. Поэтому специально для этого был человек, самый последний человек. Помните, когда Иоанн Креститель говорит, что не может даже развязать ремни на сапогах (в нашем переводе «на сапогах», потому что у нас все ходили в сапогах), а в оригинале – на сандалиях. Был специальный человек, раб, который ходил и приносил своим господам обувь. А Христос приходит и крестится у Иоанна Крестителя. Конечно, Он не нуждался в этом Крещении. Но это тема Крещения Господня, а не Воскресения Христова. Отвечая на вопрос, скажу, что произошла подмена понятий. Мы душу свою должны очистить через покаяние, через Причастие, встречу с Воскресшим Христом в день Великой Пасхи христианской. Конечно, проще помыть окна, чем исповедоваться, причаститься. Надо же над собой какие-то духовные усилия делать, поэтому со спокойной совестью все перемоют, а потом идут в храм. Конечно, это хорошая традиция перед Пасхой все помыть. Мы перед Пасхой храм моем, чистим, проводим субботники. Но если вокруг тебя все чисто, а в душе «кошки скребут» и ты всех ненавидишь…
Самое дремучее суеверие, последнее, которое мы сегодня разберем: сводить празднование Светлого Христова Воскресения лишь к гастрономическим традициям. Это крашеные яйца, куличи, пасхи, обмен поздравительными смс, картинками в мессенджерах и социальных сетях. Весь праздник сводится к тому, чтобы освятить куличики, калачики. Процентов 90 из тех людей, которые приходят освящать куличики-калачики, они не исповедываются, не причащаются к большому сожалению. Тоже самое происходит и на Крещение, когда миллион людей идут окунаться в крещенскую купель. Даже мусульмане идут в прорубь, которую – я сам видел – делают в виде полумесяца, вырезают, ныряют туда. Что можно сказать? Предположим, что кто-то спас нас от неминуемой смерти. Уместно ли в этот день накрыть праздничный стол, веселиться, совершенно забыв о благодарности нашему спасителю, совершенно забыв о нем? Честно ли будет радоваться пище и празднику, совершенно забыв о том, ради кого и чего он устроен? В нашем случае еда является приятным, но все же приложением к главному событию – жертве Бога ради спасения человечества, почтить это событие предваряющим его постом, молитвенно встретить его в храме благодарением Творца, причаститься Спасителю. В этом основное содержание празднования кульминации нашего спасения. «Главное – освятить себя, а не кулич», – говорят наши богословы.
Сбор идет с начала месяца.