– Можно ли выпросить веру и любовь?
– Хороший вопрос. Святые отцы говорят, что есть такие случаи, когда люди выпрашивают себе какие-то способности. Но пойдут ли эти способности на пользу? Это большой вопрос. С другой стороны, если даст Господь веру и любовь. Ну вот даст Господь человеку веру. Он уверует, что есть Господь Бог. Но сможет ли он после этого измениться? Потому, что если человек верит в Господа Бога, но живет не по Закону Божиему, то он уподобляется демону, который прекрасно знает, что есть Господь Бог, но ему Бог не нужен.
А любовь мы, конечно, все должны просить. Мы должны просить и веру, и любовь. Но если человек не готов к этому, если он просто не вывезет физически и духовно эти таланты? Например, вот дай мне талант прозорливости. Хотел бы я? Ну теоретически, наверное, хотел бы. Но ведь Господь святым этот талант дает не ради какого-то развлечения, чтобы как бабка-гадалка деньги собирать. А ведь это колоссальный крест. Мне придется постоянно с людьми работать. Как это у старцев? С утра заходит толпа людей в монастырь и до вечера он с ними. Хотел бы я так? Я бы просто этого не вынес. У меня есть семья, есть храм и так далее. Я боюсь этого, потому что я представляю зону ответственности всего этого. Хотел бы? Теоретически хотел бы. Но смог бы я это осилить? В данный момент я не смогу это осилить. Если я не буду этот талант использовать для людей, помогать людям талантом прозорливости, то я буду его просто закапывать. И Господь с меня спросит. Или даст дар исцеления. Представьте, если я помолюсь, а люди будут исцеляться. Сразу придет половина России, как к Иоанну Кронштадтскому. У него своей жизни не было. Он с матушкой жил как брат с сестрой. У них никогда не было интимных отношений, потому что он понимал, что если у него появятся дети, если появятся родственники, дети детей, то это будет уже не духовная жизнь. А он именно ее хотел, видел в этом призвание. Это такое исключение – Иоанн Кронштадтский. И Господь ему дал и дар прозорливости, и дар исцеления и так далее. Но у него в день на Литургии было по 5–7 тысяч человек. Представляете? Все исповедовались и все причащались. Каждый день. Исповедовал он один. Была такая общая Исповедь. Конечно, он выезжал. У него был свой теплоход. Можно сказать, была своя яхта. Так бы сейчас сказали. Но он пользовался ею не ради развлечения. Он на север возил гуманитарную помощь. Ему просто подарили теплоход. На наши деньги это миллионов 30, наверное. У него был сначала один теплоход, потом второй теплоход и так далее. Ему могли дать пачку денег. Или могли шубу на него надеть, а он мог переодеть ее на другого человека. Это уже святой человек. Нужно сначала быть верным в малом. Когда он получал зарплату и шел домой, то зарплаты уже не было пока он доходил до дома. Поэтому матушке отдавали его зарплату, потому что она жаловалась. Или придет домой без сапог. Мог отдать сапоги какому-то нищему бродяге. Вот каким нужно быть в идеале. А мы, к сожалению, все маловерные. Мы все свои таланты закапываем. Хотя Иоанн Кронштадтский изначально был далеко не святым человеком. Он сам о себе писал. Это можно почитать. Он писал: «Мне жалко поделиться тарелкой супа». Представляете? Так он писал вначале своей духовной жизни, когда стал священником. Он просто вырос в очень бедной семье. У него была психически больная мать. Отец был пьяницей диаконом. Он вырос в какой-то глубинке Архангельской, переехал в Санкт-Петербург, выучился. И он долгое время просто не мог видеть свою мать, говорил о том, что мать опять приснилась ему в страшном сне. Представляете? Но все это он переборол. Он свою жадность переборол. У него была зависимость, он курил. В молодости он курил. Он играл в карты, уже будучи священником. Но тогда и другое было время, курить было модно. Не знали всех последствий курения, многие священники курили. Сейчас греческие священники курят. Такая просто традиция. Иоанн Кронштадтский усилием, серьезным усилием победил все это в себе. Понятно, что с помощью Божией. Казалось бы, Господь дал ему мельчайшие какие-то таланты. У нас, у современных людей сейчас гораздо больше изначально есть стартовая позиция, которая изначально выше, чем у Иоанна Кронштадтского была. Но он настолько опередил, настолько обогнал нас, обычных людей, полноценных, у которых есть хорошие семьи, которым не сложно делиться, которым не жалко 100 рублей, 200 рублей просто так пожертвовать. Или тысячу рублей пожертвовать, а некоторые иногда могут и по тридцать тысяч рублей пожертвовать. А Иоанн Кронштадтский говорил, что не может поделиться куском хлеба или тарелкой супа: «Жалко мне.» Он переборол все это. Изначально он не был святым. У нас у всех есть такой потенциал. Как мы его называем? Как мы преумножаем эти таланты? А вот Иоанн Кронштадтский преумножил не в 100, а, может быть, в несколько сотен раз.
А мы, каждый из нас сам даст ответ, но перед Богом. Не перед кем-то мы дадим ответ, а перед Богом. Иногда в нас кидают камни, говорят: «Вот вы такие попы». Хочется сказать: «А судьи-то кто? Вы сами-то святые?» Нет. Это просто психологическая защита. Человек сам не хочет развиваться. И он всех поливает грязью. Это обычная защита человеческого мозга. Так судьи кто? Наш судья – это Господь Бог. Перед Богом Церковь будет отвечать какая она, и кто она, и где она, и что мы делали. Понятно, что хочется, чтобы у нас были святые батюшки, святые прихожане, святые люди. Дорастем мы до этого? Не знаю. Но время у нас есть, шансы у нас есть. И будем развиваться в этом направлении.
– А если Бог знает, что я смогу и дает мне какой-то талант. А я сомневаюсь, что вывезу. И отказываюсь. Как узнать, оценить и сопоставить?
– Если Господь вам дал, значит, что Он в вас верит. Мы уже говорили о гранях веры-доверия. Если мы верим в Бога, то это не значит, что мы верим в Его существование. А это значит, что Бог знает лучше нас. Так вот если мы верим в Бога, и Бог дал нам этот талант, то Он в нас тоже верит. Значит, у нас есть возможность развить этот талант. И это значит, что его надо развивать, а не закапывать. А если вы из-за маловерия его закопаете, то будете как тот лукавый раб. На страшном Суде у вас и это отнимут (не дай Бог). Все у нас отнимут, если мы по маловерию своему не разовьем тот потенциал. Опять же, в глубине все эти таланты сводятся именно к любви. Любовь – самый главный талант, который мы должны преумножать. И все вытекающее из любви как раз и есть то преумножение, когда мы делимся этой любовью. А как мы ею делимся? Не просто говорим: «Мы любим всех». И все на этом. Нет. Когда мы делаем добрые дела. Христос дает критерий. Возвращаясь к словам Христа, Он говорит: «Если вы пришли ко Мне в темницу, в больницу, накормили, напоили, приютили Меня и меньших Моих братьев, то это сделали вы Мне, вы пришли ко Мне». Вот критерий. А если мы боимся, считаем каждую копеечку, то Господь большего нам не даст.
Сбор идет с начала месяца.