Петров пост – один из многодневных постов Русской Православной Церкви. Он самый простой, самый легкий. По продолжительности он варьируется от одной недели с небольшим до почти семи недель. Кто знает, от чего зависит продолжительность поста?
– От Пасхи.
– Совершенно верно. Через неделю после Троицы. Это на какой день Пасхи? На 58-й день. Всегда на 58-й день начинается Петров пост. И длится он до какого дня?
– До 12 июля.
– Да. В этот день, 12 июля, мы празднуем день первоверховных апостолов Петра и Павла. И поэтому, так как пост заканчивается всегда в один день, а начинается то раньше, то позже, то чем раньше празднуется Пасха, тем длиннее пост. И наоборот. В этом году Петров пост сколько у нас длится? Ровно месяц. 12-го июня начинается и 12-го июля заканчивается. Петров пост еще называется апостольским, потому что он назван в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.
Установление апостольского поста относится к первым временам Православной Церкви. Еще сами апостолы упоминают о нем, говоря в своих «Постановлениях». А как у нас еще называется Пятидесятница в Церкви? День Святой Троицы. Сошел Святой Дух на апостолов. В этот день мы еще празднуем день рождения Церкви, день Пятидесятницы. Почему Пятидесятницы? Потому, что на 50-й день после Пасхи. Апостолы пишут: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь. Справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Каких даров? Святого Духа в день Святой Троицы.
Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшего от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня по старому стилю и по новому стилю 12 июля, и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
Нам еще в академии говорили, что была такая традиция: кто по каким-то причинам не постился в Великий пост, то должен обязательно поститься в Петров пост. Но это не значит, что кто постился в Великий пост, то не должен поститься в Петров пост (смеется). Хотя, к сожалению, на практике так и бывает. Большинство людей в Великий пост еще хоть как-то постятся, потому что люди, не постящиеся в Великий пост, отлучались от Церкви по Канонам Церкви. А в Перов пост – лето, дачи, сады, огороды. И, конечно, все расслабляются. Но практика показывает, что когда ты входишь в этот ритм церковной жизни, то в какой-то момент организм сам перестраивается и сам начинает «требовать» облегчения плоти от всех этих жирных и часто вредных продуктов. Поэтому со временем начинаешь привыкать. В Греции знаете, как подошли к решению Петрова поста? Слышали? Греческая церковь, филанская церковь, живет по новому стилю, не по-нашему, не по древнему. Они перешли на новый стиль. Но Пасху мы все празднуем по-старому, древнему календарю. А новый стиль на две недели идет вперед. И иногда так бывает, что, когда Пасха поздняя, то Петров пост у них вообще «выпадает» из календаря. И поэтому в их традиции Петров пост фиксирован, по-моему, он бывает максимум пару недель. А у нас бывает, что он затягивается почти как Великий, иногда до семи недель.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще. О нем упоминают такие святые отцы, как святой Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.
Святой Афанасий Великий описывая в своей «Защитительной речи императору Констанцию» бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище». Это такое упоминание, говорящее о том, что первые христиане в первые века христианства постились уже Петровым постом.
Почему этот пост называется апостольским? Этот летний пост, который мы сейчас называем Петровым или апостольским раньше называли постом Пятидесятницы. Слышали об этом? Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Была такая традиция. Перед тем, как пророки или даже Сам Христос вышел на проповедь, то они налагали на себя пост. Кстати, в прошлый раз спрашивали, что такое 40 дней. Я уточнил и говорил об этом уже. 40 дней – это число испытания. Когда мы говорили о Вознесении Господнем, то говорили, что Вознесение произошло на 40-й день. Так вот, 40 дней – это число полноты испытания. Чем испытывал Господь людей 40 дней от Воскресения до Вознесения? Господь испытывал веру апостолов, то есть Святой Дух еще не сошел на них, они еще не были подвержены полноте благодати, которая их переполняла уже после сошествия Святого Духа, когда они уже ни в чем не сомневались. Мы знаем, как это преобразило в день Святой Троицы апостолов, как они из неграмотных, необразованных, темных рыбаков превратились в талантливых, красноречивых ораторов, которые пошли, не боясь никого, проповедовать веру Христову, Евангелие всем людям, самым отчаянным, каннибалам. Они ничего не боялись. Это, конечно, удивляет. Но до сошествия Святого Духа Господь, видимо, проверял их. И мы читаем в Евангелие, что каждый раз, когда Он являлся, то кто-то верил, а кто-то не верил. Вот такой парадокс. Христос является, кто-то Его видит, кто-то верит, а кто-то не верит. После того, как Он начинал общаться, начинал совершать таинство Евхаристии, все убеждались в том, что это истинный Христос. Так вот. Перед каждым выходом на проповедь кто бы это ни был – Моисей, Христос (мы Его называем новым Моисеем), апостолы Петр и Павел, и другие апостолы – перед выходом на проповедь налагали на себя пост. И в знак солидарности с апостолами мы на себя тоже возлагаем этот пост для того, чтобы эта благодать Святого Духа накапливалась, а потом мы могли бы ей делиться, зажигая сердца людей. Вот чего не хватает нам с вами, современным христианам: не просто веры теплохладной, а горячности.
Дух Святой сошел на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (II Послание к Коринфянам апостола Павла). Это как раз подтверждение того, как работает благодать Святого Духа. Место Синайского закона заступила благодать Святаго Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.
По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости, ибо научает великому любомудрию, человека соделывает ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных». Тот, кто молится и притом постится, немного требует; а кто немного требует, тот не будет сребролюбив, а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому апостолы почти всегда постились». Видите, как Иоанн Златоуст раскрывает смысл поста? Святость не на ровном месте возникает, не лежа на диване с бутылкой прохладительного напитка приходит под просмотром интересных каких-то телепередач. Святые отцы цитируют слова Иисуса Христа, что усилием Царствие Небесное берется. Если мы хотим хоть немножечко приблизиться к благодати Святого Духа, то это усилие через пощение, ограничение себя, оно и развивает в нас все остальные качества. Иногда говорят люди: «Вот я 500 раз хожу в храм, исповедовался и причащался, но так ничего и не изменилось». Во-первых, мы за короткий промежуток времени не можем оценить себя. Я вижу людей, ходящих наш в храм 10–12 лет. Я вижу, как люди меняются. И это очень кропотливый, медленный рост. Во-вторых, мы берем на себя легкое христианство, не стараемся перетрудиться. Поэтому и не видим серьезных изменений. Это не говорит о том, что мы тут же на себя должны возлагать какой-то очень строгий пост. Это говорит о том, что мы чаще всего изнеженные, избалованные. Конечно, сравнить себя с людьми двухтысячелетней эпохи, посмотреть, как люди жили в то время, как мы сейчас живем… Без высокоскоростного интернета, без автомобиля или транспорта общественного… Мы уже и пройти пару километров в день не можем, мы думаем… То есть мы настолько изнежены, мы настолько избалованы. Поэтому мы и не видим никакого роста в себе. Поэтому этот рост должен быть постепенным, планомерным, постоянным. Не получится так, что мы попостились пару дней перед Пасхой, или неделю хотя бы, и ждем: а где благодать-то, ничего не поменялось. А ничего и не поменяется, потому что нужна постоянная, систематичная, целенаправленная работа над собой, которая приносит плод. Как, например, человек занимается каким-нибудь видом спорта, а тоже ничего не понятно, не видно, но в какой-то момент у него развивается какой-то талант в голове, в теле, все приходит на свои места. Точно так же я сравниваю и пост. Невозможно, даже попостившись полностью один пост, даже по уставу, невозможно стать святым. Это целенаправленный, трудоемкий путь христианина.
Как правильно питаться в дни апостольского поста? Что устав церковный нам по этому поводу рекомендует? Есть церковный устав, базирующийся на разных канонах древних монастырских уставов. Есть Александрийский устав, есть Антиохийский, есть Иерусалимский, есть Афонский устав. Они все в чем-то отличаются немного. И вот наши русские, российские, славянские предки взяли самый строгий устав, который только можно, и приложили его на самых простых, обычных мирян. Парадокс такой. Чисто по-русски. Поститься так поститься. Поэтому я всегда говорю, что нужно быть осмотрительными, особенно новоначальным людям, которые еще вчера пришли в храм и тут же открыли Типикон, и увидели там сухоядение всю первую седмицу Великого поста.
А что в Петров пост? Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни (то есть кушать сухоядение в девятый час после вечерни); в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы (то есть это вторник, четверг, суббота и воскресенье).
Сбор идет с начала месяца.