Вопрос: Почему у крещеных больше шансов на спасение? Может быть, потому что при Крещении дается благодать святого Духа и ангел-хранитель? И если ты крещеный, то в случае внезапной смерти церковь может молиться о душе?
– С детства мы получаем доступ к Церкви, ее таинствам, а это инструменты, которые помогают. Но если человек все исполняет механически, то на душу человека это никак не влияет.
Про Крещение Руси очень много мифов, в том числе поддерживаемых советский властью, чтобы настроить людей против Церкви. Но объективная история и наука все эти вопросы не подтверждает.
Крестим мы с какой формулой? Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь (первый раз наливается вода на человека). И Сына. Аминь (второй раз наливается вода на человека). И Святого Духа. Аминь (третий раз наливается вода на человека). Это может быть любая жидкость, даже изо рта, если вообще нет ничего под рукой. Главное, чтобы было доброе желание того человека, либо родителей несовершеннолетнего человека, которого крестят. Если человек, Слава Богу, выжил и пришел в себя, то таинство Крещения заканчивает уже священник в храме.
Без сознания, конечно, покрестить человека, даже экстренно, уже не получится. Мы говорили про то, что одного еврея крестили насильственно. Он обратился в Священный Синод, спросил, как ему теперь быть. Ему ответили, что это Крещение недействительно. Этот случай, кажется, был еще до революции.
При таинстве Крещения должно быть наличие крестных. Крестные или восприемники, которые принимают ребенка из купели и становятся его помощниками в деле спасения. По традиции на Руси и во всех христианских странах если что-то с родителями случалось, то крестный должен был взять ребенка на воспитание. И поэтому никаких сирот, беспризорников и детских домов никогда на Руси не было. Все дети были пристроены, Слава Богу. Но смертность была большая, особенно у рожениц.
После Крещения человек надевает православный крест, крестильную рубашку и миропомазывается. Миропомазывание – это отдельное таинство. У него есть разный исторический контекст и, наверное, мы его отдельно разберем. Если сказать кратко, то миропомазание дает дары Святого Духа. Вокруг купели проходят с крестными крещаемый ребенок либо взрослый. Таким образом становятся крестными. Кто не участвовал в таком крестном ходе вокруг купели, тот крестным не становится. В наших русских православных традициях крестным становится тот, кто с крещаемым одного пола. В других церквях может быть и по десять крестных. Почему одного пола? Часто встречается так, что человек стал крестным, а потом эти люди захотели жениться между собой, а теоретически это запрещено. Поэтому в Русской Православной Церкви установлено, что крестным становится человек того же пола, что и крещаемый ребенок. Если вы на крещение для мальчика позовете женщину, то она не будет крестной у этого ребенка. Ребенок будет без крестного. Крестным у одного человека может стать только один человек и только одного пола с крещаемым. До 16 лет человек нуждается в крестном. И, соответственно, крестным может стать крещеный человек после 16 лет. Что еще? Подстригают волосы. Волосы – это тоже символ посвящения человека Господу Богу. Небольшие кусочки волос священник с молитвой постригает в форме креста на лбу, на макушке и по бокам. Священник все это время молится о крестных в ектении, освящает воду… Это все древняя церковная практика.
Какие плюсы? У крещеного человека есть возможность войти в Царство Небесное. Могут ли войти некрещеные люди в Царство Небесное? Это решаем не мы, этот вопрос решает Господь Бог. И слава Богу! Иногда мне пишут люди на богословские темы или спрашивают об этом. Я всегда отвечаю: «Слава Богу, что не вы решаете эти вопросы». На меня иногда обижаются. А вы представляете, как брать на себя такую ответственность: кто спасется, а кто не спасется? И я рад, что не я решаю такие вопросы. У нас есть, так скажем, базовый минимум, как войти в Царство Небесное. А войдем мы туда или нет? Это скажет Господь. Он будет смотреть на душу человека. Очищена ли душа от страстей (хотя бы минимально), есть ли куда приложить благодать Божию, чтобы человек и дальше развивался, или у него ориентир в другую сторону, в безбожную жизнь. Во всем этом Господь Сам разберется. Не нужно думать и считать себя святее или добрее Господа Бога. Некоторые говорят: «А я не согласен со Христом, что только крещеные войдут в Царство Небесное». Я считаю, что Господь Сам разберется. Я верю в милосердие Божие, в то, что у нас, у тех, кто стремятся ко спасению, регулярно исповедываются и причащаются, может быть, не у ста процентов, но у 90 процентов есть шанс. Понятно, что мы не будем с апостолами по левую и по правую сторону сидеть на престоле Господнем, а вот где-нибудь на скамеечке, рядом нас Господь пустит (смеется). Иначе смысл тогда всего?
Чрезмерная самонадеянность на спасение при греховной жизни, а также и чрезмерное уныние от того, что мы не спасемся, когда мы ведем христианский образ жизни, тоже являются грехом. Надо надеяться на лучшее и делать все, что необходимо. А Господь, я уверен, разберется лучше нас. Но акцент надо делать на свое внутреннее духовное состояние. Если наше сердце полно обиды, ненависти, злости, гнева, сребролюбия, блуда и других страстей, то, естественно, такой человек не то, чтобы не войдет, он некомфортно будет себя ощущать в Царстве Небесном, потому что благодать Божия или благодатный огонь, как говорят святые отцы, один у Бога. И для кого-то он является адским огнем, а для кого-то он является благодатным огнем.
Я иногда сталкиваюсь с людьми, которые не могут зайти в храм, кружат, кружат. Жена заходит в храм, а муж не может зайти в храм, его не пускает. Или кто-то себя пересиливает, а у него все начинает болеть, внутри жжет все. О чем это говорит? Это не психосоматика, а это реальная бесовщина, которая овладела душой этого человека. Особенно тяжело тем людям, которые занимались какой-то оккультной практикой. Когда мы посвящаем свою жизнь бесам, они так просто из нашей жизни не уходят, они мстят до конца. И надо сказать, что одно из самых страшных наказаний у первых христиан было отдать что-то бесам. Когда людей по каким-то причинам, по грехам отлучали от Причастия, это называлось «отдать бесам». Люди отлучались от Церкви, а вне Церкви нет и спасения. То есть уже здесь, при жизни люди активно начинали страдать от воздействия бесовских сил. Так и есть. Я тоже периодически с людьми общаюсь. Они говорят: «Мы как-то все причащались, причащались, потом привыкли, все это надоело. И мы начали заниматься оккультной практикой». Сейчас развелось этого много всего: какие-то карты Таро, нумерология, астрология, карты желаний, схемы, визуализация и т.д. Внешне все кажется красиво, а на самом деле – это чистой воды бесовщина. Люди, занимающиеся этим, понимают потом что они потеряли. Спокойствие души, спокойствие духа – это ценный дар Божий. Почему мы все стремимся к Церкви, к смирению? Потому что это состояние души человека, живущего с миром, смиренно. А когда ты мир в сердце теряешь и пытаешься чем-то его заполнить (вещами, машинами, квартирами и прочее), то и остановиться, и успокоиться не можешь. Бесы воруют время. Сколько усилий надо, чтобы все это добыть, потом все это содержать? И мы теряем этот мирный дух, спокойствие, и человек страдает. А когда он понимает и начинает возвращаться, то бесы начинают мстить. Причем эта месть очень реальная. Я опытный христианин. Может быть, неопытный священник, но христианин опытный, в церкви уже около 30 лет. И даже я, когда эти вещи слышу, у меня «мурашки идут» от реальной чистой воды бесовщины. И вот как раз в таинстве Крещения мы выдвигаемся против дьяволов. И если мы потом вышли из-под Господа Бога, то бесы начинают мстить реально. Это каждый священник может вам подтвердить. Из своего опыта скажу. Когда я начинаю людей «вытаскивать» из какой-то бесовщины, то они и священникам начинают мстить. В моей практике – это постоянно поломки автомобиля. Может быть, потому что мы, как на скорой помощи, приезжаем на машинах к людям? Когда в квартирах творится бесовщина, а ты освящаешь квартиру, то тут же попадаешь в какую-то «заваруху». Я это прослеживаю периодически. Один раз так же помог людям. Возвращаясь, еду по улице Амундсена. Дорога чистая. Я ехал на автомобиле «Волга» в Кольцово, где служил. Никого на дороге нет. И тут мне прилетает камень спереди. Прилетает сначала в капот, потом провернулся и оставил след (есть у меня фотография) как будто 3–4 когтями процарапал, а потом прилетел в лобовое стекло прямо напротив меня. Разбилось лобовое стекло вдребезги. Слава Богу, стекло не выбило. Я был в шоке. Ни одной машины. Метрах в 300-х кто-то ехал. Может ли быть такое? Периодически такое случается. И недавно моя машина пострадала, не подлежит восстановлению. Слава Богу, меня не было в ней. И никто не пострадал. Я благодарю Бога, что «отделываюсь» машинами. Хуже, когда с семьей что-то происходит. Знаю одного священника, который писал книгу про бесов. Он, в процессе написания, поломал себе все, что можно – руки, ноги, потом компьютер, на котором набирал текст. То есть, они реально не хотят, чтобы мы открывали людям истину, рассказывали правду про них. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Святые старцы реально все болели, на них «живого места не было», потому что они вытаскивали людей из этой бесовщины.
Минусы таинства Крещения. Кто может сказать какие есть минусы у таинства Крещения? (Присутствующие начинают рассуждать).
Надо сказать, что ничто так не гонит в храм человека, как бесы. Те, кто реально столкнулись, кто столкнулся с этим реальным миром (причем это не какая-то там шизофрения), бегут в храм как ошпаренные. Это психически здоровые люди, но они боятся даже об этом рассказать, чтобы о них не подумали чего-нибудь. Они хорошие люди. Но есть люди, которые умышленно туда идут. Я и с такими общался. Это отдельная тема.
Крещение совершается один раз в жизни. И в этом таинстве прощаются все грехи автоматически. Как только ты уверовал в Христа, как только ты Его принял и крестишься, то все грехи прощаются. Мы знаем, что все грехи – родовые, первородные – переходят по наследству. Спрашивают: «Зачем крестить ребенка?» А первородный грех-то никто не отменял, родовые грехи тоже переходят по наследству. Это как болезни: многие болезни переходят по наследству. И если человек не крестится, не прерывает эту связь греховную, он страдает. Да. Крещение проходит один раз в жизни. Но грехи прощаются еще и в таинстве покаяния – Исповеди и Причастия. Тут прощение грехов зависит не от того, что мы признаем Христа, а зависит от степени раскаяния человека, от его осознания, от его подготовки, осознанности. Более требовательно здесь Господь прощает грехи, не как в первый раз. С детства помню картинку, на которой было изображено, что когда человек покрестился, то у него душа как белая одежда, а потом, когда он согрешил, то душа вся черная, а когда покаялся, то она стала серого цвета. И чем мы искренне каемся перед Господом Богом (достойно причащаться, наверное, нельзя, если человек считает, что он достоин, то он считает, что он равен Господу Богу), тем максимально Он очищает нашу душу. Почему рубашка крестильная белая? Потому что она символизирует чистоту души, которую мы должны постараться пронести всю жизнь.
Какие еще минусы таинства Крещения? Один из минусов – это то, что тебе нужно полностью переосмыслить жизнь. Для многих это неприемлемо. Человек привык жить в своем мире, в своем болоте, из которого вылезать неохота. Всегда очень тяжело выходить из зоны комфорта. В воскресенье пришла на Крещение женщина и говорит: «А что? В воду залазить надо? А еще рубашку за тысячу рублей купить?» Я отвечаю: «Если вас это останавливает, то о чем мы говорим? Зачем вам это надо? Вы понимаете, что вам надо будет поститься, грехи свои на Исповеди называть священнику?» Она отвечает: «Я читала, что не надо поститься». Понятно здесь все.
Крещение – это полное изменение своей жизни. Я часто привожу в пример спортсменов. Аскетами сначала называли всех спортсменов, которые не ради шоу, как сейчас, а ради спорта настоящего были подвижниками. Чтобы достичь каких-то достижений в спорте, надо полностью подстроить свою жизнь под этот вид спорта. Это и питание, и тренировки, и режим дня, и соревнования. Все, чтобы достичь какой-то цели. Для этого надо всю свою жизнь перестроить. А тут мы говорим про вечную жизнь, про Царствие Небесное. Насколько надо всю свою жизнь перестроить? Тут и интимная жизнь тоже входит. У спортсменов тоже интимная жизнь во время соревнований прекращается, кстати. Так и мы с вами тоже какого-то рода спортсмены. Мы нацелены на результат, который не в этой жизни. Но бонусы мы уже в этой жизни получаем. Какие? Становимся лучше, добрее, милосерднее. Это все тоже в земной жизни помогает человеку. Особенно сложно тем, кто в зрелом возрасте приходят к Богу. Им памятники ставить надо, если они смогли это. Конечно, не без помощи Божией все это происходит, но нужно очень много усилий. Другое дело, когда с детства человек крещен. Я считаю, что у него больше шансов. Часто вижу, что если дети с детства получают от бабушек своих какие-то базовые знания о Церкви, то у них в зрелом возрасте нет такого отторжения. И наоборот, если им в детстве говорили, что в церкви плохо, попы такие-сякие, бабушек обманывают, на мерседесах ездят… Люди не могут потом всю жизнь от этих стереотипов избавиться. Конечно, я не говорю, что все батюшки святые. Есть и те, кто злоупотребляет своим положением. Но что далеко ходить, у Христа один из учеников оказался предателем. Я уверен, что Господь специально его призвал, чтобы показать человеческий фактор. Та женщина, что приходила, говорила: «Я знаю, что есть такие священники, которые осуждены за растление несовершеннолетних». Да. И таким страстям тоже подвержены. Важный фактор – благодать таинства Крещения не меняет волю человека, его привычки и характер. Она только помогает меняться. Было бы здорово, если бы ты покрестился и тут же стал святым. И не грехов у тебя, ни страстей… Нет. Грехи-то у тебя прощаются, а привычки и характер остались прежними. Большинство наших священников пришли в храм в зрелом возрасте. Такого нет в других странах, которые жили по традициям, где не было все это искажено безбожной властью. Если у нас половина священников пришли из ниоткуда (кто-то из бизнеса, а кто-то и из бандитов), то откуда у них возьмется какой-то опыт личный? Слава Богу, что хоть такие есть. Конечно, Церковь страдает от этого. Но, значит, такая воля Божия. Это те священники, которых мы заслужили. Таким образом, еще один минус – это то, что свою жизнь нужно полностью подстраивать, что для новоначального очень сложно. Поститься. Для некоторых запреты интимной жизни тяжелы, потому что интернет полностью развращает человека. И если человека с детства не научили грамотно пользоваться этими инструментами интимной жизни, то ему очень сложно. Человек, ведущий нецеломудренный образ жизни, до Причасти, до таинства Церкви не допускается. И когда человек крестится, ему надо будет измениться.
Сбор идет с начала месяца.