Да. Эта аналогия прослеживается красной линией. Напомню еще слова Иисуса Христа по этой теме. Когда ученики Иисуса Христа начали делить власть? Когда они начали думать, что Христос пришел тайно. Действительно, некоторые принцы, которые хотели воцариться на престол, когда их ждал черед, ходили по городам, общались с простыми людьми, прикидывались простолюдинами, купцами. Конечно, они были со скрытой охраной. Они ходили и смотрели, как живет народ, что происходит. И ученики Иисуса Христа тоже думали, что Он сейчас внедрится в простой народ, а потом объявит Себя Мессией, Спасителем. Иудеи того времени, как и сейчас, считают, что Мессия – это царь. Царь земной, царь человеческий. Что Он Господь Бог, что Он Сын Божий в том плане, в каком был Иисус Христос, они не понимали. И до сих пор не понимают. Так вот Христос говорил своим ученикам, которые начали делить власть: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26). Это не просто кто-то говорит, а говорит Иисус Христос. Он был Сыном Божиим. Он был Богом. При этом Он моет ноги своим ученикам, ест, пьет с какими-то отребьями этого мира, не гнушается ничего. Служит им, не берет никакой платы за это. Он с утра до вечера ходил, проповедовал и говорил, что Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8:20). А вы тут рассуждаете кто будет первый или больший. Поэтому «красной линией» идет через все Евангелие: Христос для нас пример, образец. Не просто какой-то теоретический Учитель, который рассказал все и ушел. Так многие делают ораторы, политики… А Христос все показывает на своем личном опыте. Он говорил, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Он это сделал. Говорил, что вы должны быть слугами или рабами. Он как слуга или раб омывал ноги своим ученикам. То есть реально действовал именно так. Да, Он где-то утрировал, поднимал планку такую, которую нам в нашей реальной жизни не понести. Объективно не понести потому, что это граничит с каким-то юродством, безумием. Конечно, мы должны оставаться в рамках современной культуры. На нас итак смотрят как на сумасшедших. Поэтому действовать надо в рамках разумного. Не надо ходить с тазиками и мыть людям ноги. А в древности действительно были рабы, которые омывали ноги. Ты ходил весь день в сандалиях по пыли. Никакого асфальта, никакой травы на Востоке, как и сейчас, там нет. Ходил весь день по пыли, приходил домой, где были специально обученные люди, которые этим занимались. И Христос берет на себя эту работу. То есть Он мог сказать: «Давай кого-то наймем». Или попросить младшего ученика, например, будущего Иоанна Богослова. Пусть помоет. Нет. Он берет и сам показывает пример. Не гнушается всем этим, потому что понимает весь смысл. И хочет передать этот смысл своим ученикам. Но ученики, как и мы сами все с вами, они обладают всеми человеческими свойствами. И завистью, и жадностью, и всем остальным. И мы видим это проявление. Как раз наша земная жизнь – это и есть та самая борьба с грехом или страстями, которые мы иногда называем человеческим фактором, от которого никуда не убежишь. Но с этим приходится сталкиваться.
Сбор идет с начала месяца.