– В Чистый Четверг нужно исповедоваться, а в пятницу идти на Причастие?
– В Великую Пятницу Причастия нет. В пятницу Христос умер на Кресте. Литургии в этот день не положено нигде. Идут Царские часы и погребение Плащаницы. В четверг Исповеди тоже нет. Обычно в нашем храме – я сейчас говорю только про наш храм – кто начал исповедоваться с субботы до Страстной Седмицы (в субботу исповедовался накануне Страстной Седмицы, накануне Вербного Воскресения), тот может причащаться на всю Страстную Седмицу и, соответственно, на Пасху. Без Исповеди. Это в том случае, если нет каких-то серьезных, тяжелых грехов, если вы всех простили. Если согрешили какой-то мелочью, то подходите ко Кресту дома или в храме, к иконе, просите у Бога прощения в своих прегрешениях так, как мы должны обязательно это делать в вечерних молитвах, когда мы каемся перед Богом в своих повседневных грехах. Это нормально. А вот если что-то серьезное, от чего томится наша душа и сердце, то без предысторий, без подробностей надо рассказать на Исповеди. Хотя я понимаю, что люди приходят порой за психологической помощью. Но когда стоят в очереди на Исповедь 200 человек, то я понимаю, что поговорить по душам не получится. Да и батюшка с ума сойдет, если будет вникать во все эти хитросплетения запутанных отношений. У психологов это специальная работа.
Давайте мы с вами вспомним о тех, кто пишет о Воскресении Христовом. Это Послание Апостола Павла к коринфянам. В какие даты оно было написано? Примерно 50-е годы. Мы не можем точно сказать. В 52–57-й годы первое послание апостола Павла было написано, где впервые пишет апостол Павел о Воскресении Христовом. Потом это Евангелие от Марка. Это уже 60-е годы. Евангелие от Матфея и Луки – это примерно 80-е годы (85–90 годы). А Евангелие от Иоанна Богослова самое позднее, оно с 90-го года после Рождества Христова до 100–110 года было написано. Это условные даты, но они достоверные. Мы не можем точно сказать какой именно год. Времени очень много прошло, но современная наука доказывает, что это действительно так. И в прошлый раз мы говорили, что есть книга исследователя Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства». Прочитайте эту книгу, если кого-то интересует историчность личности Иисуса Христа. Джош Макдауэлл протестант, евангелик. Книга издана первый раз в 70-х годах прошлого века, была бестселлером, переведена на русский язык, была популярна в советское время. Он доказывает систематично, что это исторично, что это не выдумка какая-то. Книгу можно почитать на православном портале по ссылке https://azbyka.ru/ . Кстати, это проверенный портал, мои одноклассники по духовной академии этот сайт ведут. Там все проверено, все очень грамотно.
Сбор идет с начала апреля.