Суббота закончилась. И рано утром, на рассвете в воскресенье, когда было еще темно, жены-мироносицы идут наугад непонятно куда. Они примерно ночью видели, куда положили Иисуса Христа. Благо это было недалеко. Крест на Голгофе стоял, а рядом с Голгофой Гроб Господень. Они впотьмах видели все это. Они в субботу не могли прийти, идут в воскресенье. Их могли римские воины побить. Или убить, защищая ту территорию, которую им дали охранять, если они увидят в них угрозу. То есть они идут с чистыми, горячими, любящими сердцами ко Христу. Они Ему служили при жизни и пошли, несмотря ни на что, за Христом. Они приходят туда, а там Его нет. Они встречают ангела, который говорит: «Его нет, Он воскрес. Идите и скажите об этом ученикам». Они идут к ученикам. Там нашли Петра и Иоанна. Те, как только узнали, побежали сразу. Евангелист Иоанн написал, что молодой ученик прибежал первым. Он пишет про себя. Иоанн Богослов был моложе, поэтому прибежал первым, но боялся зайти в гроб, подождал, пока прибежал Петр – самый старший и авторитетный апостол. Они вместе заходят и опять же видят во гробе ангела, который сидит на камне. Христа не нашли. И постепенно, постепенно ангел об этом возвещал. Уже вечером в этот день, в воскресенье, Он является всем. Они оповестили всех и сказали, что Его надо ждать в Иерусалиме. Скорее всего, это было у Иоанна Богослова дома, потому что у него был дом в Иерусалиме. Это был состоятельный, скорее всего, человек. Отец его – Зеведей – был состоятельный человек. Вот там они все и собрались. И там, в этот же день им является Иисус Христос. А потом является уже через неделю. Важный момент: Христос обычно являлся до Своего Вознесения преимущественно по воскресеньям. Это как раз в пользу того, почему мы все собираемся по воскресеньям, причащаемся и молимся в храме. Христос именно в этот день активно являлся к Своим ученикам от Воскресения до Вознесения. В этот день собиралась сотня людей. Это не какое-то личное помешательство у малого числа людей, у пары экзальтированных женщин, которым что-то показалось. Нет. Взрослым адекватным людям являлся Иисус Христос. Причем являлся тем, кто этого хотел. Христос не пошел к Пилату или первосвященникам продажным. Надо сказать, что должность первосвященника покупалась за деньги и стоила баснословных сумм. И первосвященники по многу лет покупали свои должности, а потом и своим детям передавали это.
В первое воскресенье – это было Воскресение. А второе воскресенье через неделю – апостолу Фоме (неверующему). Фома всю неделю переживал, что он не увидел Иисуса. И потом они все собрались на совершение первой агапы (прообраз первой Литургии). Вечером они собирались поначалу, но потом уже перенесли на утро, потому что многие начали злоупотреблять. Сначала была трапеза, беседы, общение, а потом уже было Причастие. Сначала люди ели и пили, а уже потом причащались. В древности. Многие этим злоупотребляли. Ели, пили, приходили раньше всех. Поэтому перенесли на утро. А вечером у нас сейчас Всенощное бдение, это та самая агапа, когда мы освящаем хлеб, вино, кушаем, пьем. Конечно, сегодня это не так, как в древности. Тогда накрывали столы в храме, ели и пили, радовались прямо во время богослужения. Потом опять начинали служить. А утром уже приходили на Литургию причащаться.
Сбор идет с начала месяца.